Конспект урока математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок математики в 1 классе по теме "Слагаемые, сумма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_v_1_klasse_slagaemye_summa.doc | 397.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и
младшего школьного возраста начальная общеобразовательная школа - детский сад д.Алферово городского округа Павловский Посад Московской области
УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
«СЛАГАЕМЫЕ, СУММА»
Учитель: Апанасенко Е.Н.
2017-2018 уч. г.
Урок математики в 1 классе
Тема: Слагаемые, сумма.
Цель: создать условия для ознакомления с математическими терминами
«слагаемые», «сумма», использования этих терминов при чтении
равенств, закрепления навыков счёта, развития логического мышления, математической речи.
Планируемые результаты: учащиеся знают как называют числа при сложении, умеют читать равенства, используя математическую терминологию «слагаемые», «сумма».
УУД:
- Личностные:
- формирование положительного отношения к учению;
- оценивать себя, границы своего знания и незнания;
- проявлять интерес к математике,
- уметь организовывать свое рабочее место.
- Предметные:
- знать названия чисел при сложении;
- уметь употреблять новые понятия;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- формировать умение решать простые задачи;
- выбирать различные способы чтения математических выражений.
Метапредметные:
- Регулятивные:
- производить контроль своих действий;
- определять цель учебной задачи;
- согласованно работать в паре.
- Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение правильно выражать свои мысли;
- умение контролировать и корректировать действия других обучающихся;
- умение оформление своей мысли в устной форме.
- Познавательные:
- использование имеющихся знаний
- исследование учебной задачи
- установление логических, причинно-следственных связей
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: карточки с цифрами, математические веера, кубик с цифрами, раздаточный материал, таблички с математическими терминами«слагаемые», «сумма», рисунки цирковых героев.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Приветствие гостей
- Прозвенел звонок весёлый
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
ІІ. Самоопределение к деятельности.
- Возьмём на урок хорошее настроение.
Улыбнитесь друг другу.
- Мы сегодня поиграем, посчитаем, в цирке с вами побываем, много
нового узнаем.
А встречает нас весёлый клоун
(он принёс таблички со словами «слагаемые», «сумма»)
- Давайте прочитаем
- Знакомы нам эти слова? (нет)
Задача нашего урока – узнать, что обозначают эти слова.
Девиз нашего урока:
Не просто смотреть – а видеть,
Не просто слушать - а слышать,
Работать, помогать друг другу.
Итак, мы отправляемся открывать новые слова.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
- Наше цирковое представление открывает цифра «акробатка»
- Какая это цифра?
Если вверх ногами станет – в тот же миг шестёркой станет. (9)
Подготовили тетрадь, дети хором:
«Я тетрадь свою открою
и с наклоном полежу.
Я, друзья, от всех не скрою,
ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
за работу я возьмусь.
- С чего начинаем писать 9? (с овала)
- С чего начинаем писать 6? (с хвостика)
Прописывают в тетради 96 96
2. Устный счет
- Весёлый клоун приготовил волшебный кубик
Правила игры вам знакомы:
- назвать следующее число;
- назвать предыдущее число;
- назвать соседние числа;
- увеличить на 1;
- уменьшить на 1.
3.
- Какой же цирк без дрессированных животных, которые умеют танцевать, петь, считать.
Они принесли нам новое задание и предлагают сыграть в игру «Молчанку»
8-1 4-2 7+2 5-1
Дети ответы показывают математическими веерами.
- Найдите лишнее выражение.
- Объясни свой выбор.
На доске остаётся только равенство
7+2=9
- Прочитайте по-разному равенство.
1. 7 плюс 2 равно 9
2. к 7 прибавить 2 получится 9
3. 7 увеличить на 2 получится 9
4. 7 да 2 будет 9
- А как еще можно прочитать?
5. ?
- Почему не получается? (Не хватает знаний)
- Значит, какая цель урока? (Познакомиться с новыми математическими терминами, узнать, как по-новому прочитать числовое равенство.)
- Открыть 5-й способ помогут цирковые артисты.
Чтобы разобраться надо быть очень внимательным.
А проверит ваше внимание фокусник.
ІV. Открытие нового знания.
- На арену цирка выходит фокусник с волшебным колпаком.
Из правого кармана он взял 2 красных кубика и положил в колпак, а из левого - 3 зеленых кубика и тоже положил в колпак.
- Что делал фокусник с кубиками? (складывал в колпак)
- Какие действия он выполнял? (сложение)
- Сколько красных кубиков? (2)
- Сколько зеленых кубиков? (3)
- Как можно записать действия фокусника с помощью цифр и знаков? (2+3)
- Что делали с числами? (складывали)
В древнерусском языке слово «слагать» означало «соединять». Люди слагали стихи, песни, т.е. соединяли слова, а мы соединяем «слагаем» числа.
- Кто догадался, как называются числа, которые складывают?
-Числа, которые складываем на математическом языке называются слагаемыми.
- Какие числа складывали?
2 + 3 - к цифрам прикрепляю слова
первое слагаемое второе слагаемое
- Назовите І слагаемое, ІІ слагаемое
- Сколько кубиков в колпаке? (5)
Дополним запись 2+3=5
- Как можно назвать число 5? (ответ, результат того, что получилось)
В математике соединённые вместе числа называются суммой.
(к числу 5 прикрепляем слово «сумма»).
