Урок математики по теме: «Умножение и деление на 10» 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Храпунова Наталья Владимировна

Методическая разработка урока математики по теме «Умножение и деление на 10» составлен для обучающихся 2 класса, занимающихся по УМК «Школа 2100» (авторы: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. Г. Рубин, А. П. Тонких). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.   В методической разработке урока показаны возможность использования игровых технологий, технологии деятельностного метода, проблемного диалога, информационно-коммуникативные и интерактивные технологии. На уроке используется мотивирующий  приём  «яркое пятно» - презентация, стихи, сценка. Предлагаются задания развивающего характера, требующие от детей активной мыслительной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hrapunova_n.v.docx52.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №58

Урок математики по теме:

 «Умножение и деление на 10»

 2 класс

Составитель:

Храпунова Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №58

г. Хабаровска

2014г.

Аннотация

Методическая разработка урока математики по теме «Умножение и деление на 10» составлен для обучающихся 2 класса, занимающихся по УМК «Школа 2100» (авторы: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. Г. Рубин, А. П. Тонких). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.   В методической разработке урока показаны возможность использования игровых технологий, технологии деятельностного метода, проблемного диалога, информационно-коммуникативные и интерактивные технологии. На уроке используется мотивирующий  приём  «яркое пятно» - презентация, стихи, сценка. Предлагаются задания развивающего характера, требующие от детей активной мыслительной деятельности. К уроку прилагается презентация и видеозапись.

Тема урока

Умножение и деление на 10.

Урок введения новых знаний.

Создание условий для усвоения обучающимися частных случаев умножения и деления на 10 ( вида: 5*10, 50:10, 50:5 )

Тип урока

Цель

Учебные задачи, направленные на достижение:

Предметных результатов обучения

Метапредметных результатов обучения

Личностных результатов обучения

Продолжить работу по формированию вычислительных навыков.

Подвести учащихся к «открытию» частного случая умножения и деления на 10 ( вида: 5*10, 50:10, 50:5 ), применять полученные знания на практике.

Продолжить развивать умения решать текстовые задачи и уравнения.

Познавательные УУД:

Развивать умения: самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью математических записей;

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием;

представлять информацию в виде схемы, математической записи;

анализировать тексты простых задач  и составлять схему к задаче;

извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

делать выводы на основе обобщения умозаключений;

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

Развивать умения: работать в группах, целым классом; участвовать в обсуждениях, работая в группе;

 вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания; не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; работать консультантом и помощником для других ребят в группе;

слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

Развивать умения: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать свою работу, исправлять свои ошибки.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспитывать патриотизм (углубить представление  о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине)

Развивать умения: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

 быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Технологии

  • Технология деятельностного метода.
  • Технология проблемного диалога.
  • Информационно-коммуникативные .
  • Интерактивная технология.
  • Технологии групповой деятельности.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Игровая технология.

Технология уровневой дифференциации домашней работы.

Оборудование

  • Учебник «Математика» 2 класс, 3 часть (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких).
  • Рабочая тетрадь.
  • Компьютер учителя.
  • Интерактивная доска.
  • Мультимедийный проектор.
  • Сигнальные карточки.
  • Карточки с заданием для групповой работы.

Карточки с заданием для индивидуальной работы.

Ресурсы

Мультимедийная презентация к уроку.

Цели использования ИД

  • Вызвать интерес учащихся к теме
  • Наглядность представления материала

Оперативность контроля при выполнении заданий

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма работы

Формирование УУД

I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности ( 3 мин.)

Цель:   создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности, включения в учебный процесс.

 5 1 3 4 4 5

(Слайд 1 презентация к уроку)

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать,

 смекать!

- Откройте тетради. Запишите:(Дату).

Классная работа.

День недели.

 - Какую дату отмечала вся страна в апреле? (День космонавтики.)

 - Откуда возник этот праздник? (Слайд 2)

 - Как вы думаете, какие качества помогли этому человеку совершить подвиг? (Он был сильным, смелым, решительным, трудолюбивым.

Трудные дела доводил до конца)

 - Давайте прочитаем  обращение Ю.А.Гагарина к школьникам… (Слайд3)

- Будем стараться?

Вот и мы с вами отправимся в полет за знаниями.

Обучающиеся включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками  с учителем.

Работа в тетради.

Ответы на вопросы учителя.

Просмотр презентации : слайды №1, 2, 3

Чтение хором , восприятие текста..

 

Мотивирующий  приём  «яркое пятно» -

стихотворение, обращение  Ю.А Гагарина к школьникам.[5, c.48]

Беседа

Интерактивная технология.

Показ презентации (слайд 1,2,3)

Чтение хором.

Познавательные УУД

Развиваем умения:    

1.- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью математических записей;

2. - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3.- представлять информацию в виде схемы, математической записи;

4. - анализировать тексты простых задач  и составлять схему к задаче;

5.- извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

6. - делать выводы на основе обобщения умозаключений;

7.- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

8.-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Коммуникативные Развиваем умения:

1. –  работать в группах, целым классом; участвовать в обсуждениях, работая в группе; 

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

4. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

5. - ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

6. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

7. – работать консультантом и помощником для других ребят в группе;

8.- слушать и понимать других.

Регулятивные 

Развиваем умения:

1. определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

2. обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

3.  выполнять работу в соответствии с заданным  планом;

4. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;

5. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

Личностные

Развиваем умения:

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

4. оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

5.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (7 мин.)

Цель:

Систематизация изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднений в деятельности учащихся;

возникновение проблемной ситуации.

·      

1 2 6 1 3 4 6 3

Математический диктант.

  • Число 10 уменьшить на 8.    (2)
  • Найти сумму 14 и 6 .   (20)                                              
  • Найти разность 73 и 70.  (3)                                          
  • Уменьшаемое 38, вычитаемое 8. Найти разность.   (30)
  • Найти произведение 4 и 1 . (4)                                      
  • первый множитель 8, второй множитель 5.

             Запиши произведение.     (40)

  • Делимое 10, делитель 2. Найти частное.  (5)  
  •          
  • Число 40 увеличить на 10 . (50)    

                                   

Взаимопроверка. (сверка со слайдом №4)

Оценить работу.

 

- Какую закономерность вы заметили?

 - Самостоятельно продолжите ряд двумя числами.

Проверим.

Работа со слайдом №5

Давайте найдем значение выражений, записанных на  доске.

3*3                         5*2

9*10                      50:10

60:6

4*1                         30*0

6:1                           2*2

Ученики пишут математический диктант.

Взаимопроверка

(сверка со слайдом№4).

Оценивание работы.

Выявление закономерности.

(аналитико-синтетическая деятельность учащихся)

Самостоятельное продолжение ряда чисел – письменная работа.

 Ученик называет числа, которые записал.

Остальные ребята проверяют свои работу , контролируют  с помощью сигнальных карточек)

Ученики находят значение выражений.

Возникновение проблемной ситуации

Самостоятельная работа.

Взаимоконтроль.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

 Самоконтроль (сигнальные карточки).

Устная фронтальная работа.

III. Постановка и фиксация проблемы. Определение темы.

- 2  минут 

Цель:

обсуждение затруднения; организовать выявление учащимися места и причины затруднения;

зафиксировать причину затруднения; организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать уточнение и согласование темы урока

7  8 3 4 5 6 8 1 2 1 2 3

- Посмотрите на выражения. 

 - Какие примеры мы уже научились решать?

 - Какие еще не учились решать?

 Какая возникла проблема ?

Эти выражения для нас новые, значит что будем делать на уроке? (Открывать новые знаний: учиться умножать и делить на 10)

 - Сформулируйте,  тему урока… Слайд 5

 (Умножение и деление на 10).

- Чему будем учиться?

Сегодня на уроке будем учиться умножать и делить на 10.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме выявляют затруднения;

формулируют  (проблему) урока;

определяют тему, цель.

Подводящий диалог.

Побуждающий диалог.

 

IV. Открытие нового знания (поиск решения) .

( 7 минут)

Цель работы:  подвести детей к «открытию» частного случая умножения на 10.

 Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания.

1 2 6 7 8 1 2 4 7 8 1 3 4 5 1 2 3

-Научимся умножать на 10. Давайте  сами выведем правило… Поработаем в группах.

Карточка  №1 (См. приложение №2 к уроку )

   

Так как же умножить число на 10?

 Сверьте свой вывод с авторским (работа с учебником стр.62).

- Что вы можете сказать?( Мы сделали вывод правильно).

Ученики разбиваются и работают в группах; заполняют карточку, применяя раннее полученные знания, умения.

Ученики высказывают свои предположения, выводы.

Проверяют свой вывод с авторским. Чтение правила в учебнике.

Работа в группах

Диалог.

Исследовательские методы. (наблюдение, анализ, синтез, обобщение…)

Работа с учебником.

Физминутка. Инсценирование.

(3 мин)

Цель: релаксация, смена деятельности.

1

«Ракета» [1, с.75]
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.

- Вот мы с вами и прилетели на планету цифр.  Давайте подслушаем о разговор цифр.

5 7

[1, c.261]

Сказал веселый, круглый ноль
          Соседке единице:
          -С тобою рядышком позволь
          Стоять мне на странице!
          Она окинула его
          Сердитым гордым взглядом:
          -Ты – ноль, не стоишь ничего,
          Не стой со мною рядом!

Ответил ноль:
- Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать
Ты десятью,
Коль буду я с тобою,
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа!

    Напрасно думают, что ноль

    Играет маленькую роль!  

    Мы двойку

    В двадцать превратим!

    Из троек и четверок

    Мы можем, если захотим

    Составить 30, 40.

Ученики выполняют упражнения за дежурными.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

Учащиеся смотрят сценку

«Разговор цифр».

Здоровьесберегающая технология.

Игровая технология.

(Инсцениров.)

Применение знаний «Умножение на 10» ( 6 мин)

Цель: применить полученные знания  на практике.

Открытие нового знания «Деление вида «а0:10», « а0: а»»

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания.

2 3 6 7 8 3 4 5 1 3

- Так как же 3 превратить в 30 с помощью умножения?

 - Давайте запишем это выражение в тетрадь. (3*10=30)

 -Используя переместительное свойство. Составьте еще один пример на умножение. .(10*3=30)

 - Как называются компоненты действия умножения? (Множитель, множитель, произведение)

 - Какое действие обратно умножению? (Деление)

 - Составьте и запишите 2 примера на деление с этими числами. Проверьте.

 - Как называются компоненты действия деления? (Делимое, делитель, частное)

30 : 10

30 : 3

 

- Какое число получится, если делимое – круглое двузначное число, а делитель – 10? -Какое число получится, если делимое – круглое двузначное число, а делитель- однозначное число, равное числу десятков в делимом?

- Как число 4  с помощью  умножения превратить в 40?

4*10=40

10*4=40

40:4=10

40:10=4

- Посмотрите на выражения , в котором делили на 10.

Какое число получится, если делимое – круглое двузначное число, а делитель – 10? (получится однозначное число, равное числу десятков) (Слайд№9)

- Что получится если разделить круглое число на однозначное число, равное числу десятков делимом? (10) (Слайд №10)

  Работа с учебником стр.63

- Сверьте свой вывод с авторским.

- Похоже ли наши выводы с авторскими? (Похожи)

- Для чего нам нужно уметь умножить и делить на 10 ?

-  Где в жизни пригодится?

Один ученик у доски. Остальные работают в тетради.

Ученики записывают выражение  умножение числа на 10.

Используя переместительное свойство записывают второе выражение на умножение.

Используя зависимость компонентов действия умножения составляют два примера на деление.

Наблюдают за выражениями на деление приходят к выводу  с опорой на слайд №9, 10.

Проверяют свой вывод с авторским. Чтение правила в учебнике.

Ученики высказывают своё мнение.

Письменная работа у доски и

 в тетради.

Исследовательские методы. (Наблюдение, анализ, синтез, обощение…)

Работа с учебником.

Фронтальная беседа (связь с жизненным опытом).

Физминутка.

(1 мин)

Цель: релаксация, смена деятельности.

[1, c.76]

1

Мы сегодня космонавты 
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким ( ходьба на месте)
Мы отправляемся на марс,
Звезды в гости ждите нас
Три, два, один……….летим
(подняться на носки, руки вверх)
В невесомости плывем 
Мы под самым потолком
(имитация плаванья)
К марсу путь был очень длинным,
Стоп ! Выходим из кабины
Мы с полета возвратились
И на Землю опустились
(садятся за парты)

Ученики выполняют упражнение.

