"Когда нужны скобки"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Формирование понятия «математические скобки» как знак для записи объединения величин и последующего действия над ним, конструирование общего алгоритма по выполнению порядка действий в выражениях со скобками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_nuzhny_skobki.zip | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока математики по теме «Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами:
А-В-С=А-(В+С)
Предмет: математика
Класс: 1 (1-4)
Программа: развивающее обучение (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)
Учитель: Адвокатова Елена Алексеевна, МОУ «Гимназия №17»,
г.о. Электросталь, Московской области
Тема урока: Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами: А-В-С=А-(В+С)
Цель: формирование понятия «математические скобки» как знак для записи объединения величин и последующего действия над ним, конструирование общего алгоритма по выполнению порядка действий в выражениях со скобками.
Задачи:
-воспроизведение и описание практических действий с величинами с помощью схемы и формулы для введения скобок;
-составление алгоритма выполнения порядка действий в выражениях со скобками;
-практическое применение полученных знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
-применение способа объединения величин с помощью скобок при решении задач.
Оборудование: Презентация «Зачем нужны скобки», раздаточный материал
В соответствии с ФГОС на уроке формировались УУД (универсальные учебные действия):
Регулятивные: целеполагание, планирование своих действий, прогнозирование, коррекция и контроль, саморегуляция, оценка.
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей; установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство, подведение под понятие, выведение следствий;
моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя, учеников | Примечания | Комментарии |
1 этап – ситуация успеха 2 этап – постановка учебной задачи (анализ особенностей новой предметной ситуации и построение ее адекватной модели) 3 этап – ситуация разрыва (формирование умения видеть новую предметную ситуацию в ее разных представлениях, моделирование открытого способа действия) 4 этап-применение в стандартной ситуации 5 этап-конструирование общего алгоритма выполнения порядка действий со скобками 6 этап применение в нестандартной ситуации 7 этап- применение при решении задач 8 этап - итоговая рефлексия |
Данный тест позволит учащимся подготовиться к выполнению проектной работы «Аппликация столика» и повторить понятия: части и целое, их сравнение, отображение схемы формулой и наоборот, вспомнят название компонентов при сложении и вычитании.
Затем дети выполняют взаимопроверку, работая в парах (Слайды 9-16) Рефлексия. Оценивание работы «Оцени себя» (Слайд 17)
2.Сегодня на уроке мы будем выполнять проектную задачу «Аппликация столика» и с помощью схем и формул опишем свои действия над величинами (Слайд 18). Учитель демонстрирует чертеж столика (Слайд 19): -О какой величине идет речь? (о площади) -Величина В-это столешница, С и В- это ножки стола. Чтобы сэкономить бумагу части стола расположили по-другому ( показ на слайде). -Как вы думаете, изменилась ли общая площадь нашего стола? (Нет, т. к. к величине ничего не добавляли и из нее ничего не убавляли. А просто по другому расположили части). -Что обозначает величина А? (всю площадь стола) Слайд 20: -Обозначьте части и целое? (В, С, D –это части, а А – это целое) -О чем вам рассказывает чертеж? (Что целое А состоит из частей В,С,D. или Чтобы получить целое А надо соединить части В,С,D) Приступаем к практическому выполнению работы. (У детей на столах чертеж стола ( Приложение1) и ножницы. Они сначала обсуждают ход работы, а затем ее выполняют в группах) -Вы выполнили работу, а с помощью чего мы можем описать ход нашей работы, свои действия? (С помощью схем и формул) Далее учащиеся предлагают последовательность действий при выполнении работы и моделируют схемой, записывают формулой. Рассуждения детей: Я от целого А отрезал (убрал) сначала часть С, а потом часть D и осталась часть В. -Какая формула описывает эти действия? (А-С-D=В) Слайд 21 -Рассуждения детей: А мы выполнили по другому. Мы сначала из целого А отрезали часть В+D и получили часть В. -Какая формула описывает эти действия? (А-С+D=В) 3. Слайд 22 -А теперь проверим, верно ли что А-С-D=А-C+D -Верно ли, что и в том и другом случае остается часть В? Проведите исследование. Как вы думаете, что нам поможет? (схемы) Учащиеся по группам строят схемы по формулам. Слайд 23
При построении схем по формулам выясняется, что А-C+D = В Создается ситуация разрыва: -Как же так? Когда вы выполняли практическую работу, у вас получилась величина В, а когда отобразили то, что записали формулой, т.е. свои действия, на схеме, то часть В не получилась? Рассуждение детей: Может формулу записали неточно? (при необходимости можно проверить) А может в записи чего-то не хватает. Ведь мы сначала отрезали величины ВиD вместе, т.