Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент. Мотива- ция.
| Эмоциональ- ная, психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронта льная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуализация знаний | 1. Логическая задача
| На одной чаше весов находится большой кочан капусты, а на другой – гиря в 2 кг и маленький кочан капусты. Весы находятся в равновесии. На сколько кг масса большого кочана больше, чем масса маленького? | Обдумывают, рассуждают. Дают ответ и объясняют. | Фронта льная, индивидуальная. | П – устанавливают математические отношения между объектами; используют математические знания в расширенной области применения; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера; используют различные способы поиска необходимой информации, знаково-символические средства для решения учебно-познавательных задач. Р – принимают и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания. |
2. Устный счет: 1) Работа с таблицами. | № 45.
| Выполняют задания. Объясняют, как называются числа при умножении. Как найти неизвестный множитель.
Как называются числа при делении. Как найти делимое? Делитель? | Фронта льная. |
| 2) Постановка подходящих знаков: + – · ׃ | 27 * 3 * 7 = 17 27 * 3 * 7 = 6 27 * 3 * 7 = 23 27 * 3 * 7 = 37 27 * 3 * 7 = 16 27 * 3 * 7 = 2 | Выполняют задания в парах. Обсуждают. Находят правильные решения. | Работа в парах.
Фронта льная. | Наблюдение учителя. Устные ответы. |
III. Самоопределение к учебной деятельности | Решение примеров на умножение способом сложения.
| –Вычислите, заменив умножение сложением. 0 · 4 = 0 · 10 = 0 · 2 = –Сделайте вывод
–А если число умножить на 0, сколько получится?
–Вычислите, заменив умножение сложением. 1 · 6= 1 · 3 = 1 · 10 = –Сделайте вывод
–А если число умножить на 1, сколько получится?
–Что мы с вами вспомнили?
–Сформулируйте задачи урока
– Какое свойство умножения вы еще знаете?
– Как называются числа при умножении? – Как называются числа при делении?
| Выполняют задания. Делают выводы. 0 + 0 + 0 + 0 = 0 0+0+0+0….+0=0 0+0= 0 –Если 0 умножить на любое число, получится 0. –Тоже 0. От перестановки множителей произведение не меняется. Выполняют задания. Делают выводы. 1+1+1+1+1+1=6 1+1+1=3 1+1+1+1….+1=10 –Если 1 умножить на любое число, получится это же число. –То же самое число. От перестановки множителей произведение не меняется. –Свойства умножения. –Повторить свойства умножения, научиться использовать их при вычислениях – Переместительное: от перестановки множителей произведение не меняется. Отвечают на вопросы. | Фронта льная. |
Наблюдение учителя. Устные ответы. Знание правил умножения на 0 и 1.
Знание переместительного свойства умножения. |
IV. Работа по теме урока
| 1. Работа по учебнику с учебным материалом.
2. Самостоятельная работа.
3. Закрепление изученного материала. | –Рассмотрите записи на полях стр.11. Правильно ли вы сделали выводы?
№ 44 (с. 11) (Первые два примера кол-лективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные – самосто-ятельно. Два ученика работают на откидной доске)
№ 46 (с.11) | Находят. Читают, Убеждаются в правильности сделанных выводов.
Решают, сравнивают с решением на доске, объясняют. Проверяют свои умения. | Фронта льная
Самостоятельная. Индиви дуальная
Коллективное выполнение с подробным объяснением | П–Владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера; Р – принимают и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения. Л–проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала. | Знание правил умножения на 0 и 1.
Самопроверка, самооценка.
Наблюдение учителя. Устные ответы. |
| 4. Решение текстовой арифмети-ческой задачи
| № 47. – Прочитайте задачу – О каких величинах говорится в задаче?
– Что известно в задаче? – Что надо найти?
– Как найти стоимость покупки, если известны цена и количество?
– Как решим задачу? – Составьте задачи, обратные данной. –Как найти цену?
–Как найти количество?
–Решите самостоятельно. Закрепляет на доске плакат с формулами. С = Ц · К Ц = С ׃ К К = С ׃ Ц |
– Проверьте себя. | Читают задачу – Цена, количество, стоимость. – Цена и количество. – Стоимость. – Надо цену умно-жить на количество.
10 · 4 = 40 Составляют, решают –надо стоимость разделить на количество. –Надо стоимость разделить на цену. Решают. Сравнивают решение с формулами. | Фронта льная
Индивидуальная | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно строят речевое высказывание; логическую цепь рассуждений и доказательств. Р – осуществляют контроль, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Л – имеют желание решать и отвечать на вопросы учителя. | Контроль учителя.
Взаимопроверка по образцу, взаимооценка. |
| Физкультми нутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шаги на месте.) Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево) Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопки в ладоши) –Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (Прыжки на месте) | Выполняют физкультминутку | Коллективная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений согласно инструкции |
| 5. Решение текстовой арифмети-ческой задачи
| № 48 (с.11) Предлагает изучить задание. –Составьте и решите задачи по опорной схеме. Первый вариант – на нахождение стоимости, вариант 2 – на нахождение цены. |
Отвечают на вопросы, составляют задачи по вариантам.
|
Индиви дуальная.
|
|
Взаимопроверка по опорной схеме.
|
V. Практическая деятельность |
1. Решение задач. | № 50. – Что будешь делать?
– Можно ли сразу начертить прямоугольник?
– А можно найти его длину?
№ 51 (с.11) – Что такое площадь?
–В каких единицах измеряется площадь? –Что необходимо знать, чтобы вычислить площадь? –Как найти площадь прямоугольника?
(Закрепляет на доске плакат с формулами) –Выполните работу по инструкции учебника. | – Сначала начертить прямоугольник, а потом найти на сколько сантиметров длина больше ширины. – Нет, так как мы не знаем длину.
– Да. Надо 2 · 3 = 6. Чертят прямоугольник.
–Это поверхность фигуры. –В квадратных. –Длину и ширину.
– Надо длину умножить на ширину.
Решают. 2 · 6 = 12 (см²). 2 · 2 = 4 (см²). 2 · 1 = 2(см²). Сравнивают. | Фронта льная, индиви дуальная | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; логическую цепь рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – используют речевые высказывания в ходе решения учебно-познавательных задач.
Л – осуществляют смыслообразование |
Устные ответы, записи в тетради (решение геометрической задачи). |
VI. Рефлексия | Задания из электронного приложения к учебнику | – Проверьте себя, как вы усвоили рабочий материал на уроке математики.
– Выполните задание для самопроверки на с. 11 | Выполняют задания
Выполняют задания | Индиви дуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | Самопроверка |
VII. Итоги урока.
| Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие правила вы повторяли сегодня на уроке? – Какое задание показалось лёгким? – Какое задание вызвало затруднение? – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы | Фронта льная, индиви дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VIII. Домаш-нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 11 № 49, 52 или 53 (по выбору) | Задают уточняющие вопросы | Фронта льная, индиви дуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. | Контроль учителя. |