Рабочая программа по математике
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Виговская  Галина Николаевна

Рабочая программа по УМК "Начальная инновационная  школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx74.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ  Кошурниковской СОШ № 8;.
  • авторской программы Б.П. Гейдмана, «Математика». Система «Начальная инновационная школа» С. А. Болотовой - Москва: ООО       «Русское слово»,    2013

Цели и задачи преподавания учебного курса

Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

• развитие образного и логического мышления, воображения;

•формирование универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи обучения математики в начальной школе:

• сформировать у учащихся умение выполнять арифметические действия на множестве натуральных чисел и применять полученные знания к решению текстовых задач, описывающих реальные ситуации окружающего мира;

• познакомить учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами;

• приобщить учащихся к проведению несложных доказательств и логически корректных рассуждений;

• развить у школьников навыки решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.

ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО  КУРСА

    Курс  математики в начальной школе решает поставленные задачи через четко выстроенную систему упражнений, формирующих соответствующие умения и навыки, и через систему заданий, развивающих интеллект и творческие способности учащихся.Гармоничное сочетание арифметической, геометрической и логической составляющих – одна из основных концептуальных идей курса математики начальной школы. Эта идея реализуется через продуманную, тщательно продозированную, методически проработанную подачу материала на каждом уроке,

учитывающую возрастные особенности учащихся.Учащимся предлагаются не только отдельные задания вычислительного, геометрического и логического характера, но и задания, требующие интеллектуальных усилий, связанных со всеми этими тремя направлениями одновременно.

Стержневыми идеями курса являются идеи, присущие самой математике как науке. Это индукция, упорядочивание, симметрия, мера, математическое моделирование жизненных ситуаций. На этих же идеях строится курс математики основной и старшей школы. Эти идеи внедряются через систему проблемно-развивающих заданий, требующих от учащихся умения применять одновременно счет и геометрию, логику и симметрию, комбинаторику и упорядоченный счет и т. д. Полученные умения и навыки позволят учащимся начальной школы успешно осваивать курс математики в дальнейшем. Современная лексика, включение сказочного и познавательного материала в большинство уроков делают процесс    обучения занимательным и в то же время подводят ученика к умению отвлекаться от второстепенного и выделять математическое содержание задачи.

Арифметическое направление – основное направление курса математики начальной школы. Учащиеся должны научиться выполнять все арифметические действия на множестве неотрицательных целых чисел и применять полученные   знания в решении задач, описывающих реальные  ситуации окружающего  мира. Программа предусматривает обучение детей решению задач разных типов. При этом в один урок включаются задачи разных типов, с тем,  чтобы   учащийся самостоятельно их распознавал.  Такой подход исключает «натаскивание» учащихся на определенный тип задач, создает творческую обстановку на уроке.

Геометрическая линия сочетается с арифметической с первых уроков математики. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами, использование их при счете, сравнение предметов по какому-либо признаку переходят в простейшие построения геометрических фигур (отрезка данной длины, луча,  угла, прямоугольника и т.д.). Рассматривается класс задач, связанных с упорядоченным счетом предметов, с подсчетом числа маршрутов, задания на разрезание и составление геометрических фигур и т. д. Серьезное внимание уделяется введению меры как на   множестве отрезков, так и на множестве многоугольников. Большинство задач с геометрическим содержанием может быть выполнено в виде практических  работ. Некоторые из них носят исследовательский характер. Например, выяснить, какой прямоугольник  (с целочисленными измерениями) при заданном периметре  имеет наибольшую площадь.

Логическая линия курса представлена набором задач на сообразительность, на умение построить простейшую математическую модель ситуации, описанной в задаче. В основе методов, которыми решаются эти задачи, лежит индукция, симметрия, четность, перебор всех возможных вариантов и т.д.

Информационная и коммуникационная линия курса представлена набором заданий на умение: устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах; читать несложные готовые таблицы; заполнять несложные готовые таблицы; читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

ОПИСАНИЕ  МЕСТА  УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

Содержание курса в соответствии с учебным планом Кошурниковской СОШ №8  разработано на 540 часов, которые распределяются следующим образом – в 1 классе – 132часа (из расчета 4 часа в неделю), во 2–4 классах – по 136 часов.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
  2. Математическое знание – это особый способ коммуникации:

          • наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;

         • участие математического языка как своего рода переводчика в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами   знаний;

          • использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным опытом.