е. объединили их в одну часть, а затем только эту большую часть отняли от целого. Слайд 24 -А как же в формуле показать объединение этих частей? Рассуждение детей: Давайте обведем их в кружок. -А если нужно будет объединить 1000 частей, тоже обведем в кружок? Это удобный знак? Далее дети предлагают несколько своих вариантов выхода из ситуации. -Мы с вами знаем, что математика-это точная наука и записываются все математические формулы с помощью специальных математических знаков единых для всех, чтобы математики всего мира могли понимать друг друга. И вот математики всего мира договорились ввести в таком случае знак ( ) математические скобки. Что показывают скобки? (что сначала необходимо выполнить то действие с величиной, которое в скобках, в данном случае объединить величины, а затем выполнять действия с этим объединением) -Давайте проверим на схеме, получилась ли у на величина в, если от целого А отнять объединение величин В иD. (Построение учащимися и проверка на слайде: -А вот так выполнила я (учительский вариант). Слайд 25 Рефлексия: -О чем рассказывают формулы? (Если из целого А вычесть часть С и D поочередно, то получится та же величина, если из целого А вычесть объединение частей С и D) -При объединении частей С и D получается некоторая новая величина, например М . А она чем будет являться? (И частью, по отношению к А, и целым, по отношению к С иD) Слайд 26 -О чем рассказывает схема с лучиками? (Целое А состоит из частей В и М, а часть М состоит из частей D и C) -А если читать схему снизу? (Объединение С иD составляют величину М, а величины В и М составляют целое А) 4. Слайд 27 Выполнение задания., где учащиеся применяют полученные знания в стандартной ситуации. Составь схему по формуле. А+В) – (С+D) = Х Замени величины числами. Расставь порядок действий. Найди значение выражения. А=12, В=9, С=7, D=6 5. Слайд 28 -Сейчас мы поиграем в математический конструктор. Мы должны сконструировать, изобрести ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ правило, которое расскажет о том. В каком порядке необходимо выполнять действия в выражениях со скобками. (Опираясь на проделанную работу дети выводят правило, что действие в скобках выполняется первым, а затем выполняются действия по порядку слева направо. Фиксируется на слайде) 6. Дети работают в группах. У них на парте Приложение №2. -Раз это правило ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ , значит мы можем определить порядок действий в выражениях схематических, без чисел и букв, т.е. в нестандартных выражениях. Расставь порядок действий Учащиеся обсуждая расставляют порядок действий. Затем листы вывешиваются на доску и обсуждается решение каждой группы. (Можно провести дополнительную работу со вторым выражением: Расскажите о порядке действий Рассуждения детей: 1). ( + ) 2). ( + ) 3). ( + ) 4). 1) – 2) 5). 4) + 3) 7.Слайд 29 -Как вы думаете, а при решении задач эти знания нам пригодятся? (Да) Читаем задачу. В автобусе ехало 20 пассажиров. На одной остановке вышло 7 пассажиров, а на другой – 5 пассажиров. Сколько пассажиров осталось в автобусе? -О чем эта задача? С какой величиной работаем? (с количеством) - Выделяем условие и вопрос. Делим на смысловые куски. Объясняем каждый смысловой кусок, обозначаем в тексте задачи части и целое, фиксируем вопрос задачи. Далее учитель предлагает выбрать схему, которая отображает условие задачи и пояснить свой выбор. Детям предлагается решить эту задачу двумя способами, опираясь на схему. Рассуждения детей: Нам неизвестна часть пассажиров, которая осталась в автобусе. Чтобы найти часть надо из целого количества пассажиров, которые ехали в автобусе отнять сначала часть пассажиров, которые вышли на одной остановке, а потом отнять часть пассажиров, которые вышли на другой остановке. Запись решения. -А как можно решить другим способом (на схеме фиксируется объединение величин)? Рассуждения детей: Нам неизвестна часть пассажиров, которая осталась в автобусе. Чтобы найти часть надо из целого отнять известные части. Мы можем сначала объединить часть пассажиров, которые вышли на одной остановке с частью пассажиров, которые вышли на другой остановке, а затем из целого вычесть объединение этих частей. Объединение фиксируем с помощью математических скобок, для того, чтобы не нарушался порядок действий. Запись решения, ответ. Слайд 30 Итак, можете вы теперь ответить на вопрос «ЗАЧЕМ НУЖНЫ СКОБКИ?» А в каком порядке вы бы посоветовали выполнять действия в выражениях со скобками ученику из Англии? Слайд 31 -Запишите формулу вашей работы на уроке. Объедините с помощью математических скобок те критерии, которые помогали вам работать, а те которые мешали –вычтите. (Дети могут добавить свои критерии) Прочитайте формулы. СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ! | Самостоятельное выполнение теста Работа в парах Взаимопроверка Рефлексия Выполнение проектной задачи «Аппликация стола» Работа в группах Работа в группах Рефлексия математический конструктор Работа в группах | Задания теста ориентируют каждого ребенка не только на способ действия, но и на оценку собственного продвижения в его освоении. |
Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: учебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 2008.
Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: Книга для учителя. - М.: Дрофа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?
Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка! Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...
Урок математики " Для чего нужны скобки в математике?"
На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий буде...
Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе....
Когда ребенку нужна помощь логопеда?
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9495595","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"354","width":"474"}}]]Статья поможет родителям разобраться, нужна ли их ребенку помощ...
Урок математики Тема: Скобки. Порядок выполнения действий в примерах со скобками.
Урок математики для учащихся 3 классаподготовила и провела: учитель начальных классов Горшкова Н.П. Тема: Скобки. Порядок выполнения действий в примерах со скобками....
Когда нужно дивергентное мышление?
Дивергентность - «способность мыслить в разных направлениях», отвечает искомому явлению выхода в более широкое «пространство». Стоит ли развивать такое мышление и с помощ...
ПАМЯТКА " КОГДА НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К УЧИТЕЛЮ - ДЕФЕКТОЛОГУ?"
ПАМЯТКА СОДЕРЖИТ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ....