Урок по математике "Перестановка слагаемых" по ФГОС с самоанализом 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Данный урок продолжает определять отличительные особенности темы. Определять смысл переместительного свойства сложения.
Урок направлен на изучение пользоваться переместительным свойством сложения; приводить примеры, повторят состав чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по математике "Перестановка слагаемых" по ФГОС с самоанализом 1 класс | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
2 декабря 2015 года
Учебный предмет | Математика |
УМК | «Школа России», «Математика» 1 класс: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014 |
Класс | 1 |
Учитель | Сумина Галина Алексеевна |
Тема урока: | Перестановка слагаемых |
Цель урока: | Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. |
Задачи урока: | Образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике; Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль; Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики |
Предметные результаты: | Личностные: ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка Метапредметные: Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей К - задавать вопросы, строить понятные высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные: усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения - переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется, использование свойства арифметических действий для удобства вычислений |
Литература для учителя | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2012г. 527 ст Волкова С.И. [и др.]. Методические рекомендации. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. – М. : Просвещение, 2012. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011, 80 с. (Школа России) Дмитриева О.И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 1 класс. М.: ВАКО, 2012, 512 с. (В помощь школьному учителю). Учебник по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014 Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014 Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2014. Проверочные работы по математике.1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Волкова-М.: Просвещение,2012. |
Литература для обучающегося | Учебник по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012 Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012 Проверочные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Волкова-М.: Просвещение,2012. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные действия |
I. Психологический настрой | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. - Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книга, ручка и тетрадь? Все ли правильно стоят? | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Отправляемся с Машей в лесную школу. 1. Устный счет. а)1.Задачи в стихах. Два жучка бежали в домик, 2.Пять щенков в футбол играли ,Одного домой позвали, Он глядит в окно, считает: б) Логическая разминка. в) Задача на логику. В корзине лежало 5 яблок. Пять детей получили по одному яблоку, и при этом одно осталось в корзине. Как такое получилось? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки 2+1 5-1
Ответы детей | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации. |
III. Самоопределение к деятельности | Посмотрите, ребята, кто к нам ещё в гости на урок пришёл? -Леопольд сделал 5 добрых дел, а Матроскин 3 добрых дела. -Сколько всего добрых дел сделали наши герои? Как вы узнали? Матроскин и Леопольд устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение – 5+3, а Матроскин, что – 3+5. Кто же прав? - Что вы заметили ? (слагаемые поменялись местами) -А можно ли так поступать в математике? Это и будет темой нашего урока. Прочитайте. Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны? |
Называют компоненты действия сложения. 5+3 3+5 От перестановки слагаемых сумма не меняется. (дети работают в парах вывод сами) | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы. Коммуникативные работать в команде (паре, целым классом); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; участвовать в обсуждениях; формулировать вопросы и заданиям; формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; участвовать в обсуждениях, работая в группе; |
IV. Работа над темой урока | -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. А кто такие исследователи? ( Исследовать – это значит понять, установить. ) Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением) 1)Практическая работа. На доске записан план работы. Прочитайте его. 1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры. Запишите их в тетрадь. 2. Сравните результаты. 3. Сделайте вывод. -Будем работать в парах. (один ученик работает у доски) -Положите слева 1 красный квадрат, а справа 4 синих. Придвиньте к 1 квадрату 4.Сколько всего квадратов?(5) Запишите пример в тетради.(1+4=5) -Поменяйте квадраты местами. Придвиньте к 4 синим квадратам 1 красный. Сколько стало квадратов?(5) Запишите пример под первым(4+1=5) -Сравните примеры:чем они похожи и чем отличаются? -Продолжим исследование. Запишите друг под другом под диктовку примеры Один ученик записывает на доске)
(2+3=5)
(3+2=5) -Сравните примеры: чем похожи и чем отличаются. -К какому выводу вы пришли? 2) Давайте проверим, правы ли вы. Я предлагаю, юные мои исследователи, применить этот закон на практике. Вот яблоко (учитель показывает), я разрезала его пополам. Соединяю половинки. Получим целое яблоко? Поменяю половинки местами. Это же яблоко? - Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования. Проговорите это правило друг другу в парах. 2)Работа по учебнику Откройте учебник на с. 14 -Рассмотрите первый рисунок(Работа по рисункам) -Совпадают ли наши правила? (да) -Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с этим правилом? -Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом | Выполняют практическую работу, рассуждают, делают выводы Ответы детей (От перестановки слагаемых сумма не изменяется) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Физминутка | музыкальная | ||
V. Закрепление изученного материала | Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить. Работа по учебнику №1 (с. 14) - Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. ( 3+ 2=5) - Как получили второй пример? (фишку перевернули) - Сколько всего точек на 1-й фишке? - Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (не изменится) - Объясните, как получили остальные примеры. - Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые. (Дети комментируют и повторяют правило.) 5+3 2+7 4+5 3+5 7+2 5+4 №2 (с.14) | - Переместительное свойство сложения. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. 1.На столах карточки с примерами. ( работа в парах) 5+7 2+8 9+2 6+3 6+4 9+2 3+6 4+6 8+2 7+5 - Соедините пары примеров с одинаковым ответом, не вычисляя их; 2. Решение примеров индивидуально ( сильные дети) Работа в рабочей тетради №1- №3. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
Физминутка | музыкальная | ||
VII. Рефлексия деятельности (итог урока) | Проверь себя. Самостоятельно выполните его. ( Проверка: 1 ученик читает равенство. Если равенство составлено правильно, дети 1 раз хлопают в ладоши. Если нет – молчат.) - Какой математический закон мы сегодня открыли? - Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие? - Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке? А теперь оцените свою работу на уроке с помощью квадратика. .Он может быть: Зеленым - « Я - молодец! Справился сам»; Желтым - « Я - молодец! Но мне сегодня было трудно, но я справился»; Синим - « Я, вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше». | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ.
