Рабочая программа по математике_1кл.
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребенка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания.
Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА с. РЫТКУЧИ»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей предметного направления «____»___________2017 г. Руководитель МО ___________Н.У. Манджиева | Согласовано «___»____________2017 г. Зам. директора по НМР ___________ Н.Б.Сангаджиева | Утверждено Приказ №____ «_____»____________2017 г. Директор МБОУ СШ с.Рыткучи ______________А.Ф. Беляева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
1 КЛАСС
(УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Шубина Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
с.Рыткучи
2017 г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и внесена в реестр примерных основных общеобразовательных программ;
- Федеральный базисный учебный (образовательный) план общеобразовательного учреждения Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями от 01.02.2012);
- Устав МБОУ СШ с.Рыткучи, утвержденный постановлением администрации Чаунского муниципального района от 23.12.2015г. №233;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ с.Рыткучи, утвержденная приказом ОУ от 31.08.2017г. №02-02/188;
согласно учебному плану МБОУ СШ с.Рыткучи на 2016-2017 учебный год, утвержденному приказом ОУ от 26.05.2017г. № 02-02/167; и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: авторской программы Г.В.Дорофеева, Т.Н. Мираковой «Математика» 1-4 класс. Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».
Цели и задачи курса
Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.
Основные задачи данного курса:
1) обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
2) формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
3) развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
4) формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребенка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания.
Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Понятие «натуральное число» формируется на основе понятия «множество». Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число представлено как результат счёта, а позже — как результат измерения. Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.
Расширение понятия «число», новые виды чисел, концентры вводятся постепенно в ходе освоения счёта и измерения величин. Таким образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе. Выбор остального учебного материала подчинён решению главной задачи — отработке техники вычислений.
Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются совместно.
Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счёта группами, формированию навыка производить вычисления осознанно. Работа с числовым отрезком (или числовым лучом) позволяет ребёнку уже на начальном этапе обучения решать достаточно сложные примеры, глубоко понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания, а также готовит учащихся к открытию соответствующих способов вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решению задач на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Вычисления на числовом отрезке (числовом луче) не только способствуют развитию пространственных и логических умений, но что особенно важно, обеспечивают закрепление в сознании ребёнка конкретного образа алгоритма действий, правила.
При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей.
Основная задача линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их.
Умение решать задачи — одна из главных целей обучения математике в начальной школе. В предлагаемом курсе понятие «задача» вводится не сразу, а по прошествии длительного периода подготовки.
Отсроченный порядок введения термина «задача», её основных элементов, а также повышенное внимание к процессу вычленения задачной ситуации из данного сюжета способствуют преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления. Ребёнок воспринимает задачу не как нечто искусственное, а как упражнение, составленное по понятным законам и правилам.
Иными словами, дети учатся выполнять действия сначала на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений.
На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.
В начале курса знакомые детям геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал) предлагаются лишь в качестве объектов для сравнения или счёта предметов. Аналогичным образом вводятся и элементы многоугольника: углы, стороны, вершины и первые наглядно-практические упражнения на сравнение предметов по размеру. Например, ещё до ознакомления с понятием «отрезок» учащиеся, выполняя упражнения, которые построены на материале, взятом из реальной жизни, учатся сравнивать длины двух предметов на глаз с использованием приёмов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки (эталона сравнения). Эти практические навыки им пригодятся в дальнейшем при изучении различных способов сравнения длин отрезков: визуально, с помощью нити, засечек на линейке, с помощью мерки или с применением циркуля и др.
Особое внимание в курсе уделяется различным приёмам измерения величин. Например, рассматриваются два способа нахождения длины ломаной: измерение длины каждого звена с последующим суммированием и «выпрямление» ломаной.
Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими.
В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения, они осваивают способы познавательной деятельности.
При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи — с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства.
Например, понятия, усвоенные на уроках окружающего мира, учащиеся используют при изучении мер времени (времена года, части суток, год, месяцы и др.) и операций над множествами (примеры множеств: звери, птицы, домашние животные, растения, ягоды, овощи, фрукты и т. д.), при работе с текстовыми задачами и диаграммами (определение массы животного, возраста дерева, длины реки, высоты горного массива, глубины озера, скорости полёта птицы и др.). Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства, используются в курсе начальной математики при изготовлении моделей фигур, построении диаграмм, составлении и раскрашивании орнаментов, выполнении чертежей, схем и рисунков к текстовым задачам и др.
При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях (коллекционирование марок, открыток, разведение комнатных цветов, аквариумных рыбок и др.), учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом и др.
Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента — к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем.
Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 528 часов.
1 класс — 132 ч (33 учебные недели),
2 класс — 132 ч (33 учебные недели),
3 класс — 132 ч (33 учебные недели),
4 класс —132 ч (33 учебные недели).
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
• понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объектов природы);
• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений;
• опровергать или подтверждать истинность предположения).
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будет сформировано:
- положительное отношение к учёбе в школе, к предмету математики;
- интерес к урокам математики;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- осознание сути новой социальной роли ученика: положительное отношение к учебному предмету «Математика», умение отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
- развитие навыков сотрудничества: освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
- начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
- первоначального представления о знании и незнании;
- понимания значения математики в жизни человека;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
- уважения к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательного отношения к людям;
- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
- составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая
последовательность выполнения действий; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные
Учащийся научится:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
- использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
- читать простое схематическое изображение;
- понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2—5 знаков или символов, 1—2 операций);
- на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- под руководством учителя проводить аналогию;
- понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока рассматриваемого вопроса;
- осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.
Учащийся получит возможность научиться:
- строить небольшие математические - устной форме (2—3 предложения);
- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
- выделять несколько существенных признаков объектов;
- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
- понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- воспринимать различные точки зрения;
- воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
- понимать необходимость использования правил вежливости;
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини. пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения;
- следить за действиями других участников учебной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- адекватно использовать средства устного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины
Учащийся научится:
— различать понятия «число» и «цифра»; читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр; понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»); сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно» («=»); упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком; понимать десятичный состав чисел от 11 до 20; понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число; различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину.
Учащийся получит возможность научиться:
– практически измерять величины: массу, вместимость.
Арифметические действия
Учащийся научится:
— понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием; — складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток; — складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания; применять таблицу сложения в пределах 20; выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20; вычислять значение числового выражения в одно—два действия на сложение и вычитание (без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
— понимать и использовать терминологию сложения и вычитания; применять переместительное свойство сложения; понимать взаимосвязь сложения и вычитания; сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях; выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение; составлять выражения в одно–два действия по описанию в задании.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
— восстанавливать сюжет по серии рисунков; составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ; изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка; различать математический рассказ и задачу; выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»; составлять задачу по рисунку, схеме; понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом; различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Учащийся получит возможность научиться:
— рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы; соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу; составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению; рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
— понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.); — распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат; — изображать точки, прямые, кривые, отрезки; — обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита; — чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.
Учащийся получит возможность научиться:
— различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная; — распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии; — изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;
Геометрические величины
Учащийся научится:
– определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки; — применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) – и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м; — выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
Работа с информацией
Учащийся научится:
— получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа; дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью; изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме;
Учащийся получит возможность научиться:
— читать простейшие готовые схемы, таблицы; выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
Сравнение и счет предметов
Признаки отличия, сходства предметов. Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам: одинаковые — разные; большой — маленький, больше — меньше, одинакового размера; высокий — низкий, выше — ниже, одинаковой высоты; широкий — узкий, шире — уже, одинаковой ширины; толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковой толщины; длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковой длины. Форма плоских геометрических фигур: треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая. Распознавание фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Выполнение упражнений на поиск закономерностей.
Расположение предметов в пространстве: вверху — внизу, выше — ниже, слева — справа, левее — правее, под, у, над, перед, за, между, близко — далеко, ближе — дальше, впереди — позади. Расположение предметов по величине в порядке увеличения (уменьшения).
Направление движения: вверх — вниз, вправо — влево. Упражнения на составление маршрутов движения и кодирование маршрутов по заданному описанию. Чтение маршрутов.
Как отвечать на вопрос «Сколько?». Счет предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и т. д.
Распределение событий по времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Упорядочивание предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй... Порядковый счет.
Множества и действия над ними
Множество. Элемент множества. Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками. Равные множества.
Сравнение численностей множеств. Сравнение численностей двух-трех множеств предметов: больше — меньше, столько же (поровну). Что значит столько же? Два способа уравнивания численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств: На сколько больше? На сколько меньше?
Точки и линии. Имя точки. Внутри. Вне. Между.
Подготовка к письму цифр.
Числа от 1 до10. Число 0. Нумерация
Название, образование, запись и последовательность чисел от 1 до 10. Отношения между числами (больше, меньше, равно). Знаки «>», «<», «=».
Число 0 как характеристика пустого множества.
