№ п/п |
ЭТАПЫ УРОКА | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
УУД |
1. |
Организационный момент | Организационный настрой на урок | Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Гульназ Рустамовна и сегодня урок математики проведу я. | Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу. | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
2. |
Актуализация знаний | Устный счет (фронтальная работа)
| Организует устный счет с целью актуализации знаний.
Устный счет. 1) Примеры на карточках
- Запишите только ответы Вариант 1 Вариант 2 25+37 40-13 70-32 46+28 30-24 72-15 27+44 58+17 37+25 49-17 43-15 83-35 36+26 71+29 96+3 50-32 41-13 42-32 42+28 34-17 2) Родственные ряды
(Числа нижнего ряда получаются в результате умножения, соответствующих чисел верхнего ряда на 3 прибавления единиц. В верхнем ряду пропущено число 8 , в нижнем ряду 22.) -Ребята, давайте сравним ответы. Возьмите в руки карандаши поменяйтесь карточками с соседом по парте. - Проставьте «+» или «-». -Ребята, на слайде вы видите правильные ответы. Сравните их. Ребята, у кого все правильно поднимите руки. Молодцы! Нет ошибок – «5». 1 ошибка –« 4», 2-3 – «3», больше 3 –«2» Отложите карточки.
|
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.
Выполняют задания устного счета. | Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;
дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. |
3. | Мотивационный (сообщение темы урока) | Сообщение темы урока. Определение цели урока. (фронтальная работа)
| Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Ребята, давайте вспомним, что такое задача? Задача – это численные компоненты. Структура этого текста такова, что в нем можно выделить условие и требование. Решить задачу – значит выполнить арифметические действия, определенным условием , и удовлетворить требование задачи. О чем мы будем говорить? Откройте учебник на странице 49. Прочитайте тему урока Поставьте перед собой цель. Что мы узнаем, чему научимся сегодня на уроке? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
|
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цель урока. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Составлять план и последовательность действий.
Владеть монологичной и диалогичной речью. |
4. | Постановка учебной задачи и ее решение (изучение нового материала) | Индивидуальная и фронтальная беседы
| Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради. Посмотрите упражнения №142 на странице. 49. Читаем задание Что необходимо сделать в этом упражнении? (не вычисляя цены электропровода, найти стоимость 100 м.) Кто пойдет кдоске - 100 м : 20 м = 5 (раз) – во столько увеличилось количество товара;
- 160 руб * 5 = 800 руб. – стоимость товара, увеличенного в 5 раз.
Ответ: 800 руб.
|
Выполняют дидактические упражнения.
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое мнение.
Знакомятся с понятием «произведение».
Выполняют задания в рабочей тетради.
|
Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.
Уметь ориентироваться в учебнике; Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания; Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу; Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.
Самостоятельно организовать свое рабочее место; Уметь следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Участвовать в диалоге; Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций. |
| Работа по учебнику (стр.49 Задание № 143)
(фронтальная работа)
| Выполним следующее упражнение № 143 Прочитайте задачу и кто устно объяснит, какими двумя способами можно ее решить: -1-й способ: вычисляем цену сахарного песка, затем находим его стоимость; -2-й способ: не вычисляя цены сахарного песка, можно узнать, во сколько раз увеличилось его количество. Зная зависимость между количеством и стоимостью, можно вычислить стоимость товара. Работаем самостоятельно в тетради. Кто желает пойти к доске? 1-й способ: 1) 75 руб.: 3 кг = 25 руб. / кг – цена сахарного песка; 2) 25 руб. / кг * 12 кг. = 300 руб. – стоимость 12 кг сахарного песка. Ответ: 300 рублей. 2-й способ: 1) 12 кг : 3 кг = 4 (раза) – результат кратного сравнения величин; 2) 75 руб. * 4 = 300 руб. – стоимость 12 кг сахарного песка. Ответ: 300 рублей.
