Технологическая карта урока по теме: "Нахождение числа по его доле."
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Технологическая карта урока математики для 4 класса УМК Перспектива по теме:
Тема: Нахождение числа по его доле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx | 45.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики для 4 класса по теме:
Тема: Нахождение числа по его доле.
Цель: формировать умение находить и числа по его части (доле).
Планируемые результаты урока
Предметные:
– читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
– находить часть (долю) числа (две пятых, семь девятых и т.д.);
- находить число по его доле.
- применять правило для решения задач на «Нахождение числа по его части (доле) »..
Познавательные УУД
- Развиваем умения:
- извлекать информацию, представленную в разной форме (текст, схема).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать
-делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные УУД:
- Развиваем умения:
- определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты:
Развиваем умения:
– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
-в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных успехов.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, группах, самостоятельная работа
Методы обучения:
- Наглядный
- Проблемный
- Практический
Вступительное слово
Значимость данной темы урока определяется практической целесообразностью в связи с широким применением ее в жизни. Сегодня на уроке мы это продемонстрируем. Данная работа является логическим продолжением начатой темы «Дробные числа». Работа по данному виду задач развивает мышление учащихся, систематизирует знания, полученные ранее.
Особенностью изучения таких задач является:
- Соотнесение графической модели, рисунка и буквенной символики.
- Алгоритм решения
- Составление взаимообратных задач, установление взаимосвязей между компонентами.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
| Приветствует учащихся -Здравствуйте, ребята! Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели. -Я хочу, чтобы все дети сегодня на уроке хорошо работали, чтобы им было всё понятно и интересно! | Настраиваются на работу. Вспоминают правила работы на уроке (в парах, в группах) | Коммуникативные Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
II. Актуализация опорных знаний. («громкая» коллективная работа) - 5 минут | Что за цветок у меня в руках? (Цветик-семицветик) -Сколько лепестков у цветика-семицветика? (7) -Я держу один, как по другому можно сказать, какую часть цветка я держу? (1/7). - Как это мы запишем? -Как записать это число? Что мы записали? (дробь) -Как называются числа в дробях? (числитель, знаменатель) -Что означает знаменатель? (на сколько частей разделили) -Что означает числитель? (сколько частей взяли) - Как вычислить часть от целого числа? (Надо целое разделить на знаменатель и умножить на числитель). Правило фиксируется в виде схемы. Схема появляется на левой части доски. Решим задачу: «В классе 24 ученика. 2/8 части всех учеников класса учится на 5. Сколько учеников этого класса учатся на 5?» (6) Как решили? -Давайте откроем тетради, напишем число, классная работа. Я вам буду диктовать дроби, а вы их правильно запишите 2/3, 3/27, 4/8, 25/100, 5/2000, 7/42 -Давайте проверим, все ли правильно записали. (Проверяют с доски) Оцените себя на этом этапе : ! всё удалось, + были затруднения, ? не понял задание | вспоминают алгоритм поиска части (доли) от числа. Вспоминают – понятие целого числа; – части числа, -понятия: знаменатель, числитель Число под дробью называется знаменатель. Оно показывает на сколько частей делили целое число. Число над дробью называется числитель. Оно показывает сколько таких частей взяли.
24: 8*2=6 Записывают под диктовку учителя Проверяют на откидной доске | Личностные – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; Регулятивные -принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; – выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир; – осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи. Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. |
III. Формулирование нового знания. (2 минуты) | Фронтальная работа. До сегодняшнего урока мы делили один предмет на части, ДОЛИ. Мы умеем выделять эту часть, называть, записывать. Давайте решим еще задачу: В магазине пиццу разделили на 8 частей и продают разделенными кусочками. Мне хватает 3 кусочка и я купила их за 48 рублей. Мне стало интересно, сколько стоит целая пицца? - Получилось у вас решить задачу, почему? -Чем оно отличается от предыдущих заданий? (Происходит осознание затруднения.) - Оцените себя на этом этапе : !всё удалось, +-были затруднения, ? не понял задание | Обсуждают ответы и работают с текстом задачи (Задачи на нахождение числа по его части(доли) ) (Нет). (Мы находили часть, а здесь надо найти целое число. Мы этого не умеем.) | Коммуникативные Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. |
IV. Самостоятельное формулирование темы и целей урока | Определите тему этого урока. Над чем мы будем работать? Что мы сейчас находили? (целое по его части). Как называются задачи такого вида? - Какой же вопрос у вас возник? - Какова же цель нашего урока? | самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; -Мы будем решать задачи на нахождение числа по его части(доли) . Как найти целое число, если известна часть? Цель – найти ответ на вопрос: как вычислить целое, если известна часть числа | Коммуникативные Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. Регулятивные УУД - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему |
V. Поиск выхода из проблемной ситуации | Открываем учебники, 75 стр. Ознакомьтесь с темой и попробуйте найти ответ на задачу которую я задала . - Какие ответы у вас получились? Как нашли? Давайте сделаем вывод : Чтобы найти целое число по его доле нужно… Правило фиксируется в виде схемы. Схема появляется на левой части доски. - Оцените себя на этом этапе : !всё удалось, +-были затруднения, ? не понял задание | Знакомятся с материалом из учебника 3/8 составляет 48 р. Для этого надо 48 разделить на 3 . 1 кусочек стоит 16 рублей. И 16 умножить на 8, получается целая пицца стоит 128 рублей -чтобы найти целое, надо известное число (часть) разделить на числитель и умножить на знаменатель. | |
Физкультминутка | 1.Фронтальная работа с задачей по учебнику. Задача № 1с. 76 Половина буханки черного хлеба стоит 5 р. 60к. Сколько стоит целая буханка? Сколько это половина буханки, как это мы покажем в долях? -Что известно в задаче целое или часть (долю)? Как найти Целое по его доле? Стр 76 №2,3 решаются у доски | Обсуждают ответы и работают с текстом задачи по учебнику – составляют в совместной работе вспомогательную модель (схему) на доске (обозначают целое отрезком произвольной длины); 1/2
– проверяют выдвинутый ранее план; Чтобы число по его части , надо часть умножить на знаменатель и разделить на числитель. 5р 60к :1*2. -Надо 5р.60 к. разделить на 1 и умножить на 2. Получается буханка хлеба стоит 11р. 20к. записывают и обсуждают решение задачи. – продумывают план решения задачи и по пунктам записывают его на доске; – проверяют свои предположения; | Регулятивные УУД совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения отдельной учебной задачи; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса. Коммуникативные Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. |
VII. Первичное закрепление материала и выполнение контрольно-оценочного задания | Сейчас попробуйте сами решить задачи Задача 1 2/3 отрезка прямой 12 см Чему равен весь отрезок Задача2 От проволоки отрезали 3/4 - 60 м. Чему равна длина всей проволоки? Задача 3 Руда содержит в себе 3/5 железа. Сколько железа можно получить из 1 т руды?
«5» - всё выполнено без ошибок «4» - допущена 1 ошибка «3» - не решили 2 задачи «2» – не смогли решить не одну задачу. -Что закрепляли на этом этапе урока? Оцените себя на этом этапе : + всё удалось, +- были затруднения, - не понял задание. | 1.Решение: 1) 12 : 2 = 6 2) 6 * 3 = 18 Ответ: 18 см. 2. Решение: 1) 60: 3 = 20 2) 20 * 4 = 80 Ответ: 8 0м. 3.Решение: 1т=1000кг 1) 1000 : 5 = 200 2) 200 * 3 = 600 Ответ: 600 кг. Совершенствовали навыки счёта. - Учились самопроверке и самооцениванию. | Регулятивные УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения отдельной учебной задачи; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. Коммуникативные договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Регулятивные УУД В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
| Какую тему урока мы сегодня определили? – Что нового сегодня узнали? (Новое название для чисел, которые обозначают часть от целого.) Новым было то, что раньше мы находили одну часть от целого и называли это словом «доля», а сегодня учились находить целое число по его части (доле)равных частей от целого. Понравился вам урок или не понравился? Почему? Что больше всего понравилось? Как вы считаете, добились мы поставленной цели на уроке? Почему вы так считаете? Давайте обратимся на ваши листы оценки и посмотрим, что у вас больше всего !,+ или ? Значит у кого ! –это очень хорошо, у кого + или ? -нам еще необходимо будет потренироваться.
