Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» на основе программы по математике А. Л. Чекина и на основе учебного плана МАОУ «Лицей № 36», согласно которому продолжительность учебного года для учащихся 3 классов составляет 35 учебных недель. Таким образом, календарно – тематическое планирование составляет 140часов(35 х4 = 140).
Программа предназначена для обучающихся 3-1 класса МАОУ «Лицей №36»
Срок реализации – 1 год
Программа разработана на основе Стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Предлагаемый начальный курс математики имеет следующие цели.
•Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
•Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
•Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства,
различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
•Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия.
В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.
Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину.
Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными).
Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ КУРСА
Изучение чисел
В первом полугодии 3 класса учащиеся продолжают изучать письменную и устную нумерацию целых неотрицательных чисел. Следующей разрядной единицей, с которой им предстоит познакомиться, является «тысяча».
Введение этой разрядной единицы осуществляется по той же схеме, которую мы использовали при введении сотни, а именно: сначала изучается тема «Счет сотнями и “круглое” число сотен», что позволяет подвести учащихся к рассмотрению числа, состоя-
щего из 10 сотен, а далее это число представляется в роли новой разрядной единицы с названием «тысяча».
После введения «тысячи» учащиеся знакомятся с разрядом «единиц тысяч» и соответственно с письменной и устной нумерацией четырехзначных чисел. Далее вводятся в рассмотрение еще два разряда – разряд десятков тысяч и разряд сотен тысяч.
Знание письменной нумерации чисел распространяется до шестизначных чисел, а использование таблицы разрядов и классов позволяет ввести и принцип устной нумерации чисел, основанный на разбиении на классы по три разряда в каждом.
Поразрядный способ применяется и для сравнения чисел. Частные случаи применения этого способа сравнения были изучены учащимися ранее. На данном этапе изучения этого вопроса мы переходим к рассмотрению обобщений и выводу правила сравнения
многозначных чисел.
Во втором полугодии 3 класса учащиеся продолжают изучать вопросы письменной и устной нумерации целых неотрицательных чисел, но делают это главным образом в плане закрепления и повторения ранее изученного материала.
Единственным нововведением в этой области является рассмотрение числа 1 000 000 (миллион), которое возникает в силу необходимости сопоставления таких единиц площади, как квадратный километр и квадратный метр (а также квадратный сантиметр и квадратный миллиметр).
Рассмотрение этого числа на данном этапе обучения носит пропедевтический характер: детальное изучение числа миллион как новой разрядной единицы будет проводиться в 4 классе.
Вопрос сравнения многозначных чисел и включение соответствующих заданий в различные темы второго учебного полугодия продиктованы желанием предоставить обучающимся возможность поупражняться в использовании хорошо знакомого им поразрядного способа сравнения чисел и довести сформированное умение до уровня автоматизма.
Изучение действий над числами
В первом полугодии 3 класса продолжается изучение способа сложения (вычитания) многозначных чисел столбиком. При этом в рассмотрение включаются изученные только что числа, вплоть до шестизначных, а сам способ рассматривается уже на уровне алгоритма сложения (вычитания) столбиком, так как учащиеся должны научиться правильно действовать во всех возможных случаях.
Изучение действия умножения выходит за рамки табличных случаев и распространяется на случай умножения многозначного числа на однозначное. Для этого случая умножения вводится запись в столбик, но сам способ умножения столбиком пока еще не рассматривается. Предшествует изучению этого вопроса рассмотрение двух вспомогательных тем, без которых нельзя обосновать поразрядный способ умножения многозначного числа на однозначное.
Речь идет о случаях умножения «круглого» числа на однозначное и об умножении суммы на число. Важным моментом в изучении действий умножения и деления является рассмотрение свойства, выражающего взаимосвязь этих действий. На основании этого свойства можно находить значение частного, опираясь на знание соответствующего случая умножения. Обратная связь также существует, но она используется не так
часто.
Особое внимание уделяется изучению сочетательного свойства умножения. Обоснование этого свойства построено на рассмотрении вопроса о подсчете числа кубиков, из которых построен прямоугольный параллелепипед: различные варианты разбиения этой
фигуры на части позволяют смоделировать различные варианты расстановки скобок в произведении трех множителей и показать независимость значения этого произведения от такой расстановки.
