Конкретный смысл действия умножения
методическая разработка по математике по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика
Класс: 2.
Название: Конкретный смысл действия умножения
Автор: Дрозд Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 34»
г. Бийск
Алтайский край
Тема: Конкретный смысл действия умножения
Цели урока: Формировать знания конкретного смысла умножения; формировать когнитивные (познавательные) компетенции: умения анализировать, обобщать, отыскивать причины, выявлять закономерности, общекультурные, коммуникативные; отношения сотрудничества между учителем и учениками, развивать навыки счета, воспитывать уважительные, доброжелательные отношения между одноклассниками, аккуратность.
Тип урока: урок изучения нового материала (вводный).
Технологии:
- проблемный диалог,
- интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей (блочное изучение материала),
-развивающего обучения (ведущая роль теоретических знаний)
- ИКТ
Методы обучения:
- объяснительно- иллюстративные
- практические (решение примеров и задач)
- репродуктивные (на этапе обобщения)
- проблемно-поисковые (обсуждение задания с элементами повышенной трудности).
Оборудование:
- электронная презентация
- карточки со схемами, со словами, с заданиями для работы в группе
Ход урока
1. Оргмомент (Мотивационный этап)
- Послушайте, под каким девизом сегодня будем работать на уроке
(слайд № 2- 6)
Вот лентяйка Единица!
He хочу с тобой водиться.
Не люблю и цифру 2, Цифру 3
Терплю едва.
Ай, да умница 4.
Но не всех прекрасней
В мире.
А вот это цифра 5.
Вот всегда бы
Пять опять!
- Кто готов работать под таким девизом, поднимите руку. Ну, что ж, вперёд.
2. Минутка красивого письма
- Мы на минутке красивого письма будем писать цифры, которые обозначают оценки, которые вы хотите получать. Как вы думаете, о каких цифрах я говорю? (4,5)
- Показ. Пропишите.
- Какие двузначные числа мы можем из них составить? Напишите их на следующей строчке. (44, 55, 45, 54)
- Молодцы! Запишите дату, вид работы.
-На уроке нас ждёт что-то новое, неизвестное пока для нас, но это открытие, я надеюсь, совершите вы сами. Давайте подготовимся к открытию.
3. Устный счет
- Гимнастика для ума.
1. Решение задачи
Улетели в облака 32 снеговика.
10 — с метлами,
10 — с вёдрами,
2 из них с граблями
Над лесами и полями.
Скрылся клин их вдалеке.
Сколько было налегке?( Что значит налегке?)(Без ноши, или с очень легкой ношей)
- Как узнали? Как вы думаете, в какое время года могло случиться такое чудо? (
2. Решение ранее изученных примеров (слайд № 7)
(Электронная презентация картины зимы, по всей картине развешаны снежинки с записью выражений: 40-7=(33), 35-3=(32), 28+7=(35), 13-6=(7), 26+5=(31), 19+2=(21), 40+30=(70), 80-20=(60), 85-42=(43)
- Посмотрите, сколько на нашей зимней картине снежинок с выражениями. Как вы думаете, на какие две группы их можно разделить? (сумма, разность)
- Пришло время решить выражения, но будьте внимательны, снежинки подскажут, какую из них решить первую, а какую следующую. И, если вы решите выражение верно, то снежинка опустится. -У подножья горки рассмотрите числа. Какую работу можно с ними сделать?
-Расположите числа в порядке возрастания. (7 21 31 32 33 35 43 60 70)
(слайд № 8)
4.Физкультминутка.
- Сейчас закройте глаза и представьте, что вы одеваетесь на прогулку. Уже всё надели на себя кроме перчаток. Поднимите руки к лицу и раскройте глаза.
- Давайте покажем, как это делаем. Я буду говорить слова, и массажировать пальчики, как будто надевать перчатку. А вы повторяйте движения за мной.
Этот пальчик - маленький (массируем мизинчик.)
Этот пальчик - слабенький (безымянный).
Этот пальчик - длинненький (средний).
Этот пальчик - сильненький (указательный).
Этот пальчик - большачок (большой).
А вместе - кулачок (сжимаем в кулачок).
5. Постановка учебных целей и задач
- А сколько у нас пальчиков на двух руках? Как узнали?
(5+5) А можно по-другому узнать? (говорят)
- А есть еще один способ? И о нем мы узнаем чуть позже.
6. Объяснение нового
- Надели перчатки, теперь нам будет тепло. - А чего больше всего хочется зимой, когда холодно? Сейчас к нам на несколько минут вернётся лето, а поможет в этом следующая задача.
А)«На одной клумбе растет 5 цветов. Сколько цветов растет на нескольких клумбах?»
- Что интересного заметили?
- Это текст можно считать задачей?
- Почему?
- Дополните текст до задачи.
- Давайте посмотрим на этот текст.
«На одной клумбе растет 5 цветов. Сколько цветов растет на 3 клумбах?»
- Давайте при помощи графической модели решим эту задачу. Возьмите карточку. Сколько было клумб? Сколько цветов было на каждой клубе. Нарисуйте в каждом кружочке по 5 точек.
|
- Сколько групп по 5 точек получилось?
- Сколько всего точек?
5 + 5 + 5 = 15(цв.)
- Чем считали? (группами по 5)
Б) У нас в классе 3 ряда парт, в каждом ряду по 5 парт. Сколько всего парт в классе? (5+5+5=15 (п) - записать на доске. Снова считали группами.
В) - Прочитайте задачу.
«На одно пальто пришивают 6 пуговиц. Сколько пуговиц пришьют на 100 таких пальто?»
