Конспект урока математики в 4 классе по теме "Дроби"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Топорина Ирина Борисовна

Конспект урока математики в 4 классе по теме "Дроби" с карточками для индивидуальной работы. Материал пожет быть полезен учителям работающим по системе развивающего обучения В. Л. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_4_klasse_drobi.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дроби. Сравнение величин, записанных дробями и целыми числами.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Цель урока: развивать у обучающихся учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Задачи:

предметные: подвести обучающихся к самостоятельному формулированию алгоритма сравнения величин, записанных дробями и целыми числами;

метапредметные:

личностные - развивать интерес к способу решения новых учебных задач;

    - проявлять настойчивость в достижении цели;

познавательные – строить математические сообщения в устной и письменной форме;

   - проводить классификацию дробей, самостоятельно строить выводы на основе классификации;

коммуникативные – принимать участие в коллективном обсуждении проблемы;

   - строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

   - допускать существование различных точек зрения;

   - развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать     свои мысли;

регулятивные: развивать умения планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

   - оценивать процесс и результат выполнения заданий.

Оборудование урока:

1. учебник «Математика» 4кл.(автор И.И. Аргинская)

2. компьютер

3. карточки с дробями к уроку, развешанные в   классе по методике В.Ф. Базарного (здоровьесберегающие технологии)

4. карточки для работы в группах.

План урока

  1. Организационный момент. Планирование урока. – 3 минуты
  2.  Актуализация знаний.                                            - 5 минут
  3.  Постановка учебной задачи.                                  - 5 минут
  4.  Открытие нового.                                                     - 8 минут
  5.  Физкультминутка по методике В.Ф. Базарного.   - 2 минуты
  6.  Применение нового.                                                 - 15 минут
  7. Дифференцированная работа в группах.                - 5 минут
  8.  Домашнее задание.                                                  -  1 минута
  9.  Итог урока. Рефлексия.                                           -  1 минута

Исходный уровень знаний обучающихся

   На данный момент обучения дети знакомы с дробными числами как частью целого. Умеют  записывать дроби, знают понятия «числитель» и «знаменатель» дроби, их математический смысл. Умеют сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и разными числителями, с одинаковыми числителями и разными знаменателями. Знают расположение дробных чисел на числовом луче. Могут решать простые задачи на нахождение части от числа.

   Дети также знают таблицу величин и их измерения, могут переводить крупные единицы измерения в более мелкие и наоборот.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое основание: формируемые УУД и средства их формирования.

1. Организационный момент. Планирование.

Учитель приветствует детей, даёт эмоциональный настрой на урок. Спрашивает, какие виды работы дети любят выполнять на уроке.

Дети эмоционально настраиваются на урок. Вместе с учителем составляют план урока.

1. Работа с книгой .

2. Открытие тайны урока.

3. Работа в парах.

4. Работа в группах.

Регулятивные УУД .

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

2. Актуализация знаний.

Учитель предлагает записать дроби под диктовку: 2/8; 4/5; 1/8; 4/15; 5/8; 4/7

Что общего можно сказать об этих дробях?

На какие 2 группы можно их разделить?

Какую работу можно выполнить с дробями каждой группы?

Учитель предлагает детям поработать в парах и записать по 3 неравенства в каждой группе. Напоминает о правилах работы в парах.

Предлагает проверить какие неравенства составили.

Дети самостоятельно записывают дроби в тетрадь, затем идет фронтальная проверка.

Все дроби правильные.

Дети предлагают разделить на группы с одинаковым числителем и одинаковым знаменателем.

Дети предлагают сравнить дроби в каждой группе.

Обучающиеся работают в парах. По окончании работы поднимают руки, сцепив их вместе.

Дети выборочно читают составленные неравенства.

Регулятивные УУД.

Оценивать процесс и результат выполненного задания.

Осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД

Синтез.

Познавательные УУД

Анализ самостоятельно строить выводы на основе классификации.

Познавательные УУД

Строить математическое сообщение в устной форме.

Коммуникативные УУД

Умение слушать собеседника, вступать с ним в диалог;

принимать участие в работе парами.

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения.

Личностные УУД

Развивать навыки самооценки.

3. Постановка учебной задачи

Учитель просит сравнить целое число и дробь.