Действия сложения и вычитания. Знаки «+» и «–». Сумма. Разность.
Стоимость. Денежные единицы. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., их набор и размен.
Прямая. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Треугольник, его вершины и стороны. Прямоугольник, квадрат.
Длина отрезка. Измерение длины отрезка различными мерками. Единица длины: сантиметр.
Обозначения геометрических фигур: прямой, отрезка, треугольника, четырехугольника.
Сложение и вычитание
Числовой отрезок. Решение примеров на сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Примеры в несколько действий без скобок. Игры с использованием числового отрезка.
Способы прибавления (вычитания) чисел 1, 2, 3, 4 и 5.
Задача. Состав задачи. Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание отрезков.
Слагаемые и сумма. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения.
Прибавление 6, 7, 8 и 9.
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Нахождение неизвестного слагаемого. Вычитание 6, 7, 8 и 9.
Таблица сложения в пределах 10.
Задачи в 2 действия.
Масса. Измерение массы предметов с помощью весов. Единица массы: килограмм.
Вместимость. Единица вместимости: литр.
Числа от 11 до 20. Нумерация
Числа от 11 до 20. Название, образование и запись чисел от 11 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Отношение порядка между числами второго десятка.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Правила нахождения неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Таблица сложения до 20.
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Вычитание с переходом через десяток. Вычитание двузначных чисел.
Решение составных задач в 2 действия.
Единица длины: дециметр.
Сложение и вычитание величин.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы. | Тип урока | Всего часов | Планируемые результаты | Виды деятельности | Дата проведения | ||||||
Характеристика деятельности обучающихся на уроке по формированию УУД (метапредметных, личностных умений) | Характеристика деятельности обучающихся на уроке по формированию предметных умений и навыков | Элементы содержания | Что подлежит контролю и виды контроля усвоения учебного материала в ходе данного урока. | План Факт | ||||||||
| ||||||||||||
1.1 | Вводный урок | ИНТ | 1 | Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); Сравнивать обложку учебника с обложкой тетради. | Знакомиться с обложкой учебника: название учебника, иллюстрация, авторы, название издательства, серия. | Обложка, иллюстрация, серия, издательство, условные обозначения, титульный лист, вступительная статья. | Текущий - какие составные части учебника запомнили, - какие условные обозначения. | |||||
1.2 | Какая бывает форма. | ИНТ | 1 | Сравнивать предметы по форме. Исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами | Различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная. Называть признаки различия, сходства предметов. | Форма плоских геометрических фигур: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная. | Текущий Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам. | |||||
1.3 | Разговор о величине. | ИНТ | 1 | Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам. | Описывать признаки предметов с использованием слов: большой - маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, шире — уже, толстый — тонкий, длинный — короткий | Форма плоских геометрических фигур: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная. | Текущий Распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. | |||||
1. 4 | Расположение предметов. | ИНТ | 1 | Наблюдать, анализировать расположение объектов с использованием слов: наверху — внизу, выше — ниже, верхний — нижний, слева — справа, левее — правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко — далеко, ближе — дальше, впереди — позади | Ориентироваться на плоскости и в пространстве с использованием слов: на, над, под, между, слева, справа, перед, за, вверху, внизу | Ориентироваться, описывать, плоскость, пространство | Текущий индивидуальный Расположить предметы на плоскости согласно инструкции | |||||
1.5 | Количественный счёт предметов. | ИНТ | 1 | Оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчётом. | Считать предметы в пределах 10: прямой и обратный счёт. | Количественные числительные: один, два, три и т. д. | Текущий индивидуальный Умение задавать вопросы со словом «Сколько…» | |||||
1.6 | Порядковый счёт предметов | ИНТ | 1 | Осуществлять поиск нужной информации. Строить фразы с использованием математических терминов. | Составление текста по сюжетной картинке. Сравнение вопросов «Сколько…» и «Какой по счёту…»; установление соответствия между порядковыми и количественными числительными. | Порядковые числительные: первый, второй… Порядковый счёт | Текущий Устанавливать соответствия между порядковыми и количественными числительными | |||||
1.7 | Чем похожи? Чем различаются? (решение учебной задачи) | ИНТ | 1 | Находить признаки отличия, сходства двух-трёх предметов. Находить закономерности в ряду предметов или фигур. Группировать объекты по заданному или самостоятельно выявленному правилу | Выполнять задания в нужной последовательности | Сходство Различие Закономерность | Текущий Игра «Чем следующая фигура отличается от предыдущей?» | |||||
1.8 | Расположение предметов по размеру. | ИНТ | 1 | Моделировать отношения строгого порядка с помощью стрелочных схем | Практическая работа по расположению предметов. | Порядок увеличения порядок уменьшения. | Практическая работа. Располагать предметы в порядке увеличения, уменьшения. | |||||
1.9 | Столько же. Больше. Меньше. | ИНТ | 2 | Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте, делать вывод | Практическая работа по сравнению групп предметов. Определение способа сравнения. | Столько же Больше меньше | Текущий Выбрать способ сравнения для выполнения задания
| |||||
1.10 | Что сначала? Что потом? | ИНТ | 1 | Наблюдать, обобщать и делать самостоятельные выводы | Практическая работа: составить алгоритм приготовление чая. Расположить рисунки по времени. | Сегодня Завтра Раньше Позже Маршрут Сначала | Текущий
Составить маршрут движения | |||||
1.111.12 | На сколько больше? На сколько меньше? Урок повторения и самоконтроля.