Сочетательное свойство находит применение при рассмотрении вопроса о группировке множителей (здесь оно применяется вместе с переместительным свойством), а также при рассмотрении вопроса о повторном увеличении числа или величины в несколько раз.
Во втором полугодии продолжается изучение алгоритма сложения (вычитания) многозначных чисел столбиком. При этом предлагаемые задания имеют цель предоставить учащимся возможность поупражняться в выполнении этих алгоритмов на множестве изученных уже чисел, но эти упражнения задаются, как правило, не
непосредственно (что существенно снижало бы их эффективность в силу однообразия и монотонности такого рода деятельности), а опосредованно через другие виды заданий. В частности, алгоритм сложения многозначных чисел столбиком учащимся постоянно
приходится применять при выполнении способа умножения на двузначное число столбиком.
Изучение действия умножения выходит на новый уровень. На базе рассмотренного ранее случая умножения на однозначное число изучается способ умножения на двузначное число столбиком.
Для его обоснования предварительно рассматриваются случаи умножения на число 10 и на остальные «круглые» двузначные числа, а также свойство умножения числа на сумму. Знание именно этих фактов позволяет представить процедуру умножения на двузначное
число как последовательное выполнение умножения на однозначное число и на «круглое» двузначное число с последующим сложением полученных результатов. Записи всех этих трех этапов умножения на двузначное число сначала рассматриваются отдельно, а потом объединяются в одну запись, которая и используется в алгоритме умножения столбиком .
Достаточно много времени во втором полугодии будет уделено изучению действия деления. Речь пойдет не только о постоянной тренировке в освоении табличных случаев деления, но и о существенном расширении перечня случаев деления, с которыми позна-
комятся учащиеся. Будут рассмотрены случаи деления «круглых» десятков на число 10, «круглых» сотен на число 100, «круглых» тысяч на число 1000, а также устные приемы деления двузначных сел на однозначные (внетабличные случаи) и двузначных чисел на двузначные. Важным моментом, связанным с изучением действия деления, является рассмотрение свойств этой операции. Наряду с такими очевидными свойствами, в которых рассматриваются случаи деления на число 1, деления числа на само себя и деление числа 0 на натуральное число, мы делаем попытку обоснования правила:
«Деление на 0 невозможно!» Обоснование этого правила основано на использовании хорошо известного учащимся свойства, связывающего действия умножения и деления.
Изучение геометрического материала
Изучение геометрического материала в первом полугодии 3 класса начинается с повторения понятий «плоская поверхность» и «искривленная поверхность». С этими понятиями учащиеся сталкивались еще в 1 классе перед тем, как приступили к изучению плоских геометрических фигур. На данном этапе обучения понятие «плоская поверхность» позволяет провести пропедевтическую работу в плане знакомства с понятием «плоскость» При этом понятие «плоскость» нас интересует не само по себе, а в связи с вопросом изображения фигур и предметов на плоскости. Прежде всего, учащиеся знакомятся с изображением на плоскости такой фигуры, как куб. Умение изображать
куб (или предметы, имеющие форму куба) будет востребовано при рассмотрении геометрической модели для такой разрядной единицы, как тысяча.
Следующий блок геометрических вопросов – формирование умения сравнивать и измерять углы. Простейший способ сравнения углов – это способ «наложения».
Заключительный блок геометрических вопросов посвящен изучению видов треугольников. Учащимся предлагается познакомиться с прямоугольными, тупоугольными и остроугольными треугольниками, а также с треугольниками разносторонними и равнобедренными. Равносторонний треугольник рассматривается как
частный случай равнобедренного.
Все темы во втором полугодии 3 класса, имеют непосредственное отношение к понятию «площадь». Такое взаимодействие «геометрической» и «величиной» содержательных линий предоставляет большие возможности в плане обогащения методических приемов
и подходов при изучении соответствующих вопросов и геометрического, и величинного характера.
