Конспект урока математики 4 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Гайворонская Светлана Николаевна

Урок повторения и закрепления изученного материала

Форма проведения: урок - путешествие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_puteshestvie_4_kl_2018.docx302.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики 4 класс УМК «Школа России»

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Форма проведения: урок - путешествие

Тема: «Повторение и закрепление изученного материала»

Цель: закреплять изученные вычислительные приёмы; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся применять изученные приёмы вычислений;

- решать задачи изученных видов;

- выполнять преобразования изученных единиц измерения, используя соотношения между ними;

- выполнять задания творческого и поискового характера.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карта путешествия по стране Знаний, билеты, иллюстрация поезда, журналы путешествия, иллюстративный материал для устного счёта.

Ход урока

I. Организационный момент

       Ребята, сейчас у нас урок математики. К нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились в 4 классе.  На уроке  мы совершим путешествие  по стране Знаний.

II. Актуализация знаний

        Ребята, перед вами на доске карта путешествия по стране Знаний. В этой стране много разных городов. Каждый город имеет своё название: «Город  величин»,  «Город задач»,  «Город  геометрии»,  «Город пословиц», «Город ребусов»

Мы отправляемся в страну Знаний на поезде. Каждый из вас должен приобрести билет. Для этого необходимо устно решить примеры и задачи. Сейчас мы проверим навыки устного счёта.

  1. Устный счёт

Игра «Баскетбол»

       На доске изображены баскетбольные корзины с ответами. На мячах записаны примеры. Каждый мяч нужно забросить в корзину требуемым ответом.

400: 5 =80           320:4=80

160:4 =40            200:5=40

160:2 =80            280:7=40  

720:9 =80            560:7=80

240:6 = 40           360:9=40

  1. Работа над задачами
  • Обхват ствола векового дуба 10 м, а баобаба – 50 м. На сколько метров баобаб толще дуба? (40 м)
  • Автомат упаковывает 60пачек эскимо за минуту, в каждую минуту поровну. Сколько эскимо автомат упакует за 9 минут? (540 п.)
  • Собранные в саду яблоки разложили в вёдра по 10 кг в каждое, при этом понадобилось 20 вёдер. Сколько килограммов яблок собрали? (200 кг)
  • Весна длится 3 месяца. Какая это часть от года? (1/4)
  • В феврале 28 дней. Какую часть месяца составляет одна неделя? (1/4)
  • Семья уезжает на отдых у моря  на месяц. Какую  часть года семья отдыхает у моря? (1/12)

      Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Каждый из вас получает билет для того, чтобы отправиться в путешествие по  стране Знаний. Занимаем свои места согласно полученным билетам.  (Учитель прикрепляет к поезду номера билетов).

III. Самоопределение к деятельности. 

Работа над пословицей. 

А теперь обратите внимание на пословицу, записанную на доске. ( Дети читают пословицу и объясняют её значение.)

Повторенье – мать ученья.

       Ребята, объясните значение этой пословицы. Ответы детей. (Чем чаще и больше будешь повторять правила, таблицу умножения, тем лучше будут твои знания).  Эта пословица о том, чем мы будем с вами заниматься на уроке. Сформулируйте тему урока.

Тема:  «Повторение и закрепление изученного материала»

IV. Работа по теме урока 

        У каждого на парте лежит лист с таблицей. В таблице указаны названия городов, в какие мы отправимся и задания, которые необходимо выполнить.

В добрый путь, ребята!  (Звучит музыка)

Теперь вы знаете, чем будете заниматься во время путешествия по стране Знаний. Мы будем повторять и закреплять знания, полученные в 4 четверти.

      В каждом городе  нас  ждут задания.  За правильное решение задания вы получаете, определённое количество баллов. Каждый из вас  по очереди читает задание. Номер задания соответствует количеству баллов, которые можно набрать, если вы правильно решите это задание. У каждого из вас на столе лежит лист с таблицей. Вы, получив задание,  решаете его устно или на черновике, а  в таблицу записываете ответ. В квадратик вы записываете, то количество баллов,  которое заработаете, решив задание.

Первый город на нашем пути «Город  величин».

№ слайда

Вопрос

Ответ

«Город величин»

Слайд 3

  Как называется год, в котором 366 дней

 високосный

Слайд 4

  Рыба-меч достигает 5 метров в длину, причём 1/5 часть приходится на меч. Какова длина меча?