| ИНТ | 2 | Работать по плану, предложенному учителем. | Выполнять задания в нужной последовательности | Два способа уравнивания численностей множеств. | Текущий Индивидуальный Выполнить задание по образцу | |||||
| ||||||||||||
2.1 | Множество. Элемент множества. | ИНТ | 1 | Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. | Называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества | Множество Элемент множества | Текущий
Игра «Кто больше?» | |||||
2.2 | Части множества. | ИНТ | 1 | Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Осуществлять синтез (от частей к целому); оценивать свои действия. | Задавать множество наглядно или перечислением его элементов. | Множество Элемент множества Перечисление Части множества | Текущий Выделение подмножеств по сходным признакам
| |||||
2.3 | Равные множества. | ИНТ | 1 | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Устанавливать равные множества | Множество Элемент множества Перечисление Части множества Равные множества | Текущий Игра «Найди лишний предмет»
| |||||
2.4 | Точки и линии
| ИНТ | 1 | Сравнение точки и прямой; выделение особенностей данных геометрических фигур. Сравнение множеств с геометрическими фигурами. | Распознавать точки и линии на чертеже. | Точки Линии: прямая, кривая Чертёж | Текущий Изображать точки, линии на чертеже | |||||
2.5 | Внутри. Вне. Между.
| ИНТ | 1 | Моделировать на прямой и на плоскости отношения: внутри, вне, между | Обозначать точки буквами русского алфавита. | Внутри, вне, между | Текущий Называть обозначение точки. | |||||
2.6 | Урок повторения и самоконтроля. | Урок повторения | 1 | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Выполнять задания в нужной последовательности |
| Текущий Индивидуальный Выполнить задание по выбору | |||||
3. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (24 ч) | ||||||||||||
3.1 | Число и цифра 1. | ИНТ | 1 | Осваивать способы установления количественных взаимосвязей между объектами. | Рассматривать одноэлементные множества. Писать цифру 1. Соотносить цифру и число 1 | Цифра Число | Текущий Игра «Чья цифра красивее?» | |||||
3.2 | Число и цифра 2. | ИНТ | 1 | Устанавливать соответствие между последовательностью букв А и Б в русском алфавите и числами 1 и 2. | Рассматривать двухэлементные множества. Писать цифру 2. Соотносить цифру и число 2. | Цифра Число | Текущий Найти для каждого рисунка подходящее число | |||||
3.3 | Прямая и её обозначение. | ИНТ | 1 | Исследовать свойства прямой линии: 1) через одну точку можно провести много прямых; 2) через две точки проходит только одна прямая | Различать и называть прямую линию. Изображать на чертеже прямую линию с помощью линейки. Обозначать прямую двумя точками | Прямая линия Непрямая линия Линейка | Текущий
Соотнести реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями | |||||
3.4 | Рассказы по рисункам. Подготовка к введению понятия задача | ИНТ | 1 | Строить элементарное рассуждение по теме урока | Составление рассказа по сюжетной картинке: что было сначала, что изменилось. | Было Стало Осталось | Текущий Составить математический сюжетный рассказ по иллюстрации | |||||
3.5 | Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). | ИНТ | 1 | Использовать знаки, символы; различать способ и результат действия. | Составлять рассказ по тройным картинкам, иллюстрирующим действие сложения (вычитания), с указанием на каждой из них ключевого слова: «Было. Положили ещё. Стало» или «Было. Улетел. Осталось». | Знаки Плюс Минус Равно | Текущий Читать, записывать и составлять числовые выражения с использованием знаков + (плюс), – (минус), = (равно) | |||||
3.6 | Отрезок и его обозначение. | ИНТ | 1 | Сравнивать отрезки на глаз, наложением или с помощью мерки | Различать, изображать и называть отрезок на чертеже. | Прямая Отрезок Концы отрезка Чертёж | Текущий Начертить отрезки, соединяя точки, записать обозначения отрезков | |||||
3.7 | Число и цифра 3. | ИНТ | 1 | Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема) под руководством учителя | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. | Цифра Число Узор | Текущий Заполнить пропуски такими числами, чтобы получились верные записи
| |||||
3.8 | Треугольник. | ИНТ | 1 | Конструировать различные виды треугольников из 3 палочек или полосок | Различать элементы треугольника (вершины, стороны, углы) | Треугольник Сторона Вершина Угол | Текущий Изображать и называть треугольник на чертеже. | |||||
3.9 | Число и цифра 4. | ИНТ | 1 | Использовать собственный опыт в решении познавательных задач | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 4 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Писать цифры от 1 до 4. Соотносить цифру и число 4 | Цифра Число Узор
| Текущий Игра «Какого числа не хватает?» | |||||
3.10 | Четырёхугольник. Прямоугольник. | ИНТ | 1 | Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры по самостоятельно установленному основанию | Различать, изображать и называть четырёхугольник на чертеже. | Четырёхугольник Прямоугольник Длина Ширина Квадрат | Текущий Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.
