Урок математики на тему "Диаграммы" 4 класс УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Алёшина Ольга Александровна

Нестандартный урок, требующий дополнительной подготовки перед уроком. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике 4 класс «Планета знаний»

Целевой блок

Тема

«Диаграмма»

Цель

Познакомить обучающихся с линейными, круговыми, столбчатыми диаграммами. Учить детей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентировки в окружающем пространстве

 Формировать УУД:

  •  Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; умение признавать собственные ошибки;
  • Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Записывать результаты подсчетов в таблице; систематизировать их, анализировать, делать выводы; планировать вычислительную деятельность; контролировать правильность вычислений разными способами;
  • Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Умение находить нужную информацию в диаграмме, заполнять её, объяснять смысл данных; выполнять действия по заданному алгоритму; моделировать условие задачи; находить нужную  информацию, пользуясь разными источниками;
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Планируемые результаты

Предметные УУД:  Уметь отвечать на вопросы по диаграмме; составлять диаграмму своего распорядка дня Уметь составлять план вычислений; определять порядок действий и вычислять значение выражения; составлять план решения задачи; выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел; строить фигуру по предложенному плану.

Метапредметные УУД:   понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД - жизненное самоопределение.

Инструментальный блок

Задачи урока

1.        Образовательные:

•        научить ориентироваться в круговых, столбчатых, линейных диаграммах;

•        научить составлять свои диаграммы.

          продолжать отрабатывать навыки вычисления многозначных чисел.

2.        Развивающие:

•        Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;

•        Развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.  

3.        Воспитательные:

•        Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других;

•        Воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам;

Тип урока

 Изучение нового материала

Учебно-методический комплекс

- учебник «Математика» для 4-го класса М.И.Башмаков, М.Г. Нефёд. Часть 2. Стр. 84-85

- презентация «Диаграммы»

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- дидактический материал

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Диаграмма линейная, круговая, столбчатая, алгоритм, метеоролог, социолог.

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Математика,  окружающий мир

Действия учителя и обучающихся

 I.        Самоопределение к деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
       Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …. 

             II.  Постановка учебной задачи.

Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок. На парте у каждого есть таблица, с ответами на примеры и задачи. Ваша задача найти ответ и поставить под ним нужную букву.

д

и

а

г

р

а

м

м

а

2

140

4

80

240

3

30

0

5

 Для этого сначала найдите значения выражений:

(25 * 4) : 5 * 7=140                            И

(15 + 25 : 5) * 4=80                              Г

(58 + 14 : 7) * 4=240                             Р

90 : 9 * 5 – (45 - 25)=30                    М

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?  2  (Д)
  • У трех сестер по одному брату. Сколько детей в семье? 4 (А)
  • Шли три котенка. Один впереди, один между двумя, и один позади двух. Сколько котят? 3 (А)
  • На дереве сидело 6 птичек. В одну охотник выстрелил. Сколько птичек осталось на дереве? 0 (М)
  • На столе лежало 5 яблок, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? 5 (А)

Итак, речь сегодня пойдёт о диаграммах.

Какие знания необходимы для нашего урока? (уметь правильно выбирать арифметические действия, быстро и безошибочно производить вычисления и т.д.)

Раз тема нашего урока называется «Диаграммы», какую основную цель вы можете поставить для себя? (Узнать о диаграммах, научиться ими пользоваться в реальной жизни)

На протяжении всего урока мы с вами будет заполнять своими знаниями лестницу. На самой вершине мы с вами помещаем запись «Я могу, я умею!» Посмотрите, сколько ступеней нам предстоит преодолеть, чтобы добраться до самой вершины. Поэтому начнем мы прямо сейчас.

III. Открытие нового знания

Для начала ответьте на вопрос: «Что такое диаграмма?»

У кого – то на парте лежит карточка с этим определением. Прочитайте, пожалуйста.

Это чертёж или схема, которая показывает соотношения между различными величинами. Они бывают линейные, столбчатые, круговые.

Мы узнали, что такое диаграмма и теперь можем поместить наше первое знание на первую ступень.

Все мы с вами были когда-то маленькие, а особенно когда только родились. Сейчас мы с вами узнаем, как менялся вес младенца в течение первого месяца его жизни.  Откройте учебник на странице 84 №1. Перед вами диаграмма. Какая это диаграмма? (линейная) Что такое линейная диаграмма? Линейная диаграмма – это график, на котором величины представляются в виде линий. 

