Рабочая программа по "Занимательной математике"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Ризванова Ирада Шуаевна
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием. Внеурочная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 61442807.doc129.14 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ Медвежье-Озёрская СОШ ДМО ЩМР МО

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Медвежье-Озёрская средняя общеобразовательная школа деревни Медвежьи-Озёра Щёлковского муниципального района Московской области

 141143, Московская область, Щёлковский район, д.Медвежьи Озера, т.8(496)569-3334, т/ф 8(496)569-3138, E-mail: schoolmozera@mail.ru

ИНН 5050032092, КПП 505001001, ОГРН 1035010205560, ОКПО 51936861, ОКВЭД 80.21, ОКАТО 46259819001

                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                директор МОАУ

                                                                Медвежье-Озёрской СОШ

                                                                ДМО ЩМР МО

                                                ____________________Толкачева М.В.                                                                 Приказ № ____ от __________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

на 2018/2019 учебный год

Класс 3А,3Б,3В

Количество часов 34

Учитель, категория        Ризванова Ирада Шуаевна

                                высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с

- ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, с изменениями от 31.12.2015 № 1576);

-  основной образовательной программой начального общего образования МОАУ Медвежье-Озёрской СОШ ДМО ЩМР МО.

Содержание реализуется с помощью авторской программы Е.Э Кочуровой «Занимательная математика» (сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы, под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011г.)

 

В авторскую программу изменения не внесены.

Объем программы.

Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

• развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

• развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;

• воспитание чувства справедливости, ответственности;

• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на занятии.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результаты

– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;

– решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному

множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Содержание внеурочного  курса «Занимательная математика».

                                                  3класс 

1.Исторические сведения о математике (4ч)

Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

2.Числа и выражения (6ч)

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.

3. Математические ребусы и головоломки (9ч)

Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.

4. Решение занимательных задач (9ч)

Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками

5.Геометрическая мозаика (6ч)

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.

Форма организации занятий.

Групповая и индивидуальная .

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

   Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов – понятий.

   Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.

Календарно-тематическое планирование

Занимательная математика 3 класс

34 часа

№ урока

Названия разделов и тем

Планируемые сроки

Фактические сроки

3 а

Исторические сведения о математике (4ч)

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

03.09.– 07.09

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

10.09. – 14.09.

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

17.09.– 21.09.

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

24.09.-28.09.

Числа и выражения (6ч)

Римские цифры. Как читать римские цифры?

01.10.-05.10.

Решение задач из стенгазеты № 1.

08.10. – 12.10.

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

15.10.-19.10.

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

22.10.– 26.10.

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

07.11.-09.11.

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

12.11. – 16.11.

Математические ребусы и головоломки (9ч)

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

19.11.-23.11.

Деление. Упражнения, игры, задачи.

26.11.-30.11.

Делится или не делится.

03.12.-07.12.

Решение задач из стенгазеты № 2.

10.12.-14.12.

Новогодние забавы.

17.12. – 21.12.

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

24.12.-28.12.

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

14.01. - 18.01.

Игра «Веришь или нет».

21.01. – 25.01.

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

28.01.-01.02.

Решение занимательных задач (9ч)

Экскурсия в компьютерный класс.

04.02.-08.02.

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

11.02.-15.02.

Математические фокусы.

18.02.-21.02.

Конкурс знатоков.

25.02.-01.03.

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

04.03.-08.03.

Решение задач из стенгазеты № 3.

11.03.-15.03.

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

18.03.-22.03.

Решение задач повышенной трудности.

02.04.-05.04.

Игра «Цифры в буквах».

08.04.-12.04.

Геометрическая мозаика (6ч)

КВМ «Царица наук».

15.04.-19.04.

Задачи с многовариантными решениями.

22.04.-26.04.

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

29.04.-03.05.

Игра «Поле чудес».

06.05.-10.05.

Решение занимательных задач в стихах.Отгадывание ребусов.

13.05.-17.05.

Интеллектуальный марафон.

20.05.-24.05.

Итого - 34 часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

12.Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

от ______ 2018г. № ________

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

__________/ И.В.Лукичева /

_____._____.2018    

Лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...