Технологическая карта открытого урока математики по теме "Повторение. Задачи на движение" 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Паспорт и технологическая карта урока математики в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_matematiki_4_klass.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Дата

26.02.2018г.

Образовательная организация

МБОУ Школа «Кадет» № 95 г. о. Самара

Учитель

Дементьева Татьяна Александровна

Предмет

Математика

УМК

«Школа России»

Класс

4 «А»

Тема занятия

Повторение. Задачи на движение

Количество учащихся

27 чел.

Присутствовали на занятии

Тип занятия

Урок повторения предметных знаний, умений навыков

Дидактическая задача

Повторение и систематизация знаний о задачах на движение, закрепление умения их решать

Задачи урока

Образовательные:

- различать задачи на движение навстречу друг другу и движение в противоположном направлении;

- повторить понятия «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними;

- повторить понятия «скорость сближения», «скорость удаления» и правила их нахождения.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к предмету;

- Воспитывать культуру общения и уважительное отношение к мнению других;

Развивающие:

- Строить логическую цепь рассуждения;

- Искать различные способы решения поставленной задачи;

- Составлять план деятельности для достижения цели;

- Развивать математическую речь учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

ПР - 1: даёт определение изучаемых понятий;

ПР - 2: определяет и объясняет порядок действий в заданиях.

Личностные результаты:

ЛР – 1: понимает значение математики в собственной жизни;

ЛР – 2: проявляет заинтересованность в приобретении и расширении знаний;

ЛР – 3: активно включается во все виды учебной деятельности;

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

ПУУД – 1: логически рассуждает, делает выводы;

ПУУД – 2: извлекает необходимую информацию из текста;

ПУУД – 3: проводит сравнение;

ПУУД – 4: проводит анализ и синтез информации;

ПУУД – 5: устанавливает причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД:

РУУД - 1: формулирует цель предстоящей деятельности;

РУУД - 2: на основе анализа своего знания и незнания формулирует учебную задачу;

РУУД - З: планирует предстоящую деятельность;

РУУД - 4: находит несколько вариантов решения учебной задачи;

РУУД - 5: вносит необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

РУУД - 6: составляет простой план решения задачи;

Коммуникативные УУД:

КУУД - 1: выполняет задание в сотрудничестве с одноклассниками;

КУУД - 2: корректно формулирует и обосновывает свою точку зрения;

КУУД - 3: строит понятные для партнера высказывания;

Программные требования к образовательным результатам раздела «Работа с текстовыми задачами»

Ученик научится:

- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Ученик получит возможность научиться:

- решать задачи в 3 - 4 действия;

- находить разные способы решения задачи.

Программное содержание

Решение текстовых задач арифметическим способом. Определение зависимости между величинами, характеризующими процессы движения: скорость, время, путь. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).

Мировоззренческая идея

Приобретённые математические знания – основа решения проблем в повседневных ситуациях

Ценностно-смысловые ориентиры

Логичность, последовательность, точность.

Основные понятия

Скорость, расстояние, время, движение, встречное движение, движение в противоположном направлении

Форма урока

Урок-путешествие

Образовательные технологии

Технология развивающего обучения, технология оценки, ИКТ-технология, технология критического мышления, здоровьесберегающая технология

 Методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Словесный метод, метод самоконтроля, практический метод, работа с книгой, объяснительно – иллюстративный метод, проблемный метод (приём "Мозговой штурм"), аналитико – синтетический (Приём «Фишбоун»), демонстрационный, метод взаимопроверки

Формы организации деятельности:

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа

Оснащение урока

Учебник «Математика. 2 класс, ч.II»

М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова М, «Просвещение» 2013, с. 37,

рабочая тетрадь,

мультимедийные средства,

раздаточный материал

Мизансцена урока

Традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Отсутствует

Домашнее задание

Базовый уровень: №1, №2 (раздаточный материал)

Повышенный уровень: №3 (раздаточный материал)

Технологическая карта урока математики

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

  1. Организационный момент

1 мин

Подготовка к уроку

словесный

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Здравствуйте, товарищи кадеты! Вольно! Садитесь!

