Технологическая карта урока математики "Письменное умножение на двузначное число", 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Урок разработан для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока математики, 4 класс | 43.89 КБ |
Презентация к уроку математики | 308.48 КБ |
Самоанализ урока | 20.92 КБ |
Карточки | 13.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: математика 4 класс
Тема урока | Письменное умножение на двузначное число | |||||||||
Тип урока | Открытие новых знаний | |||||||||
Формы, приемы, методы: | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический. | |||||||||
Педагогические технологии | Проблемного обучения | |||||||||
Цель урока |
| |||||||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | ||||||||||
Предметный | Метапредметный | Личностный | ||||||||
1.Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа. 2. Умеют письменно умножать на двузначные числа. | 1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы. 2. Умеют строить и выполнять алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные. 3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | 1.Проявляют интерес к изучению учебного предмета «Математика». 2.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками. | ||||||||
ХОД УРОКА | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля | |||||||
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности - время (1 мин) | ||||||||||
(Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.) Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья! Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Выбирают смайлик. | Р - организовывать свое рабочее место К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Л – понимть значение знаний для человека и принимать его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места. | |||||||
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - время (5 мин) | ||||||||||
- Посмотрите внимательно на экран, исследуйте записи примеров и прежде чем вы назовёте произведение, объясните приём умножения.
6·9= 54 26·3 139 · 0 92· 100 32· 30 72· 43 | Участвуют в диалоге. Нужно найти значения произведений. 1) табличное умножение; 2) внетабличное умножение ( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число); 3) умножение на нуль (при умножении любого числа на нуль получается нуль); 4) увеличение числа в 10,100,1000 раз ( к первому множителю приписываем столько нулей, сколько их во втором); 5) приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями 6) затрудняются | Р - определять границы знания и незнания П - анализировать, сравнивать разные виды решения задания К- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Л - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | Устный опрос | |||||||
III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности - время (4 мин) | ||||||||||
- Почему вы затруднились назвать произведение в шестом примере? -Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше? - У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения? - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? - Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа. | - С этим приёмом умноже-ния ещё не знакомы. - Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. Объясняют способы решение примеров. - Нет - Да, решение в столбик. | П - постановка и формулирование проблемы. Р - выделять способы, средства достижения цели К - формулировать собственное мнение / позицию. Л - оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока | Устный опрос | |||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения- время (5 мин) | ||||||||||
- Так какую же учебную задачу вы поставите перед собой? - Прочитайте тему урока. - Что нам поможет научиться письменно умножать на двузначное число? - Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. – Решите в столбик, используя алгоритм умножения на однозначное число. | - Научиться письменно умножать многозначные числа на двузначное число. - Письменное умножение на двузначное число. - Повторение приёмов умножения на однозначное число и знание таблицы умножения. Работа в парах: Решают примеры, записанные на доске по алгоритму. Объясняют ход своих действий. | П - анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации; Р - выбирать оптимальный путь решения проблемы К- контролировать действия партнера и уметь договариваться Л - определять правила работы в паре, уметь договариваться | Устный опрос Практическая работа и умение определять готовность к предъяв-лению результата своей работы. | |||||||
V. Реализация построенного проекта (5 мин.) | ||||||||||
- Предлагаю записать пример 72·43 столбиком и самостоятельно решить его, основываясь на данный алгоритм. Напоминает о
- Наблюдает, как осуществляется деятельность учащихся - Корректирует действия учащихся в группе -Вслушивается в формулировку вопросов – ответов учащихся; б) слушает ответы учащихся в группах; в) организует помощь по необходимости; - Организует презентацию способа, представление алгоритма (схемы, таблица, правила, понятий). - Обобщает способы вычислений. - Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным? - Подошла ли к вашему заданию данная схема? - Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? - Почему сложно было справиться с заданием? -Давайте уточним уже известный алгоритм, используя карточки помощницы 1.Сформулировать недостающие шаги в в алгоритме. 2. 2.Составить опорный сигнал. -Решите пример, опираясь на полученный вами схему-опору (те, кто не смог решить ранее). - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение правильно. - Сравните полученный алгоритм со своим решением. Вы всё сделали правильно? - Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? - Какие задания вы теперь сможете выполнять? | Работа в группах - Соблюдает требования, выбранные группой к организации деятельности в группе. - Выполняет задания, связанные с «открытием» нового знания (способа, приёма), направленного на решение учебной задачи. - Выдвигает гипотезы, связанные с решением учебной задачи (решением проблемы). - Оформляет способ в виде алгоритма. - Демонстрируют способ, алгоритм по заданной теме, сформулированной учебной задачей. - Отмечают затруднения, с которыми столкнулись. - Нет - Умножение на десятки. - Алгоритм не подходит, затруднения в записи. Читают алгоритм и дополняют его. Решают пример пользуясь новым алгоритмом. Сравнивают полученный алгоритм со своим решением. -Да. - Письменно умножать многозначные числа на двузначные. | П - построение логической цепи рассуждений, анализ допущенных ошибок, определение причин их возникновения. Р - осознавать свои возможности в учении К - взаимодействовать в группе согласно условиям, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л - самостоятельно выполнять работу, понимая личную ответственность за результат | Практическая работа Наблюдение за осущест-влению деятельности учащимися. Умение устанавливать возможные причины ошибок и планировать способы их ликвидации Умение определять готовность к предъявлению результата своей работы Оценка результатов деятельности. | |||||||
