Эссе «Математика просто о сложном»
статья по математике на тему

                                                 Каждый урок должен быть для наставника задачей,

                                                        которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

                                                    на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

                                                              сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг

                                                                                                                           

                                                                                                                                     К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_matematika_prosto_o_slozhnom.docx314.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционный обмен оптом

«Зарядка для ума, как средство формирования познавательного интереса

обучающихся на учебных занятиях»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа с.Айон»

Эссе «Математика: просто о сложном»

                                                                                            Тупольская Т.Н.,

                                                                                                               учитель начальных классов

                                                 Каждый урок должен быть для наставника задачей,

                                                        которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

                                                    на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

                                                              сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг

                                                                                                                           

                                                                                                                                     К.Д. Ушинский

Урок является главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Именно поэтому уровень знаний ребенка во многом зависит от того, в какой форме проводится урок, то есть содержательная и методическая наполненность, и атмосфера.

        Учебная деятельность организована тогда и только тогда, когда все ее элементы существуют. Не секрет, что нередко содержание этапа актуализации знаний для рабочих уроков учитель берет либо из «Методического пособия», либо из Интернета. Многие учителя до сих пор называют этот этап урока «Устный счет», считая главной его задачей формирование вычислительных навыков учащихся, или в лучшем случае, тренировку в использовании других базовых знаний: решении несложных текстовых задач, вопросов нумерации чисел, арифметических диктантов и т.п.

Однако возможности этого короткого этапа шире. Комплексный подход к подбору содержания этапа актуализации знаний позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных. Среди них:

  • подготовка к изучению нового материала или выполнение какого-либо сложного задания;
  • «гимнастика для ума», т.е. включение с первых минут урока в активную интеллектуальную деятельность;
  • формирование у учащихся положительного учебного мотива, т.е. желания активно работать на уроке;
  • подготовка к этапу постановки учебной задачи посредством создания проблемной ситуации (урок ОНЗ).

 Целью данного этапа является закрепление ранее полученных знаний для активного усвоения нового материала. Иначе говоря, на данном этапе необходимо прежние знания сделать актуальными в данный момент. Говоря о содержании этапа актуализации знаний, следует отметить, что действия школьников направлены на решение проблем и достижение целей урока. Например, учащимся можно предоставить решать устные задачи по готовым чертежам, устроить опрос, провести беседу.

Необходимость внедрения данного этапа в учебной деятельности обусловлена рядом факторов. Прежде всего, важно отметить, что в процессе данного этапа у учащихся формируются навыки необходимые для творческого решения поставленных задач. Также, в процессе этапа актуализации происходит формирование личностных смыслов познания, а это, в свою очередь, наталкивает учащихся на активизацию познавательной деятельности и мотивации обучения.

Ученик в процессе этого этапа пытается самостоятельно выполнить задание, которое нацелено на применение нового знания, а это, в свою очередь, активизирует мыслительную деятельность в более широких направлениях. После пройденного задания ученик фиксирует затруднения, которые возникли у него в процессе выполнения задания, что развивает способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного. Важно отметить, что именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы и возникают проблемные ситуации.

Многие  полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос, “только термин новый”. Но, как отмечает М.И. Махмутов, это далеко не так. Значение самого слова “актуализация”, говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку. В то же время на этом этапе активизируются многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

          «Гимнастика для ума» может быть проведена при помощи любого задания развивающего характера, для выполнения которого учащимся необходимо задействовать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

           Формировать учебную мотивацию также можно разными средствами. Среди них можно выделить:

  • использование заданий, интересных по содержанию (логические задачи, ребусы, кроссворды, математические загадки, старинные задачи, нестандартные задачи разных видов, дидактические игры, задания, расширяющие кругозор учащихся);
  • использование возможностей ИКТ;
  • организация деятельности учащихся таким образом, чтобы в ситуацию успеха попали все дети

        Таким образом, учитель на уроке организует продуктивную деятельность с целью подготовки к изучению нового материала, подводит учащихся к постановке учебной задачи урока, а с другой стороны, формирует у детей познавательный мотив. Все задания, предлагаемые на этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии должны быть  доступны и интересны для учащихся. Учитель начальных классов по своей природе - коллекционер. В его коллекцию входит буквально все, что интересует его в жизни и чем он может заинтересовать своих учеников: герои из детских мультфильмов, необыкновенные растения, полеты на неизведанные планеты, математические фокусы и многое другое.

         Готовясь к проведению данного этапа, учитель должен четко продумывать задания, потому что, выполняя задания под руководством учителя, учащиеся должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.

        Разумеется, эти рассуждения не претендуют на полное и всестороннее раскрытие педагогических возможностей 7 – минутного этапа актуализации знаний. Хочется, чтобы они просто заставили задуматься и чаще использовать на уроках математики занимательные, интересные и нетрадиционные задания. Ведь именно на этапе актуализации применяются такие средства и приемы, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.      

Приложение

«Ложная альтернатива»

Внимание учеников уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

  • Сумма чисел 8 и 9 это 16.
  • Разность чисел 20 и 12 равна 9.
  • 16 больше 14 на 6.
  • 48 – это 8 десятков и 4 единицы.
  • 1 слагаемое 24, 2 слагаемое 30. Значение разности 54.
  • Уменьшаемое 50, вычитаемое 15, значение разности 43.
  • На руках и ногах человека 25 пальцев.

« Причина - Факт - Следствие»

Этот приём позволяет определять причинно - следственную связь осуществлять                  мини-исследование.

- Что вам известно о треугольниках?

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,img3

А уж вам-то, как не знать…

Но совсем другое дело —

Очень быстро и умело

Треугольники считать!

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И “по краю” и “внутри”.

- На какие 2 группы по какому-либо признаку можно разделить все треугольники? (Классификация треугольников.)

«Шаг за шагом»

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

Например. Задание: назови все однозначные четные числа. Ученик шагает и на каждый шаг называет число.

«Деформированные примеры»

2         4         2        3  +         - 1

4        3        9       = 10        4  – 2 +            = 7

6        1        3                                                            8  -         + 0

«Гимнастика для ума»

  1. На полке у Кати стоят три любимые игрушки. Катя каждый день меняет их местами. Сколько раз по-разному можно расставить эти игрушки?

  1. Какой из квадратов можно назвать магическим?

         

  1. Разгадай ребус и выбери правильный ответ:

Слово, зашифрованное в ребусе, означает:

А) результат действия умножения.

Б) путь, пройденный объектом за определённое время.

В) четырёхугольник, у которого все углы прямые.

Г) арифметическое действие, посредством которого из одного числа вычитается другое число.

     4. У Сони день рождения. К ней пришли гости и сели за круглый стол. Соня сидит  на первом  стуле. Денис справа от Жени, а Женя справа от Кати. Валя сидит между Геной и Катей. Катя сидит напротив Сони. В каком порядке сидят ребята?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»

Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...