Здоровьесберегающая технология.

V. Применение новых знаний. 

(3 мин.)

Цель: применить знания на практике.

1 2 3 6 4 5 3

стр. 63 №6 (1.2 столбик)

- Чему учились? (Учились применять новые правила)

Первый столбик – один ученик, второй столбик – другой с  объяснением. Остальные работают в тетрадях.

Проверяют ребят у доски с помощью сигнальных карточек.

Ребята, которые работают быстрее могут взять  дополнительную карточку с индивидуальным заданием.

Работа у доски.

Работа в тетради.

Самоконтроль (сигнальные карточки).

Дифференцированный подход.

VI.   Включение нового знания в систему знаний и повторение

 ( 7 минут).

Цель: применять на практике  частные случаи умножения и деления на 10;

решать задачи и уравнения

1 2 3 4 5 6 7 4 3

Ребята , которые быстро справляются, работают с индивидуальной карточкой. (См. приложение №3 к уроку)

  1. Решение задачи стр.63 №9 (а)

 

  1. Реши уравнения с объяснением и проверкой стр. 63 № 7 ( по рядам) .

Ученики выполняют задание. Некоторые работают с индивидуальной карточкой.

Самостоятельно решают уравнение по рядам.

Письменная работа.

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

(3 минуты).

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

3 4 5 3 4.

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Мне пригодятся эти знания…

Мне было трудно…

Самооценка своей работы. Выставление оценок за индивидуальное задание, работу на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение.

За работу на уроке получают оценку.

Сдают индивид. карточки .

Ученики за работу на уроке в тетради выполняют самооценку (смайлы).

Беседа.

Рефлексия.

Самоконтроль.

VIII. Домашнее задание 

(2 мин)

Цель: закрепление знаний, полученных в классе

Высокий с.74 №5 (б), с.65 №7.

Средний с.71 №1(б), с.72 №4

Низкий с.63 №9(в), с.63 №7

Учащиеся выбирают на каком уровне хотели бы выбрать домашнее задание и записывают домашнее задание  в дневник.

Предлагается дифференцированное домашнее задание.

[4, c.10]

Работа с дневником.

Список литературы.

  1. В.В. Волина. Праздник Числа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.- 304с.
  2. М.И. Лукьянова. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока. //Завуч. - 2006. - №2. - С.5-12
  3. Е. С. Полат. Обучение в сотрудничестве //Профессиональное образование. - 2004. - №4. - С.10-11. 
  4. В.Н. Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8, 2010.
  5. Е. О. Хомич. Что? Зачем? Почему?- Минск: Харвест, 2010. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Урок математики по теме: "Умножение и деление на 10, 100" ( Программа "Школа 2100", 2 класс)

Цель урока: познакомить с приемами умножения и деления на 10, 100 через организацию поисково - исследовательской деятельности....

План-конспект урока математики по теме "Умножение и деление" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока математики по теме "Умножение и деление"  3 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Урок математики по теме "Умножение" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс) с использованием  элементов системно-деятельностного подхода....

Презентация к уроку математики по теме "Умножение многозначных чисел на однозначное." 3 класс.

Представлена презентация к уроку математики в 3 классе по ТДМ "Умножение многозначных чисел на однозначное"....

Урок математики по теме "Умножение числа 4. Деление на 4. Составление таблицы умножения в пределах 100."

Урок математики по теме "Умножение числа 4. Деление на 4. Составление таблицы умножения в пределах 100."Целью данного урока является: составление таблицы умножения и деления на 4.     ...

Конспект урока математики по теме "Умножение на 10, на 100" (2 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Умножение и деление на 10 и на 100»»Цели деятельности учителя : формирование понимания приёмов умножения и деления на 10 и 100 ;  вы...

Конспект урока математики по теме "Умножение на 8 и 9" (2 класс, УМК "Перспектива")

КОНСПЕКТ УРОКА математикиТема: «Умножение и деление на 8 и 9»»Цели деятельности учителя : формирование умения составлять таблицу умножения и деления на примере составления таблицы ум...