Конкретный смысл действия вычитания с точки зрения теории множеств
учебно-методический материал по математике на тему
Конкретный смысл действия вычитания с точки зрения теории множеств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkretnyy_smysl_deystviya_vychitaniya_s_tochki_zreniya_teorii_mnozhestv.docx | 936.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкретный смысл действия вычитания с точки зрения теории множеств? Примеры.
С точки зрения количественной теории разностью множеств и называется множество, состоящее из тех элементов множества , которые не содержатся во множестве . Символическая запись этого определения:
На диаграмме Эйлера-Венна разность выделена штриховкой.
В школьном курсе математики чаще всего приходится выполнять вычитание множеств в случае, когда одно из них является подмножеством другого, при этом разность множеств A \ B называют дополнением множества B до множества A, и обозначают символом B´A.
Пусть множества и таковы, что . Тогда дополнением множества до множества называется разность . В этом случае применяется обозначение
На ранних стадиях обучения, опираясь на житейский опыт учащихся и конкретные примеры, вводятся понятия множества (при этом множества рассматриваются лишь непересекающиеся, а сам термин «множество» на первых порах заменяется более понятными для учащихся словами «группа предметов», «совокупность»).
При формировании у учеников представлений о вычитании можно условно ориентироваться на следующие предметные ситуации:
1. Уменьшение данного предметного множества на несколько предметов (множество предметов, которые удаляются, зачеркивается).
2. Уменьшение множества, равночисленного данному на несколько предметов.
В процессе выполнения таких ситуаций у детей формируется о понятиях «меньше на», («уменьшение на»), которые связаны с построением совокупности, равносильной данной, и ее уменьшением на несколько предметов. Усвоение понятий «больше на», «меньше на» дается детям легче, если использовать предметные символические модели.
сравнение двух предметных множеств, то есть ответ на вопрос: "На сколько предметов в одном множестве больше (меньше), чем в другом?"
В процессе выполнения предметных действий у младших школьников формируется представление о вычитании как о действии, которое связано с уменьшением количества предметов.
Приведем задания, которые ученик должен научиться выполнять по словесному описанию педагога до знакомства с символикой действия вычитания.
1. У Кати было 8 шаров. Три шара она подарила Тане. Покажи шары, которые у нее остались.
Дети рисуют 8 шаров, 3 зачеркивают и показывают движением руки количество оставшихся шаров.
1. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было девять. Обозначь цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на три цветка. Что надо сделать, чтобы это показать?(убрать 3 кружка). Покажи, сколько теперь сможет понюхать Слоненок.
2. У Мартышки было семь бананов. Обозначь их кружками. Несколько бананов она съела и у нее стало на 4 меньше. Что нужно сделать, чтобы это показать? Почему ты убрал 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажи оставшиеся бананы. Сколько их?
.3. У жука 6 ног. Обозначь количество ног жука красными палочками. А у тигра ног на 2 меньше. Обозначь количество ног тигра зелеными палочками. Покажи. У кого ног меньше. У кого ног больше? На сколько?
4. На одной полке стоит 6 книг. Обозначь книги кружками. А на другой полке - 9 альбомов. Обозначь книги квадратиками. Поставь их так, чтобы сразу было видно, чего больше – книг или альбомов. Чего меньше? На сколько?
После того, как ребенок научиться понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. На этом этапе последовательность указаний педагога такова:
1) обозначьте то, о чем говориться в задании кружками (палочками и т.п.);
2) обозначьте указанное число кружков (палочек) цифрами;
3) поставьте между ними нужный знак действия.
Приведем примеры задач.
2. Используя рисунок и схему, выполни запись (удаление совокупности на несколько единиц).
3. Сравни множества (удаление части множества)
4. Реши задачу (разностное сравнение двух множеств)
5. (Удаление части совокупности)
(
Во 2 классе при изучении общего понятия операции рассматриваются вопросы: над какими объектами выполняется операция, в чем заключается операция, каков результат операции. При этом операции могут быть как абстрактными (прибавления или вычитания данного числа, умножения на данное число и т.д.), так и конкретными (разборка и сборка игрушки, приготовление еды и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкретный смысл действия умножения
Урок построен на основе традиционной программы "Школа России" с использованием новых технологий....
Презентация к уроку "Конкретный смысл действия деления".
Презентация к уроку "Конкретный смысл действия деления". 2 класс УМК "Школа России"....
Конспект урока по математике на тему "Конкретный смысл действия деления".
Математика. 2 класс. УМК “Школа России”. Тема "Конкретный смысл действия деления"....
«Конкретный смысл действия умножения. Закрепление».
Тема: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление». Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения;Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи...
разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение
Данный материал содержит разработку урока математики по теме "Конкретный смысл действия - умножение", для учащихся 2 класса. Тип урока - комбинированный, урок - путешествие по лесу. Разра...
Конкретный смысл действия умножения
Формирование знания конкретного смысла умножения...