открытый урок по математике "Круг. Окружность" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Предмет (направленность): математика, начальная школа.
Возраст детей: 3 класс.
Место проведения: класс.
Тема Окружность и круг.
(Неизвестное в известном)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3_klass_okruzhnost_i_krug.docx | 165.83 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
Предмет (направленность): математика, начальная школа.
Возраст детей: 3 класс.
Место проведения: класс.
Тема Окружность и круг.
(Неизвестное в известном)
Учебно-методическое обеспечение: Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч./ М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова , Издательство «Просвещение».
Время реализации занятия: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: формировать у обучающихся понятие об окружности и круге, как геометрических фигурах, познакомить с историей возникновения этих фигур, историей создания циркуля;содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки;
Развивающая: развивать логическое мышление, наглядно-образное представление о математических понятиях;
Воспитательная: продолжать формировать эстетическое отношение к предмету, графическую культуру.
Основные термины и понятия темы: Круг, окружность, центр окружности, радиус.
Личностные УУД:
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-формирование устойчивой положительной самооценки,
-формирование устойчивого учебно-познавательного интереса,
-установки на здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
-сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);
-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда)
Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.
Оборудование урока: циркуль, линейка, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, презентация к уроку, опорный конспект, ПК, монитор.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, в начале урока математики я хотела бы прочитать слова удивительного человека, учёного, поэта Михаила Васильевича Ломоносова, который родился в 1711году и 8 дней назад ему исполнилось бы 317лет.
-Какого же числа у него был день рождения? (слайд 1)
Он говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Сегодня на уроке мы тоже постараемся упорядочить наши знания.
- Актуализация знаний (устный счет).На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.
1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.
5 – р
4 – у
0 - г
7 - к
2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.
В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.
- Постановка темы и целей урока.
У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.) Какое понятие для вас новое? Какие цели поставим перед собой?
- узнаем, что такое….
- научимся чертить….
У: Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.
4. Работа над новым материалом.
1). Работа по учебнику, стр. 94.
У: С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг? (ответы детей)
У: Правильно, ребята. Границы любого круга – это окружность. Прочитайте правило об окружности в учебнике (с. 94) и скажите, что вы о ней узнали.
- Где можно встретить окружность? (где есть круг, там и окружность)(слайд №2)
- Кто попробует на доске начертить окружность?
(2 – 3 человека пробуют у доски начертить от руки окружность. У детей она получается не очень ровная. )
- Может у меня получится?
- Как мы можем добиться идеально круглой формы?(нужен инструмент)
2). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Рассмотрите внимательно циркуль и скажите из чего он состоит.
(слайд №3) Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей.
В Древней Руси любили узор из мелких кружков. Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли при раскопках в Новгороде.
- Расскажите правила пользования циркулем . (слайд №4)
1.Не держи циркуль концами вверх.
2. Не оставляй циркуль раскрытым.
3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед.
4. Работай аккуратно! Будь внимателен!
- Какую ножку нужно поставить в середину – иглу или грифель?
- Я думаю, что в центре окружности должна быть игла.
- Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.
- Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
(Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)
- Какой ножкой циркуль чертит?
- Циркуль чертит грифелем.
- Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?
Если сдвинуть ближе ножки циркуля, то получим маленькую окружность, а нам нужно начертить большую окружность.
5.Первичное закрепление
- Ребята, выполните задание №1 на стр.94 учебника.
- А что оставляет игла, когда мы чертим окружности?
(дырочку, точку)
- Что это будет относительно окружности? (центр). Свойства круга и окружности вы будете узнавать до 11 класса.
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Составление аппликации на цветной бумаге.
Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.
1 группе нужно сделать аппликацию “Страусенок”.
2 группе – аппликацию “Цыпленок”.
Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.
7. Физкультминутка.(слайд №5)
Если на экране круг – приседаете, если окружность – прыгаете.
У: Начертите любую окружность. Вырежьте круг, отметив центр (проколите его грифелем). Согните круги так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Сколько половин в круге?
Д:
- Круг разделили на две части.
- Получилось две половины.
У: Закрасьте половину круга. Какие получились части?
Д:
- Я думаю, одинаковые части.
- А я тоже так думаю.
- Мне кажется, что на равные части разделили круг.
У: Почему вы думаете, что они равные?
Д:
- Они подходят, если приложить одну часть к другой.
- Я поняла, почему равные части, они ведь совмещаются.
У: Молодцы. А какая линия сгиба?
Д:
- Она ровная, гладкая.
- Она прямая.
У: Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?
Д: Есть.
У: А как она называется?
Д:
- Мне кажется, что это отрезок.
- Я тоже думаю, что это отрезок.
У: Правильно, ребята. Молодцы. Более подробно мы узнаем об этом отрезке на следующем уроке.
У: А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус.
- Сколько радиусов на вашем круге?
Д:
- У меня получилось 4 радиуса.
- У меня тоже их 4.
У: Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.
Д: - Радиусы одинаковые.
У: Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 94.
8.Включение в систему знаний и повторения.
. Задание 2, стр. 95. Прочитайте задание.
Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке.
Ребята работают самостоятельно.
9. Итог урока. Рефлексия.
У: На протяжении урока вы были активны и внимательны.
Справились ли мы с вами с поставленными задачами?
Д: Да, справились.
У: Что на уроке вам больше всего понравилось?
У: Что вы запомнили об окружности?
У: Чем круг отличается от окружности?
У: Молодцы, ребята. А что такое радиус?
У: А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклеете так:
- красный круг, если вам понравилось работать на уроке;
- синий круг – не понравилось работать на уроке;
- зеленый круг – не очень понравилось.
У: Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.
Учитель объявляет оценки.
VІІ. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника, стр. 94; стр. 95 №6, на альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»
Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "
Создать условия для знакомства детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...
Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"
Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...