1 метр

Слайд 5

Гусеница  ползёт по ветке со скоростью 5 см в минуту. Сколько сантиметров она проползёт за 15 минут.

75 сантиметров

Слайд 6

Урок длится 40 мин, ¼ часть  урока ученики решали задачи. Сколько времени затратили на решение задач?

10 минут

Слайд 7

Врач дал больной девочке 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Она строго выполнила указание врача. На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток?

Давайте подведём итоги нашего путешествия по Городу величин. (Дети считают сколько баллов они набрали.)

на 1 час

«Город задач» 

Слайд 13

 Детёныш голубого кита выпивает за день 600 л молока. Сколько молока выпьет такой малыш за месяц (30 дней)?

18 000 литров

Слайд 15

Морское животное нарвал имеет лишь один зуб длиной 3 м. В старину за один такой зуб давали 3 тонны  чистого серебра. Сколько килограммов серебра приходилось на 1 м зуба? 

1тонна

Слайд 17

Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине?

4 ступенька

Слайд 19

Существует 250 видов акул. Десятая часть,  из них,  способны нападать и на человека. Сколько таких видов акул существует?

25 видов

Слайд 21

Три подружки - Вера, Оля и Таня пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзиной и не с лукошком, Вера - не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка для сбора ягод?

Давайте подведём итоги нашего путешествия по Городу задач. (Дети считают сколько баллов они набрали.)

Вера была с корзинкой, Оля - с ведерком,

Таня - с лукошком.

V. ФИЗМИНУТКА

«Город геометрии»

Слайд 23

Во сколько раз увеличится площадь квадрата,

если каждую сторону его увеличить в 2 раза?

В 4 раза

Слайд 25

Сумма длин сторон квадрата 40 см. Чему равна длина каждой его стороны?

40:4=10 см

Слайд 27

 Ширина   прямоугольника 6 см. Чему равна длина, если периметр 32 см?

6+6=12 см

32-12=20 см

20:2=10 см

Слайд 29

Ширина прямоугольника равна 13 см. Длина в 3 раза больше. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

13х3 =39 см

Р=13+39+13+39=104 см

S=13х39=407см кВ.

Слайд 31

Участок квадратной формы обнесен с трех сторон забором, длина которого 90 м. Чему равна площадь этого участка?

Давайте подведём итоги нашего путешествия по Городу геометрии. (Дети считают сколько баллов они набрали.)

90:3=10м

S=10х10=100 м кв.

«Город  пословиц»

Слайд 21

….   раз отмерь,

….  раз  – отрежь.

Семь  раз отмерь, один раз  – отрежь.

Слайд 22

Лучше …. раз увидеть, чем … раз услышать.

Лучше один  раз увидеть, чем сто  раз услышать.

Слайд 23

За ….. зайцами погонишься — ни …… не поймаешь.

За двумя зайцами погонишься — ни  одного не поймаешь.

Слайд 24

Не имей … рублей, а имей … друзей.

Не имей сто  рублей, а имей сто друзей.

Слайд 25

....  голова хорошо, а ... лучше.

Давайте подведём итоги нашего путешествия по Городу пословиц. (Дети считают сколько баллов они набрали.)

Одна  голова хорошо, а  две лучше.

«Город ребусов»

Слайд 43

минус

Слайд 45

отрезок

Слайд 47

Пифагор

Слайд 49

дробь

Слайд 51

ДИАГОНАЛЬ

Давайте подведём итоги нашего путешествия по Городу ребусов. (Дети считают сколько баллов они набрали.)

VI. Закрепление изученного материала

 Тестовая работа

1. Расположи числа в порядке убывания: 10385, 1335, 13803, 10853, 8003.

1) 10 385, 1 335, 13 803,8 003, 10 853

2) 13 803,10 853, 10 385,1 335, 8 005

3) 13 803, 10 853,10 385, 8 003,1 335

4) 13 35, 8 003, 10 835, 10 385, 13 803

2. Замени число  690 171  суммой разрядных слагаемых.

1) 600 000 + 90 000 + 100 + 70 + 1

2) 600 000 +  90 000 + 100 + 71

3) 60 000 + 9 000 + 100 + 70 +1

4) 600 000 +9 000 +100 +70 +1

3. Запишите число, которое состоит из 1 единицы пятого разряда, 2 единиц четвёртого разряда, 3 единиц третьего разряда и 6 единиц первого разряда.