Что расположено вертикально? (Вес в граммах)

Что расположено горизонтально? (Дни жизни)

Ответим на вопросы, которые нам предложил автор учебника.

а) Насколько увеличилась масса младенца за 28 дней? (1000 г)

б) На какой день младенец стал весить столько же, сколько при рождении? (на 8)

в) Какова была его наименьшая масса? (при рождении)

г) Когда младенец прибавлял в весе больше всего? (с 24 по 28 день)

  • Придумайте в парах еще по одному вопросу на который можно будет ответить по этой диаграмме. (задают вопросы)

Что мы с вами узнали, выполнив №1? (Что такое линейная диаграмма)

Можем ли мы поместить это понятие на нашу лестницу?

Ребята, как вы думаете, человек какой профессии занимается измерением осадков? (метеоролог)

Кто же такие метеорологи? У кого-то на парте карточка с этим определением, прочитайте его.

МЕТЕОРОЛОГ - занимается сбором и систематизацией сведений об атмосферных процессах.

Метеорологи в строго установленные часы и минуты ведут круглосуточные наблюдения на метеорологических станциях, расположенных по всей территории нашей страны. В прогностических центрах составляют сводные ежемесячные таблицы и прогноз погоды.

Метеорологи наблюдали за погодой в течение года в какой-то местности и предложили нам провести анализ. В №2 предложена круговая диаграмма. Что такое круговая диаграмма?

Круговая диаграмма - диаграмма, в которой круг, представляющий всю величину, разделен на сектора, каждый из которых соответствует определенной величине.

На данной диаграмме весь круг – это весь год. Рядом с диаграммой находятся условные обозначения. Что обозначает голубой цвет? (облачно). Желтый цвет? (солнечно). Тёмно-синий цвет? (дожди). Голубой со снежинками? (снег).

Попробуем ответить на вопросы этой задачи.

а) Каких дней в году больше всего? (облачных)

б) Какую долю от общего числа дней в году занимают солнечные дни? (Одну четвёртую). Облачные дни? (Одну вторую). Дни со снегом? (Одну восьмую).

в) Сколько примерно дней в году стоит пасмурная погода? (365:4=91)

г) Сравни количество дней в году с осадками (дождь, снег) и облачных дней без осадков. (Облачных дней больше в два раза)

Что мы узнали, выполнив это задание? (Что такое круговая диаграмма и кто такой метеоролог)

Поместим наши новые знания на следующую ступень.

Ребята, как вы думаете, зачем проводится перепись населения  в стране?

Главная задача  правительства любой страны - управление и планирование всей экономической жизни общества. Для решения таких задач правительство должно знать, сколько граждан проживает на  территории страны. Перепись - это не просто подсчет жителей, но и изучение их образа жизни, своего рода моментальная фотография большой страны, на которой отражено, сколько нас и как мы живём.

На странице 85 №4 нам представлена столбчатая диаграмма. Что такое столбчатая диаграмма?

Столбчатая диаграмма – это графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. 

На столбчатой диаграмме представлена численность населения в некоторых регионах земного шара (жёлтым цветом) вместе с прогнозом к 2100 году (фиолетовый цвет).

Что показывает нам вертикальная стрелка? (Численность населения в млн. чел)

То показывает нам горизонтальная стрелка? (Страны)

Попробуем ответить на вопросы:

а) В каком регионе численность населения в 2000 году была наибольшей, и какова она? (Китай, 1400 млн человек)

б) Каково будет население Китая по прогнозу к 2100 году? (1500 млн человек)

в) В каком регионе рост населения будет наибольшим? (в Африке)

г) Какова будет примерно общая численность населения в этих регионах по прогнозу в 2100 год?

Что мы узнали, выполняя это задание? (Что такое столбчатая диаграмма)

Можем ли мы поместить и это знание на нашу лестницу достижений?

Я думаю, что мы все немного устали, поэтому предлагаю провести физминутку.

ФИЗМИНУТКА

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)

 IV. Первичное закрепление.

Вы провели социологический опрос по начальной школе. Каждый попробовал себя в роли социолога.

Кто такой социолог и чем он занимается? У кого-то на парте карточка с этим определением. Прочитайте.

СОЦИОЛОГ - составляет программы, проводит по ним исследования, анализирует их: обрабатывает информацию, обобщает данные, и может дать рекомендации.

У каждой пары было свое задание для исследования.

I пара - «Любимое время года»

II пара - «Любимые школьные предметы»

III пара - «Поведение 4 класса»

После сбора информации консультант каждой группы ее обработал.

Сейчас вам необходимо построить диаграмму исследования, (опираясь на алгоритм)

  1. Самостоятельная работа.

I пара – круговая диаграмма.

II пара – столбчатая диаграмма

III пара – линейная диаграмма

Представление диаграмм и вопросы по её анализу.

Что мы научились делать, выполняя это задание? (Строить диаграмму) Поместим наше знание на ступень.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Тест по презентации

Диагностика результатов урока

(итог урока)

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Встаньте на ноги.

- Оценки за урок.

- Сядьте те, кто все понял на уроке, кому было интересно.

Домашнее задание

с.84 №3 Составить диаграмму своего распорядка дня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики Автор : Козлова Ольга Александровна учитель начальных классов МОУ Чёлсменской ООШ

Слайд 2

Тема урока 2 140 4 80 240 3 30 0 5 (25 * 4) : 5 * 7= И (15 + 25 : 5) * 4= Г (58 + 14 : 7) * 4= Р 90 : 9 * 5 – (45 - 25)= М Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Д) У трех сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (А) Шли три котенка. Один впереди, один между двумя, и один позади двух. Сколько котят? (А) На дереве сидело 6 птичек. В одну охотник выстрелил. Сколько птичек осталось на дереве? (М) На столе лежало 5 яблок, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (А) Д И А Г Р А М М А 2 140 4 80 240 3 30 0 5

Слайд 3

Узнать, что такое диаграмма Научиться пользоваться ими в жизни Уметь строить диаграммы Дорогу одолеет тот, кто хоть и неторопливо, но идет. Цель урока Тема урока ДИАГРАММА

Слайд 4

ДИАГРАММА - это чертёж или схема, которая показывает соотношения между различными величинами. линейные круговые столбчатые

Слайд 5

ЛИНЕЙНАЯ ДИАГРАММА - это график, на котором величины представляются в виде линий.

Слайд 7

МЕТЕОРОЛОГ

Слайд 8

КРУГОВАЯ ДИАГРАММА - это диаграмма, в которой круг, представляющий всю величину, разделен на сектора, каждый из которых соответствует определённой величине.

Слайд 9

Солнечно Облачно Дожди Снег

Слайд 10

СТОЛБЧАТАЯ ДИАГРАММА - это графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

Слайд 11

Африка Китай Индия Латинская Америка Развитые страны Численность населения ( млн человек)

Слайд 12

ФИЗМИНУТКА

Слайд 13

СОЦИОЛОГ

Слайд 14

I ПАРА Любимое время года II ПАРА Любимые школьные предметы III ПАРА Поведение 4 класса круговая диаграмма столбчатая диаграмма линейная диаграмма

Слайд 15

Тест Выбери правильный ответ. № 1. Диаграмма - это …. А ) картинка В ) краткая запись Б ) чертёж или схема Г ) иллюстрация

Слайд 16

Тест Выбери правильный ответ. № 2. Какие бывают виды диаграмм? А ) овальная, круговая, треугольная Б ) цифровая, линейная, симметричная В ) кривая, столбчатая, волнистая Г ) линейная, круговая, столбчатая

Слайд 17

Тест Выбери правильный ответ. №3. Определи вид диаграммы: А ) столбчатая Б ) круговая В ) линейная Г ) конусная

Слайд 18

Тест Проверка №1. Б №2. Г №3. В

Слайд 19

с.84 № 3 Составить диаграмму своего распорядка дня

Слайд 20

Урок окончен, спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ДИАГРАММА

ЛИНЕЙНАЯ ДИАГРАММА

КРУГОВАЯ ДИАГРАММА

МЕТЕОРОЛОГ

СТОЛБЧАТАЯ ДИАГРАММА

СОЦИОЛОГ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ

«Я МОГУ, Я УМЕЮ!»



Предварительный просмотр:

2

140

4

80

240

3

30

0

5

(25 * 4) : 5 * 7= И

(15 + 25 : 5) * 4= Г

(58 + 14 : 7) * 4= Р

90 : 9 * 5 – (45 – 25)= М

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?  (Д)
  • У трех сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (А)
  • Шли три котенка. Один впереди, один между двумя, и один позади двух. Сколько котят? (А)
  • На дереве сидело 6 птичек. В одну охотник выстрелил. Сколько птичек осталось на дереве? (М)
  • На столе лежало 5 яблок, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (А)

2

140

4

80

240

3

30

0

5

(25 * 4) : 5 * 7= И

(15 + 25 : 5) * 4= Г

(58 + 14 : 7) * 4= Р

90 : 9 * 5 – (45 – 25)= М

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?  (Д)
  • У трех сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (А)
  • Шли три котенка. Один впереди, один между двумя, и один позади двух. Сколько котят? (А)
  • На дереве сидело 6 птичек. В одну охотник выстрелил. Сколько птичек осталось на дереве? (М)
  • На столе лежало 5 яблок, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (А)

2

140

4

80

240

3

30

0

5

(25 * 4) : 5 * 7= И

(15 + 25 : 5) * 4= Г

(58 + 14 : 7) * 4= Р

90 : 9 * 5 – (45 – 25)= М

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?  (Д)
  • У трех сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (А)
  • Шли три котенка. Один впереди, один между двумя, и один позади двух. Сколько котят? (А)
  • На дереве сидело 6 птичек. В одну охотник выстрелил. Сколько птичек осталось на дереве? (М)
  • На столе лежало 5 яблок, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (А)

Диаграмма - это чертёж или схема, которая показывает соотношения между различными величинами. Они бывают линейные, столбчатые, круговые.         

МЕТЕОРОЛОГ - занимается сбором и обработкой сведений об атмосферных процессах.

Метеорологи в строго установленные часы и минуты ведут круглосуточные наблюдения на метеорологических станциях, расположенных по всей территории нашей страны. В прогностических центрах составляют сводные ежемесячные таблицы и прогноз погоды.

СОЦИОЛОГ - составляет программы, проводит по ним исследования, анализирует их: обрабатывает информацию, обобщает данные, и может дать рекомендации.



Предварительный просмотр:

Алгоритм построения диаграммы.

  1. Нарисуем прямой угол.
  2. На горизонтальной его стороне отметим на равном расстоянии друг от друга точки по предметам (математика, русский язык, чтение, окружающий мир).

  На вертикальной шкале число учащихся (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20).

  1. Изобразим диаграмму.

«Любимые школьные предметы»


Алгоритм построения диаграммы.

  1. Нарисуем окружность.
  2. Обозначим разными цветами времена года.

  Определим какую часть будет занимать каждый цвет.

  1. Изобразим диаграмму.

«Любимое время года»


Алгоритм построения диаграммы.

  1. Нарисуем прямой угол.
  2. На горизонтальной его стороне отметим на равном расстоянии друг от друга точки по дням недели (четверг, пятница, понедельник, вторник, среда, четверг).

  На вертикальной шкале критерии оценки поведения (плохое, хорошее, отличное).

  1. Изобразим диаграмму.

«Поведение 4 класса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе "Закрепление знаний по теме «Умножение и деление двузначного числа на однозначное число».

Задачи. Научить следующим качествам:-правильности, осознанности, автоматизму и прочности знаний – полноценности вычислительных навыков;-развивать познавательные и интеллектуальные способности (простра...

Урок математики в 1 классе "Проверка знаний по теме "Нумерация чисел от 1 до 20"

Это урок сделанный по требованиям ФГОС второго поколения. На уроке дети идут в гости в Бабе Яге, выполняют различные задания. Есть работа в парах. К уроку есть презентация....

Презентация к уроку математики в 1 классе "Закрепление знания таблицы сложения в пределах 20"

Использование игровых технологий. Помоги Ивану-царевичу превратить лягушку в Царевну. Игра "Сбежавшие числа", "Называй - не зевай", "Чудо-дерево"Формирование вычислительных навыков, развитие внимания....

Урок математики во 2 классе по теме: "Запись решения задач по действиям" УМК "ПНШ" (урок открытия новых знаний).

Данный урок математики относится к теме " Задачи". Содержание урока строится на основе взаимодействия и личностного воздействия «учитель-ученик". Базовая технология: деятельностный подход.  Учащи...

Урок математики в 1 классе. Систематизация знаний по теме «Прибавление и вычитание чисел 1,2».

Урок направлен на организацию деятельности учащхися по закреплению и систематизации знаний случаев сложения и вычитания с числами 1,2....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Тема: «Площадь прямоугольника» Тип: Урок «открытия» нового знания.Технологическая карта урока математики в 3 классе

Обеспечить усвоение детьми способа нахождения  площади прямоугольника.Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей....