Рабочая программа курса дополнительного образования "Юный математик"
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Рабочая программа курса дополнительного образования "Юный математик" для учащихся 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_matematik.doc | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
по курсу математики в начальной школе
«Юный математик»
- Пояснительная записка
Сделать серьёзные занятия занимательными
- вот задача первоначального обучения.
К.Д.Ушинский.
Начальное общее образование призвано реализовать способности каждого ученика и создать условия для индивидуального развития младших школьников.
Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность личности ученика, а затем направить и скорректировать развитие младшего школьника с учетом выявленных интересов, опираясь на его природную активность.
Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления и упущения в работе с учениками этого возраста практически невосполнимы. Вот почему возникла необходимость разработать такой курс, который обеспечивал бы формирование приёмов мыслительной деятельности.
Направленность программы по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Цель программы – развитие математических способностей, формирование приёмов мыслительной деятельности.
Задачи:
- способствовать пониманию способов решения нестандартных задач, что, в свою очередь, позволит осуществить новый подход к решению стандартных текстовых задач;
- способствовать практическим овладением содержания логических понятий, формированием логических умений;
- способствовать формированию интереса к предмету, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Основной принцип данной программы – обучение через деятельность, понимание через познавание. Он строится на:
- научности;
- связи теории с практикой;
- последовательности и систематичности;
- активности и сознательности;
- доступности;
- наглядности;
- индивидуальном подходе.
Эффективным для математического развития является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Касаясь технологии обучения, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводится в базовом курсе, однако, учитывая продвинутый этап, можно говорить о целесообразности активизации самостоятельной деятельности на уроках, о расширении и разнообразии заданий творческого характера и т. д.
Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя использования технологии проблемного обучения. В практической работе используются групповые технологии, технологии исследовательской деятельности, игровые и проектные технологии, основанные на индуктивно-дедуктивном способе мышления.
Отличительные особенности программы в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы 10-11 лет.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации обучения – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы.
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
- Тематическое планирование
№пп | Название раздела | Количество часов |
Вводное занятие | 1ч. | |
Площади и объем геометрических фигур Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи на нахождение площади. Пространственные фигуры. Объем фигур. | 7ч. | |
Решение задач. Занимательные, нестандартные, старинные задачи. Задачи обратные. | 8ч. | |
Меры длины и площади. | 3ч. | |
Головоломки и ребусы | 2ч. | |
Круговые диаграммы Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм. | 3ч. | |
Координатная плоскость Координаты на числовом луче. Координаты точек на плоскости. | 3ч. | |
Сложные уравнения | 2ч. | |
Работа над проектом | 3 ч. | |
Конкурс эрудитов (входной) Смотр знаний (контрольный) | 2ч. | |
Итого | 34 ч. |
- Содержание курса
Содержание курса представлено нестандартными (по форме или содержанию)
задачами и упражнениями; стандартными текстовыми задачами, имеющими несколько способов решения или нестандартный способ решения; заданиями, направленными на развитие логического мышления, углубление математических знаний, овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Текстовые задачи являются важным средством формирования системы основных математических понятий. Учащиеся привыкают решать типовые (однотипные) задачи и теряются при выборе решения нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решая задачу, учащиеся должны не жонглировать числами, а продумывать взаимосвязи между величинами и самостоятельно в обобщенном виде вы страивать и обосновывать ход её решения. Умение анализировать задачу не только развивает мышление и речь детей, но и формирует у них такие черты, как самостоятельность, умение продумывать план действий, доказательно рассуждать.
Логические упражнения позволяют ученикам глубже освоить математические отношения и их свойства, а овладение логическими умениями позволит им применять логические приёмы при решении задач.
Требования, которыми я руководствуюсь при подборе заданий:
-соответствие программному материалу, т.е. для решения задач не требуется дополнительных математических знаний;
-соответствие принципу постепенного нарастания сложности задач, что позволяет каждому ученику работать в индивидуальном темпе.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Задачи занятия | Количество часов | Дата проведения | Виды деятельности | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||||
Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) | Способствовать активизации познавательного процесса. | 1 | групповая работа, решение нестандартных задач | ||||
2. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Способствовать активизации познавательного процесса. | 1 | разгадка «математических фокусов» | |||
3 | Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | Способствовать умению решать геометрические задачи | 1 | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | |||
4 | Упражнения с чертежами на нелинованной бумаге. | Способствовать умению чертить разные фигуры на нелинованной бумаге | 1 | практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» | ||
5 | Преобразование фигур на плоскости. | Способствовать умению преобразовывать различные фигуры на плоскости | 1 | конструирование фигур на плоскости из различного материала | |||
6-7 | Вычисление площади фигур. | Способствовать выработке навыка нахождения площади фигур. | 1 | 1 | создание мини-проекта «Наш парк» | защита проекта | |
8-9 | Объём фигур. | Способствовать выработке навыка нахождения объёма фигур. | 2 | Конструирование объемных фигур, вычисление их объема | |||
10-11 | Познавательная игра «Семь вёрст…» | Способствовать усвоению новых единиц длины и площади | 1 | 1 | решение нестандартных заданий на меры длины и площади | ||
12 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | Способствовать развитию наблюдательности, умению находить меры длины в пословицах | 1 | повторение единиц измерения | |||