Решение задач
В первом полугодии 3 класса продолжается проведение систематической работы по обучению решению сюжетных арифметических задач. При этом основное внимание будет уделено разъяснению логической структуры составных задач на сложение и вычитание, способам распознавания и графическому моделированию простых
задач на умножение и деление, а также составлению краткой записи в виде таблицы.
С существованием краткой записи задачи учащиеся познакомились во 2 классе. Теперь мы познакомим их с тем, как можно использовать таблицу для оформления краткой записи задачи.
Во втором полугодии мы продолжаем систематическую и целенаправленную работу по формированию общих умений решения сюжетных арифметических задач. Основное внимание будет сосредоточено на работе с задачами с недостающими и с избыточными
данными.
Изучение величин
Изучение величин в первом полугодии 3 класса сводится к изучению новых стандартных единиц длины и массы и соотношению между новыми и старыми единицами. Рассмотрение таких единиц длины, как километр и миллиметр, и таких единиц массы,
как грамм и тонна, обусловлено их смысловой связью с введением новой разрядной единицы «тысяча». Именно эта связь определяет не только их выбор, но и их место в последовательности изучаемых вопросов. Единица длины «километр» рассматривается сразу после изучения блока вопросов, посвященных введению разрядной единицы «тысяча». Знакомство со смысловым составом термина «километр» позволит учащимся самостоятельно установить связь между такими единицами массы, как килограмм и грамм.
Изучение величин во втором полугодии сводится главным образом к изучению новой величины, которая носит название площадь. Все другие вопросы величинного характера представлены в плане повторения.
Работа с данными
Работа с данными, как и ранее, должна проводиться в двух видах:
во-первых, в процессе выполнения заданий, которые в явном виде относятся к информационно-содержательной линии, во-вторых, в процессе выполнения заданий (в виде вспомогательной сопутствующей работы), относящихся к другим содержательным линиям.
Основными объектами по работе с данными в первом полугодии 3 класса являются следующие: таблица разрядов и классов, табличная форма краткой записи текстовой задачи, диаграммы сравнения (столбчатые и полосчатые). При этом следует обратить особое внимание на возможность использования диаграмм сравнения для решения текстовых задач на кратное и разностное сравнение.
Основными объектами по работе с данными во втором полугодии 3 класса являются:
таблица с данными по нескольким признакам,
табличная форма краткой записи текстовой задачи,
диаграммы сравнения (столбчатые и полосчатые).
Изучение алгебраического материала
Изучение алгебраического материала представлено как самостоятельными темами алгебраического характера (речь идет о рассмотрении уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем и неизвестным делимым), так и отдельными заданиями, при выполнении которых проводится алгебраическая пропедевтика
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих систему «Перспективная начальная школа», курс математики представлен в предметной области «Математика и информатика» (вариант 1), изучается с 1 по
4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 3 классе курс рассчитан на 140 часа (35 учебных недель)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА»
Ценностные ориентиры содержания курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования по математике, представленными в Примерной программе по учебным предметам начального общего образования.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат такие ценности математики как:
— восприятие окружающего мира как единого и целостного при познании фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе, средствами математических отношений (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменением формы, размера, мер и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия природы и творений человека (объекты природы, сокровища культуры и искусства и т.д.);
— владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют ученику в его коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку зрения, строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать истинность предположения).
Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Математики» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических отношений и характеристик, устанавливать количественные, пространственные и временные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации в учебниках, справочниках, словарях; определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, корректировать, контролировать решения учебных задач.
Предметные результаты обучающихся
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
3
• читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
• представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых, использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
• сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);
• производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел; • применять сочетательное свойство умножения;
• выполнять группировку множителей;
• применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;
• применять правило деления суммы на число;
• воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;
• находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2–4 действия;
• воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
• выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
• выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
• использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
• применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
• распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
• распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный, равносторонний как частный случай равнобедренного, разносторонний);
• строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
• строить прямоугольник заданного периметра;
• строить окружность заданного радиуса;
• чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры, использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
• определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений), использовать формулу площади прямоугольника (S = a · b);
• применять единицы длины — километр и миллиметр, соотношения между ними и метром;
• применять единицы площади — квадратный сантиметр (кв. см или см2), квадратный дециметр (кв. дм или дм2), квадратный метр (кв. м или м2), квадратный километр (кв. км или км2) и соотношения между ними;
• выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади (например, 1 дм2 6 см2 и 106 см2);
• изображать куб на плоскости, строить его модель на основе развертки;
• составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
• решать простые задачи на умножение и деление;
• использовать столбчатую (или полосчатую) диаграмму для представления данных и решения задач на кратное или разностное сравнение;
• решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
• осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе. Обучающиеся получат возможность научиться:
• использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;
• воспроизводить сочетательное свойство умножения;
• воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;
• воспроизводить правило деления суммы на число;
• обосновывать невозможность деления на 0;
• формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;
• понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;
• понимать количественный смысл арифметических действий (операций) и взаимосвязь между ними;
• выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
• сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей, употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры; • строить и использовать при решении задач высоту треугольника;
• применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр, ар или «сотка», гектар);
• использовать вариативные формулировки одной и той же задачи;
• строить и использовать вариативные модели одной и той же задачи;
• находить вариативные решения одной и той же задачи;
• понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;
• находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
3 класс (136 ч)
Числа и величины (10 ч)
Нумерация и сравнение многозначных чисел. Получение новой разрядной единицы — тысячи. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел. Натуральный ряд и другие числовые последовательности.
Величины и их измерение. Единицы массы — грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг), между тонной и центнером (1 т = 10 ц).
Арифметические действия (46 ч)
Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком». Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик». Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин. Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя. Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок. Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора. Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Текстовые задачи (36 ч)
Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование
Содержание учебного предмета и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений. Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением. Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными. Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Геометрические фигуры (10 ч)
Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника. Задачи на разрезание и составление геометрических фигур. Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.
геометрические величины (14 ч) Единица длины — километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000 м). Единица длины — миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1 м = 1000 мм), дециметром и миллиметром
