Конспект урока по математике "Решение задач" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Мухаметова Гульнара Габдлхатимовна

Тема урока: Решение задач. Что такое задача?

Цели урока:

1) Познакомить с отличительными элементами задачи, уметь выделять задачи из предложенных текстов;

2) Развивать математическую речь; отрабатывать вычислительные навыки.

3) Воспитывать интерес учиться, правильно идентифицировать себя с позиции школьника.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл original_konspekta.docx151.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Решение задач. Что такое задача?

Цели урока:

1) Познакомить с отличительными элементами задачи, уметь выделять задачи из предложенных текстов;

2) Развивать математическую речь; отрабатывать вычислительные навыки.

3) Воспитывать интерес учиться, правильно идентифицировать себя с позиции школьника.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь различать структуру текстовой задачи, правило оформления решения задачи в тетради;

- уметь различать условие задачи, вопрос;

- уметь выделять задачи из предложенных текстов.

Метапредметные:

Личностные:

- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществлять последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свою точку зрения

Познавательные:

-формирование умения осуществлять анализ, сравнение объекта;

- умение под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

- умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные:

- участие в работе группами; понимать задаваемые вопросы; выражать свою точку зрения;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Этапы урока

Краткое содержание урока, действия учеников

Вид работы

Цели и задачи этапа урока

1. Организационный

этап

- Здравствуйте! Меня зовут Гульнара Хатимовна. Сегодня  проведу у вас урок математики.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Цель: приветствие, организация внимания, включение учащихся в деловой ритм посредством рифмованного начала урока

2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Ребята, какой праздник мы празднуем в конце года?

- Новый год!

- Сегодня мы будем готовиться к празднованию Нового года и украсим ёлочку!

C:\Users\Семья\Desktop\no-translate-detected_23-2147499020.jpg

Цель: создание условий для включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, выделение содержательной области с помощью постановки привлекательной цели

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Устный счет 

Выполните задание. Нужно украсить Машину ёлку шарами. Решите примеры и назовите верный ответ. Кто готов, поднимайте руку! 

1. «Машина ёлка»

2+2      7-2        6+3      10-2

8-6       5+2       10-4     6-5

9-6       6+4       7-3       4+2

Молодцы! Вы справились с заданием и  можем повесить на нашу ёлочку шар.

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

3. Карточки «Ёлочки с примерами»

- Решите примеры и запишите ответы.

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

2. «Геометрические фигуры»

-На доске карточки.

+   -   +  -

-Что это за знаки?

-Плюс и минус!

-Когда используем знак «плюс»?

(Когда нужно выполнить действие сложения)

- Когда используем знак «минус»?

(Когда нужно выполнить действие вычитания)

Кто сможет продолжить ряд знаков?

+ - + - + -

- Молодцы! Можем повесить на елку шар.

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

- Какие геометрические фигуры  изображены?

- Продолжите ряд.

- Почему добавили два треугольника?

- Количество фигур увеличивается на один!

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! Можем повесить на елочку шар.

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

Фронтальная работа

Задание на развитие наблюдательности, восприятия, и совершенствование внимания.  

Индивидуальная работа

Цель:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося с помощью устных упражнений, содержащих

проблемные ситуации.

 

4.Целеполагание, постановка проблемы

- Ребята, вы умеете решать задачи?

-Чтобы правильно решить задачи, какие знания нам нужны?

(считать, складывать, вычитать, сравнивать…)

- Предлагаю вам решить Незнайкины задачи.

- А кто такой Незнайка?

(Незнайка, коротышка из Цветочного города, который многого не знал. Незнайка - герой сказок  Николая Носова)

Слушайте внимательно первую задачу.

  1. У Рената 4 машинки и 3 робота.

В задаче нет вопроса.

C:\Users\Семья\Desktop\question.gif

Поставьте вопрос и решите задачу.

У Рената 4 машинки и 3 робота. Сколько всего игрушек у Рената?

4+3=7 (иг.)

Какие слова помогли выбрать действие?

Сколько всего?

Итог. Можно ли сказать, что к каждой задаче должен быть поставлен вопрос?

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

Слушайте внимательно вторую задачу!

  1. У Ольги было 5 закладок. Сколько закладок у неё осталось?

Задачу решить нельзя: не хватает данных в условии.

5

3

Дополните задачу и решите её устно.

У Ольги было 5 закладок. Она отдала брату 3 закладки. Сколько закладок у неё осталось?

5-3=2 (х.)

Какое слово подсказало выбор действия?

Отдала.

Итог. Можно ли сказать, что в задаче обязательно должно быть условие с данными?

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

Вы справились с Незнайкиными задачами! Молодцы!

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

- Решать задачи.

- А чтобы правильно решать задачи, мы должны правильно считать!

Вопрос

C:\Users\Семья\Desktop\question.gif

5

3

Условие

Цель: выявление причины затруднения, обсуждение затруднений в решении задач.

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, посредством попыток решения неполных задач.

5.Поиск путей решения проблемы - физминутка

- У каждого из вас лежит на парте рукавичка. Нужно решить равенства, а они у всех разные.  Ответ записать ручкой. Как только будете готовы, поднимите рукавичку вверх.

(На листочках по 2 примера на сложение и вычитание, где ответом является одно и то же число «5», «6», «7», «8», «9»).