Прозвенел уже звонок.

И скорей начнём урок.

Будем мы считать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться,

Так как вы ученики.

Рапорт командира класса

Приветствуют учителя и гостей.

Настраиваются на урок.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

  1. Постановка

цели урока.

2 мин

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Объяснительно – иллюстративный

фронтальная

ЛР-2

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Урок математики. Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять полученные знания. Нам предстоит думать, решать, отвечать на вопросы. Надо быть внимательными, активными.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие. На парте у вас лежат единые проездные билеты на все виды транспорта. Рассмотрите их внимательно. По этим билетам можно будет проехать на любом виде транспорта, но есть одно условие. Во время путешествия, как только вы дали правильный ответ или правильно выполнили задание нужно поставить «+» в строке «количество поездок». Чем больше «+», тем дольше и дальше вы можете путешествовать.

- Найдите где и как можно оценить своё настроение в начале путешествия. Оцените своё настроение и в путь.

- Как я уже сказала, что мы сегодня будем заниматься повторением, а что будем повторять вы узнаете если выполните задания.

- Перед нами стоят следующие задачи

Знакомятся с оценочными листами.

Отгадывают тему урока (задачи на движение)

Читают какое значение слова «движение» дано в словаре С. И. Ожегова

Читают вместе с учителем задачи урока

 Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

  1. Объяснение домашнего задания

1 мин

Объяснить домашнее задание

Объяснительно – иллюстративный

Фронтально-индивидуальная

ЛР - 1

                               Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Чтобы не отвлекаться далее от путешествия предлагаю послушать домашнее задание.

- Для домашней работы предлагаются (раздаточный материал):

Базовый уровень: №2, №3

1. Реши задачу.

Люда за 30 мин прошла 2 км 400 м. С какой скоростью двигалась Люда?

2. Реши примеры столбиком

21600 • 400                  80700 : 300

31200 • 800                  378000 : 6000

Повышенный уровень: № 4

3. Реши задачу.

Из двух городов, расстояние между которыми 560 км, одновременно навстречу друг другу выехали 2 поезда. Скорость одного поезда 68 км/ч. С какой скоростью ехал другой поезд, если они встретились через 4 ч?

Слушают задания и комментарии к ним.

Кладут задание в дневник

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

  1. Актуализация знаний

2 мин

Выяснить уровень усвоения учащимися понятий «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними

Проблемный (приём "Мозговой штурм")

Фронтально-индивидуальная

ПР - 1

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Пока мы с вами разбирали домашнее задание, появился строгий полицейский и попросил ответить на его вопросы, иначе он не разрешит путешествие.

- На вашем столе лежат карточки №1. Подпишите листочки и в колонке «ответ» напишите ответы на вопросы.

- Те, кто закончит отложите листы на край стола и запишите в тетрадях число, чистописание.

(Учитель контролирует правильность посадки детей, положение тетрадей при письме)

Отвечают письменно на вопросы.

Делают записи в тетрадях с доски.

26 февраля.

Классная работа.

 км/ч

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

1 мин

Выяснить уровень усвоения учащимися понятий «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними

Демонстрационный

фронтальная

ПУУД – 2

ПУУД - 4

КУУД - 2

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-  Определите пожалуйста, какая величина лишняя и почему

 

Называют лишнюю величину, объясняют причину выбора

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

1 мин

Выяснить уровень усвоения учащимися понятий «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними

Аналитико – синтетический (Приём «Фишбоун»)

парная

ПР – 1

КУУД - 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Наконец – то мы выполнили все предписания полицейского и можно отправляться в путешествие. Будем путешествовать по воде и вы отправляетесь на рыбалку.