| Проговаривают умения, которые были приобретены каждым учеником на уроке. Совершенствовали навыки счёта. Научились находить целое число по его доле. Учились самопроверке и самооцениванию. | Регулятивные УУД В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; |
Итог урока, домашнее задание | Задание на дом: 3 варианта на выбор учащихся:
Используя данные составь простые задачи на нахождение части числа и целого числа и реши их. (Карточка 1: Вы решили сделать небольшой ремонт в комнате – переклеить обои. Обои стоят 2000 руб., клей – 400 руб., грунтовка – 300 руб., кисти – 100 руб., валик – 200руб. Общая сумма денег, выделенных на ремонт – 3000 рублей. Карточка 2: Тебе необходимо купить школьные принадлежности. Пенал стоит 300 руб., тетради – 100 руб., дневник – 50 руб., ручки и карандаши – 200 руб. Родители дали тебе 1000 рублей.
|
Защита урока
1.Мой урок отвечает требованиям ФГОС, т.к.
- Урок проходит в деятельностном режиме (учащиеся сами ставят цель урока, ищут пути выхода из проблемной ситуации, проводят рефлексию своей деятельности)
- Проблемная ситуация создается на примере ситуации приближенной к жизненной
- Учащиеся работают в группах и парах, т.е. активно взаимодействуют.
2.Открытие нового способа действия.
3.Образовательный продукт – алгоритм деятельности при нахождении целого. Уникальность этого продукта в том, что он может быть представлен в виде схемы, графического изображения.
4.Я считаю, что цель мною достигнута. На уроке созданы условия для формирования коммуникативной, информационной, учебно- познавательной, социально-трудовой компетенций. Для себя я решила, что необходимо включать в уроки решение эвристических заданий. Это действительно интересно, и мотивирует детей к познавательной деятельности.
1. Организационый момент - 1 минута
2.Актуализация знаний («громкая» коллективная работа) - 3минут
3.Формулирование цели урока - 5 минуты
4.Поиск выхода из проблемной ситуации - 12 минут
5.Подведение итогов групповой работы - 5 минут
6. Применение новых знаний
7.Первичное закрепление материала и выполнение контрольно - оценочного задания («тихая» индивидуальная работа) - 10 минут
8.Рефлексия деятельности - 3минуты
9.Домашнее задание - 2 минуты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.Цели:формировать умения употреблять в речи ...
Технологическая карта урока математики тема "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс УМК "Школа России"
Математика Тема: "Нахождение нескольких долей целого"...
Технологическая карта урока математики по теме: "Число 9. Получение числа 9 прибавлением 1 к предыдущему числу".
Цель урока: познакомить с приёмом получения числа 9 путём прибавления 1 к предыдущему числу.Задачи урока:Образовательная: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа...
Технологическая карта урока математики ТЕМА: «Нахождение четвертого пропорционального способом отношений»
laquo;Нахождение четвертого пропорционального способом отношений» 4 класс...
Технологическая карта урока по математике "Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле"
Технологическая карта урока для 4 класса по математике на тему: "Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле". Цель данного урока: закрепить умение решать задачи на нахож...
Технологическая карта урока математики «Цифра 5. Число 5. Состав числа 5» (УМК «Перспектива», 1 класс)
Цель урока: формирование способности к исправлению ошибок на основе рефлексии собственнойдеятельности; повторение способов действий с составом числа 5.Задачи урокаДидактические:Повторить правила запис...
Технологическая карта урока математики «Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе», (УМК «Школа России», 3 класс)
Тема урока: «Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умений определять общее число еди...