| |||||
3.11 | Сравнение чисел. | ИНТ | 1 | Проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на предложенный алгоритм | Сравнивать числа от 1 до 4, записывать результат сравнения с помощью знаков > (больше), < (меньше) | Сравнение Знаки > (больше), < (меньше) | Текущий Поставить знаки, чтобы получилась верная запись | |||||
3.12 | Число и цифра 5. | ИНТ | 1 | Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема) под руководством учителя | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 5 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Писать цифры от 1 до 5. Соотносить цифру и число 5. | Цифра Число Узор
| Текущий Сравнивать числа в пределах 5 | |||||
3.13 | Число и цифра 6. | ИНТ | 1 | Освоение способов установления количественных взаимосвязей между объектами ;задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 6 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Писать цифры от 1 до 6. Соотносить цифру и число 6. | Цифра Число Узор
| Текущий Игра «Пройди по маршруту» | |||||
3.14 | Замкнутые и незамкнутые линии. | ИНТ | 1 | Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Устанавливать аналогии. | Распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии, изображать их от руки и с помощью чертёжных инструментов. | Чертёж Замкнутая линия Незамкнутая линия | Текущий Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами | |||||
3.15 | Урок повторения и самоконтроля. | Урок повторения | 1 | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Выполнять задания в нужной последовательности |
| Текущий Индивидуальный Выполнить задание по выбору | |||||
3.16 | Сложение. | ИНТ |
| Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие сложения. | Составлять числовые выражения на нахождение суммы | Сложение Знак сложения Плюс | Текущий Читать числовые выражения на сложение с использованием термина «сумма» различными способами | |||||
3.17 | Вычитание. 2 четверть | ИНТ | 1 | Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие вычитания. | Составлять числовые выражения на нахождение разности | Вычитание Знак вычитания Минус | Текущий Читать числовые выражения на вычитание с использованием термина «разность» различными способами | |||||
3.18 | Число и цифра 7. | ИНТ | 1 | Целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач | Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры от 1 до 7. Соотносить цифру и число 7. | Число Цифра Сумма разность | Текущий Сравнивать любые два числа в пределах 7 и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения >, <, = | |||||
3.19 | Длина отрезка. | ИНТ | 1 | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учебником ориентиры действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль | Измерять длины отрезка различными мерками | Отрезок Длина отрезка Мерка | Текущий Сравнивать длины отрезков на глаз, с помощью полоски бумаги, нити, общей мерки | |||||
3.20 | Число и цифра 0. | ИНТ | 1 | Использовать знаки, символы; выполнять учебные действия в материале. | Называть и записывать число 0. Образовывать число 0 последовательным вычитанием всех единиц из данного числа. | Число Цифра Сложение вычитание нуль | Текущий Игра «Кто быстрее пройдёт по маршруту?» | |||||
3.213.223.23 | Числа 8, 9 и 10 .
| ИНТ | 3 | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Писать цифры от 0 до 9. Соотносить цифру и число. | Число Цифра Присчитывание Отсчитывание | Текущий Составлять числа от 2 до 10 из пары чисел (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1).
| |||||
3.24 | Урок повторения и самоконтроля. | Урок закрепления | 1 |
Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы | Выполнять задания в нужной последовательности | Проверочная работа. | ||||||
Сложение и вычитание (52 ч) | ||||||||||||
4.1 | Числовой отрезок. | ИНТ | 1 |
Моделировать действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка | Составлять по рисункам схемы арифметических действий сложения и вычитания, записывать по ним числовые равенства | Числовой отрезок Правее Левее | Текущий Сравнить числа с помощью числового отрезка | |||||
4.2 | Прибавить и вычесть 1. | ИНТ | 1 | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учебником ориентиры действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль | Выполнять сложение и вычитание вида • ± 1. Присчитывать и отсчитывать по 1
| Предыдущее число Последующее число Прибавить Вычесть | Текущий Игра с использованием числового отрезка | |||||
4.3 | Решение примеров • + 1 и • – 1 | ЗУН | 1 | Обдумывать и планировать ответ, подбирать слова и выражения. Проявлять уважение к чужому мнению, соблюдать правила общения | Решать примеры | Предыдущее число Последующее число Прибавить Вычесть | Текущий Выполнить задание по образцу | |||||
4.4 | Примеры в несколько действий. | ИНТ | 1 | Моделировать вычисления (сложение, вычитание) в несколько действий с помощью числового отрезка. Контролировать ход и результат вычислений | Решать примеры на сложение (вычитание) в несколько действий вида 4 + 1 + 1 или 7 – 1 – 1 – 1 с помощью числового отрезка. | Несколько действий | Текущий Составить рассказ по рисунку и примерам | |||||
4.5 | Прибавить и вычесть 2.
| ИНТ | 1 | Моделировать способы прибавления и вычитания 2 с помощью числового отрезка | Составить таблицу прибавления (вычитания) числа 2.
| Прибавить Вычесть | Текущий Выбрать наиболее удобный способ вычисления | |||||
4.6 | Решение примеров • + 2 и • – 2. | ЗУН | 1 | Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» | Составлять рассказы по сюжетным картинкам. Подбирать соответствующие записи к предметным картинкам | Прибавить Вычесть | Текущий Игра «Заполни домик»
| |||||
4.7 | Задача. | 1 | Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания. | Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, схематическому чертежу, решению. Выделять задачи из предложенных текстов. | Задача Структура задачи: условие, вопрос | Текущий Дополнить условие задачи недостающим данным или вопросом | ||||||
4.8 | Прибавить и вычесть 3. | ИНТ | 1 | Моделировать способы прибавления и вычитания 3 с помощью числового отрезка | Составить таблицу прибавления (вычитания) числа 3.
| Прибавить Вычесть | Текущий Выбрать наиболее удобный способ вычисления | |||||
4.9 | Решение примеров • + 3 и • – 3. | ЗУН | 1 | Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» | Составлять рассказы по сюжетным картинкам. Подбирать соответствующие записи к предметным картинкам | Прибавить Вычесть | Текущий Игра «Заполни домик»
| |||||
4.10 | Сантиметр. | ИНТ | 1 | Контролировать и оценивать свою работу | Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. | Отрезок Чертёж Длина отрезка Сантиметр | Текущий Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). | |||||
4.11 | Прибавить и вычесть 4. | ИНТ | 1 | Моделировать способы прибавления и вычитания 4 с помощью числового отрезка | Выполнять сложение и вычитание вида • ± 1, • ± 2, • ± 3, • ± 4. | Прибавить Вычесть Отрезок Чертёж | Текущий Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 4. | |||||
4.12 | Решение примеров • + 4 и • – 4. | ЗУН | 1 | Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» | Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4. | Прибавить Вычесть Отрезок Чертёж | Текущий Игра «Заполни домик»
| |||||
4.13 | Столько же. | ИНТ | 1 | Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же». | Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению | Задача Столько же | Текущий Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи | |||||
4.14 | Столько же и ещё … . Столько же, но без … . | ЗУН | 1 | Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же и ещё …», «столько же, но без …». | Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению | Задача Столько же столько же и ещё … столько же, но без … | Текущий Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи | |||||
4.15 4.16 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | ИНТ | 2 | Моделировать и решать задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи | Увеличение Уменьшение На…больше На…меньше | Текущий Обосновывать действие, выбранное для решения задачи | |||||
4.17 4.18 | Урок повторения и самоконтроля. | ЗУН | 2 | Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. | Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях | Текущий Проверочная работа | ||||||
4.19 | Прибавить и вычесть 5. | ИНТ | 1 | Моделировать способы прибавления и вычитания 5 с помощью числового отрезка | Выполнять сложение и вычитание вида: • ± 1, • ± 2, • ± 3, • ± 4, • ± 5. | Сложение Вычитание | Текущий Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 5. | |||||