Физкультминутка (2 мин) | ||||||||||
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке. | Выполняют движения согласно физкультминутке | Р – принимают и сох-раняют учебную задачу. К – проявляют готов-ность слушать. Л – имеют установку | Выполнение движений Наблюдение. | |||||||
VI. Первичное закрепление (5 мин.) | ||||||||||
Работа по учебнику:
| Объясняют по данным записям как выполнено умножение. Решают примеры на доске с объяснением. | П - соблюдать разра-ботанный алгоритм деятельности Р - выполнять предложенные учебные задачи К - учебное сотруд-ничество. Л - связывать свои успехи с усилием, трудолюбием | Индивидуальный опрос Оценка результатов деятельности. | |||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) ( 4 мин) | ||||||||||
- Понятен ли вам этот вычислительный приём? Поработаем с карточками №1. На ней записаны примеры. 984 ·17 583 · 38 Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. - Передайте карточку соседу. (Ответы к заданию на экране) - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | Прогнозируют результат и выполняют задание. Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Ответы детей | П - принимать и удерживать учебную задачу Р – прогнозирование, самоконтроль,коррекция. К - умение выражать свои мысли способность к организации самосто-ятельной учебной деятельности. Л - способность к организации самостоятельной учебной деятельности | Краткая самостоятельная работа с карточками. Умение сопоставлять свои действия с заданным образцом (умение вычленять операционный состав действий) Самооценка деятель-ности. | |||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение ( 6 мин.) | ||||||||||
- При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке? - Решите задачу:( с.45 № 162) - Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать? Назовите первый вопрос. Каким действием ответите на первый вопрос? Назовите второй вопрос. Каким действием ответите на второй вопрос? Назовите третий вопрос. Каким действием ответите на третий вопрос? - Выполните решение в тетради. (Проверка устно). | - При решении задач. Один ученик у доски, другие в тетрадях. Сверяют решение с образцом на слайде. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, поиск необходимой информации; Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. К - строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию. Л - личностная ответст-венность за результат выполненной работы | Самопроверка. Умение устанавливать возможные причины ошибок и планировать способы их ликвидации | |||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) ( 1 мин.) | ||||||||||
Благодарит ребят за работу. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? - Что нового узнали? -Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? -Как умножают на двузначное число? - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? - Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? - Оцените свою работу на уроке, используя кружочки, которые лежат у вас на парте: - кто научился умножать на двузначное число, и может объяснить это другому человеку, например, другу – покажите зеленый кружок; -кто научился умножать на двузначное число, но пока еще не может объяснить прием другому человеку, - покажите желтый кружок; - кто еще не уверен в своих возможностях – покажите красный кружок. | -Научиться умножать на двузначное число. -Достигли. Рассказывают алгоритм Ответы детей. | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р– оценивают собственную деятельность на уроке, используя оценочные листы. Л – проявляют интерес к предмету К - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Соотносить конечные результаты своей деятельности с целью. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |||||||
X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению( 2 мин) | ||||||||||
Проводит инструктаж домашнего задания.
| Записывают задание в дневники | Р - выполнять предложенные учебные задачи | Умение применять полученные знания |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
6·9= 54 92 · 100 26·3 32 · 30 139 · 0 72· 43 72· 43
Письменное умножение на двузначное число.
Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное 1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить. 3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили. 4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен. 5. Прочитать ответ.
Решите в столбик, используя алгоритм умножения на однозначное число
Запишите пример 72·43 столбиком и самостоятельно решить его, основываясь на данный алгоритм.
Алгоритм умножения на двузначное число. 1.Умножаю первый множитель на число единиц….. 2.Получу первое неполное произведение… 3.Умножу первый множитель на число десятков…. 4.Получу второе неполное произведение….. 5.Начну подписывать второе неполное произведение под десятками. 6.Сложу неполные произведения. 7.Читаю ответ…
984 ·17 583 · 38 Карточка № 1 Запиши примеры в столбик и реши их.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по учебному предмету "Математика". 4-й класс
Урок по теме: “ Письменное умножение на двузначное число ” был проведён в 4 классе.
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по учебнику “Математика”, 4 класс (2 часть), авторы М.И.Моро, М.А Бантова. И другие. Этот урок 1-й в системе уроков по разделу «Умножение на двузначные и трехзначные числа». Опирается на знания обучающихся о свойствах умножения и приемах умножении на однозначные числа и числа, оканчивающиеся нулями.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на «открытие» письменного алгоритма умножения многозначного числа на двузначное число, научиться применять алгоритм на практике.
