Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 4 класс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematich.doc | 443.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М.И. Моро соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику М.И. Моро, М.А Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой. Математика. 4 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 4 класс».
1.Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент – (национально-региональный) –устанавливается субъектом РФ (№ 1089 от 06.12.2004 г.)
3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным учреждением.
4. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
5. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)
6. В соответствии с региональным учебным планом для образовательных учреждений Амурской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные года (распоряжение Министерства образования Амурской области).
7. В соответствии с примерным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования, администрации Зейского района от 23.08.2012 г. № 177-Д)
8. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013 г. №1061 об Утверждении примерного положения о структуре, порядке, разработке и утверждения рабочей программы, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), образовательными учреждениями, расположенными на территории амурской области и реализующими программы общего образования.
9. В соответствии с учебным планом МБОУ Бомнакская СОШ на 2018-2019 учебный год.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данным и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научаться распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности – на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с создание информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и обработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т.д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочих, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе – 132 ч (33 учебные недели), во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
На изучение математики в 4 классе — 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания курса
Особенность изучаемого курса состоит в том, что курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Особое значение, придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является – учет возрастных особенностей слабовидящих обучающихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей-инвалидов по зрению, практическая направленность преподавания, выработка необходимых навыков. Центральной задачей при изучении этих тем является изучение внетабличного умножения и деления. Перед изучением внетабличного умножения и деления дети знакомятся с разными способами умножения или деления суммы на число (в случае, когда каждое число-слагаемое делится на это число). Наряду с устными приёмами в программе уделяется большое внимание обучению детей письменным вычислениям. При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению. Важным понятием курса является понятие величины. Рассматриваются соотношения между единицами каждой величины. Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитания величин, выраженных в одних и тех же единицах (длины, массы, времени и др.), умножение и деление значений величины на однозначное число. Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. При формировании представлений о фигурах большое значение придаётся выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур. Решаются задачи на нахождение периметра многоугольника и площади прямоугольника (квадрата). Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади – с изучением деления. В теме «Числа от 1 до 100» программой предусмотрено решение уравнений на основе знаний взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения:
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
С учётом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы ожидаемые результаты и планируемые действия каждого ученика.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.
Содержание разделов и тем учебного курса
Числа от 1 до 1000. Повторение (14 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000.
Нумерация (12 ч)
Новая счётная единица – тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (11 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центр, тонна. Соотношения между ними.
Единиц времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (12 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х+312=654+79,
729-х=217+163,
Х-137=500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (77 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6- х = 429+120, х –18 = 270 –50, 360: х= 630: 70 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10. 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трёхзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
- отношения больше, меньше, равно;
- взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2 – 4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
- разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 её частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (10 ч)
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Проверочные работы | Контрольные работы |
1. | Числа от 1 до 1000. Повторение. | 14 | 1 | 1 |
2. | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 12 | 1 | 1 |
3. | Числа, которые больше 1000. Величины. | 11 | 1 | 1 |
4. | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. | 12 | 2 | 1 |
5. | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. | 77 | 6 | 6 |
6. | Итоговое повторение. | 10 | 0 | 1 |
7. | Резерв. | 4 | 11 | 11 |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в четвёртом классе ученик научится:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки меньше, равно> (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- объяснять, как образуется следующая счётная единица;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида: а +3, 8-с, b:2, а + b, с – d, k : h при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять вычисления с нулём;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х+60=320, х-60=320, 125+х=750, 2000-х=1450,
х-12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи 1 – 3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться:
- выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
- выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
- определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
- формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т.д.), помогающие понять смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
- развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
- осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
- сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобится при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
- формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное число;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- ориентировке в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определение времени по часам (в часах и минутах).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
- Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. «Математика» (1-4): учебник для 4 класса. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
- Поурочные разработки по математике. 4 класс. УМК «Школа России» М.И. Моро и др. (М.: Просвещение) / Авт.-сост. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. М.: ВАКО, 2015. – 464с.
- Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. – М.: «Просвещение», 2014.
Литература.
- Волкова С.И. Проверочные работы по математике: 4 класс к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 4 класс». М.: Просвещение, 2014.
- Моро М.И., Бантова М.И., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В./Учебник по математике для 4 класса начальной школы (1, 2 часть). М.: Просвещение, 2014.
- Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия)/ С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. Волгоград: Учитель, 2003. – 85с.
- Остер Г.Б. «Задачник. Ненаглядное пособие по математике». М.: СПАРК – М, 1993. – 112с.
- Поурочные разработки по математике. 4 класс. УМК «Школа России» М.И. Моро и др. (М.: Просвещение) / Авт.-сост. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. М.: ВАКО, 2015. – 464с.
- Родничок. Таблицы и правила по русскому языку и математике. Тула: Арктоус, 1995. – 112с.
- Сборник рабочих программ для начальных классов «Школа России» (1-4). М.: Просвещение, 2011.
Календарно – тематическое планирование по математике для 4 класса.
Курс «Математика» авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой (УМК «Школа России»)
№ | Тема урока | Элементы содержания | Предметные результаты | УУД | Дата проведения | ||
план. | фактич. | ||||||
Числа от 1 до 1000 (14 ч) | |||||||
1. | Повторение. Нумерация. | Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной | Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей | |||
2. | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. | Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. | |||
3. | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. | Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. | |||
4. | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. | Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). | |||
5. | Умножение трехзначного числа на однозначное. | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей.
| |||
6. | Свойства умножения. | Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | |||
7. | Алгоритм письменного деления. | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное деление в пределах 1000. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. | |||
8, 9, 10. | Приёмы письменного деления. Проверочная работа. | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Использовать свойства деления числа на 1, и нуля на число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | |||
11. | Диаграммы. | Применять столбчатую диаграмму; формировать умения читать диаграммы и переводить их в таблицы. | Читать диаграмму; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза. | Делать выводы, слушать учителя и выполнять его требования. | |||
12. | Что узнали. Чему научились. | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||
13. | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | |||
14. | Анализ контрольной работы. | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. | Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи. | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 ч) | |||||||
15. | Класс единиц и класс тысяч. | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими. | Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. | |||
16. | Чтение многозначных чисел. | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими. | Читать числа в пределах миллиона. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
17. | Запись многозначных чисел. | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. | Записывать числа в пределах миллиона. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | |||
18. | Разрядные слагаемые. | Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. | Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста. | Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. | |||
19. | Сравнение чисел. | Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. | Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности. | Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||
20. | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. | |||
21. | Закрепление изученного. Проверочная работа. | Определять последовательность чисел в пределах 100 000. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000. Находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе. | Выделять в числе общее количество единиц любого разряда. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. | |||
22. | Класс миллионов. Класс миллиардов. | Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 000. | Называть класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 . Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи. | Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. | |||
23. | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | Читать и записывать многозначные числа; решать задачи изученных видов; развивать логическое мышление; совершенствовать вычислительные навыки. | Уметь читать и записывать числа, состоящие из единиц III и IV классов. | Аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; выстраивать логическую цепь рассуждений; работать в группах. | |||
24. | Наши проекты. Что узнали. Чему научились. | Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |||
25. | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация». | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||
26. | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. | Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи. | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
Величины (11 ч) | |||||||
27. | Единицы длины. Километр. | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
28. | Единицы длины. Закрепление изученного. | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. | Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | |||
29. | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади. | Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
| |||
30. | Таблица единиц площади. | Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними. | Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
31. | Определение площади с помощью палетки. | Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||
32. | Единицы массы. Тонна, центнер. | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким). | Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям. | Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||
33. | Единицы времени. Определение времени по часам. | Систематизировать знания об известных единицах времени; развивать умение определять время по часам; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Понимать изученные единицы времени; определять время по часам. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
34. | Определение начала, конца и продолжительнос-ти события. Секунда. | Рассматривать единицу времени – секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Называть новую единицу измерения времени – секунду. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |||
35. | Век. Таблица единиц времени. | Рассматривать единицу времени – век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | Называть новую единицу измерения времени – век. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |||
36. | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
37. | Контрольная работа по теме «Величины». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||
Сложение и вычитание (12 ч) | |||||||
38. | Анализ контрольной работы. Устные и письменные приёмы вычислений. | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). | Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). | |||