- На столе у вас лежат карточки с рыбным скелетом. Возьмите один и составьте «Фишбоун» по основным понятиям, необходимым для решения задач на движение.

- Давайте проверим, что у вас получилось (через документ- камеру)

Составляют в парах «Фишбоун» к задачам на движение

Объясняют подбор понятий по составленной схеме

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

1 мин

Закрепить основные понятия, используемые для решения задач на движение

словесный

фронтальная

ПР- 1

ЛР - 3

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Давайте ещё раз все вместе проговорим основные правила, которые необходимы для решения задач на движение

Вместе с учителем проговаривают правила по слайдам презентации

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

5 мин

Закрепить умение использовать правила в решении задач, закрепить умение работать с таблицами

Практический,

взаимопроверки

Индивидуальная,

парная

ПР- 1

ЛР – 3

ПУУД – 5

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Продолжаем наше путешествие. Перед нами стоит проблема – выбрать средство передвижения. Найдите карточку «Заполни таблицу» и выполните задание.

Самопроверка по готовому образцу

Заполняют таблицу

Проговаривают определения

Проверяют по готовому образцу

Исправляют ошибки

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

  1. Применение теоретических понятий в выполнении заданий

1-2 мин

Активизировать мыслительную деятельность

Проблемный «Лови ошибку»

фронтальная

ПУУД – 4

ПУУД - 2

Деятельность учителя

        Деятельность ученика

- Наше путешествие продолжается. Сменим вид транспорта. Кто-то на велосипеде, кто-то на лошади.

Предлагаю вам решить задачу. Определите вид задачи. Какие есть предложения по её решению?

Определяют вид задачи (задача на движение)

Убеждаются, что решить задачу не возможно, т. к. не определено направление движения

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

3 мин

Закрепление умения составлять план решения задачи

Аналитико – синтетический (Приём «Фишбоун»)

парная

ПУУД – 4

ПУУД – 5

РУУД – 4

РУУД – 6

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Определите, можно ли решить следующую задачу.

- Составьте «Фишбоун» решения.

- Давайте проверим ваши планы решения. Сколько способов решения вы нашли.

(Проверка через документ- камеру)

Измени задачу так, чтобы она решалась:

180 : 5 – 20 = 16 (км/ч)

Определяют, что в задаче присутствуют все данные для её решения

Составляют план решения задачи в виде «Фишбоуна»

Называют способы решения (в 2 действия и в 3 действия)

Составляю задачу по её решению

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

5 мин

Закрепить умение читать чертежи к задачам на движение

Работа с книгой

Фронтально-индивидуальная

КУУД – 2

ПР- 2

РУУД – 6

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Сменим транспорт. Что это может быть за транспорт? Почему вы так решили?

- Определите вид задачи.

- Составьте задачу.

- Составьте «Фишбоун» решения.

- Давайте проверим ваши планы решения. Сколько способов решения вы нашли.

- Запишите решение в тетрадь.

Учитель контролирует посадку учащихся, правильное положение тетради на столе)

- Самостоятельно проверьте решение. Если нет ошибок поставьте себе плюсик в оценочный лист.

Автомобиль. Определили по скорости.

Определяют вид задачи (задача на встречное движение)

Составляют задачу.

Составляют план решения задачи в виде «Фишбоуна»

Называют способы решения (в 2 действия и в 3 действия)

Правильно садятся, правильно кладут тетради, записывают решение задачи.

Проверяют решение задачи, исправляют ошибки, оценивают свою работу

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

  1. Динамическая пауза

1 мин

Смена вида деятельности для снятия усталости и восстановления работоспособности

Практический

фронтальная

ЛР- 3

КУУД – 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Мы с вами плыли на катере, ехали на лошади, велосипеде, автомобиле. Предлагаю прогуляться пешком.

Выходим из автомобилей. Захлопываем дверцы, чтобы они нам не мешали и гуляем по сказочному спортивному лесу с уже знакомым медвежонком.