13-14 | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. | Содействовать поиску альтернативных способов решения задач и примеров с многозначными числами. | 2 | решение задач на установление причинно-следственных отношений | |||
15-16 | Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | Содействовать привитию интереса к предмету математика, активизировать познавательный процесс. | 2 | решение задач повышенной сложности | |||
17 | Задачи – тесты. Блиц - турнир. | Активизировать познавательный процесс учащихся, подбирая задачи от простого к сложному. | 1 | решение разного вида задач | |||
18-19 | Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. | Способствовать умению составлять задачи по данным схемам, математическим выражениям; составлять задачи обратные данной задаче. | 2 | инсценирование задач | |||
20 | Математические головоломки. | Содействовать привитию интереса к предмету математика, активизировать познавательный процесс. | 1 | Решение математических ребусов и головоломок | |||
21 | Старинные задачи. | Содействовать привитию интереса к предмету математика, активизировать познавательный процесс | 1 | решение задач повышенной сложности | |||
22 | Решение и составление ребусов | Способствовать умению составлять и решать ребусы | 1 | составление ребусов | конкурс на лучший ребус | ||
23-25 | Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм. | Способствовать умению составлять задачи по данной диаграмме. | 1 | 2 | Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм. | ||
26-28 | Проект на выбранную тему | Способствовать умению разрабатывать и защищать проект | 3 | Разработка проекта на выбранную тему | защита проекта | ||
29-30 | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. | Расширить знания о круговых диаграммах, числовом луче, координатах на числовом луче. | 1 | 1 | |||
31 | Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости. | Расширить знания о координатах на плоскости, содействовать в умении играть в игру «Морской бой». | 1 | ||||
32-33 | Закрепление способности комбинировать. Решение сложных уравнений. | Способствовать умению решать сложные уравнения | 2 | решение сложных уравнений в парах и индивидуально | |||
34 | Подведение итогов обучения. Смотр знаний. | Обобщить знания учащихся, полученные на курсе дополнительного образования. | 1 | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | |||
Итого за год: | 34ч. |
5. Планируемые результаты
- Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цель занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свою деятельность с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками, интернет-ресурсами;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Личностные результаты
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
6. Аппарат контроля
Основные формы подведения итогов реализации программы:
- участие в математических олимпиадах разного уровня, интеллектуальных конкурсах;
- работа над проектами и представление проектов на городские, региональные и федеральные конкурсы.
Выпускники начальной школы, прошедшие обучение по данной программе, должны овладеть знаниями и умениями, а именно:
Воспитанник будет знать:
- свойства арифметических действий;
- способы сравнения и измерения площадей;
- разрядный состав многозначных чисел;
- названия геометрических фигур;
- способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Воспитанник будет уметь:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- использовать знания для решения заданий;
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; решать нестандартные задачи; решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и другие);
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
- уметь применять логические приёмы при решении задач;
- осуществлять самостоятельный поиск решений.
7. Методическое обеспечение учебного процесса
Реализация программы во многом будет зависеть от использования учителем конкретных методов и приемов работы над курсом. В таблице учебно-тематического плана предложены методы обучения для каждой темы в отдельности. В основном это частично-поисковые методы, проблемно-поисковые, методы практической и самостоятельной работы, исследовательские методы.
8. Литература, необходимая для освоения курса
Для учителя:
- Керова Г. В. «Нестандартные задачи по математике. Москва «Вако», 2006г.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей «Росмэн», 2003 г.
- Тихомирова А.Ф. Математика в начальной школе. Творческий центр «Сфера», 2001 г.
- Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности. «Аркти», 2002 г.
- Библиотека «Первого сентября». Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры. «Первое сентября», 2000 г.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. «Просвещение»,1990 г.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. «АСТ-Пресс»,1999 г.
- Родионова Е.А., Нерадо А.В. Корниенко А.В., Леонова Е.А. Олимпиада интеллект. «Образование», 2002 г.
- Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. «Асадема», 2001 г.
- Чулкова П.В. математика. Школьные олимпиады. «Издательство НЦ ЭНАС», 2001 г.
- Московский интеллектуальный марафон. Сборник заданий 1-4 класс. «Интеллект-Центр», 2002 г.
Для учащихся:
- Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников «Новый учебник», 2002 г.
- Сборник «Занимательные задачи для маленьких». «Омега», 1994 г.
- Зак А. «500 занимательных логических задач для школьников». «Юнвес», 2002 г.
- Холодова О. «Юным умникам и умницам». «РОСТкнига», 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования инструментальное исполнительство «Блок флейта"
Внеурочная деятельность в рамках реализфции ФГОС...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа по математике и конструированию составлена на основе рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...
Рабочая программа курса дополнительного образования по английскому языку 1 класс. "Английский в фокусе" Н.И. Быкова, Дж. Дули
Рабочая программа создана на основе УМК "Английский в фокусе - Starter" Н.И.Быкова, Дж. Дули,М.: Просвещение, 2016...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и логика" (3-4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Математика и логика» разработана для обучающихся 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Курс входит во внеурочную деятельность по нап...
Рабочая программа курса Дополнительного образования "Декоративно-прикладное творчество в православной культуре"
Дополнительное образование в школе является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для духовно-нравственного воспитания, для развития интеллектуальных и творческих способнос...