Урок математики в 1 классе по теме: "Перестановка слагаемых". (УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Задачи урока: усвоение учащимися смысла одного из свойств действий сложения - переместительного свойства; формирование вычислительных навыков на основании переместительного свойства сложения; развитие математической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перестановка слагаемых | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 «В» классе по теме: "Перестановка слагаемых". (УМК «Перспективная начальная школа»)
Учитель: Ляшук Елена Николаевна, МБОУ лицей №1, им. М.В. Ломоносова г. Орла
Задачи урока:
- Усвоение математического смысла одного из свойств действия сложения – переместительного свойства сложения;
- Формирование вычислительных навыков на основе использования переместительного свойства сложения;
- Развитие математической речи с использованием нового математического термина «переместительное свойство сложения;
- Формирование УУД: формирование приемов работы с учебником (условные обозначения учебника), развитие логического мышления
Оборудование: А.А. Чекин. Математика: 1 класс. Учебник-тетрадь, ч.2., наборы цифр и счётных предметов, компьютер, экран, видеопроектор, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Микроцель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем.
(Слайд 2)
Чтение стихотворения:
Мы пришли сюда учиться, л
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Актуализация (повторение) знаний.
2.1. Работа с рядом натуральных чисел
Учитель: Давайте все вместе с Машей и Мишей отправимся на зимнюю прогулку.
Посмотрите, какие красивые снежинки сегодня на улице. Но на рисунке произошла ошибка. Снежинки не могут найти свое место. Расставим их по порядку, начиная с самого маленького числа. (Дети располагают снежинки с числами в последовательности от 1 до 10) (Слайд 3)
Учитель: Назовите самое маленькое натуральное число?(1)
-Какое число на 1 больше 2-х?(3)
-Какое число на 1 меньше 6-ти?(5)
-Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Найди сумму. (7)
Продолжи закономерность: 1,3,5,…,…(7, 9)
2.2. А мы поиграем в игру «День-ночь»: (Слайд 4)
Учитель: Закройте глаза и считайте устно:
6-3+2-4+1+2=(4).
4+3-1+2-5+4=(7)
Покажите на веере ответ.
2.3. Игра «Найди пару». Работа в парах. (Слайд 5)
- Начало фразы из 1 столбика соедините с окончанием фразы из 2 столбика.
Числа, которые складываем | значение суммы |
Результат сложения | слагаемые |
При сложении стоит на первом месте | сумма |
Выражение со знаком плюс | второе слагаемое |
В выражении на сложение второе число | первое слагаемое |
2.4. Игра «Собери выражения и определите, правильно ли их решил Миша»
Пойдем и посмотрим, что происходит у Маши и Миши.
Миша решил помочь Маше найти значения сумм и разностей, но т.к. он еще маленький, то в некоторых записях допустил ошибки. Ваша задача найти нужную запись по моему заданию и проверить, верно ли найдено ее значение.
1. Найти запись, где 1-ое слагаемое равно 6.
2. Значение суммы равно 9.
3. Второе слагаемое равно 4.
4. Уменьшаемое равно 7.
5. Значение разности рано 2.
6. Вычитаемое равно 4.
3. (6 + 4 = 9 8 – 4 = 4 5 + 4 = 9 7 – 4 = 2 2 + 4 = 7 6 – 4 = 2 )
( Дети находят выражения и исправляют ошибки). (Слайд 6, 7)
2.5. Геометрический материал
Рассмотрите внимательно картинку. Кто на ней изображен? Где живут пингвины? Из каких геометрических фигур составлена картинка?
(Слайд 8)
2.6. Задачи в стихах.
Семь малюсеньких котят,
Что дают им – все едят.
А один - сметаны просит.
Сколько же котяток? (7+1=8) (Слайд 9)
Шесть косточек из кухни
Шарик притащил.
Две самые большие другу подарил.
Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика
Осталось косточек? (6-2=4). (Слайд 10)
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
3. Создание проблемной ситуации.
Учитель: (Слайд 11)
После прогулки Маша и Миша рисовали снежинки.
Посчитайте, сколько снежинок нарисовала Маша, а сколько Миша.
Маша нарисовала 5 снежинок, а Миша 3 снежинки. Кто нарисовал больше снежинок?
Докажите, что 3 меньше, чем 5. ( При счете 3 называем раньше 5).
Сколько всего снежинок нарисовали дети? (8)
Постановка учебной проблемы.
Микроцель: побуждение учащихся в рефлексию пробного действия: выполнение пошаговых операций и соотнесение их с алгоритмом.
Учитель: Миша и Маша поспорили. Маша, что количество снежинок можно найти с помощью суммы – 5+3, а Миша утверждает, что верное решение 3+5
Кто же из них прав? Чему равно значение суммы чисел 3 и 5, а затем значение суммы 5 и 3.
- Что заметили?
- Что изменилось?
-Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись местами)
-А можно ли так поступать в математике? Проверим!
- Итак, Нам предстоит с вами узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование.
-Тогда начнём. Мы с вами в научно-исследовательской лаборатории. Мы коллеги по работе. Коллеги - это товарищи. Как будем работать? (Дружно, в группах)
Открытие нового знания. (Слайд 12)
- Откройте учебники на с. 26 и назовите тему сегодняшнего урока. Сегодня мы познакомимся с одним из основных законов сложения - переместительным. В конце урока вы попробуете его сформулировать.
Микроцель :открытие детьми нового знания
Работа в группах. (Одна группа работает у доски)
Каждая группа получает фигуры разных цветов:
1группа: 1красный и 4 зеленых круга;
2 группа: 5 синих и 3 красных квадрата;
3 группа: 6 желтых и 2 зеленых треугольника;
4 группа: 3 красных и 4 фиолетовых прямоугольника.
5 группа: 2 желтых и 4 красных круга
6 группа: (работает у доски) (Слайд 13)
Все группы получают план исследования:
1.Составьте две суммы, используя все данные вам фигуры.
2. Сделайте математические записи полученных сумм и сравните результат.
3.Сделайте вывод.
Договоритесь между собой, кто будет отвечать.
Отчет о работе группы.
У нас получились суммы….
Мы заметили, что………….
Наш вывод………….
Какой вывод можем сделать?
( От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)
Учитель:
И ещё эксперимент: к доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько
всего детей?(6) Поменяйтесь местами. Изменилось количество детей?
(нет)
Вывод? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменилось)
- Какие вы можете привести свои примеры из жизни?
Учитель:
Давайте посмотрим на с. 26 учебника и найдем №1.
Рассмотрим иллюстрацию.
Кто на ней изображен? Что делают Маша и Миша?
Сколько слив на столе? Сколько вишен? (3 сливы и 4 вишни)
Сколько всего плодов на столе? (7)
Какую сумму записал Миша? (3+4) Маша? (4+3)
Почему дети написали разные суммы?
Сравните эти суммы. (Они равны.)
Вывод: от перестановки слагаемых значение суммы не изменилось.
Физминутка для глаз.
Первичное закрепление с проговариванием.
Микроцель: автоматизация умственных действий по изученным темам.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Учитель:
Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним
задание, которое поможет его запомнить. (Слайд 14)
Выполним №2 из учебника. (Выполняем с комментированием)
4 + 5 6 + 2 9 + 1
5 + 4 2 + 6 1 + 9
Делаем вывод по каждому столбику числовых выражений. Что изменилось в 1 столбике? Что осталось неизменным? Вывод?
Практическая работа на новое знание.
Найдите задание №5 в учебнике. Что за значок стоит рядом с ним? (Задание выполнить в тетради.)
Р.Т. . стр. 37 №2 в парах с последующей проверкой.
-Каким правилом пользовались? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)
-Какие выражения легче было решить? (те, в которых к большему числу надо прибавить меньшее)
Повторение.
Учитель: Р.Т. №6
Подготовка к выполнению задания №6. (Слайд 15)
В каждой тройке чисел одно является значением суммы двух других. Составить две суммы и две разности из этих чисел. Найти значения сумм и разностей.
Что перед нами? (Домино)
Сколько точек в верхнем окошке домино? (5)
Сколько точек в нижнем окошке? (2)
Составьте две суммы, используя правило о перестановке слагаемых. /Сверяем свои выводы с результатами на слайде/
Какие разности можно составить, используя данные суммы?/Сверяем свои выводы с результатами на слайде/
Задание №6 выполняется учащимися самостоятельно. Взаимопроверка.
Задание №3. Самостоятельная работа учащихся.
Поставить между суммами правильный знак < , > , = . Взаимопроверка. Используем шкалу результатов.
Итог. Рефлексия учебной деятельности.
Микроцель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
Так о каком же свойстве действия сложения вы сегодня узнали? Как звучит переместительное свойство сложения?
Маша и Миша благодарят вас за помощь и обещают не ссориться.
- Интересно вам было на уроке?
-Что понравилось вам на уроке больше всего?
-Что было трудно?
-Кто доволен своей работой? Оцените себя.
На столе у вас смайлики покажите, как вы свою работу оцениваете.
Желтый – я – молодец, справился сам.
Зеленый – я – молодец, мне сегодня было трудно, но я справился.
Красный - я, вообще-то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Перестановка чисел при сложении» УМК «Начальная школа XXI века»
Урок "открытия нового знания". Цель урока: создать условия для формирования умения находить более быстрый способ вычисления путём перестановки чисел при сложении....
Конспект урока математики "Задача. Нахождение и запись решения" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс).
Цель деятельности учителя: формирование знаний о понятии «решение» и его значении; формирование навыка записи решения задачи.Планируемые результаты: Предметные:знать: термин «р...
Конспект урока математики (2 класс). Тема: "Сложение круглых сотен". УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: формирование представления о «круглых» сотнях; развитие умения складывать «круглые» сотни через поиск и анализ информации; совершенствовани...
Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Вычисление площади прямоугольника». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: закрепление знаний на тему нахождения площади прямоугольника; выполнение самостоятельной работы.Планируемые результатыПредметные: знать единицы измерения площади, формулу;ум...
Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Центр и радиус". УМК «Перспективная начальная школа».
Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Центр и радиус". УМК «Перспективная начальная школа»....
Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".
Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....
Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание двухзначного числа". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".
Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание двухзначного числа". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....