1) 10236

2) 123 006

3) 12 306

4) 1236

4. При  делении на круглое число 10, 100, 1000:

1) дописываем в частное столько нулей, сколько их в делителе.

2) в делимом  убирается  столько нулей, сколько их в делителе.

3) в частном всегда получается 0

4) приписываем столько нулей, сколько их в делимом и делителе вместе.

5. Найди ошибку

1) 738 + 0 > 738 – 0

2) 1429 > 1 + 429

3) 617 х 1 = 617

4) 925 +1 > 925

6. Какое число ответствует высказыванию: 2 млн. 8 тыс. 3 сот. 4 дес. 6 ед.

1) 28 346

20 2 008 346

3) 208 346

4) 2 800 346

7. В каком числе всего 54 тысячи?

1) 545 583

2) 5 430

3) 541

4) 54 456

Ребята, давайте проверим, как вы справились с тесовой работой. (Дети проверяют тесты)

VII. Рефлексия

Занимательный материал. Знаете ли вы?

1. Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

(Дюймовочка)

- Какой ее рост? (Один  дюйм.  Дюйм  равен 2,54 см)

2. Мы часто используем слова «километр», «килограмм». Что означает в переводе с французского языка приставка «кило»? (Тысяча)

3. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина, до того как поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и три года)

3. А сколько раз старик ходил к морю, чтобы рыбка выполнила его желания? (5 раз)

4. На базаре спозаранок

Накупил баран баранок,

Для баранов, для овечек

Десять маковых колечек,

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки.

И один калач купил,

Про себя не позабыл.

- Сколько вкусных хлебных изделий купил баран спозаранок? (55)

5. Три курицы за три дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за шесть дней? (12)

6. Какое число в русских пословицах символизирует понятие «много»? Приведите примеры. (Семь. «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Семеро по лавкам сидят», «Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут».)

7. Посчитай-ка!

В лодке ехал дед Евсей,

И поймал он карасей:

8 больших и средних 9.

Сколько же поймал Евсей

На рыбалке карасей? (16)

 

8. Как-то раз на берегу

Гуси ели лебеду:

17 белых, серых 3,

Сколько всех гусей, скажи! (20)

 

9. Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали,

Стая большая волков здесь прошла,

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков? (30)

 

10. Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но 1 малыш устал, от товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

 

11. Сидели на скамейке Куриные семейки.

У каждой мамы - квочки 3 сына и 2 дочки.

Сколько всех цыплят, если 8 квочек? (40)

 

12. На вопросы надо отвечать быстро!

- Сколько хвостов у семи котов? (7)

- Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80)

- Сколько ушек у трех старушек? (6)

- Сколько ушей у пяти малышей? (10)

- Сколько хвостов у семи псов? (7)

- Сколько гребешков у пяти петушков? (5)

13. Закончите математические предложения.

- Если книга дороже тетради, то тетрадь... (дешевле книги).

- Если сын в три раза младше папы, то папа... (в три раза старше сына).

- Если карандаш длиннее ручки, то ручка... (короче карандаша).

VIII. Подведение итогов урока

Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

Сколько баллов  набрал из вас за урок каждый?

Домашнее задание.

Повторить правила в конце учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Квадрат" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о квадрате, как частном случае прямоугольника;совершенствование  навыка решения текстовых задач;развитие  умения анализировать и обобщать...

Конспект урока математики "Виды треугольников" (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления у учащихся о разных видах треугольников (равнобедренные, равносторонние, разносторонние); развитие вычислительных навыков, умения решать задачи из...

Конспект урока математики «Умножение»(УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление таблицы умножения с числом 2 и переместительного свойства умножения; совершенствование навыков устного счета и умение решать задачи изученных видов.Планируемые р...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по математики Тема: Конкретный смысл умножения

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся способность к использованию определения понятия умножение в процессе выполнения математических заданий.Планируемые результатыПредметные: Знать ...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по математики Тема: Конкретный смысл действия деления

Цели деятельности учителя: формирования умений представлений с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления; обобщение и систематизация знаний по теме «Конкретны...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по математики Тема: Россия на карте

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о карте России, научить использовать карту для получения информации.Планируемые результатыПредметные: Знать – что такое карта...