Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Геометрика".
материал по математике (4 класс) по теме

Красильникова Ольга Владимировна

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся начальных классов, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«ГЕОМЕТРИКА»

Количество часов:всего 34 часа; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе примерной программы Логиновой И. В. «Геометрика»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности        

Личностные УУД:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия на основе сравнение обучающимися продуктов своей конструкторской деятельности вчера и сегодня;
  • сформированность мотивов достижения и социального признания – стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга;
  • формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • проявление интереса к новому;
  • смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью творческой деятельности и ее мотивом;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметными результатами изучения курса «Геометрика» являются:

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения конструкторских задач в зависимости от конкретных условий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая):

- кодирование/замещение (использование моделей и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов),

- декодирование/считывание информации путем расшифровки моделей и символов,

- умение использовать и создавать наглядные модели (схемы, чертежи, планы, конструкции и т.п.),

- способность соотносить полученную модель с реальным объектом.

  • логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов,

- подведение под понятие, выведение следствий,

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

  • способность к организации своей деятельности - умение осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корректировку, оценку и саморегуляцию;
  • умение совершать действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение действовать по плану;
  • проявление целеустремленности и настойчивости в достижении цели;
  • поиск ошибок, недостатков создаваемой конструкции и их исправление по рекомендации взрослого или самостоятельно;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД:

  • потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • планирование деятельностного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • ориентация на партнера по общению - учет позиции собеседника,
  • умение слушать собеседника;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • взаимодействие с партнером – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • умение обосновывать, доказывать и отстаивать собственное мнение;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

В модуле «Плоскостное конструирование» младший школьник научится:

  • излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
  • самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
  • оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
  • конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции предметов;
  • декорировать и эстетически оформлять ТИКО-конструкции;
  • выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера, периметра и площади геометрической фигуры;
  • внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
  • доводить решение задачи до готовой модели;
  • генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции.

В модуле «Объемное конструирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:

  • исследовать, анализировать и сравнивать свойства геометрических тел, фиксировать результаты исследований в таблице;
  • определять форму тела и воспроизводить ее;
  • анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу;
  • устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
  • подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
  • видеть и  схематически изображать изометрические проекции геометрических тел;
  • выдвигать несложную проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
  • выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера и объема геометрического тела.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации деятельности

Модуль «Плоскостное моделирование»

  1. Симметрия (2 ч)

1. Осевая симметрия. Конструирование симметричного узора в объемной фигуре.

Изучение и анализ узоров с центральной симметрией. Конструирование и декор мяча симметричным узором.

  1. Центральная симметрия. Конструирование симметричного узора в объемной фигуре.

Изучение и анализ узоров с осевой симметрией. Конструирование и декор вазы симметричным узором.

  1. Логические задачи (4 ч)

1. Логические операции с множествами – объединение и пересечение множеств.

Задания с кругами Эйлера на объединение  и пересечение множеств. Конструирование по собственному замыслу.

2. Логические операции с множествами – выделение и пересечение множеств.

Задания с кругами Эйлера на выделение и пересечение множеств.

Конструирование по собственному замыслу.

3. Логические операции с множествами – вычитание и пересечение множеств.

Задания с кругами Эйлера на выделение и пересечение множеств.

Конструирование по собственному замыслу.

4. Конструирование по заданным условиям.

Конструирование равностороннего треугольника из ТИКО-деталей. Конструирование по собственному замыслу.

  1. Разработка и реализация конструкторских проектов (4 ч)

Рекомендуемые темы:

  1. Проект «Космос».
  2. Проект «Экзотические животные».
  3. Проект «В гостях у сказки».
  4. Проект «Грибы».

Модуль «Объемное моделирование

2.1. Многогранники (13 ч)

1. Исследование треугольной призмы. Фантазирование на основе треугольной призмы.

Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта,   имеющих форму треугольной призмы. Конструирование треугольной призмы из развертки (развертка собирается по схеме или самостоятельно). Исследование фигуры и занесение результатов в таблицу (тетрадь для исследований). Понятия «грань», «ребро», «основание».Конструирование различных видов треугольной призмы.  Фантазия: конструирование объектов окружающего мира на основе треугольной призмы. Последующие темы изучаются аналогично.

2. Исследование четырехугольной призмы.Фантазирование на основе четырехугольной призмы.

3. Исследование пятиугольной призмы.Фантазирование на основе пятиугольной призмы.

4. Исследование шестиугольной призмы.Фантазирование на основе шестиугольной призмы.

5. Исследование восьмиугольной призмы.Фантазирование на основе восьмиугольной призмы.

6.Исследование треугольной пирамиды.Фантазирование на основе треугольной пирамиды.

7. Исследование четырехугольной пирамиды.Фантазирование на основе четырехугольной пирамиды.

8. Исследование пятиугольной пирамиды.Фантазирование на основе пятиугольной пирамиды.

9. Исследование шестиугольной пирамиды.Фантазирование на основе шестиугольной пирамиды.

10. Исследование восьмиугольной пирамиды.Фантазирование на основе восьмиугольной пирамиды.

11. Исследование октаэдра, додекаэдра,икосаэдра,кубооктаэдра

12. Комбинирование объемных форм.

Конструирование шатра на основе комбинирования кубооктаэдра и шестиугольной призмы.

13. Комбинирование объемных форм.

Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм.

2.2. Объем (2 ч)

1. Исследование объемов многогранников.

Конструирование многогранников (по заданию педагога). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований).

2. Исследование объемов многогранников.

Конструирование многогранников (по собственному выбору). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований).

2.3. Разработка и реализация конструкторских проектов (9 ч)

Рекомендуемые темы:

1. «Космодром» (3 ч)

2. «Солнечная система» (2 ч)

3. «Замки и крепости» (2 ч)

4. «Джунгли» (1ч)

5. «Арктика» (1 ч).

Формы и методы работы

Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов.

Алгоритм организации и проведения конструкторского проекта:

1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» учащимися проблемы.

2. Целеполагание и ожидаемый результат: достижение цели способствует решению проблемы проекта.        

3. Планирование:

а) постановка задач, исходящих из цели: какие шаги необходимо осуществить для реализации цели?

б) определение последовательности предстоящих шагов:        в какой последовательности будут осуществляться эти шаги?

в) выбор способов работы (технологии): какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой?

5. Реализация плана: осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.

6. Рефлексия: оценивание –

- удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели;

- сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом;

- анализ хода работы;

- самооценка.

7. Презентация:        демонстрация проектной конструкции  и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного участниками нового опыта.

На первом этапе знакомства с проектной деятельностью рекомендуется организация и проведение краткосрочных индивидуальных, парных или групповых проектов продолжительностью в одно занятие. Важно, что дети сразу видят и могут оценить результаты своей деятельности.

Разнообразие разного уровня сложности ТИКО-конструкций предполагает применение различных форм работы с учащимися на занятиях. Изготовление конструкций средней и высокой сложности более продуктивно в парах, в группах. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, о правилах конструктивной групповой работы.

3. Календарно – тематическое планирование

п/п

Сроки

Наименование раздела,

темы урока

Кол-во час

Плоскостное моделирование

10

1

Симметрия. Осевая симметрия. Конструирование симметричного узора в объемной фигуре.

1

2

Центральная симметрия. Конструирование симметричного узора в объемной фигуре.

1

3

Логические задачи. Логические операции с множествами – объединение и пересечение множеств.

1

4

Логические операции с множествами – выделение и пересечение множеств.

1

5

Логические операции с множествами – вычитание и пересечение множеств.

1

6

Конструирование по заданным условиям.

1

7

Разработка и реализация конструкторских проектов. Проект «Космос».

1

8

Проект «Экзотические животные».

1

9

Проект «В гостях у сказки».

1

10

Проект «Грибы».

1

Объемное моделирование

24

11

Многогранники. Исследование треугольной призмы. Фантазирование на основе треугольной призмы.

1

12

Исследование четырехугольной призмы.Фантазирование на основе четырехугольной призмы.

1

13

Исследование пятиугольной призмы.Фантазирование на основе пятиугольной призмы.

1

14

Исследование шестиугольной призмы.Фантазирование на основе шестиугольной призмы.

1

15

Исследование восьмиугольной призмы.Фантазирование на основе восьмиугольной призмы.

1

16

Исследование треугольной пирамиды.Фантазирование на основе треугольной пирамиды.

1

17

Исследование четырехугольной пирамиды.Фантазирование на основе четырехугольной пирамиды.

1

18

Исследование пятиугольной пирамиды.Фантазирование на основе пятиугольной пирамиды.

1

19

Исследование шестиугольной пирамиды.Фантазирование на основе шестиугольной пирамиды.

1

20

Исследование восьмиугольной пирамиды.Фантазирование на основе восьмиугольной пирамиды.

1

21

Исследование октаэдра, додекаэдра, икосаэдра, кубооктаэдра

1

22

Комбинирование объемных форм.

1

23

Комбинирование объемных форм.

1

24

Объем. Исследование объемов многогранников.

1

25

Исследование объемов многогранников.

1

26-28

Разработка и реализация конструкторских проектов. Проект «Космодром».

3

29-30

Проект «Солнечная система»

2

31-32

Проект  «Замки и крепости»

2

33

Проект «Джунгли»

1

34

Проект «Арктика»

1

Итого

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»

Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...