Для себя я ставила следующие задачи:
1. Обучить детей приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа.
2. Умеют письменно умножать на двузначные числа.
Личностные:
1.Проявляют интерес к изучению учебного предмета «Математика».
2.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Метапредметные:
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2. Умеют строить и выполнять алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
На уроке использованы следующие методы обучения:
1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа.
3. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
4. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
5.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: « Математика» 4 класс, часть 2.
Реализация поставленных целей урока на каждом этапе.
- Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности - время (1 мин)
Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.
На данном этапе проверяется готовность класса к уроку, создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и сотрудничества с учителем
Класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что они не равнодушны к предмету математика. Большая часть детей умеют мыслить и самостоятельно работать. Для создания комфортной эмоциональной обстановки использовала метод психологического настроя. Считаю, что мне удалось установить контакт с детьми.
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - время (5 мин)
На данном этапе был предложены примеры на умножение. На данном материале зафиксировали знания о свойствах и приемах умножения, на которых основывается прием умножения на двузначное число. Здесь же было предложено выражение на фиксирование индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на новый способ умножения.
- Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности - время (4 мин)
На данном этапе организовала коммуникативное взаимодействие, в ходе которого зафиксировали операцию, где возникло затруднение;
выявили и зафиксировали причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения задания такого типа. (Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше?)
- Построение проекта выхода из затруднения- время (5 мин)
Организовала беседу по построению обучащимися проекта будущих учебных действий:
1.Уточнение цели проекта;
2. Уточнение темы урока;
3. Определение средств;
4. Построение плана достижения цели (обсуждали различные варианты, предложенные учащимися, и выбрали оптимальный вариант).
V. Реализация построенного проекта (5 мин.)
На данном этапе для реализация построенного проекта организовала групповую работу по составлению алгоритма умножения на двузначное число;обучающиеся зафиксировали во внешней речи, а я в знаковой форме (с помощью схемы) запись примера в столбик; вернувшись к пробному заданию преодолели затруднения; сравнили свою запись с эталоном; уточнили общий характер нового знания.
Сравнили свои рассуждения с объяснением темы в учебнике.
Физкультминутка (2 мин)
Задача: релаксация.
Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствовало поддержке эмоционального настроя в классе.
- Первичное закрепление (5 мин.)
На этапе первичного закрепления обучащиеся в парах проговаривали новый алгоритм на материале упражнения № 156 учебника, затем тренировались в использовании алгоритма в упр № 157. В целях предупреждения ошибочной записи в столбик, использовала задание на нахождении ошибки в примере.
С целью тренировки способности к самоконтролю и самооценке использовала самостоятельную работу со взаимоконтролем с проверкой по эталону. Ребятам было предложено спрогнозировать предполагаемый результат своей работы.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) ( 4 мин)
На данном этапе организовала самостоятельную работу по карточкам с прогнозированием предполагаемого результата своей работы и взаимопроверкой по готовым ответам с доски с целью проверки умения сопоставлять свои действия с заданным образцом (умение вычленять операционный состав действий)
- Включение в систему знаний и повторение ( 6 мин.)
На этапе включения знания нового в систему знаний и повторения, целью которого было применение нового способа действия, решили задачу. При этом обговорили использование нового умения в практике.
В течение урока старалась создать ситуации успеха. Провели проверку, коррекцию, зафиксировали затруднения.
- Рефлексия учебной деятельности (итог урока) ( 1 мин.)
Рефлексия учебной деятельности.
1.Что нового узнали?
Цель: Оценить результаты собственной деятельности;
В ходе урока была организована индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа. Использовала электронную презентацию.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.
Предварительный просмотр:
Карточка № 1
Запиши примеры в столбик и реши их.
984 ·17
583 · 38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики "Умножение на 0" 3 класс
Познакомить с правилом умножения чисел на 0; закрепить знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы....
Технологическая карта урока математики "Умножение на трехзначное число" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Умножение на трехзначное число"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: закрепление умений учащихся умножать трехзначное число, закрепление умений решать текстовые задачи....
технологическая карта урока математики "Умножение и деление" 2 класс
Технологическая карта урока математики "Умножение и деление" 2 класс учебник Моро М.И....
Технологическая карта по математике "Умножение на двузначное число" 3 класс
Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний и умений по умножению на двузначное числоЗадачи урокаДидактические:Повторить правила и приёмы умножения на двузначное числоЗакрепить приёмы умножения...
Технологическая карта урока по математике "Вычитание двузначного числа" (2 класс, УМК "Школа XXI века")
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования навыка вычитания двузначного числа столбиком. Задачи урокаДидактические:1. Научить обучающихся в...
Технологическая карта урока математики "Умножение на двузначное число" (3 класс)
Тема урока: «Умножение на двузначное число»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: рассмотрение приёма умножения на двузначное числоЗадачи урокаПланируемые результатыДи...
Технологическая карта урока математики "Умножение величины на число" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся умения умножать величину на число.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с разными способами умножения величин на число;2. выполнять умножение вел...