4.204.21 | Решение примеров • + 5 и • – 5. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 4 3 четверть | ЗУН | 2 | Сравнивать разные способы сложения (вычитания), выбирать наиболее удобный. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» | Выполнять сложение и вычитание вида: • ± 1, • ± 2, • ± 3, • ± 4, • ± 5. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4, по 5. | Сложение Вычитание | Текущий Игра «Заполни домик»
| |||||
4.224.23 | Задачи на разностное сравнение. | ИНТ | 2 | Моделировать и решать задачи на разностное сравнение. | Составлять задачи на разностное сравнение по рисунку, схематическому чертежу, решению. | Задача Разностное сравнение | Текущий Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи | |||||
4.244.25 | Масса. | ИНТ | 2 | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять пошаговый контроль. | Практическая работа: взвешивать на весах различные предметы. Устанавливать массу различных продуктов. Устанавливать отношения: тяжелее, легче. | Масса Единица массы - килограмм | Текущий Сравнивать предметы по массе. | |||||
4.264.27 | Сложение и вычитание отрезков. | ИНТ | 2 | Моделировать различные ситуации взаимного расположения отрезков. | Составлять равенства на сложение и вычитание отрезков по чертежу | Чертёж Отрезок Сложение Вычитание | Текущий Подобрать для рисунков подходящий чертёж | |||||
4.28 4.29 4.30 | Слагаемые. Сумма. | ИНТ | 3 | Осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию. | Использовать математические термины (слагаемые, сумма) при составлении и чтении математических записей | Слагаемые Сумма Сложение | Текущий Правильно читать математические записи | |||||
4.31 | Переместительное свойство сложения. | ИНТ | 1 | Сравнивать суммы, получившиеся в результате использования переместительного свойства сложения. | Применять переместительное свойство сложения для случаев вида • + 5 | Сложение Переместительное свойство | Текущий Игра «Заполни пропуски» | |||||
4.324.33 | Решение задач. | ИНТ | 2 | Анализировать условие задачи, подбирать к нему вопрос в зависимости от выбранного арифметического действия (сложения, вычитания). | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. | Задача Цепочки задач | Текущий Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи | |||||
4.34 | Прибавление 6, 7, 8 и 9. | ИНТ | 1 | Под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа | Применять переместительное свойство сложения для случаев вида: • + 5, • + 6, • + 7, • + 8, • + 9. | Переместительное свойство сложения | Текущий Игра «Вычислительная машина» | |||||
4.35 | Решение примеров • + 6, • + 7, • + 8, • + 9. | ЗУН | 1 | Устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения; высказываться в устной форме | Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например, приём прибавления по частям (• + 5 = • + 2 + 3) | Переместительное свойство сложения | Текущий Применять переместительное свойство сложения | |||||
4.364.374.38 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | ИНТ | 3 | Осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию. | Использовать математические термины (уменьшаемое, вычитаемое, разность) при составлении и чтении математических записей | Вычитание Уменьшаемое Вычитаемое Разность | Текущий Правильно читать математические записи | |||||
4.39 | Урок повторения и самоконтроля. | ЗУН | 1 | Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. | Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях | Текущий Проверочная работа | ||||||
4.404.41 | Задачи с несколькими вопросами. | ИНТ | 2 | Анализировать условие задачи, подбирать к нему разные вопросы | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. | Задача Условие Вопрос | Текущий Выбирать действие при решении задачи | |||||
4.424.434.44 | Задачи в 2 действия. | ИНТ | 3 | Моделировать условие задачи в 2 действия. Анализировать условие задачи в 2 действия, составлять план её решения | Разбивать задачи на подзадачи. Записывать решение задачи по действиям. | Задача Условие Вопрос | Текущий Планировать решение задачи | |||||
4.45 | Литр. | ИНТ ИНТ | 1 | Сравнивать сосуды по вместимости. | Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности | Вместимость Измерение Литр | Текущий Складывать и вычитать именованные числа | |||||
4.46 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого. | Применять правило нахождения неизвестного слагаемого при решении примеров с «окошком» и при проверке правильности вычислений | Сложение Вычитание Слагаемое Сумма | Текущий Применять правило нахождения неизвестного слагаемого | ||||||
4.47 | Вычитание 6, 7, 8 и 9. | ИНТ | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. | Выполнять вычисления вида • – 6, • – 7, • – 8, • – 9, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9 или способа дополнения до 10. | Способ дополнения до 10 | Текущий Решать примеры, используя способ дополнения | |||||
4.48 | Решение примеров • – 6, • – 7, • – 8, • – 9.
| ЗУН | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. | Составлять таблицу вычитания 6, 7, 8 и 9. | Таблица вычитания | Текущий Составить и решить примеры по рисункам | |||||
4.49 | Таблица сложения. | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. | Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10 | Таблица сложения | Текущий Составить и решить примеры с окошками | ||||||
4.504.51 4.52 | Уроки повторения и самоконтроля. | ЗУН | 3 | Контролировать и оценивать свою работу и её результат | Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях | Текущий Проверочная работа | ||||||
| ||||||||||||
5.1 | Образование чисел второго десятка. | ИНТ | 1 | Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте. | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. | Единицы Десятки | Текущий Определить количество десятков и единиц в числе | |||||
5.2 | Двузначные числа от 10 до 20. | ИНТ | 1 | Работать с информацией (осуществлять поиск, выделять главное; адекватно воспринимать оценку учителя. | Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи | Единицы Десятки Однозначное число Двузначное число | Текущий Записывать числа второго десятка | |||||
5.3 5.4 | Сложение и вычитание. | ИНТ | 2 | Выполнять учебные действия в материале, речи и уме. Различать способ и результат действия. | Составлять таблицу сложения и вычитания | Единицы Десятки Однозначное число Двузначное число Нумерация | Текущий Складывать и вычитать, опираясь на рисунки | |||||
5.5 5.6 | Дециметр. | ИНТ | 2 | Формировать положительное отношение к учению, способность к самооценке. | Выполнять измерение длин отрезков в дециметрах и сантиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими (1 дм 5 см = 15 см) и наоборот (20 см = 2 дм). | Длина Сантиметр Дециметр | Текущий Решать задачи с новой единицей длины | |||||
| ||||||||||||
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. | ИНТ | 5 | Моделировать приёмы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. | Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20. | Сложение Вычитание Десяток | Текущий Решать примеры и задачи, используя приёмы сложения и вычитания вида 13 + 2, 17 – 3. | |||||
6.6 6.7 6.8 | Уроки повторения и самоконтроля. | ЗУН | 3 | Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы | Выполнять измерение длин отрезков, заменять крупные единицы длины мелкими. | Сложение Вычитание Десяток Сантиметр Дециметр | Проверочная работа. | |||||
6.9 6.10 6.11 6.12 | Сложение с переходом через десяток. | ИНТ | 4 | Моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. | Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20 | Сложение Вычитание Десяток
| Текущий Выполнять сложение вида 9 + 2 | |||||
6.13 | Таблица сложения до 20.
| ИНТ | 1 | Включение изученного материала в более широкие взаимосвязи: способность к самооценке. | Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20 | Сложение Вычитание Десяток Таблица сложения | Текущий Складывать числа в пределах 20 | |||||
6.14 6.15 6.16 6.17 | Вычитание с переходом через десяток. | ИНТ | 4 | Моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. | Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. | Сложение Вычитание Десяток
| Текущий Выполнять вычисления вида 12 – 5 | |||||
6.18 6.196.20 | Вычитание двузначных чисел. | ИНТ | 3 | Моделировать приёмы выполнения действия вычитания двузначных чисел, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки. | Применять знание разрядного состава числа при вычитании двузначных чисел в пределах 20. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. | Вычитание Способ вычисления | Текущий Выполнять вычитание двузначных чисел в пределах 20 | |||||
6.21 | Уроки повторения и самоконтроля. | ЗУН | 1 | Контролировать и оценивать свою работу и её результат | Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях | Проверочная работа | ||||||
6.226.23 | Повторение изученного в 1 классе. | ЗУН | 2 | Использовать общие приемы в решении задач. строить рассуждения; высказываться в устной форме; приходить к общему решению, контролировать действия партнёра. | Выполнение различных заданий | Диагностика сформированности вычислительного навыка, общего умения решать задач | ||||||
Резерв | 9 | |||||||||||
Итого | 132 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Математика»
Для реализации цели и задач обучения математике по данной программе используется УМК по математике издательства «Просвещение».
Обучение математике обеспечивается учебниками и пособиями:
1.Г.В.Дорофеев; Т.Н.Миракова. Математика. Учебник в 2 частях. М.: «Просвещение». 2012 г.
2. Г.В.Дорофеев; Т.Н.Миракова. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. М.: «Просвещение». 2012 г.
3. Г.В.Дорофеев. Математика. Методические рекомендации для учителя. М.: «Просвещение». 2010 г.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках математики, относятся:
- Г.В.Дорофеев. Математика. Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение. 2012 г.
- Интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...