  1. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
  2. Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами обучающихся являются:

• готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

• способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

• познавательный интерес к математике как науке.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

• способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;

• устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

• строить алгоритм поиска необходимой информации;

• определять логику решения практической и учебной задачи;

• умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметные  результаты:

Раздел  «Числа и величины»

 Выпускник научится:

- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля|до миллиона;

- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц —неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр —метр, метр — дециметр, деци
метр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами

Выпускник получит возможность научиться:

-   по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия

Раздел «Арифметические действия»

Выпускник научится:

- выполнять письменно  действия с многозначными числами (сложение, вычитание,  умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц  сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных  арифметических действий (в том числе деления с остатком);

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

- выделять неизвестный компонент арифметического действия инаходить его значение;

- вычислять  значение  числового  выражения  (содержащего 2—3 арифметических  действия,  со скобками и без скобок)

Выпускник получит возможность научиться:

- выполнять действия с величинами;

- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

-проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия)

Раздел «Работа с текстовыми задачами»

Выпускник научится:

- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи

Выпускник получит возможность научиться:

- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

- решать задачи в 3—4 действия;

- находить разные способы решения задачи

Раздел «Пространственные отношения»

Выпускник научится:

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

- распознавать, называть, изображать  геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол,  многоугольник, треугольник,

прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур

Выпускник получит возможность научиться:

- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус

Раздел «Геометрические величины»

Выпускник научится:

- измерять длину отрезка;

- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз)

Выпускник получит возможность научиться:

-вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы

Раздел « Работа с информацией»

Выпускник научится:

-  читать несложные готовые таблицы;

- заполнять несложные готовые таблицы;

- читать несложные готовые столбчатые диаграммы

Выпускник получит возможность научиться:

- читать несложные готовые круговые диаграммы;

-  достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

- интерпретировать информации), полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество

проверочных работ

Количество тестов

КУС

(контрольный устный счет)

Проекты

Трехзначные и многозначные числа (повторение).

8

-

-

1

-

-

Умножение на однозначное число.

9

2

1

-

1

-

Деление на однозначное число.

9

1

-

-

-

-

Скорость. Время. Расстояние.

17

2

-

-

1

-

Деление с остатком на однозначное число.

4

-

-

1

3

-

Дроби.

9

-

-

1

-

-

Умножение чисел.

17

1

-

1

2

-

Работа. Время. Производительность.

5

-

1

-

-

-

Деление натуральных чисел.

26

-

1

-

2

-

Цена. Количество. Стоимость.

8

-

-

-

-

1

Повторение.

24

1

1

1

2

1

                                                      Итого:

136

7

4

5

9

2

График проведения контрольных работ

                                                                       Тема

Дата (план.)

Дата (факт.)

1

Многозначные числа. Тест.

13.09

2

Входная контрольная работа.

15.09

3

Контрольный устный счет.

28.09

4

Проверочная работа «Умножение на однозначное число».

29.09

5

Тестовая работа «Действия с многозначными числами»

17.10

6

Контрольный устный счет.

25.10

7

Контрольная работа по теме  «Умножение и  деление  на однозначное число».

26.10

8

Контрольная работа  по теме «Скорость, время, расстояние».

22.11

9

Контрольный устный счет.

24.11

10

Тест «Единицы измерения площади, массы».

29.11

11

Тестовая работа «Дроби».

12.12

12

Контрольный устный счет.

22.12

13

Контрольная работа  по теме «Умножение и деление чисел больше  1000»

27.12

14

Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел».

19.01

15

Контрольный устный счет.

26.01

16

Проверочная работа «Работа. Время. Производительность».

30.01

17

Контрольный устный счет.

28.02

18

Проверочная работа «Деление натуральных чисел».

14.03

19

Контрольный устный счет.

20.03

20

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число»

22.03

21

Групповой проект «Покупаем в магазине школьные принадлежности».

10.04

22

Контрольный устный счет.

25.04

23

Тест  «Величины».

26.04

24

Промежуточная аттестация.

11.05

25

Контрольный устный счет.

18.05

26

Проверочная работа «Действия с многозначными числами».

22.05

27

Коллективный проект «Наша занимательная  геометрия».

23.05

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности

Дата

(план.)

Дата

(факт.)

Трехзначные и многозначные числа (повторение) (8 ч)

1\1

Трехзначные числа.  

Устная и письменная нумерация.

1

Называет последовательно числа в натуральном ряду, знать о том, как образуется каждая следующая счётная единица, сколько разрядов содержится в каждом классе.

Выделяет в числе единицы каждого разряда. Определяет и называет общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

01.09

2\2

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

1

Выполняет письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, письменное сложение и вычитание значений величин. Решает уравнения и составные задачи.

05.09

3\3

Многозначные числа.

Работа с таблицей разрядов класса тысяч.

1

Понимает позиционную запись числа.

Выделяет в числе единицы каждого разряда. Определяет и называет общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Использует различные способы записи решения задач по вопросам, по действиям, выражением.

06.09

4\4

Сложение и вычитание

трехзначных чисел.

1

Выполняет письменное сложение и вычитание значений величин. Решает уравнения и составные задачи.

07.09

5\5

Умножение и деление видов 120∙5, 640:40.

