Программа внеурочной деятельности "Знайка"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Николаева Екатерина Петровна

Занимательная математика для учащихся 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur_znayka_3_klass.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Знайка» 3 класс.

Пояснительная записка.

       Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы необходимо, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. В  третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа третьего класса реализована в рамках «Во внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом. Она составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в олимпиадах, международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок»;
  • знакомство с научно-популярной литературой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

                                       

Планируемые  результаты освоения учащимися

программы  курса «Знайка»

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 3-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • демонстрационные таблицы «Единицы времени», «Единицы длины», «Единицы массы», «Геометрические фигуры», «Таблица Пифагора», «Таблица умножения», «Периметр прямоугольника», «Площадь прямоугольника», «Скорость, время, расстояние»;
  • сигнальные карточки цветовые;
  • числовые веера;
  • перфокарты для устного счета в пределах 100, в пределах 20, с табличными случаями умножения и деления;
  • календарь демонстрационный;
  • часы демонстрационные;
  • линейка демонстрационная, угольник демонстрационный, циркуль демонстрационный;
  • демонстрационный набор «Доли»;
  • наборы линеек и угольников для учащихся;
  • индивидуальные маркерные доски;
  • шкафы для хранения счетного и демонстрационного материала;
  • справочники, энциклопедии.

Электронно-программное обеспечение:

  • DVD диски с дидактическими играми по математике;
  • презентации по математике.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD плееры, MP3 плееры;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • демонстрационная доска для работы маркерами;
  • магнитная доска;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». М.: Издательство РОСТ,2012.
  2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  3. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  4. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  5. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  8. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  10. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  11. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  12. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  13. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Календарно-тематическое планирование курса «Знайка»

3 класс (34 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Виды

контроля

дата

метапредметные и личностные

предметные

план

факт

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Положительно относиться к школе и учебной деятельности.

Формирование представления о математике, как о точной науке

2

Как люди научились считать.

1

Ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Учатся работать по предложенному  учителем плану.

Знать алгоритм работы в группе. Уметь: находить лишний предмет в группе однородных; распределять внимание.

Выполнение заданий презентации

 «Как люди научились считать»

3

Интересные приемы устного счёта.

1

Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Уметь оценивать себя по критериям предложенным взрослым

Знать: алгоритм работы в группе.

Уметь: делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

Устный счёт

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

Владеть способами самооценки выполнения действий

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять  значение слов и выражений.

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Демонстрир. целенапр. и осмысленное наблюдение.

Учатся учитывать мнение партнера, аргументированно критиковать допущенные ошибки.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

работа с алгоритмами

6

Учимся отгадывать ребусы.

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Знать: алгоритм работы в группе.

Уметь: делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

Составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Знать: алгоритм решения простых и составных задач.

Уметь: делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова.

Решение теста –кроссворда

проверочный тест

8

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Знать: алгоритм решения простых и составных задач, алгоритм работы в группах. Уметь решать задачи на смекалку. Работа с алгоритмом

работа с алгоритмом

контрольный тест

9

Решение ребусов и логических задач.

1

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюд.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов.

Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

Самостоятельная работа

мини-олимпиада

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку. Решение практических задач.

Составление схем, диаграмм

11

Загадки - смекалки.

1

Выделять закономерности, завершать схемы. Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов.

Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

Составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12

Игра «Знай свой разряд».

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи

Объяснять  значение слов и выражений.

Называть предметы по описанию.

Знать: алгоритм работы в группах. Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи.

Работа с таблицей разрядов

тест

13

Обратные задачи.

1

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Называть предметы по описанию. Объяснять  значение слов и выражений.

Уметь находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику.

Работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14

Практикум «Подумай и реши».

1

Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; составлять и решать задачи, кроссворды, решать задачи на смекалку. Решение практических задач.

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15

Задачи с изменением вопроса.

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Решение практических задач.

Знать алгоритм работы в группе.

Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.

Инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16

 «Газета любознатель-ных».

1

Оценивают уровень владения тем или иным учебным действием. Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Знать: правила составления ребусов.

Уметь: отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику.

Проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17

Решение нестандартных задач.

1

Выявляют известное и неизвестное при решении учебной задачи.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Знать: алгоритм решения простых и составных задач, решение задач повышенной сложности.

Решение задач на установление причинно-следственных отношений

18

Решение олимпиадных задач.

1

Выявляют известное и неизвестное при решении учебной задачи.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Знать: алгоритм решения простых и составных задач. Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.

Решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Знать: алгоритм работы в группах, алгоритм решения простых и составных задач. Уметь решать задачи на смекалку. Решение заданий повышенной трудности

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20

Школьная олимпиада

1

Выявляют известное и неизвестное при решении учебной задачи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Знать: алгоритм работы в группах, алгоритм решения простых и составных задач. Уметь решать задачи на смекалку.

решение заданий повышенной трудности

21

Игра «Работа над ошибками»

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Решение практических задач. Знать: алгоритм работы в группах, алгоритм решения простых и составных задач.

работа над ошибками олимпиадных заданий

22

Математические горки.

1

Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. Решение задач на преобразование неравенств

Решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23

Наглядная алгебра.

1

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Называть предметы по описанию.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами.

Работа в группах: инсценирование

24

Решение логических задач.

1

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Знать: алгоритм работы в группах, алгоритм решения простых и составных задач. Уметь решать задачи на смекалку.

Схематическое изображение задач

25

Игра «У кого какая цифра»

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Называть предметы по описанию.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку, решать задачи, решать и составлять ребусы.

творческая работа

26

Знакомьтесь: Архимед!

1

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Назыв. предметы по описанию. Объяснять  значение слов и выражений.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

Работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27

Задачи с многовариантными решениями.

1

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Учатся работать по предложенному  учителем плану.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку. Решать практические задачи.

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28

Знакомьтесь: Пифагор!

1

 Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Назыв. предметы по описанию. Объяснять  значение слов и выражений.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29

Задачи с многовариантными решениями.

1

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.  

Учатся работать по предложенному  учителем плану.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку. Решать практические задачи.

Работа в парах по решению задач

30

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Назыв. предметы по описанию. Объяснять  значение слов и выражений.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

Составление знаковых систем

тест

31

Задачи с многовариантными решениями.

1

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

 Учатся работать по предложенному  учителем плану.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку. Решать практические задачи.

Индивидуальная работа

32

Математический КВН

1

Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

 Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов. Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

работа в группах

33

Круглый стол «Подведем итоги»

1

 Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе.

конкурс на лучший проект

34

Круглый стол «Подведем итоги»

1

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе.

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...