C:\Users\Семья\Desktop\Biar6q7BT.png

- Какие ответы получились? 5 и 5, 6 и 6,7 и 7, 8 и 8,9 и 9.

Посмотрите вокруг. У нас в кабинете необычные гости. Это Снеговички, которые ждут, когда вы подарите им свои рукавички. У каждого снеговика есть ведерко с цифрой. Встаньте! Подойдите к своему снеговику! Положите рукавичку в ведерко! И останьтесь рядом со своим Снеговичком.

C:\Users\Семья\Desktop\Raskraska-snegovika-11.jpg

Задание от Снеговика!

Заполните домики числами! Для этого нужно вспомнить состав чисел:5,6,7,8,9.

C:\Users\Семья\Desktop\hello_html_160ddeed.gifC:\Users\Семья\Desktop\hello_html_160ddeed.gif 

Команда №5,№6,№7,№8,№9.

Называют свои ответы.

Умнички! Справились с заданием Снеговика! Можно украсить ёлку шарами!

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gifC:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gifC:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gifC:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gifC:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

Вы правильно считали! А теперь будем решать задачи!

Рукавички.

Домики.

Состав числа.

Индивидуальная работа

Работа в группах

Цель: предупреждение утомления, совершенствование общей моторики, выработка четких координированных действия во взаимосвязи с речью с помощью приемов активизации, и привлекательных ситуаций в которых ученик является субъектом деятельности.

6.Решение проблемы

 

-Что такое задача?

-Задача – математическое  высказывание,  в котором содержится вопрос и условие. И чтобы ответить на вопрос задачи, нужно её решить.

- Откройте учебник на с.116 

- Прочитайте  задачу №2.

Рыбак поймал 5 пескариков и 3 плотвички.

Пескарь — небольшая рыбка; с крупной чешуей, цилиндрическим телом и двумя небольшим усикам, которые лежат в углах рта.

Плотва – по форме тела похожа на сельдь. Обе рыбы из семейства карповых.

- Расскажите условие задачи. Что известно?

Нарисуйте схему (условный рисунок). Обозначьте числами на схеме количество пескариков и плотвичек.

- Прочитайте вопрос задачи.

Сколько рыб поймал рыбак?

Запишите равенство.

5+3=8

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

№3 с.116

- Прочитайте задачу.

На крыше висели 8 сосулек. Днём 6 сосулек растаяли. Сколько сосулек осталось на крыше?

- Что значит растаяли?

- Стало меньше.

-Каким действием будем решать задачу?

- Какое слово подсказало, что действием вычитания?

Составим схему (условный рисунок) задачи, а равенство вы запишите самостоятельно.

8-6=2

Проверка.

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

Что  необходимо для решения задач?

Знать составляющие задачи:

условие, вопрос, решение, ответ.

Работа по учебнику

Метапредметная связь с окружающим миром.

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение решений.

посредством диалога и выведения алгоритма.

7. Первичное закрепление 

Потеряли рукавичку, придумаем задачу по данному равенству

условие придумывают

вопрос   ставят

решение данное равенство

ответ       проговаривают

Цель: проговаривание нового знания посредством записи в виде опорного сигнала:

условие

вопрос

решение

ответ 

8.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Стр.116 №4

Маша скатала 4 снежных кома, а Миша 6. Сколько комьев скатали Маша и Миша?

C:\Users\Семья\Desktop\novogodnie-igrushki7.gif

Работа в парах

Цель: самоанализ и самоконтроль в форме самостоятельной   работы.

9.Коррекция

  1. На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке березы?

Задача нереальная. На берёзе яблоки не растут.

Измените условие так, чтобы в задаче описывалась реальная ситуация. Решите задачу.

На ветке яблони выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке?

4-2=2 (яб.)

Цель: нахождение и исправление ошибок, исправление промежуточных и конечных результатов своих действий с помощью решения нереальных задач

10.Систематизация знаний

Что  необходимо для решения задач?

Знать составляющие задачи:

условие, вопрос, решение, ответ.

Цель: включение нового способа действий в систему знаний, с помощью ответов на вопросы

11.Рефлексия учебной деятельности

Удалось нам нарядить елку?

На новогоднее представление принято приходить в костюмах.

На столе у вас 3 колпачка: розового, голубого и белого цвета.

Если бы вы были гномиками, то колпачки какого цвета надели?

Розовый - тому, кому все удалось на уроке.

Голубой - для тех, у кого были затруднения.

Белый – все задания были сложными. 

Спасибо за вашу работу на уроке! Урок закончен!

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса посредством украшенной елки и интерпритации разноцветных колпачков

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 4 классе по теме Решение задач на противоположное движение

Цель  урока: познакомить учащихся с решением задач на движение в противоположных направлениях;       Задачи:- обучающие совершенствовать вычислительные навыки, умени...

Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: " Решение задач на движение"

Материал содержит подробный конспект урока, мультимедийный тренажер,карточки с разноуровневыми заданиями. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материала....

Конспект урока по математике в 4 классе по теме:"Решение уравнений вида х +15 = 68 : 2."

Разработка конспекта урока поматематике в 4 классе с использованием интерактивной доски....

Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...


 

Комментарии

Мухаметова Гульнара Габдлхатимовна

УМК "Школа России", "Планета Знаний"