|
Узнают, что сумму, состоящую из одинаковых слагаемы, можно записать в виде произведения. Выполняют задания в рабочей тетради. |
|
| Работа по учебнику (стр. 49 Задание №144)
(фронтальная работа
| Прочитаем первую часть задания и формируем задачу по краткой записи, представленной таблицей. Примерный текст задачи: за 5 кг соли заплатили 60 руб. Сколько килограммов соли можно купить на 120 руб.? Самостоятельно решаем в тетради и ответ задачи двумя способами: 1– й способ (вычисляя цену товара): 1) 60 руб.: 5 кг = 12 руб./кг – цена 1 кг соли 2) 120 руб.: 12 руб./кг = 10 кг – количество соли, которое можно купить за 120 рублей. Ответ: 10 кг. 2-й способ ( не вычисляя цену товара): 1) 120 руб.: 60 руб. = 2 (раза) - результат краткого сравнения стоимости; 2) 5 кг * 2 = 10 кг - количество соли, которое можно купить за 120 рублей. Ответ: 10 кг. Читаем последнюю часть задания: какой из двух способов ты не сможешь применить, если стоимость 120 руб. заменить на 96 руб.? Ответ: нельзя будет применять 2-й способ , так как он не позволяет выполнить кратное сравнение данных стоимостей (мы еще не умеем делить число 96 на число 60) | Записывают суммы в виде произведения. Объясняют, что показывают числа, образующие каждое из произведений Выполняют задания в рабочей тетради. |
Работа по учебнику (стр. 50 Задание № 145)
(фронтальная работа
| Внимательно рассмотрите диаграмму и приведите примеры товаров с ценами: 30 руб. / шт., 90 руб. / шт., 180 руб. / шт. Ожидаемый ответ: 30 руб./ шт. – мороженое, линейка, тетрадь и др.; 90 руб. / шт. – пенал, альбом, плитка шоколада и др.; 180 руб. / шт. – книга, фотоальбом, калькулятор и др. Предлагаю самостоятельно выполнить попарное разностное и кратное сравнение цен, указанных на диаграмме. Проверяем устно, по цепочке: Результат разностного сравнения цен товаров: 90 руб. / шт. - 30 руб./ шт. = 60 руб. / шт.; 180 руб. / шт. – 90 руб. / шт. = 90 руб. / шт.; 180 руб. / шт. – 30 руб. / шт. = 150 руб. / шт.; Результат кратного сравнения цен товаров: 90 руб./ шт.: 30 руб. / шт. = 3 (раза) 180 руб./ шт.: 90 руб. / шт. = 2 (раза) 180 руб./ шт.: 30 руб. / шт. = 6 (раза) Читаем вторую часть задания: сформулируй задачу на нахождение стоимости товара с использованием данных цен. Задача: в интернет – магазине сформирован заказ – 1 фотоальбом по цене 180 руб. / шт., 1 пенал по цене 90 руб. / шт., и 1 тетрадь по цене 30 руб. / шт., Какова стоимость всего заказа? Самостоятельно решаем в тетради. Проверяем устно. 180 + руб. + 90 руб. + 30 руб. = 300 руб. – стоимость всего заказа. Ответ: 300 руб.
| Записывают произведения в виде суммы Выполняют задания в рабочей тетради. |
5. | Физкультминутка | Видео | Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение. -Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем и проведем физминутку.
| Выполняют движения под видео. | Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
6. | Решение частных задач (первичное осмысление и закрепление) | Работа по учебнику (стр. 50 Задание № 146)
(фронтальная работа
| Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
Ознакомьтесь с условиями и требованиями трех задач и попробуйте устно сформулировать эти задачи. Ожидаем ый ответ: Задача № 1. сколько костюмов можно сшить из 75 м ткани, если на один костюм расходуется 3 м? Задача № 2. На пошив 30 юбок израсходовали 30 м ткани. Сколько метров ткани расходуется на 1 юбку? Задача № 3. На пошив одних брюк расходуется 130 см ткани. Сколько ткани потребуется для пошива 20 брюк? Предлагаю самостоятельно решить задачи, опираясь на данные таблицы, вычислить и записать ответы. Проверяем, желающие к доске. Задача № 1. 75 м : 3 м / шт. – количество костюмов. Ответ: 25 костюмов можно сшить из 75 м ткани. Задача № 2. 30 м : 30 шт. = 1 м / шт. – расход ткани на 1 юбку. Ответ: на 1 юбку расходуется 1 м ткани. Задача № 3. 130 см / шт. * 20 шт. = 2600 см = 26 м – общий расход ткани. Ответ: 26 м ткани потребуется на пошив 20 брюк.
| Выполняют дидактические упражнения.
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое мнение.
Решают задачу.
Выполняют задания в рабочей тетради. | Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу; Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.
Участвовать в диалоге.
|
| Работа по учебнику (стр. 50 Задание № 147)
(фронтальная работа и индивидуальная работа)
| Прочитайте задачу. Какого она типа? (задача на сумму и разность.) В этой задаче дано значение суммы (90) и значение разности (18) пассажирских и купейных мест. Вспоминаем прием решения задач с такими данными. Вычисляется: 1) удвоенная меньшая (большая) величина; 2) меньшая (большая) величина, которая в 2 раза меньше ранее найденной; 3) поскольку известно значение разности между величинами, то найти вторую величину можно действиями сложения (или вычитания). Работаем самостоятельно в тетради. Проверяем устно. - 90 – 18 = 72 (м.) – количество мест в 2 купейных вагонах;
- 72 : 2 = 36 (м.) количество мест в купейном вагоне;
- 36 + 18 = 54 (м.) или 90 – 36 = 50 (м.) – количество мест в плацкартном вагоне.
Ответ: 36 мест, 54 места. | Выполняют рисунок к произведению. Записывают произведение в виде суммы.
Вычисляют значение полученной суммы.
Выполняют задания в рабочей тетради. |
7. | Итоги урока. Рефлексия
| Обобщение полученных знаний
(фронтальная работа
| Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: Наш урок, подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего урока. Что нового узнали на уроке? Кто помнит, какие цели мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы их достигли? Я тоже думаю, что мы достигли своих целей. Мне было с вами очень приятно познакомиться и активно поработать. До свидания! До новых встреч | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Оценивают свою работу.
| Понимать значение знаний для человека и принимать его; Структурировать знания; Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.
|
Домашнее задание
(фронтальная работа
| Проводит инструктаж по выполнению домашней работы. Стр 37 – 38 № 64 – 65 печатная тетрадь | Слушают учителя.
Записывают домашнее задание |