Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая програма по окружающему миру для 3 класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh._mir_poyasnit.zapiska.docx | 19.95 КБ |
okruzh._mir.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
Место предмета в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом школы на учебный курс «Окружающий мир» выделено 2 часа из федерального компонента в неделю: 68 часов в год.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание рабочей программы
3 класс (68 ч)
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Проверочные работы | Контрольные работы | Всего | |
I триместр | 1 | 0 | 1 |
II триместр | 3 | 0 | 3 |
III триместр | 1 | 1 | 2 |
Всего | 5 | 1 | 6 |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Дата план. | Дата факт. |
Как устроен мир (7 ч) | |||
1 | Природа. Ценность природы для людей | 01.09 | |
2 | Человек | 04.09 – 08.09 | |
3 | Наши проекты «Богатства, отданные людям» | ||
4 | Общество | 11.09 – 15.09 | |
5 | Что такое экология | ||
6 | Природа в опасности! Охрана природы | 18.09 – 22.09 | |
7 | Обобщение знаний по разделу «Как устроен мир». Проверочная работа | ||
Эта удивительная природа (19 ч) | |||
8 | Тела, вещества, частицы | 25.09 – 29.09 | |
9 | Разнообразие веществ | ||
10 | Воздух и его охрана | 02.10 – 06.10 | |
11 | Вода | ||
12 | Превращения и круговорот воды | 09.10 – 13.10 | |
13 | Берегите воду! | ||
14 | Что такое почва | 16.10 – 20.10 | |
15 | Разнообразие растений | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 23.10 – 27.10 | |
17 | Размножение и развитие растений | ||
18 | Охрана растений | 10.11 | |
19 | Разнообразие животных | 13.11 – 17.11 | |
20 | Кто что ест | ||
21 | Наши проекты «Разнообразие природы родного края» | 20.11 – 24.11 | |
22 | Размножение и развитие животных | ||
23 | Охрана животных | 27.11 – 01.12 | |
24 | В царстве грибов | ||
25 | Великий круговорот жизни | 04.12 – 08.12 | |
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | ||
Мы и наше здоровье (10 ч) | |||
27 | Организм человека | 11.12 – 15.12 | |
28 | Органы чувств | ||
29 | Надежная защита организма | 18.12 – 22.12 | |
30 | Опора теле и движение | ||
31 | Наше питание | 25.12 – 29.12 | |
32 | Наши проекты «Школа кулинаров» | ||
33 | Дыхание и кровообращение | 12.01 | |
34 | Умей предупреждать болезни | 15.01 – 19.01 | |
35 | Здоровый образ жизни | ||
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа | 22.01 – 26.01 | |
Наша безопасность (8 ч) | |||
37 | Огонь, вода и газ | ||
38 | Чтобы путь был счастливым | 29.01 – 02.02 | |
39 | Дорожные знаки | ||
40 | Наши проекты «Кто нас защищает» | 05.02 – 09.02 | |
41 | Опасные места | ||
42 | Природа и наша безопасность | 12.02 – 16.02 | |
43 | Экологическая безопасность | ||
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 19.02 – 22.02 | |
Чему учит экономика (12 ч) | |||
45 | Для чего нужна экономика | 26.02 – 02.03 | |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | ||
47 | Полезные ископаемые | 05.03 – 09.03 | |
48 | Растениеводство | ||
49 | Животноводство | 12.03 – 16.03 | |
50 | Какая бывает промышленность | ||
51 | Наши проекты «Экономика родного края» | 19.03 – 23.03 | |
52 | Что такое деньги | ||
53 | Государственный бюджет | 03.04 – 06.04 | |
54 | Семейный бюджет | ||
55 | Экономика и экология | 09.04 – 13.04 | |
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учить экономика». Проверочная работа | ||
Путешествие по городам и странам (12 ч) | |||
57 | Золотое кольцо России | 16.04 – 20.04 | |
58 | Золотое кольцо России | ||
59 | Золотое кольцо России | 23.04 – 27.04 | |
60 | Наши проекты «Музей путешествий» | ||
61 | Наши ближайшие соседи | 30.04 – 04.05 | |
62 | На севере Европы | ||
63 | Что такое Бенилюкс | 07.05 – 11.05 | |
64 | В центре Европы | ||
65 | По Франции и Великобритании | 14.05 – 18.05 | |
66 | На юге Европы | ||
67 | По знаменитым местам мира | 21.05 – 25.05 | |
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Контрольная работа за курс 3 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...