39. | Нахождение неизвестного слагаемого. | Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку. | Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
40. | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого . | Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них). | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
41. | Нахождение нескольких долей целого. | Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них). | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
42, 43. | Решение задач. Проверочная работа. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению. | Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур. | Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. | |||
44. | Сложение и вычитание величин
| Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком. | Выполнять сложение и вычитание величин. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | |||
45. | Решение задач. | Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин. | Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией. | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. | |||
46. | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | |||
47. | Странички для любознательных. Задачи – расчёты. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы. | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. | |||
48. | Что узнали. Чему научились. | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | |||
49. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | |||
Умножение и деление (77 ч) | |||||||
50. | Анализ контрольной работы. Свойства умножения. | Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений. | Использовать свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении вычислений. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
51, 52. | Письменные приёмы умножения. | Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные. | Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | |||
53. | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления. | Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями. | Актуализировать свои знания для проведения простейших матем. доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). | |||
54. | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Использовать правило нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них). | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). | |||
55. | Деление с числами 0 и 1. | Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | Применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
56, 57. | Письменные приёмы деления. | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное. | Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. | |||
58. | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | Применять полученные знания для решения задач. | Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. | |||
59. | Закрепление изученного. Решение задач. | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | Применять полученные знания для решения задач. | Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. | |||
60. | Письменные приёмы деления. Решение задач. | Сравнивать решения задач. Определять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление. | Применять полученные знания для решения задач. | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. | |||
61. | Закрепление изученного. Проверочная работа. | Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку. Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных выражений. | Делить многозначное число на однозначное; делать проверку. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера. | |||
62. | Что узнали. Чему научились. | Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | Делить многозначное число на однозначное; проверять правильность выполненных вычислений. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. | |||
63. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||
64. | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения. Совершенствовать вычислительные навыки. | Применять полученные знания для решения задач. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
65. | Умножение и деление на однозначное число. | Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку. Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения уравнений и решать текстовые задачи арифметическим способом. | Делить многозначное число на однозначное; проверять правильность выполненных вычислений. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. | |||
66. | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений. | Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. | |||
67, 68, 69. | Решение задач на движение. | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе. | Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки. | |||
70. | Странички для любознательных. Проверочная работа. | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений. | Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. | |||
71. | Умножение числа на произведение. | Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений. | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |||
72, 73. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |||
74. | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||
75. | Решение задач. Проверочная работа. | Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения. | Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
76. | Перестановка и группировка множителей. | Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение. | Применять свойства умножения при решении числовых выражений. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | |||
77. | Что узнали. Чему научились. | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
78. | Контрольная работа за первое полугодие. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||
79. | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения. Совершенствовать вычислительные навыки. | Применять полученные знания для решения задач. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
80, 81. | Деление числа на произведение. | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом. | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |||
82. | Деление с остатком на 10, 100, 1 000. | Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений. | Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |||
83. | Решение задач. | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение. | Применять полученные знания для решения задач. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |||
84, 85, 86, 87. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | |||
88. | Решение задач. | Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. | Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | |||
89. | Закрепление изученного. Проверочная работа. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | |||
90. | Что узнали. Чему научились. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
91. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающими-ся нулями». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||
92. | Наши проекты. | Собирать и систематизировать информацию по разделам, отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий. Анализировать и оценивать результаты работы. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |||
93. | Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму. | Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выражения двумя способами, удобным способом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению. | Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. | |||
94. | Умножение числа на сумму. | Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять, как выполнено умножение числа на сумму. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
95, 96. | Письменное умножение на двузначное число. | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. | Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). | |||
97. | Решение задач. | Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки. | Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. | |||
98. | Решение задач. | Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Выполнять вычитание именованных величин. Находить ошибки в примерах на деление, делать проверку. | Применять полученные знания для решения задач. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | |||
99, 100. | Письменное умножение на трёхзначное число. | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. | Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | |||
101, 102. | Закрепление изученного. Проверочная работа. | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. | Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
103. | Что узнали. Чему научились. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
104. | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число». | Проверить знания, умения и навыки. | Работать самостоятельно; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; делать умозаключения. | Контролировать свою работу и её результат. | |||
105. | Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное число. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | |||
106. | Письменное деление с остатком на двузначное число. | Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | |||
107. | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное по плану. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | |||
108, 109. | Письменное деление на двузначное число. | Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру). | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | |||
110. | Закрепление изученного. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. | Выполнять деление с объяснением. Переводить одни единицы площади в другие. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | |||
111. | Закрепление изученного. Решение задач. | Решать задачи арифметическими способами. Выполнять вычитание и сложение именованных величин. Выполнять деление с остатком и делать проверку. | Применять полученные знания для решения задач. Объяснять выбор действия для решения. | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
112. | Закрепление изученного. Проверочная работа. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами и сравнивать их решения. Объяснять выбор действия для решения. Умножать на именованные числа, решать уравнения. | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | |||
113. | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули, объяснять каждый шаг, сравнивать решения. Рассматривать более короткую запись. | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, когда в частном есть нули. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | |||
114, 115. | Закрепление изученного. Решение задач. | Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | |||
116. | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||
117. | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трёхзначное число. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | |||
118, 119. | Письменное деление на трёхзначное число. | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||
120. | Закрепление изученного. | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
121. | Деление с остатком. | Проверять, правильно ли выполнено деление с остатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
122. | Деление на трёхзначное число. Закрепление. | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять задачу по выражению. Сравнивать выражения. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
123, 124. | Что узнали. Чему научились. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическим способом. Выполнять вычитание и сложение именованных величин, решать уравнения. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
125. | Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число». | Проверить знания и навыки; проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||
Проверка деления | Находить ошибки и записывать правильное решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения | Находить ошибки при делении, исправлять их | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) | ||||
126. | Анализ контрольной работы. Подготовка к олимпиаде. | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
Итоговое повторение (10 ч) | |||||||
127. | Нумерация. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило, по которому составлена числовая последовательность. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). | |||
128. | Выражения и уравнения. | Читать и записывать выражения, равенства, неравенства, уравнения; решать задачи. | Решать числовые выражения и уравнения. | Работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера. | |||
129. | Арифметические действия: сложение и вычитание. | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Использовать приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1 000. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
130. | Арифметические действия: умножение и деление. | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Использовать приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1 000. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. | |||
131. | Правила о порядке выполнения действий. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. | |||
132. | Величины. | Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин. | Применять знания о величинах в ходе решения задач и выражений. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | |||
133. | Геометрические фигуры. | Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. | Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | |||
134. | Задачи. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. | |||
135. | Контрольная работа за 4 класс. | Оценить результаты освоения тем за 4 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | |||
136. | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада». | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. | |||
137- 140. | Резервные уроки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа поматематике УМК "Планета знаний"
рабочая программа составлена на основе программы по математике УМК "Планета знаний, примерное тематическое планирование...
рабочая программа поматематике моро 3 класс фгос
В данной программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа поматематике. 3 класс. ФГОС.
Рабочая программа к учебнику Моро М.И....
Рабочая программа поматематике. 1 класс. ФГОС.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа поматематике 4 класс. УМК "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Фед...
Рабочая программа поматематике 3 класс ФГОС автор Моро М.И, Бантова М.А.
Рабочая программа по математике предназначена для учеников 3 класса...
Рабочая программа поматематике 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа поматематике 2 класс УМК "Школа России"...