Сантиметр - единица измерения длины.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Цель урока - создать условия для ознакомления с понятием "сантиметр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sm_urok_1_klass.docx29.55 КБ
Файл matematika_1_klass_sm.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Единица измерения длины -  сантиметр.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере,   путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи:  - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) –                                    сантиметром;

         - научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить                  отрезки заданной длины);

        - показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего            применения единиц длины в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные:   научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся:  «состав чисел»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; игра «квадрат».

Оборудование для учителя:  образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, задача в картинках, презентация (слайды) - использование единиц длины в жизненных ситуациях (рост людей, одежда, строительство, рамка для фото и т.д.);  электронное приложение (СD) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др.

Ход урока:

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)

-Прозвенел звонок.

 Начинается урок.

 Друг на друга посмотрели,

 Улыбнулись, тихо сели.

- Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать.

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

Устный счет.

- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете  много нового и интересного, хотите? Тогда сначала  повторяем то, что знаем:

а)   - Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз)

б)  «Найди лишнее»

4+2      7 - 1       3+3    5+2                         4>2       7 > 1     3<6         2+5

Безымянный

в)  «Состав чисел».

 - Какие окна закрыты? Покажи это число. Игра «Молчанка».

- Молодцы, ребята! Следующее задание.

г)  Решение «круговых примеров».

- Напишите и решите «круговые примеры»:

6-3

3+2

5+4

9-3.

- Хорошо, молодцы! Работаем дальше.

 д) Задачи в стихах: (дети пишут выражение, соответствующее решению задачи; числа достают из конвертиков):

 Серый ёж по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Пять – под берёзо

Два – под осиной.

Сколько их будет в плетёной корзине?  (5+2=7)

Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди –

Сколько мишек впереди?  (6-1=5)

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три зелёных. Сколько их?  (5+3=8)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Числовой ряд мы  не зря вспомнили и эти знания нам сегодня ещё пригодятся, а для чего узнаете позднее. Но только после минутки отдыха.

  1. Физминутка.
  2. Изучение нового материала

1) Практическая работа ( проблемная ситуация).

- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)

Работа в парах.

- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать?  (Работа в парах:  совместить полоски путем наложения друг с другом)              

 - Совпали? -  да   (доказали).

- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось?  (Число мерок на полосках у всех разное).

- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые?  (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные).  (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить  положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске).

-Чтобы измерить длину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.

- Чем измеряли длину удава? Посмотрите, ну почему только два слоненка? (анализ ситуации на слайде).

- Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).

- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске  карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

-  Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с формулировками или корректирует  их).

5. Первичное усвоение новых знаний

1) Знакомство с линейкой. 

- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

        Загадка:    Я люблю прямоту,

        Я сама прямая.

        Сделать ровную черту

        Вам я помогаю.

        Что-нибудь без меня

        Начертить сумей-ка.

        Угадайте-ка, друзья,

        Кто же я? - … (линейка)

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)

2)  Работа с учебником.

- Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока.

Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).

- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)

- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)

- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?

- Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее?

- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как  могут быть использованы отвертка и шуруп?

         Далее, если время урока позволяет можно выполнить задания учебника на повторение и закрепление изученного ранее материала (составление задач, работа с числовым рядом, геометрическим материалом).

  1. Первичная проверка понимания.

Зарядка для глаз и кистей рук.

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз.

 Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок, равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства.  (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).

Вывод: - С помощью  какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

  1. Физминутка.
  2.  Закрепление.
  1. Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24).

Самостоятельная работа.

- Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.

- Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.

- Продолжите узор в нижней части страницы тетради.

  1. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики?  (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

 (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

- Домашнее задание: привести  примеры использования единиц длины в повседневной жизни; подключить к выполнению задания родителей.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины).

- С какой единицей длины мы познакомились?  

- Чему учились на уроке? Чему научились?

- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «смайлика».

  1.   Итог урока.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель рисует смайлик, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди лишнее 4+2 7 - 1 3+3 5+2

Слайд 2

Найди лишнее 4 > 2 7 > 1 3 <6 2 +5

Слайд 3

«круговые примеры »: 6-3 9-3 3+2 5+4 .

Слайд 4

Найди лишнее

Слайд 5

Серый ёж по лесу шёл, На обед грибы нашёл: Пять – под берёзой, Два – под осиной. Сколько их будет в плетёной корзине?

Слайд 6

Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди – Сколько мишек впереди?

Слайд 7

Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, Три зелёных. Сколько их?

Слайд 8

Григорий Остер " 38 попугаев"

Слайд 9

Тема урока: Сантиметр - единица измерения длины. Цель урока: - познакомиться с единицей измерения длины – сантиметром, - измерять и строить отрезки.

Слайд 11

Доказательством существования линейки ещё в древние времена стало её нахождение при раскопках на территории древней Помпеи ( 24 августа 79 года ). Линейка , которой сейчас пользуемся мы, появилась во Франции в 18 веке. В России первые линейки появились в в начале XIX века.

Слайд 12

- Я узнал… - Мне было легко… - Мне было трудно… - Мне понравилось…

Слайд 13

Спасибо за работу на уроке! М!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины".

УМК "Школа 2100". Автор учебника: И.И.Аргинская. Тема: «Сантиметр - единица  измерения длины»....

Урок математики в первом классе. Тема "Сантиметр - единица измерения длины"

Знать единицу измерения длины – сантиметр; пользоваться линейкой для построения, измерения отрезков заданной длины, записывать результаты проведенных измерений....

Урок математики в 1 классе "Школа России" Сантиметр - единица измерения длины

Технологическая карта урока "Сантиметр - единица измерения длины" по программе "Школа России" с применением ЭОР....

Конспект урока по математике в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины.

Тип урока: открытие нового знания. Задачи:      Образовательные:- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными...

презентация к уроку в 1 классе на тему: Сантиметр - единица измерения длины"

презентация к конспекту урока по математике в 1 классе...