Затем предлагает сравнить одинаковые величины выраженные дробями с одинаковыми знаменателями: 5/6м и 4/6м;

5/10ч и 2/10ч

Дети приводят различные примеры и сравнения дроби и целого числа, обращая внимание на то, что целое число больше дроби, если это правильная дробь.

Дети легко справляются с заданием, поясняя, что это то же самое, что сравнить просто дроби с одинаковыми знаменателями.

Познавательные УУД

Представлять информацию в виде различных примеров.

Строить рассуждения.

4. Открытие нового

Учитель ставит проблемную ситуацию – сравнить 16 минут и 7/10 часа

Почему не можем сравнить?

Учитель просит сформулировать тему урока и поставить цель.

Учитель предлагает детям для решения этой проблемы вспомнить знания, полученные ранее.

Обучающиеся пробуют сравнить, высказывая своё мнение: следующим образом:

- 16 минут больше 7/10 часа т.к. любое целое число больше дроби.

Другие говорят:

-  16 минут меньше 7/10 часа т.к. минута меньше часа.

Не хватает знаний. Никогда не сталкивались с таким заданием.

Дети формулируют тему урока: «Сравнение величин записанных целыми числами и дробными»

Ставят цель: найти способ, при помощи которого можно сравнить эти величины.

Высказывают, что необходимо знать таблицу величин и их соотношение.

Под руководством учителя составляют алгоритм, по которому нужно действовать:

1. Вспомним, что 1 час = 60 минутам

2. Выразим дробную часть неравенства целым числом:

7/10ч=60:10х7=42мин.

3. Сравним целые числа:

16мин.<42мин., значит 16мин.<7/10ч

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения. Уважать чужое мнение.

Регулятивные УУД

Определять и формулировать тему урока.

Развивать умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний.

Анализ и обобщения.

Построение логической цепи рассуждения.

Самостоятельное создание способов решения проблемы .

5. Физкультминутка

Дети встают и по просьбе учителя глазами находят дробь, которую, не называя, просит показать учитель (карточки с различными дробями развешаны по классу).

6. Применение нового

Учитель просит детей применить алгоритм, выполняя задания №91 на стр.47 учебника

Обучающиеся работают коллективно (3 неравенства)

полусамостоятельно (2 неравенства)

самостоятельно (1 неравенство)

Регулятивные УУД

Оценивать процесс и результат выполнения задания.

7. Дифференцирован ная творческая работа в группах (дифференциация по уровню сложности учебного материала)

Учитель раздаёт карточки с заданиями разного уровня сложности для работы в группах (карточки прилагаются).

Дети работают в группах.

Коммуникативные УУД

Принимать активное участие в групповой работе.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные УУД

Оценивать результат выполнения задания.

Личностные УУД

Проявлять настойчивость в достижении цели.

8. Домашнее задание

Учитель задает детям измерить по времени, сколько они делают домашнее задание по информатике, по русскому языку, по литературному чтению. Записать в минутах. А тем детям, которым это задание покажется лёгким, записать время еще и       в виде дробного числа и составить неравенства.

9. Итог урока. Рефлексия.

Детям предлагается проверить, все ли они выполнили по плану и выбрать для себя любую фразу из предложенных и продолжить её.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Теперь я могу…

5. Мне захотелось…

6. Урок дал мне для жизни…

7. Я попробую…

8. Меня удивило…

9. За что я могу себя похвалить…

Учитель благодарит детей за урок.

Дети сверяются с планом, делают выводы.

Выбирают одну фразу и продолжают её.

Регулятивные УУД

Осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД

Построение образа «Я» (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку.

Карточки для дифференцированной творческой работы в группах.

1 уровень сложности

2 уровень сложности

3 уровень сложности

Составьте и запишите неравенство:

Оля выполняла домашнее задание по математике 50 минут, а по русскому языку 1/2ч.

Вставь необходимые цифры так, чтобы неравенства были верные:

½ ч = … мин

… м = 5 дм

Выбери из текста величины, которые можно сравнить, и сравни их.

Нашей школе 20 лет. В ней учатся 515 учеников. Урок длится 3/4ч, а перемена 15мин. В классах расстояние между рядами 6/10м, а от доски до первой парты – 20дм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс "Повторение изученного в 1 классе"

В папке содержится конспект урока, материал для учащихся, презентация по теме....

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...