"Когда нужны скобки"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Адвокатова Елена Алексеевна

Формирование понятия «математические скобки» как знак для записи объединения величин и последующего действия над ним, конструирование общего алгоритма по выполнению порядка действий в выражениях со скобками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kogda_nuzhny_skobki.zip2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Проект урока математики по теме «Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами:

А-В-С=А-(В+С)

Предмет: математика

Класс: 1  (1-4)

Программа: развивающее обучение  (Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В.)

Учитель:  Адвокатова Елена Алексеевна, МОУ «Гимназия №17»,

 г.о. Электросталь,  Московской области

Тема урока:   Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами: А-В-С=А-(В+С)

Цель:   формирование понятия «математические скобки» как знак для записи объединения величин и последующего действия над ним, конструирование общего алгоритма по выполнению порядка действий в выражениях со скобками.

Задачи:

 -воспроизведение и описание практических действий с величинами с помощью схемы и формулы  для введения скобок;

-составление алгоритма выполнения порядка действий в выражениях со скобками;

-практическое применение полученных знаний в стандартной и нестандартной ситуации;

-применение способа объединения величин с помощью скобок при решении задач.

Оборудование: Презентация «Зачем нужны скобки», раздаточный материал

В соответствии с ФГОС на уроке формировались УУД (универсальные учебные действия):

Регулятивные:  целеполагание,  планирование своих действий, прогнозирование, коррекция и контроль, саморегуляция, оценка.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей; установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство,  подведение под понятие, выведение следствий;

моделирование, преобразование модели с целью выявления общих       законов.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя, учеников

Примечания

Комментарии

1 этап – ситуация успеха

2 этап – постановка учебной задачи (анализ особенностей новой предметной ситуации и построение ее адекватной модели)

3 этап – ситуация разрыва (формирование умения видеть новую предметную ситуацию в ее разных представлениях, моделирование открытого способа действия)

4 этап-применение в стандартной ситуации

5 этап-конструирование общего алгоритма выполнения порядка действий со скобками

6 этап применение в нестандартной ситуации

7 этап- применение  при решении задач

8 этап - итоговая рефлексия

  1. Учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить тест (Слайды 2-8) , выбирая правильный вариант ответа.

Данный тест позволит учащимся подготовиться к выполнению проектной работы «Аппликация столика» и повторить понятия: части и целое, их сравнение, отображение схемы формулой и наоборот, вспомнят название компонентов при сложении и вычитании.

 

   Затем  дети выполняют взаимопроверку, работая в парах (Слайды 9-16)

Рефлексия.

   Оценивание работы  «Оцени себя» (Слайд 17)

   

     2.Сегодня на уроке мы будем выполнять проектную задачу «Аппликация столика» и с помощью схем и формул опишем свои действия над величинами (Слайд 18).

Учитель демонстрирует чертеж столика (Слайд 19):

-О какой величине идет речь? (о площади)

-Величина В-это столешница, С и В- это ножки стола.  Чтобы сэкономить бумагу части стола расположили по-другому ( показ на слайде).

-Как вы думаете, изменилась ли общая площадь нашего стола?  (Нет, т. к. к величине ничего не добавляли и из нее ничего не убавляли. А просто по другому расположили части).

-Что обозначает величина А?   (всю площадь стола)

Слайд 20:

-Обозначьте части и целое? (В, С, D –это части, а А – это целое)

-О чем вам рассказывает чертеж? (Что целое А состоит из частей В,С,D. или

Чтобы получить целое А надо соединить части В,С,D)

    Приступаем к практическому выполнению работы. (У детей на столах чертеж стола ( Приложение1) и ножницы. Они сначала обсуждают ход работы, а затем ее выполняют в группах)

-Вы выполнили работу, а с помощью чего мы можем описать ход нашей работы, свои действия? (С помощью схем и формул)

   Далее учащиеся предлагают последовательность действий при выполнении работы и моделируют схемой, записывают формулой.

Рассуждения детей: Я от целого А отрезал (убрал) сначала часть С, а потом часть D и осталась часть В.

-Какая формула описывает эти действия? (А-С-D=В)

   Слайд 21

-Рассуждения детей: А мы выполнили по другому. Мы сначала из целого А отрезали часть В+D и получили часть В.

-Какая формула описывает эти действия? (А-С+D=В)

3. Слайд 22

-А теперь проверим, верно ли что А-С-D=А-C+D

-Верно ли, что и в том и другом случае остается часть В?

Проведите исследование. Как вы думаете, что нам поможет? (схемы)

  Учащиеся по группам строят схемы по формулам.

   Слайд 23

                               

При построении схем по формулам выясняется, что А-C+D = В

Создается ситуация разрыва:

-Как же так?  Когда вы выполняли практическую работу, у вас получилась величина В, а когда отобразили то, что записали формулой, т.е. свои действия, на схеме, то часть В не получилась?

Рассуждение детей: Может формулу записали неточно? (при необходимости можно проверить) А может в записи чего-то не хватает. Ведь мы сначала отрезали величины ВиD вместе, т.е. объединили их в одну часть, а затем только эту большую часть отняли от целого.

Слайд 24

-А как же в формуле показать объединение этих частей?

Рассуждение детей: Давайте обведем их в кружок.

-А если нужно будет объединить 1000 частей, тоже обведем в кружок? Это удобный знак?

Далее дети предлагают несколько своих вариантов выхода из ситуации.

-Мы с вами знаем, что математика-это точная наука и записываются все математические формулы с помощью специальных математических знаков единых для всех, чтобы математики всего мира могли понимать друг друга. И вот  математики всего мира договорились ввести в таком случае знак ( ) математические скобки. Что показывают скобки? (что сначала необходимо выполнить то действие с величиной, которое в скобках, в данном случае объединить величины, а затем выполнять действия с этим объединением)

-Давайте проверим на схеме, получилась ли у на величина в, если от целого А отнять объединение величин В иD. (Построение учащимися и проверка на слайде:

-А вот так выполнила я (учительский вариант).

Слайд 25  Рефлексия:

-О чем рассказывают формулы? (Если из целого А вычесть часть С и D поочередно, то получится та же величина, если из целого А вычесть объединение частей С и D)

-При объединении частей С и D получается некоторая новая величина, например М . А она чем будет являться? (И частью, по отношению к А,  и целым, по отношению к С иD)

Слайд 26

-О чем рассказывает схема с лучиками? (Целое А состоит из частей В и М, а часть М состоит из частей D и C)

-А если читать схему снизу? (Объединение С иD составляют величину М, а величины В и М составляют целое А)

4. Слайд 27  Выполнение задания., где учащиеся применяют полученные знания в стандартной ситуации.

Составь схему по формуле.
Определи порядок действий

А+В) – (С+D) = Х

Замени величины числами.

Расставь порядок действий.

Найди значение выражения.

А=12, В=9, С=7, D=6

5. Слайд 28

-Сейчас мы поиграем в математический конструктор. Мы должны сконструировать, изобрести  ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ  правило, которое расскажет о том. В каком порядке необходимо выполнять действия в выражениях со скобками.

(Опираясь на проделанную работу дети выводят правило, что действие в скобках выполняется первым, а затем выполняются действия по порядку слева направо. Фиксируется на слайде)

6. Дети работают в группах. У них на парте Приложение №2.

-Раз это правило ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ , значит мы можем определить порядок действий в выражениях схематических, без чисел и букв, т.е. в нестандартных выражениях.

Расставь порядок действий

Учащиеся обсуждая расставляют порядок действий. Затем листы вывешиваются на доску и обсуждается решение каждой группы.

(Можно провести дополнительную работу со вторым выражением:

Расскажите о порядке действий

Рассуждения детей: 1). (  +  )

                                   2). (  +  )

                                   3). (  +  )

                                   4). 1) – 2)

                                   5). 4) + 3)

7.Слайд 29

-Как вы думаете, а при решении задач эти знания нам пригодятся? (Да)

Читаем задачу.

В автобусе ехало 20 пассажиров. На одной остановке вышло 7 пассажиров, а на другой – 5 пассажиров. Сколько пассажиров осталось в автобусе?

-О чем эта задача? С какой величиной работаем? (с количеством)

 - Выделяем условие и вопрос.  Делим на смысловые куски. Объясняем каждый смысловой кусок, обозначаем в тексте задачи части и целое, фиксируем вопрос задачи.

Далее учитель предлагает  выбрать схему, которая отображает условие задачи и пояснить свой выбор.

Детям предлагается решить эту задачу двумя способами, опираясь на схему.

Рассуждения детей: Нам неизвестна часть пассажиров, которая осталась в автобусе. Чтобы найти часть надо из целого количества пассажиров, которые ехали в автобусе отнять сначала часть пассажиров, которые вышли на одной остановке, а потом отнять часть пассажиров, которые вышли на другой остановке.

Запись решения.

-А как можно решить другим  способом (на схеме фиксируется объединение величин)?

Рассуждения детей:

Нам неизвестна часть пассажиров, которая осталась в автобусе. Чтобы найти часть надо из целого отнять известные части. Мы можем сначала объединить часть пассажиров, которые вышли на одной остановке с  частью пассажиров, которые вышли на другой остановке, а затем из целого вычесть объединение этих частей. Объединение фиксируем с помощью математических скобок, для того, чтобы не нарушался порядок действий.

Запись решения, ответ.

Слайд 30

Итак, можете вы теперь ответить на вопрос «ЗАЧЕМ НУЖНЫ СКОБКИ?»

А в каком порядке  вы бы посоветовали выполнять действия в выражениях со скобками ученику  из Англии?

Слайд 31

-Запишите формулу вашей работы на уроке. Объедините с помощью математических скобок те критерии, которые помогали вам работать, а те которые мешали –вычтите. (Дети могут добавить свои критерии)

 Прочитайте формулы.

СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ!

Самостоятельное выполнение теста

Работа в парах

Взаимопроверка

Рефлексия

Выполнение проектной задачи «Аппликация стола»

Работа в группах

Работа в группах

Рефлексия

математический конструктор

Работа в группах

Задания теста ориентируют каждого ребенка не только на способ действия, но и на оценку собственного продвижения в его освоении.

Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: учебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 2008.

Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: Книга для учителя. -  М.: Дрофа, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?

Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка!  Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...

Урок математики " Для чего нужны скобки в математике?"

На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий буде...

Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе....

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9495595","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"354","width":"474"}}]]Статья поможет родителям разобраться, нужна ли их ребенку помощ...

Урок математики Тема: Скобки. Порядок выполнения действий в примерах со скобками.

Урок математики для учащихся 3 классаподготовила и провела: учитель начальных классов Горшкова Н.П. Тема: Скобки. Порядок выполнения действий в примерах со скобками....

Когда нужно дивергентное мышление?

Дивергентность - «способность мыслить в разных направлениях», отвечает искомому явлению выхода в более широкое «пространство». Стоит ли  развивать такое мышление и с помощ...

ПАМЯТКА " КОГДА НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К УЧИТЕЛЮ - ДЕФЕКТОЛОГУ?"

ПАМЯТКА СОДЕРЖИТ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ....