Рабочая программа по "Занимательной математике"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
61442807.doc | 129.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ Медвежье-Озёрская СОШ ДМО ЩМР МО
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Медвежье-Озёрская средняя общеобразовательная школа деревни Медвежьи-Озёра Щёлковского муниципального района Московской области
• 141143, Московская область, Щёлковский район, д.Медвежьи Озера, т.8(496)569-3334, т/ф 8(496)569-3138, E-mail: schoolmozera@mail.ru | ИНН 5050032092, КПП 505001001, ОГРН 1035010205560, ОКПО 51936861, ОКВЭД 80.21, ОКАТО 46259819001 |
УТВЕРЖДАЮ
директор МОАУ
Медвежье-Озёрской СОШ
ДМО ЩМР МО
____________________Толкачева М.В. Приказ № ____ от __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
на 2018/2019 учебный год
Класс 3А,3Б,3В
Количество часов 34
Учитель, категория Ризванова Ирада Шуаевна
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с
- ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, с изменениями от 31.12.2015 № 1576);
- основной образовательной программой начального общего образования МОАУ Медвежье-Озёрской СОШ ДМО ЩМР МО.
Содержание реализуется с помощью авторской программы Е.Э Кочуровой «Занимательная математика» (сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы, под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011г.)
В авторскую программу изменения не внесены.
Объем программы.
Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результаты
– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;
– решать задачи в 2–3 действия;
– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
– заполнять магические квадраты размером 3х3;
– находить число перестановок не более чем из трех элементов;
– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному
множеству, а другой – второму множеству;
– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Содержание внеурочного курса «Занимательная математика».
3класс
1.Исторические сведения о математике (4ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2.Числа и выражения (6ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3. Математические ребусы и головоломки (9ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решение занимательных задач (9ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками
5.Геометрическая мозаика (6ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Форма организации занятий.
Групповая и индивидуальная .
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов – понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.
Календарно-тематическое планирование
Занимательная математика 3 класс
34 часа
№ урока | Названия разделов и тем | Планируемые сроки | Фактические сроки | ||
3 а | 3б | 3в | |||
Исторические сведения о математике (4ч) | |||||
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | 03.09.– 07.09 | ||||
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | 10.09. – 14.09. | ||||
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | 17.09.– 21.09. | ||||
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. | 24.09.-28.09. | ||||
Числа и выражения (6ч) | |||||
Римские цифры. Как читать римские цифры? | 01.10.-05.10. | ||||
Решение задач из стенгазеты № 1. | 08.10. – 12.10. | ||||
Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. | 15.10.-19.10. | ||||
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. | 22.10.– 26.10. | ||||
Архимед. Упражнения, игры, задачи. | 07.11.-09.11. | ||||
Умножение. Упражнения, игры, задачи. | 12.11. – 16.11. | ||||
Математические ребусы и головоломки (9ч) | |||||
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | 19.11.-23.11. | ||||
Деление. Упражнения, игры, задачи. | 26.11.-30.11. | ||||
Делится или не делится. | 03.12.-07.12. | ||||
Решение задач из стенгазеты № 2. | 10.12.-14.12. | ||||
Новогодние забавы. | 17.12. – 21.12. | ||||
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | 24.12.-28.12. | ||||
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | 14.01. - 18.01. | ||||
Игра «Веришь или нет». | 21.01. – 25.01. | ||||
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | 28.01.-01.02. | ||||
Решение занимательных задач (9ч) | |||||
Экскурсия в компьютерный класс. | 04.02.-08.02. | ||||
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | 11.02.-15.02. | ||||
Математические фокусы. | 18.02.-21.02. | ||||
Конкурс знатоков. | 25.02.-01.03. | ||||
Открытие нуля. Загадки-смекалки. | 04.03.-08.03. | ||||
Решение задач из стенгазеты № 3. | 11.03.-15.03. | ||||
Денежные знаки. Загадки-смекалки. | 18.03.-22.03. | ||||
Решение задач повышенной трудности. | 02.04.-05.04. | ||||
Игра «Цифры в буквах». | 08.04.-12.04. | ||||
Геометрическая мозаика (6ч) | |||||
КВМ «Царица наук». | 15.04.-19.04. | ||||
Задачи с многовариантными решениями. | 22.04.-26.04. | ||||
Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 29.04.-03.05. | ||||
Игра «Поле чудес». | 06.05.-10.05. | ||||
Решение занимательных задач в стихах.Отгадывание ребусов. | 13.05.-17.05. | ||||
Интеллектуальный марафон. | 20.05.-24.05. | ||||
Итого - 34 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
12.Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей начальных классов
от ______ 2018г. № ________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/ И.В.Лукичева /
_____._____.2018
Лист коррекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...