(1 дм = 100 мм), сантиметром и миллиметром (1 см = 10 мм). Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения. Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки. Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины. Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.
Работа с данными (20 ч)
Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания.
Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
• Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
• Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
• Описание явлений и событий с использованием величин.
• Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
• Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
• Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
• Выполнение геометрических построений.
• Выполнение арифметических вычислений.
• Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
• Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
• С равнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
• Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
• Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
• Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
• Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
• Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков
Методы и формы организации контроля.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работа для текущего контроля состояла из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности работы подбирается несколько вариантов работы. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера. В этих работах сначала отдельно оценивается решение задач, примеров, заданий арифметического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в программе.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея | Ревизиты программы | УМК обучаю щегося | УМК учителя | ||
Феде раль ный компо нент | Регио Наль ный компо нент | Школь ный компо нент | ||||
3-1 | 4 | Рекомендовано Министерством образова ния и науки РФ А.Л.Чекин | Учебник: А.Л.Чекин Математика. 3 класс. В 2 частях. – М.: Академкнига/Учебник, 2013 г. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятель ной работы №1,№2, №3 – М.: Академкнига/Учебник, 2015 г. Р. Г. Чуракова Тетрадь для проверочных работ №1, №2 Академкнига/Учебник, 2015 г. Электронная форма учебника и печатных тетрадей | Учебник: А.Л.Чекин Математика 3 класс. В 2 частях. – М.: Академкни га/Учебник, 2013 г. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика Тетради для самостоя тельной работы №1,№2, №3 – М.: Академкни га/Учебник, 2015 г. Чекин А.Л. Математика Методическое пособие для учителя. М.: Академкни га/Учебник 2013 г. О.А.Захарова Методическое пособие Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся 1-4 класс Москва Академкнига/Учебник 2013г. Электронные пособия: тренажер по математике, Уроки Кирилла и Мефодия математика 3 класс, Электронная форма учебника и печатных тетрадей |
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол. час. | Д/з | Дата проведения | Примечания | |
Повторение | 5 | план | факт | ||||
1-4 | Начнем с повторения | 4 | |||||
5 | Входная контрольная работа | 1 | |||||
Умножение и деление | 6 | ||||||
6 | Умножение и деление | 1 | |||||
7 | Табличные случаи умножения и деления Тест | 1 | |||||
8 | Учимся решать задачи | 1 | |||||
9 | Плоские поверхности и плоскость. Изображения на плоскости Работа над проектом «Разные изображения» | 1 | |||||
10 | Куб и его изображение Окончание работы над проектом | 1 | |||||
11 | Поупражняемся в изображении куба Проверочная работа по теме «Умножение и деление. Куб» | 1 | |||||
Класс тысяч | 10 | ||||||
12 | Счет сотнями и «круглое» число сотен | 1 | |||||
13 | Десять сотен; или тысяча | 1 | |||||
14 | Разряд единиц тысяч | 1 | |||||
15 | Названия четырехзначных чисел | 1 | |||||
16 | Разряд десятков тысяч | 1 | |||||
17 | Разряд сотен тысяч | 1 | |||||
18 | Класс единиц и класс тысяч | 1 | |||||
19 | Таблица разрядов и классов | 1 | |||||
20 | Поразрядное сравнение многозначных чисел. | 1 | |||||
21 | Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел Проверочная работа по теме «Класс тысяч» | 1 | |||||
Сложение и вычитание столбиком | 11 | ||||||
22 | Метр и километр Работа над проектом «Путешествие в страну величин» | 1 | |||||
23 | Килограмм и грамм Работа над проектом | 1 | |||||
24 | Килограмм и тонна Работа над проектом | 1 | |||||
25 | Центнер и тонна Окончание работы над проектом | 1 | |||||
26 | Поупражняемся в вычислении и сравнении величин Тест | 1 | |||||
27 | Таблица и краткая запись задачи | 1 | |||||
28 | Алгоритм сложения столбиком | 1 | |||||
29 | Алгоритм вычитания столбиком | 1 | |||||
30 | Составные задачи на сложение и вычитание Работа над проектом «Разные задачи» | 1 | |||||
31 | Поупражняемся в вычислениях столбиком | 1 | |||||
32 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | |||||
Свойства умножения | 10 | ||||||
33-34 | Умножение «круглого» числа на однозначное | 2 | |||||
35 | Умножение суммы на число | 1 | |||||
36 | Умножение многозначного числа на однозначное | 1 | |||||
37 | Запись умножения в строчку и столбиком Тест | 1 | |||||
38 | Вычисления с помощью калькулятора. Работа над проектом | 1 | |||||