1

Умеет сравнивать различные способы вычислений,

- выбирает наиболее удобный

-  использует  разные способы проверки умножения и деления. Осваивает устный прием деления двузначного числа на однозначное, основанный на замене делимого суммой удобных слагаемых.

08.09

6\6

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

1

Находит значения числовых выражений, определяет порядок действий. Выполняет задания поискового

и творческого характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

12.09

7\7

Тест по теме «Многозначные числа»

1

Учится работать самостоятельно.

Осваивает умения оценивать личные достижения

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в работе.

13.09

8\8

Работа над ошибками.

Решение уравнений вида  

х :13 + 47 = 57.

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в контрольной работе. Определяет неизвестный компонент, использует правило нахождения неизвестного компонента, на основе связи суммы и известного слагаемого.

Решает составные задачи.

14.09

Умножение на однозначное число ( 9 ч)

1\9

Входная контрольная работа.

1

Работает самостоятельно. Оценивает личные достижения.

15.09

2\10

Работа над ошибками. Распределительный закон умножения.

1

Использует распределительный

закон умножения для рационализации вычислительных

приёмов. Читает, записывает, сравнивает математические выражения.

19.09

3\11

 Умножение на однозначное число.

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в контрольной работе. Использует письменный прием умножения многозначного числа на число, в записи которого только цифра старшего разряда отлична от нуля.

20.09

4\12

Умножение круглого числа на однозначное.

1

 Использует письменный  прием умножения

числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число. Решает устно и письменно задачи в 2-3 действия.

21.09

5\13

Умножение вида 5008 ∙ 7.

1

Умеет применять алгоритм письменного умножения круглых чисел. Находит значение числовых выражений, содержащих несколько действий.

Решает составные задачи арифметическим способом.

Выполняет задания творческого и поискового характера. Создает алгоритм  деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

22.09

6\14

Умножение  на круглое число.

1

26.09

7\15

Умножение круглых чисел.

1

27.09

8\16

Контрольный устный счет.

Упражнения в умножении круглых чисел.

1

28.09

9\17

Умножение на однозначное число. Проверочная работа  по теме «Умножение на однозначное число».

1

29.09

Деление на однозначное число (9 ч)

1\18

Деление суммы на число.

 Деление на однозначное число.

1

Умеет пользоваться правилом деления суммы на число при выполнении  внетабличного деления. Умеет сравнивать различные способы вычислений,

- выбирает наиболее удобный

-  использует  разные способы проверки умножения и деления

03.10

2\19

Знакомство с алгоритмом деления чисел на однозначное число.

1

Осваивает письменный прием деления на однозначное

число. Выполняет вычисления в выражениях на порядок действий, решает составные задачи, решает уравнения.

04.10

3\20

Совершенствование навыка  деления  на однозначное число.

1

Совершенствует навыки деления многозначных чисел на однозначное число. Находит значение числовых выражений, содержащих несколько действий.

Решает составные задачи арифметическим способом.

Выполняет задания творческого и поискового характера.

05.10

4\21

Упражнения в делении на однозначное число.

1

06.10

5\22

Деление круглого числа на однозначное.

1

10.10

6\23

Случаи деления, когда в разряде частного получается нуль.

1

Осваивает алгоритм выполнения деления в случаях, когда некоторые цифры частного – нули. Находит значение числовых выражений, содержащих несколько действий.

Решает составные задачи арифметическим способом.

11.10

7\24

Площадь прямоугольного треугольника.

1

Называет геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник), определяет их основные признаки. Умеет анализировать задачи на нахождение площади, устанавливает зависимости между величинами, составляет план решения задачи.

12.10

8\25

Упражнения в делении на однозначное число.

1

Совершенствует навыки деления многозначных чисел на однозначное число. Находит значение числовых выражений, содержащих несколько действий.

Решает составные задачи арифметическим способом.

13.10

9\26

Тестовая  работа по теме  «Действия  с многозначными  числами»

1

Учится работать самостоятельно, анализирует задания, находит рациональные способы решения.  Контролирует свои действия.

17.10

Скорость. Время. Расстояние. (17 ч )

1\27

Работа над ошибками.

Единицы измерения времени. Секунда.

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в контрольной работе. Оценивает личные достижения. Знакомится с новой единицей измерения времени – секундой. Переводит одни единицы времени в другие на основе знания соотношений между ними, выполняет вычисления в выражениях на порядок действий.

18.10

2\28

Понятия: скорость, время,  расстояние.

1

Знакомится с понятиями «скорость», « расстояние». Выполняет  устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объясняет используемые приемы, выполняет действия с именованными числами, проверяет деление умножением. Решает составные задачи.

19.10

3\29

Связь между скоростью, временем и расстоянием.

1

Моделирует взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние, решать задачи с данными величинами. Находит значение числовых выражений, содержащих несколько действий.

Выполняет задания творческого и поискового характера. Создает алгоритм  деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

20.10

4\30

Решение одноходовых задач на нахождение скорости, времени, расстояния.

1

24.10

5\31

Контрольный устный счет.

Правила нахождения скорости, времени, расстояния.

1

25.10

6\32

Контрольная работа  по теме «Умножение  и  деление на однозначное число» (за I четверть).

1

Составляет краткую запись – чертеж ( таблица) при решении задач на движение. Решает задачи на нахождение скорости, времени, расстояния. Выполняет действия с именованными числами.  Письменно выполняет деление и умножение многозначных чисел, находит значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки, выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

26.10

7\33

Работа над ошибками.

Задачи на движение с краткой записью в таблице.

1

27.10

8\34

Деление круглых чисел вида 37500:50.

1

Осваивает прием письменного деления многозначного числа на двузначное круглое число. Находит значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки. Решает составные задачи.

07.11

9\35

Скорость сближения.

1

Знакомится с понятием «скорость сближения».  Решает задачи на нахождение скорости, скорости сближения,  времени, расстояния. Находит значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки. Решает уравнения. Выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

08.11

10\

36

Задачи на нахождение скорости сближения.

1

09.11

11\

37

Решение задач на нахождение скорости сближения.

1

10.11

12\

38

Задачи на движение в одном направлении.

1

Пользуется правилами нахождения скорости, времени, расстояния при решении задач на движение. Выполняет схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях. Составляет обратные задачи на движение.

 Выполняет действия с именованными числами.

14.11

13\

39

Скорость удаления.

1

15.11

14\

40

Решение задач на нахождение скорости удаления.

1

16.11

15\

41

Решение задач на движение.

1

17.11

16\

42

Решение задач на движение двумя способами.

1

Решает задачи на движение, выбирает рациональный способ решения, аргументирует свой выбор.

21.11

17\

43

Контрольная работа  по теме «Скорость, время, расстояние».

1

Учится работать самостоятельно, анализирует задания, находит рациональные способы решения.  

Контролирует свои действия.

22.11

Деление с остатком на однозначное число (4 ч)

1\44

Работа над ошибками.

 Единица измерения площади – 1 гектар.

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в контрольной работе. Знакомится с новой единицей измерения площади – гектар.

 Переводит одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними.

Сравнивает значения площадей разных фигур, решает задачи разными способами.

23.11

2\45

Контрольный устный счет.

Единица измерения массы – 1 центнер и 1 тонна.

1

Знакомится с новой единицей измерения массы – центнер. Переводит одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Решает составные задачи.

24.11

3\46

Деление на 10, 100, 1000 с остатком.

1

Выполняет деление на 10, 100, 1000 с остатком и проверку к нему, понимает, что остаток всегда меньше делителя.  Находит значения выражений, состоящих из нескольких действий, решает задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника.

28.11

4\47

Деление с остатком на однозначное число.

Тест «Единицы измерения площади, массы».

 

1

Учится работать самостоятельно, анализирует задания, находит рациональные способы решения.  Контролирует свои действия. Выполняет деление на однозначное число с остатком и проверяет правильность своих действий;

знает, что остаток всегда меньше делителя. Решает составные задачи.

29.11

Дроби (9 ч)

1\48

Работа над ошибками. Понятие дроби.

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в работе. Читает  и записывает дробные числа. Решает составные задачи. Решает уравнения.

30.11

2\49

Знаменатель и числитель дроби.

1

Читает  и записывает дробные числа. Определяет

числитель и знаменатель дроби. Решает составные задачи с дробными числами. Находит значения выражений, состоящих из нескольких действий.

01.12

3\50

Сравнение дробей.

1

Сравнивает дроби, располагает дроби в порядке убывания и возрастания. Решает составные задачи с дробными числами. Выполняет действия с именованными числами.

05.12

4\51

Нахождение части числа.

1

Находит  часть числа, строит отрезок, если известна длина его части, выполняет письменно деление, умножение, сложение, вычитание. Решает составные задачи. Сравнивает величины.

06.12

5\52

Нахождение части единицы измерения массы и длины.

1

Находит часть числа. Повторяет единицы измерения длины, массы, времени; сравнивает величины. Выполняет действия с именованными числами. Решает составные задачи арифметическими способами, находит площадь, периметр прямоугольника. Выполняет задания творческого и поискового характера.

07.12

6\53

Нахождение части единицы измерения времени.

1

08.12

7\54

Нахождение части единицы измерения массы, длины, времени.

 Тестовая работа «Дроби».

1

Находит часть числа. Повторяет единицы измерения длины, массы, времени; сравнивает величины. Работает самостоятельно, анализирует задания, находит рациональные способы решения.  Контролирует свои действия.

12.12

8\55

Работа над ошибками.

Нахождение числа по его части.

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в работе. Находит число по его части. Выполняет действия с многозначными числами. Сравнивает величины. Решает составные задачи.

13.12

9\56

Решение задач на нахождение числа по его части.

1

Находит число по его части. Решает составные задачи, условия которых выражены в прямой и косвенной форме.

14.12

Умножение чисел (17 ч)

1\57

Знакомство с алгоритмом умножения на двузначное число.

1

Выполняет письменно умножение многозначных чисел

на двузначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения умножения. Выполняет вычисления в выражениях, состоящих из нескольких действий, решает задачи и уравнения.

15.12

2\58

Умножение на двузначное число.

1

19.12

3\59

Умножение на двузначное число вида 40008∙ 23.

1

Выполняет письменно умножение в примерах вида 40008*23. Находит значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки. Выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

20.12

4\60

Вычисления с именованными числами.

1

Повторяет единицы измерения длины, массы, времени; сравнивает величины. Выполняет действия с именованными числами.

21.12

5\61

Контрольный устный счет.

Умножение круглых чисел.

1

Выполняет письменно умножение  многозначных круглых чисел,  опираясь на знание  алгоритма. Находит значения выражений, содержащих несколько действий.

22.12

6\62

Решение текстовых задач на умножение круглых чисел.

1

Находит значение выражений, содержащих несколько

действий и скобки, выполняет письменно арифметические действия с многозначными числами, опираясь на знание соответствующих алгоритмов, решает уравнения, задачи, отмечает изменения в решении задачи при изменении ее вопроса. Выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

26.12

7\63

Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел больше тысячи» (за II четверть).

1

27.12

8\64

Работа  над  ошибками.

Упражнения в умножении на двузначное число.

1

28.12

9\65

Алгоритм умножения на трехзначное число.

1

Выполняет письменно умножение многозначных чисел

на трехзначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения умножения.

29.12

10\

66

Умножение на трехзначное число.

1

Находит значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки. Выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

09.01

11\

67

Умножение на трехзначное число вида 296 ∙ 309.

1

Выполняет письменно умножение в примерах вида 296*309. Выполняет вычисления в выражениях, состоящих из нескольких действий. Решает уравнения.

10.01

12\

68

Умножение на трехзначное число вида 803 ∙306.

1

Выполняет письменное умножение в примерах вида 803*306. Находит значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки. Решает составные задачи.

11.01

13\

69

Умножение на трехзначное число с нулями  во множителях.

1

Выполняет письменно умножение многозначных чисел

на трехзначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения умножения. Выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

12.01

14\

70

Решение комбинаторных задач.

1

Решает арифметические задачи, задачи на нахождение площади, периметра, представляет величины в  более мелких и крупных единицах, основываясь на соотношение между ними.

16.01

15\

71

Упражнения в вычислениях с многозначными числами.

1

Выполняет арифметические действия с многозначными числами, опираясь на алгоритмы. Выполняет вычисления в выражениях, состоящих из нескольких действий, решает задачи и уравнения.

17.01

16\

72

Умножение на трехзначное число. Решение задач.

1

Решает составные задачи. Выбирает рациональный способ решения. Изменяет вопрос, отмечает изменения в решении задачи при изменении ее вопроса.

18.01

17\

73

Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел».

1

Работает самостоятельно, анализирует задания, находит рациональные способы решения.  Контролирует свои действия.

19.01

Работа. Время. Производительность (5 ч)

1\74

Работа над ошибками.

Понятие  «производительность».

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в контрольной работе. Знакомится с понятием «производительность». Приводит жизненные примеры, связанные с этим понятием. Выполняет арифметические действия с многозначными  и именованными числами.

23.01

2\75

Задачи на нахождение производительности.

1

Моделирует взаимозависимости между величинами

«работа»,  «время», «производительность», представляет, что производительность – это скорость, с которой выполняется работа, решает задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние», «работа», «производительность», выполняет  действия с многозначными числами,  решает арифметические

и геометрические задачи. Выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

24.01

3\76

Три основные задачи на тему «Работа. Время. Производительность».

1

25.01

4\77

Контрольный устный счет.

Решение задач на изученные темы.

1

26.01

5\78

Проверочная работа по теме  «Работа. Время. Производительность».

1

Работает самостоятельно, анализирует задания, находит рациональные способы решения.  Контролирует свои действия.

30.01

Деление натуральных чисел (26 ч)

1\79

Работа над ошибками.

Алгоритм деления на двузначное число.

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в проверочной работе. Выполняет деление на двузначное число, опираясь на алгоритм.  Решает составные задачи.

31.01

2\80

Деление трехзначного числа на двузначное.

1

Выполняет деление трехзначного числа на двузначное путем округления делимого и делителя до разряда десятков.

Решает  задачи и уравнения, находит площадь прямо-

угольника, если известен периметр и одна из сторон, находить значение выражения, содержащего несколько арифметических действий.

01.02

3\81

Деление с остатком на двузначное число.