- Какой вариант решения этой задачи вы предлагаете? (6+6+6+6+6……)
- Вижу, что у вас возникло затруднение. Почему? Мы только сейчас решали подобные задачи? (В записи решения слагаемых много – неудобно записывать слагаемое 6 много раз).
- Математика – это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи. Неудобно, значит надо найти короткий способ записи суммы одинаковых слагаемых.
- Есть такое математическое действие, которое может заменить сложение
- Какую цель можем перед собой поставить?
(Как записать удобным способом одинаковые слагаемые? Как коротко записать сумму одинаковых слагаемых? Узнать как называется математическое действие ,которым можно заменить сложение)
- Научиться коротко записывать сумму одинаковых слагаемых- это тема нашего урока, а еще узнать как называется этот процесс.
- Где мы об этом можем узнать? (в учебнике)
- Откройте страницу 40, прочитайте все, что написано около красной черты, рассмотрите рисунки.
- Какое новое слово вы прочитали? - Что такое умножение?
(В математике операция нахождения суммы одинаковых слагаемых называется – умножением.)_
Это новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:
Х – в печатном тексте,
. - в рукописном тексте.
- Поработайте в парах, каковы ваши предложения по поводу замены сложения одинаковых слагаемых умножением?
(Гипотезы детей)
- Проверьте свое решение:
6 * 100
- Расшифруйте запись.
- Что обозначает первое число? (какое слагаемое будем брать)
- Что обозначает второе число? (сколько раз мы будем брать это слагаемое)
- Кто- нибудь сможет сосчитать этот пример? (600) Значит 600 пуговиц пришьют на 100 пальто. Молодцы!
- Сможем мы теперь узнать количество пальцев на двух руках, используя действие умножения? (5*2=10)
- Вернемся к карточкам. Посовещайтесь в парах и запишите на карточках как с помощью действия умножения можно решить эту задачу.
7. Физминутка
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
8. Первичное закрепление во внешней речи.
1. (слайд 9) Какие монеты вы видите? (по 2 рубля) Как можно узнать, сколько здесь рублей? Запишите. Кто записал при помощи арифметического знака «Сложение»?(2+2…=12) (слайд10)
- Как с помощью умножения можно записать решение? (слайд 11)
- На что показывает 1 число? Второе число? (слайд 12)
- Посмотрите. Как вы думаете, какое задание мы сейчас выполним.
- Что интересного увидели?
- Прочитайте перовое числовое выражение. На что обратили внимание? (Число три повторяется четыре раза.)
3 + 3 + 3 + 3 = 6 + 6 + 6 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 4 + 4 = |
(первое сделали вместе, дальше сами, один у доски)
9. Работа в группах
4 * 5 =
16 * 3 =
9 * 3 =
- Замените умножение суммой одинаковых слагаемых.
- Проверка: к доске карточки, все проверяют. Если есть ошибки, то сказать
« не ошибается тот, кто ничего не делает.»
10. Рефлексия деятельности.
- С каким арифметическим действием мы познакомились?
- Закончите предложение:
Нахождение суммы одинаковых слагаемых называется - …
Точка – это знак ….
11. Самостоятельная работа
- Задание на повторение. Выполните действия столбиком. Что вы будете сейчас делать? Повторите. А ты понял.. Скажи для всех…
12. Домашнее задание
- Еще раз прочитать новый материал в учебнике, постараться запомнить.
Дифференцированно: с. 40, № 5
С. 40 № 6
13. Итог
-Заканчивая урок, продолжите предложения.
Теперь я знаю….
Теперь я умею…
Список использованных источников:
- Математика,2 класс, М.И.Моро «Просвещение»,2008г.
- В.Волина «Праздник Букваря», АСТ-Пресс,1995г.
- Картинки в презентации:
http://festival.1september.ru/articles/579602/img1.jpg - оценка 1
http://festival.1september.ru/articles/579602/img2.jpg - оценка 2
http://festival.1september.ru/articles/579602/img3.jpg - оценка 3
http://festival.1september.ru/articles/579602/img4.jpg - оценка 4
http://festival.1september.ru/articles/579602/img5.jpg - оценка 5
http://festival.1september.ru/articles/579602/img7.jpg - зимняя картина
http://darudar.org/gift/thanks/1044673/ - картинки монет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкретный смысл действия умножения
Урок построен на основе традиционной программы "Школа России" с использованием новых технологий....
«Конкретный смысл действия умножения. Закрепление».
Тема: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление». Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения;Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи...
разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение
Данный материал содержит разработку урока математики по теме "Конкретный смысл действия - умножение", для учащихся 2 класса. Тип урока - комбинированный, урок - путешествие по лесу. Разра...
конспект урока математики во 2 классе "Конкретный смысл действия умножения" по УМК "Школа России"
Урок формирует представление о новом арифметическом действии – умножении , раскрыть его смысл , как сложение одинаковых слагаемых.В ходе урок используется ИКТ. Основная форма работы: индивидуаль...
Конспект урока по математике во 2 классе "Умножение и деление. Конкретный смысл действия умножения."
Тема: Умножение и деление.Конкретный смысл действия умножения (закрепление) Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения....
Связь умножения со сложением.конкретный смысл действия умножение
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема урока: Смысл действия УМНОЖЕНИЕЦель:· раскрыть конкретный смысл умножения, как сложения одинаковых слага...
Контрольная работа по теме "Умножение (конкретный смысл действия умножения)" 2 класс
Контрольная работа по теме "Умножение (конкретный смысл умножения)" 2 класс....