39 | Сочетательное свойство умножения | 1 | |||||
40 | Группировка множителей | 1 | |||||
41 | Умножение числа на произведение | 1 | |||||
42 | Поупражняемся в вычислениях Проверочная работа | 1 | |||||
Задачи на кратное сравнение | 13 | ||||||
43 | Кратное сравнение чисел и величин | 1 | |||||
44-45 | Задачи на кратное сравнение | 2 | |||||
46 | Поупражняемся в сравнении чисел и величин. Тест | 1 | |||||
47 | Сантиметр и миллиметр | 1 | |||||
48 | Миллиметр и дециметр | 1 | |||||
49 | Миллиметр и метр. | 1 | |||||
50 | Поупражняемся в измерении и вычислении длин Контрольная работа | 1 | |||||
51 | Изображение чисел на числовом луче | 1 | |||||
52 | Изображение данных с помощью диаграммы | 1 | |||||
53-55 | Диаграмма и решение задач. Учимся решать задачи. | 3 | |||||
Исследование треугольников | 12 | ||||||
56 | Как сравнить углы. Как измерить угол. | 1 | |||||
57 | Поупражняемся в измерении и сравнении углов | 1 | |||||
58 | Прямоугольный треугольник | 1 | |||||
59 | Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. | 1 | |||||
60 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | |||||
61 | Разносторонние и равнобедренные треугольники | 1 | |||||
62 | Равнобедренные и равносторонние треугольники. | 1 | |||||
63 | Поупражняемся в построении треугольников Тест | 1 | |||||
64-65 | Составные задачи на все действия Работа над проектом «Разные задачи» Проверочная работа | 2 | |||||
66 | Натуральный ряд чисел и числовые последовательности | 1 | |||||
67 | Работа с данными | 1 | |||||
Умножение на двузначное число | 8 | ||||||
68 | Умножение на однозначное число столбиком | 1 | |||||
69 | Умножение на число 10 | 1 | |||||
70 | Умножение на «круглое» двузначное число | 1 | |||||
71 | Умножение числа на сумму | 1 | |||||
72 | Умножение на двузначное число | 1 | |||||
73 | Запись умножения на двузначное число столбиком | 1 | |||||
74 | Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное | 1 | |||||
75 | Контрольная работа | 1 | |||||
Свойства деления | 11 | ||||||
76 | Как найти неизвестный множитель | 1 | |||||
77 | Как найти неизвестный делитель | 1 | |||||
78 | Как найти неизвестное делимое | 1 | |||||
79 | Учимся решать задачи с помощью уравнений Работа над проектом «Разные задачи» Тест | 1 | |||||
80 | Деление на число 1. Деление числа на само себя | 1 | |||||
81 | Деление числа 0 на натуральное число. Делить на 0 нельзя! | 1 | |||||
82-83 | Деление суммы на число | 2 | |||||
84-85 | Деление разности на число | 2 | |||||
86 | Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное Проверочная работа | 1 | |||||
Измерение и вычисление площади | 22 | ||||||
87 | Какая площадь больше? Работа над проектом | 1 | |||||
88-89 | Квадратный сантиметр | 2 | |||||
90 | Измерение площади многоугольника | 1 | |||||
91 | Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное. Тест | 1 | |||||
92 | Умножение на число 100 | 1 | |||||
93 | Квадратный дециметр и квадратный сантиметр | 1 | |||||
94 | Квадратный метр и квадратный дециметр | 1 | |||||
95 | Квадратный метр и квадратный сантиметр | 1 | |||||
96 | Вычисления с помощью калькулятора Работа над проектом | 1 | |||||
97 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | |||||
98-99 | Работа над ошибками. Задачи с недостающими данными | 2 | |||||
100 | Как получить недостающие данные | 1 | |||||
101 | Умножение на число 1000 | 1 | |||||
102 | Квадратный километр и квадратный метр | 1 | |||||
103 | Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр | 1 | |||||
104 | Квадратный миллиметр и квадратный дециметр | 1 | |||||
105 | Квадратный миллиметр и квадратный метр. | 1 | |||||
106 | Поупражняемся в использовании единиц площади Тест | 1 | |||||
107 | Вычисление площади прямоугольника | 1 | |||||
108 | Поупражняемся в вычислении площадей и повторим пройденное Контрольная работа | 1 | |||||
Решение задач | 5 | ||||||
109 | Задачи с избыточными данными | 1 | |||||
110 | Выбор рационального пути решения | 1 | |||||
111 | Разные задачи | 1 | |||||
112 | Учимся формулировать и решать задачи | 1 | |||||
113 | Проверочная работа | 1 | |||||
Деление | 20 | ||||||
114 | Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз | 1 | |||||
115 | Делении «круглых» десятков на число 10 | 1 | |||||
116 | Деление «круглых» сотен на число 100 | 1 | |||||
117 | Деление «круглых» тысяч на число 1000 | 1 | |||||
118 | Устное деление двузначного числа на однозначное | 1 | |||||
119 | Устное деление двузначного числа на двузначное | 1 | |||||
120 | Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное Тест | 1 | |||||
121 | Построение симметричных фигур | 1 | |||||
122 | Составление и разрезание фигур Работа над проектом | 1 | |||||
123 | Равносоставленные и равновеликие фигуры | 1 | |||||
124 | Годовая контрольная работа | 1 | |||||
125 | Высота треугольника. Работа над ошибками | 1 | |||||
126 | Считаем до 1000000 | 1 | |||||
127128 | Измеряем. Вычисляем. Сравниваем | 2 | |||||
129 | Геометрия на бумаге в клетку Работа над проектом | 1 | |||||
130 131 | Как мы научились формулировать и решать задачи | 2 | |||||
132 | Числовые последовательности | 1 | |||||
133 | Работа с данными | 1 | |||||
134 140 | Резервные часы | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...