1

Разъясняет  смысл деления с остатком,  выполняет деление трехзначного  числа на двузначное с остатком, решает задачи

и уравнения, находит  значение выражения, содержащего несколько арифметических действий.

02.02

4\82

Деление четырехзначного числа на двузначное число.

1

Выполняет  деление  четырехзначного  числа на двузначное, опираясь на алгоритм.

06.02

5\

83

Действия с именованными числами.

1

Представляет величины в  более мелких и крупных единицах, основываясь на соотношение между ними. Выполняет действия с именованными числами. Решает составные задачи арифметическими способами, находит площадь, периметр прямоугольника.

07.02

6\

84

Деление многозначных чисел на двузначное число.

1

Выполняет деление  многозначного числа на двузначное, опираясь на алгоритм. Решает арифметические

и геометрические задачи. Выполняет задания творческого и поискового характера.

08.02

7\

85

Деление на двузначное число.

Проверка деления.

1

Выполняет деление многозначных чисел на двузначное,

умеет проверять правильность своих вычислений. Решает составные задачи, уравнения.

09.02

8\

86

Решение задач на нахождение части и числа по его части.

1

Находит  часть числа. Решает  составные задачи с дробными значениями. Применяет знания и способы действий в измененных условиях.

13.02

9\

87

Решение задач по теме «Скорость, время, расстояние».

1

Решает задачи на движение, выбирает рациональный способ решения, аргументирует свой выбор. Выполняет арифметические действия с многозначными числами.

14.02

10\

88

Деление на двузначное число, когда в в разрядах частного получаются нули.

1

Выполняет деление многозначного числа на двузначное, опираясь на алгоритм (подсчитывает количество цифр в записи частного). Решает  составные задачи с дробными значениями. Применяет знания и способы действий в измененных условиях.

15.02

11\

89

Деление с остатком на двузначное число.

1

Разъясняет смысл деления с остатком,  выполняет деление многозначного числа на двузначное с остатком; выполняет проверку. Решает составные задачи, находит  значение выражения, содержащего несколько арифметических действий.

16.02

12\

90

Деление на двузначное число. Самостоятельная работа.

1

Выполняет деление многозначного числа на двузначное, опираясь на алгоритм. Решает арифметические

и геометрические задачи. Работает самостоятельно, анализирует задания. Контролирует свои действия.

20.02

13\

91

Деление на трехзначное число. Алгоритм.

1

Анализирует ошибки, допущенные в самостоятельной работе. Понимает схожесть алгоритма деления на двузначное число с алгоритмом деления на трехзначное число, понимает взаимосвязь между компонентами деления и умножения. Выполняет деление на трехзначное число по алгоритму. Решает  задачи, уравнения.

21.02

14\

92

Деление на трехзначное число. Округление чисел до сотен.

1

Выполняет  деление многозначного числа на трехзначное путем округления делимого и делителя до разряда сотен.

Решает задачи, находит значение выражений, состоящих из нескольких арифметических действий.

22.02

15\

93

Деление на трехзначное число.

1

Выполняет  деление многозначных чисел на трёхзначное путём округления  делимого и делителя до разряда сотен. Решает задачи, комментируя с места ход решения. Решает усложнённые уравнения в два хода.

27.02

16\

94

Контрольный устный счет.

Деление с остатком, когда в частном получается однозначное число.

1

Разъясняет смысл деления с остатком, выполняет деление на трехзначное число с остатком и проверяет  правильность своих вычислений. Решает задачи, находит значение выражений, состоящих из нескольких арифметических действий.

28.02

17\

95

Деление многозначных чисел на трехзначное число.

1

Выполняет  деление многозначных чисел на трёхзначное число с последующей проверкой. Решает задачи, используя краткую запись в виде чертежа. Объясняет и решает двухходовые уравнения.

01.03

18\

96

Деление круглых чисел на трехзначное число.

1

Выполняет деление круглых чисел на трёхзначное число, опираясь на алгоритм деления на двузначное число. Комментирует решение выражений. Выписывает значения массы и длины в порядке возрастания, находит значения выражений с именованными числами.

02.03

19\

97

Деление на трехзначное число, с нулями в частном.

1

Выполняет деление многозначных чисел на трёхзначные, предварительно определив количество цифр в частном. Делает проверку вычислений. Решает задачи с опорой на краткую запись в таблице.

06.03

20\

98

Деление многозначных чисел.

 Решение уравнений.

1

Выполняет деление многозначных чисел, опираясь на алгоритм. Называет компоненты действий, правила нахождения неизвестного компонента.

07.03

21\

99

Деление на трехзначное число. Решение задач по теме «Работа. Время. Производительность».

1

Решает задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние», «работа», «производительность». Выполняет схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях, составлять обратные задачи на движение.

Выполняет  действия с многозначными числами,  решает арифметические и геометрические задачи.

09.03

22\

100

Деление на трехзначное число.

 Порядок действий в выражениях.

1

Находит значения выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки, определяет порядок действий. Решает составные задачи. Выполняет задания творческого и поискового характера.  

13.03

23/

101

Проверочная работа  «Деление натуральных чисел».

1

Самостоятельно выполняет деление многозначных чисел на двузначное, трехзначное число, опираясь на алгоритм.

14.03

24\

102

Работа  над ошибками.

Деление на трехзначное число с остатком.

1

Выполняет деление на трёхзначное число с остатком, опираясь на алгоритм деления на двузначное число с остатком с последующей проверкой. Решает арифметические задачи, опираясь на схему, запись в таблице и краткое условие

15.03

25\

103

Деление на двузначное и трехзначное число.

1

Выполняет деление многозначных чисел с последующей проверкой. Решает текстовые задачи, комментируя каждое действие, записывая пояснения. Решает двухходовые уравнения, предварительно объяснив, как найти тот или иной компонент.

16.03

26\

104

Контрольный устный счет.

Деление чисел.

1

Выполняет деление многозначных чисел с последующей проверкой. Решает текстовые задачи, комментируя каждое действие, записывая пояснения. Решает двухходовые уравнения, предварительно объяснив, как найти тот или иной компонент.

20.03

Цена. Количество. Стоимость.(8 ч)

1\105

 Понятия: цена, количество, стоимость Взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость.

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в проверочной работе. Знакомится с понятиями «Цена», «количество», «стоимость». Моделирует взаимосвязи между величинами «цена», «количество», «стоимость». Решает задачи с этими величинами.

21.03

2\106

Контрольная работа по теме

« Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число»  

( за III четверть).

1

Моделирует взаимосвязи между величинами «цена», «количество», «стоимость». Решает простые и составные задачи с этими величинами по действиям, комментируя ход решения. Определяет порядок действий в выражениях, состоящих из нескольких действий. Выполняет задания творческого и поискового характера.  

22.03

3\107

Задачи на нахождение стоимости.

1

23.03

4\108

Задачи на нахождение цены.

1

03.04

5\109

Задачи на нахождение количества.

1

04.04

6\110

Решение задач на движение. Повторение.

1

Решает задачи на движение, выбирает рациональный способ решения, аргументирует свой выбор. Пользуется правилами нахождения скорости, времени, расстояния при решении задач на движение. Выполняет действия с именованными числами.

05.04

7\

111

Решение задач на производительность. Повторение.

1

Решает задачи с величинами «время», «работа», «производительность», выполняет  действия с многозначными числами,  решает арифметические

и геометрические задачи. Выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

06.04

8\112

Групповой проект «Покупаем в магазине школьные принадлежности».

1

В группах планируют поход в магазин школьных принадлежностей, надписывает ценники к товарам, наводит порядок в импровизированном магазине, распределяет роли продавцов и покупателей, потом меняется ролями.  Показывает умение вычислять стоимость товаров или количество приобретённого товара на определённую сумму. Проект осуществляет в игровой форме.

10.04

Повторение (24 ч)

1\113

Работа  над ошибками.

Сложение многозначных чисел.

1

Выполняет письменно сложение  многозначных чисел.

Решает текстовые задачи, уравнения.

11.04

2\114

Сложение именованных чисел.

1

Представляет величины в  более мелких и крупных единицах, основываясь на соотношение между ними. Выполняет сложение  именованных чисел. Решает задачи с величинами. Выполняет задания творческого и

поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

12.04

3\115

Вычитание многозначных чисел.

1

Выполняет письменно вычитание  многозначных чисел.

Решает текстовые задачи.

13.04

4\116

Вычитание именованных чисел.

1

Представляет величины в  более мелких и крупных единицах, основываясь на соотношение между ними. Выполняет вычитание именованных чисел. Решает задачи с величинами. Выполняет задания творческого и

поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

17.04

5\117

Сложение, вычитание  многозначных чисел.

1

Выполняет  сложение, вычитание многозначных чисел. Находит значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки, определяет порядок действий. Решает составные задачи. Выполняет задания творческого и поискового характера.  

18.04

6\118

Решение уравнений на сложение, вычитание.

1

Выполняет сложение, вычитание многозначных чисел. Знает названия компонентов действий сложения и вычитания, правила нахождения неизвестного компонента.

19.04

7\119

8/120

Умножение на однозначное число.

2

Выполняет письменно умножение многозначных чисел

на однозначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения умножения. Выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях.

20.04

24.04

9\121

Контрольный устный счет.

Деление на однозначное число с нулями в частном.

1

25.04

10\

122

Умножение на двузначное число.

Тест  «Величины».

1

Выполняет умножение на двузначное число, опираясь на алгоритм.  Сравнивает величины, выражает единицы длины, массы и времени в более мелких и крупных, опираясь на знание соотношений между ними.

26.04

11\

123

Работа над ошибками. Умножение на двузначное число с нулями в первом множителе.