Два слагаемых в ряд
Друг за дружкою стоят
Вслед за ними знак равно
Он известен нам давно
Что в итоге получаем
Словом «сумма» называем
- Запишем это равенство в тетрадь.
Давайте прочитаем его, используя новые слова.
(хором)
девочки мальчики
- Но суммой называется не только результат сложения, но и само выражение
2 + 3 = 5
сумма сумма
Слева сумма – выражение
Справа сумма – результат
Запись можно прочитать и по-другому:
«Сумма чисел 2 и 3 равна 5» (повтор хором)
Еще раз читаем: І слагаемое – 2, ІІ слагаемое – 3, сумма – 5
2. Решение проблемы.
- У нас была задача – открыть 5 способ, с помощью которого можно прочитать равенство 7+2=9
- Мы открыли новые знания? Узнали как называются числа при сложении?
Прочитаем по-новому равенство (7+2=9)
Физкультминутка
Поработали ребятки,
А теперь все на зарядку!
Топнуть надо столько раз – 3 (показываю цифру)
Хлопнуть надо столько раз - 5
Вы присядьте столько раз - 2
Наклонитесь вы сейчас - 6
Прыгать надо ровно столько – 4
Ай-да счёт! Игра и только.
1-2, 1-2 - вот и кончилась игра
1-2, 1-2 – и за парты нам пора.
V. Закрепление
Закрепим наши открытия.
1. Работа в парах
- Вспомним правила дружной работы:
* внимательно слушай товарища
* говори в полголоса
* исправляй товарища так, чтобы не обидеть
- А сейчас вы будете дрессировщиками птиц.
У каждой пары своя математическая арена и птички в коробочках.
Каждый выбирает птиц по цвету (договоритесь об этом)
- Посадить своих птиц на полочки.
- Птицы слева – это одна часть
- Птицы справа – вторая часть
Соедините обе части птиц в целую стаю и выпустите на арену цирка.
- Какое действие выполнили? (сложение)
Работаем со схемой.
Какими геометрическими фигурами заменили птиц на правой и левой полочке?
Какой фигурой заменили всех птиц (целую стаю)?
Так в математике (части) – это слагаемые
(целое) – это сумма.
Фигуры заменили числами: 1-й 2; 2-й -1; 0 – 3
Запишем это равенство в нашу схему.
2 + 1 = 3
Слагаемые – это части, из которых состоит сумма.
Сумма – это целое, оно состоит из 2-х частей, как и стая состоит из отдельных групп птиц.
- Скажите сумма будет больше или меньше слагаемых? (больше, т.к. целое состоит из 2-х частей.
- Прочитайте полученное равенство
2 + 1 = 3
І слагаемое ІІ слагаемое сумма
часть часть целое
2. Работа по учебнику ( с.86 №1) – фронтально
1) Целое состоит из кружков.
Какие____ в І части? (синие) – сколько их? (4)
Какие____ во ІІ части? (жёлтые) – сколько их? (2)
- Как называем части? (слагаемые)
- Чему равна сумма (целое) - 6
Прочитать: І слагаемое - 4
ІІ слагаемое - 2
С у м м а - 6
1 ученик у доски записывает и читает, (остальные записывают в тетрадь).
2) и 3) – по аналогии
Физкультминутка для глаз.
- Как часы идут?
Вот так: тик-так, тик-так.
- Как летает мотылек?
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (моргают)
- Как по небу солнце ходит?
То заходит, то выходит, то заходит, то выходит.
Мы от солнца жмуримся, жмуримся и щуримся.
3. Пропедевтика темы «Задача» (с.87 №3).
- Пока вы делали зарядку, намело большой сугроб. Что это за обозначения на нем?
(Условие, вопрос, решение, ответ. Это задача.)
- Что такое условие? Вопрос?
Один из учащихся читает задачу 3 (с. 87 учебника).
– О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно? (Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.)
– Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.)
– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Сложение.) Почему так считаете? (Потому что книг у Васи стало больше.)
- Что обозначают зеленые_____? Желтые____?
- Как найти целое?
- Составим выражение к этому рассказу
6 + 2 = 8 (к)
- Запишем.
Аналогично разбирается задача 4 (с. 87 учебника).
VІ. Самостоятельная работа по карточке.
Как называется число, закрытое кругом: сумма или слагаемое. Соедините стрелочкой.
3+ = 5
+ 2 = 7 слагаемое
4 + 1 = сумма
6+ = 8
VII. Рефлексия
- Чему учились сегодня на уроке?
(учились читать слова новым способом)
Проверим как вы это поняли
- Прочитать выражение (№5 с.87).
- Какие новые слова узнали? (слагаемые, сумма)
- Наша задача была узнать, что обозначают новые слова?
- Как называют части?
- Как называются целые?
-Мы выполнили свою задачу? (да)
- Ребята, давайте оценим свою работу. Кому на уроке было комфортно, всё понятно, получили новые знания- рисуем улыбающееся солнышко;
- кому не совсем понятно, кто затруднялся- солнышко, но оно не улыбается
- кому трудно было на уроке- тучку.
(Учитель подводит итог урока, раздаёт детям улыбающиеся смайлики, а на обратной стороне смайлика написаны термины: слагаемое, слагаемое, сумма.)
Наше цирковое представление подошло к концу.
Урок наш окончен,
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".
Конспект урока соответствует тебованиям ФГОС. Игровая форма и данные по теме "Космос" способствует активизации познавательной деятельности учащихся....
Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"
Конспект урока по математике выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.
Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...
Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)
Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...
Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"
Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...