Встают.

Выполняют упражнения под музыку

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

  1. Применение теоретических понятий в выполнении заданий

3 мин

Активизировать мыслительную деятельность

Аналитико – синтетический

парная

ПУУД – 1

ПУУД – 2

ПУУД – 4

КУУД – 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- На столе у вас лежат карточки с задание «Раздели задачи на две группы». Прочитайте внимательно задачи и выполните задание.

- Проверяем, как вы выполнили задание.

- На каких видах транспорта можно путешествовать в реальной жизни, а на каких только в сказке?

Какие задачи вы отнесли к первой группе? Почему?

Какие задачи вы отнесли ко второй группе? Почему?

Читают задание.

Выполняют задание.

Поезд, теплоход, автомобиль, ослик, автобус.       Ласточка.

(1, 3, 4 – движение в противоположном направлении)

(2, 5, 6 – движение навстречу)

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

5 мин

Закрепить умение решать задачи на движение в противоположном направлении и умение составлять обратные задачи

Практический

фронтальная

ПУУД – 1

ПУУД – 4

РУУД – 4

КУУД – 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Решение задачи разными способами.

Составление задачи обратной данной

Решают задачу.

Составляют задачу обратную данной

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

2 мин

Проверка первоначальных знаний учащихся, их корректировка

Аналитический

парная

ЛР – 3

ПУУД – 4

РУУД – 2

КУУД – 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

В начале урока вы отвечали письменно на вопросы «Карточка №1»

Поменяйтесь карточками и проверьте (Взаимопроверка)

Можно вместе проверить обе работы

Проверяют по готовому образцу

Оценивают работы

  1. Резерв

Решение задач на движение,

Самостоятельная работа

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Формы

Планируемые образовательные результаты

  1. Рефлексия

5 мин

Дать возможность учащимся провести самоанализ различной деятельности на уроке

Аналитический

Фронтально- индивидуальная

ЛР – 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Рефлексия деятельности:

-Давайте подведём итог нашего урока. Ещё раз посмотрим какие перед нами стояли задачи и как мы с ними справились

Рефлексия предметная:

- Посмотрите на доску, выберите предложение, которое вам бы хотелось продолжить и продолжите его.

Рефлексия сотрудничества:

На столе у вас лежат наклейки. Если вы считаете, что ваш попутчик (сосед по парте) вам хорошо помогал, то сделайте ему подарок – наклейку в проездной билет

Рефлексия настроения:

- Завершите работу с проездными билетами, дорисуйте смайлики.

Хорошо работали на уроке…

Оценки будут поставлены после просмотра проездных билетов

Благодарит детей за работу

Повторили основные понятия для решения задач на движение.

Повторили виды задач на движение.

Составляли план решения задач на движение.

Решали задачи на движение.

Составляют высказывания

Делятся наклейками

Проставляют смайлики



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"...

Технологическая карта открытого урока математики 1 класс

Технологическая карта открытого урока математики в начальной школе  (1 класс)...

Технологическая карта открытого урока математики в 4 классе по теме: «Решение задач на пропорциональное деление»

Во время проведения кожуунного семинара на базе МБОУ СОШ с. Чал - Кежиг от 21 декабря 2017 года провела в 4 классе урок математики  по теме: «Решение задач на пропорциональное деление»...

Технологическая карта открытого урока математики на тему: "Площадь прямоугольника" 4 класс.

Технологическая карта урока математики на тему "Площадь прямоугольника", 4 класс. Программа "Планета Знаний". Урок представляет собой исследование ребят на тему "Площадь прямо...

Технологическая карта открытого урока математики в 4 классе. Устные и письменные вычисления. Решение задач.

Данный материал поможет провести урок по теме "Устные и письменные вычисления. Решение задач на движение". Занимательный материал дает возможность повторить нумерацию многозначных чилел, пре...