Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (3 класс)

Хакимова Алсу Хамзовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  "Занимательная математика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РАЙОННЫЙ ЦЕНТР  ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ОТДЕЛ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная математика»

Направленность – социально-педагогическая

Возраст: 9 -10 лет

Срок реализации: 1 год (105ч)

Составитель:

Хакимова Алсу Хамзовна,

педагог дополнительного 

образования МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

Излучинск, 2017

  1. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1.Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Программа имеет  социально-педагогическую направленность.  Направлена на  формирование интереса к математике и на развитие математического образа мышления.

Актуальность программы

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Отличительные особенности программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)   программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся  9-10 лет. Состав группы -постоянный, 10-12 человек.

Объем и срок освоения программы

Программа годичная.

Всего 105 часов.

Форма обучения

очная

Особенности организации образовательного процесса

Фронтальная, групповая, индивидуальная, практическая (самостоятельная)

Режим занятий

Общее количество часов в год: 105 ч.

Занятия 3 раза в неделю по 1 часу.

 Продолжительность занятий – 45 минут.    

  1. Цель и задачи программы

Цель  программы

создать условия для овладения методами и приёмами решения нестандартных и занимательных задач, содействовать развитию абстрактного и логического мышления

Задачи программы

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

  1. Содержание программы

Учебный план

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Количество часов

Виды деятельности

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

 2          

1

3

Определение интересов, склонностей учащихся.

2. Как люди научились считать.

2

1

3

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

1

2

3

устный счёт

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

2

2

4

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

2

2

4

работа с алгоритмами

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

3

4

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

3

4

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

3

4

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

4

4

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

4

4

составление схем, диаграмм

тестирование

11. Загадки- смекалки.

4

4

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

4

4

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.

2

2

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

4

4

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

1

3

4

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

1

3

4

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

1

3

4

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

18.Решение олимпиадных задач.

3

3

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

2

2

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»

2

2

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22.Математические горки.

3

3

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

2

2

работа в группах: инсценирование

тестирование

24.Решение логических задач.

2

2

схематическое изображение задач

тестирование

25.Игра  «У кого какая цифра»

1

1

творческая работа

тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

3

4

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

3

3

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор!

2

2

4

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

2

2

4

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

3

3

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

3

3

индивидуальная работа

тестирование

32.Математический КВН

3

3

работа в группах

школьная олимпиада

33. Круглый стол «Подведем итоги»

2

2

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

Содержание учебного плана

  1. Математика – царица наук.

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах.

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами.

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки.

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд».

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса.

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных».

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач.

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру».

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки.

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра.

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра».

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор!

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН.

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН. 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги».

Систематизация знаний по изученным разделам.

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

  1. Организационно-педагогические условия

2.1.Календарный учебный график

Количество учебных недель - 35. 9 месяцев. Начало учебного года-7 сентября, конец учебного года-31 мая.  Праздники: 04.11; 23.02; 08.03; 01.05; 09.05;  с 29.12.2017 по 08.01.2018-зимние каникулы, с 26.03.2018 по 31.03 2018 - весенние каникулы.

2.2.Условия реализации программы

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

 Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

2.3.Форма аттестации/ контроля

Текущий контроль

Проводится в конце изучения каждой темы: тесты, анкеты, викторины.

Выполнение практических работ.

Промежуточный контроль

Диагностика уровня ключевых, метапредметных, предметных компетенций у обучающихся: вводная – сентябрь, итоговая- май.

Итоговый  контроль

05.05.2018 — 25.05.2018-оценка качества обученности обучающихся по завершению обучения по курсу. По окончании программы свидетельство об обучении не выдается.

2.4.Оценочные материалы

Методики выявления уровня  компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Средства контроля: опросник Стефансона(изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. 

2.5. Методические материалы

Используемые в обучении технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно-коммуникационные;
  • Личностно-ориентированное обучение.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются элементы игры,   также используются интерактивные формы обучения.

Общие методы обучения:

Практические;

Словесные;

Проблемно-поисковые;

Частично-поисковые;

Наглядные;

Игровые.

Рабочая программа

Дата

Наименование тем курса

Количество часов

Виды деятельности

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

 2          

1

3

Определение интересов, склонностей учащихся.

2. Как люди научились считать.

2

1

3

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

1

2

3

устный счёт

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

2

2

4

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

2

2

4

работа с алгоритмами

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

3

4

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

3

4

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

3

4

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

4

4

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

4

4

составление схем, диаграмм

тестирование

11. Загадки- смекалки.

4

4

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

4

4

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.

2

2

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

4

4

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

1

3

4

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

1

3

4

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

1

3

4

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

18.Решение олимпиадных задач.

3

3

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

2

2

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»

2

2

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22.Математические горки.

3

3

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

2

2

работа в группах: инсценирование

тестирование

24.Решение логических задач.

2

2

схематическое изображение задач

тестирование

25.Игра «У кого какая цифра»

1

1

творческая работа

тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

3

4

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

3

3

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор!

2

2

4

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

2

2

4

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

3

3

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

3

3

индивидуальная работа

тестирование

32.Математический КВН

3

3

работа в группах

школьная олимпиада

33. Круглый стол «Подведем итоги»

2

2

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

3.Список  литературы для педагога

Список литературы для педагога

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...