1

 Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в контрольной работе. Выполняет письменно умножение многозначных чисел на двузначное число и трёхзначное, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения умножения. Выполняет задания творческого и поискового характера, применяет знания и способы действий в измененных условиях. Решает усложнённые уравнения в два хода, выполняет действия с именованными числами, преобразуя и превращая их.

27.04

12\

124

Умножение круглых чисел.

1

02.05

13\

125

Умножение на трехзначное число с нулями во множителях.

03.05

14\

126

Решение задач по теме « Площадь, периметр прямоугольника, прямоугольного треугольника».

1

Вычисляет и сравнивает площади геометрических фигур, упорядочивает их значения, переводить одни единицы измерения в другие, используя соотношение между ними, классифицирует геометрические фигуры по заданному основанию. Выполняет действия с именованными числами.

04.05

15\

127

Решение задач по теме «Работа. Время. Производительность».

1

Решает задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние», «работа», «производительность», составляет план решения задачи.

10.05

16\

128

Промежуточная аттестация.

1

Работает самостоятельно, анализирует задания, находит рациональные способы решения.  Контролирует свои действия.

11.05

17\

129

Работа над ошибками.

Деление на двузначное число с нулями в частном.

1

Выполняет деление на двузначное число, предварительно определив количество цифр в частном. Решает составные задачи. Выполняет задания творческого и поискового характера.  

15.05

18\

130

Решение задач по теме «Скорость. Время. Расстояние».

1

Пользуется правилами нахождения скорости, времени, расстояния при решении задач на движение. Выполняет действия с именованными числами. Анализирует задачи на нахождение площади, периметра, устанавливает зависимости между величинами, составляет план решения задачи. Находит значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки. Выполняет задания творческого и поискового характера.

16.05

19\

131

Деление на трехзначное число.

1

Выполняет деление многозначного числа на трехзначное, опираясь на алгоритм деления на двузначное число.. Решает  составные задачи с дробными значениями. Применяет знания и способы действий в измененных условиях.

17.05

20\

132

Контрольный устный счет.

Деление на трехзначное число с нулями в частном.

1

Выполняет деление на трехзначное число, предварительно определив количество цифр в частном. Решает составные задачи. Выполняет задания творческого и поискового характера.  

18.05

21\

133

Действия с многозначными числами.

Проверочная работа.

1

Выполняет  действия с многозначными числами. Находит значение выражений, содержащих несколько арифметических действий и скобки, определяет порядок действий. Решает составные задачи. Выполняет задания творческого и поискового характера.  

22.05

22\

134

Коллективный проект «Наша занимательная  геометрия».

1

В группах составляют сказку «Как поссорились квадрат и треугольник» или «Путешествие в страну Геометрию», заранее приготовив разноцветные геометрические фигуры на классной доске и у себя на  парте. Разыгрывают действия, диалоги, производя при этом различные необходимые измерения и вычисления. Оформляют сказку в классную папку.

23.05

23\

135

Работа над ошибками.

Решение  задач по теме «Цена. Количество. Стоимость».

1

Умеет обнаружить и устранить ошибки логического и вычислительного характера, допущенные в проверочной работе. Моделирует взаимосвязи между величинами «цена», «количество», «стоимость». Решает задачи с этими величинами. Составляет обратные задачи.

24.05

24\

136

Нахождение части числа и числа по его части.

1

Находит  часть числа, число по его части. Решает  составные задачи с дробными значениями. Применяет знания и способы действий в измененных условиях.

25.05

Описание  материально-технического  обеспечения образовательного процесса

Учебно – методическая литература

Учебная литература

      Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева. Учебник «Математика», 4 класс:.– М.: ООО «Руское слово – учебник», 2013 г

     Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева. Рабочая тетрадь в 4-х частях, 4 кл. Москва, «Русское слово», 2014 г.

          а также методических пособий для учителя:

    Б.П.Гейдман. Программа курса к учебникам «Математика»  Б.П.Гейдмана,  И.Э.Мишариной, Е.А.Зверевой «Математика»  1 – 4 классы. – Москва   «Русское слово», 2012

  Б.П.Гейдман. Рабочая программа  к учебникам  «Математика», Б.П.Гейдмана,  И.Э.Мишариной, Е.А.Зверевой «Математика»  1 – 4 классы. –      Москва «Русское слово», 2012

    Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина. Методические рекомендации по работе с комплектом учебников «Математика.4 класс»- Москва; «Русское слово», 2013

        Технические средства обучения:

        1.Ноутбук  учителя.

2.Мультимедийный проектор.

3.Экран.

4. Принтер.

Интернет- ресурсы

   Демонстрационные пособия

                               Приложение № 1

Промежуточная  аттестация

Дата проведения (план) –  11.05.2017г

Место  проведения – МБОУ Кошурниковская  СОШ № 8, кабинет № 21

Форма  проведения – контрольная  работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...