Класс:1
Тема урока: Перестановка слагаемых
Тип урока и его структура: урок открытия нового знания;
- Мотивация к деятельности.
- Актуализация имеющихся знаний.
- Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
- Совместное открытие знания.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с проверкой.
- Включение в систему знаний и повторений.
- Рефлексия.
Раздел «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание» изучается в 1 классе в соответствии с требованиями программы общеобразовательных учреждений, которая определяет основные знания и умения обучающихся по литературному чтению.
На изучение раздела отводится 56 часов. На изучение темы «Перестановка слагаемых» программой отводится 2 часа. 1 час отводится на изучение открытия нового знания. Второй час отводится на закрепление новых знаний.
- Данный урок продолжает определять отличительные особенности темы. Определять смысл переместительного свойства сложения.
Следующий урок направлен на изучение пользоваться переместительным свойством сложения; приводить примеры, повторят состав чисел.
- На уроке присутствовали 6 человек. Дети работали активно, решали логические задачи, отвечали на вопросы, работали в парах, делали выводы. Дети были мотивированы к изучению темы, внимательны на уроке.
- В процессе выстраивания работы по этой теме я планировала сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, предметные.
Личностные: ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка
Метапредметные:
Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
К - задавать вопросы, строить понятные высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные: усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения - переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется, использование свойства арифметических действий для удобства вычислений.
Обучающиеся были мотивированы к изучению темы. Они адекватно приняла цель урока. В ходе изучения темы они активно отвечали на вопросы учителя, делали выводы.
Мною были использованы методы: словесный (беседа), наглядный, частично – поисковый, практический (работа по карточкам).
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в паре. Самостоятельная работа, которая способствовала достижению поставленных целей и задач. На уроке проводилась работа с учебником и рабочей тетрадью.
На уроке проводилась индивидуальная, частично-поисковая работа по учебнику, самостоятельная работа, которая способствовала более полному усвоению изучаемой темы.
Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Считаю, что главный этап урока – это совместное открытие знания, на котором дети определяли основные моменты в изучении темы и мотивировались на дальнейшую работу.
Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения учеников к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи.
При выборе заданий осуществлялась метапредметность – русский язык, окружающий мир, литературное чтение.
Урок прошёл в оптимальном темпе, время урока распределено рационально. Все этапы урока логически взаимосвязаны: дополняют, подводят к открытию знания, закрепляют полученные знания. Обучающиеся адекватно воспринимали предложенные задания, были активны. На уроке уделено внимание обеспечению двигательного режима: физкультурные паузы как и положено для 1 класса - 2.
Учебно – методический комплекс позволяет на достаточно хорошем проблемно – теоретическом уровне организовать изучение программного материала, развивать восприятие, внимание, мышление. На уроке были использованы ИКТ, карточки, которая способствовала актуализации полученных знаний, с чем обучающиеся успешно справились.
Первоклассники на протяжении всего урока учились правильно оформлять решение задачи, различать условие задачи и вопрос, составлять схему к рисунку. На уроке учитель проводил работу над умением оценивать свою деятельность на основе критерия успешности учебной деятельности.
Очень грамотно была проведена работа по коллективному планированию своих действий, в ходе чего был составлен план действий учащих на уроке. Учитель целенаправленно учила детей слушать речь одноклассников, высказывать свои предположения и грамотно оформлять свои ответы в соответствии требований к математической речи.
На уроке использовались задания, направленные именно на развитие универсальных учебных действий. Было использованы логические задачи и упражнения на умение анализировать, обобщать и классифицировать. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности.
В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме.
Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи.
В процессе работы у детей формировались коммуникативные навыки, критическое мышление.
Выбранные формы и методы позволили организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС.
Данный урок направлен на повышение общего развития, формирование знаний, умений и навыков, способствующий дальнейшему успешному усвоению этого раздела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по ФГОС в 1 классе
Тема урока "Число и цифра 4" - изучение нового материала....
Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».
Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....
самоанализ урока математики по ФГОС
самоанализ урока математики по ФГОС...
Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе. 10. 12. 15г.
Изучение темы "Уравнения"....
Урок математики по ФГОС в 1 классе.
Урок проводится в 1 четверти 1 класса по программе "Школа 2100" ,авторы Т.Е. Демидова, С.А Козлова, А.П. Тонких. Тема урока "Мерка. Единичный отрезок"...
Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе («Школа России» М.И. Моро) Тема: «Уравнение»
Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе («Школа России» М.И. Моро) Тема: «Уравнение»Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе....
Методические рекомендации по составлению технологической карты урока АЯ по ФГОС для 4 класса
Методические рекомендации представляют собой 2 документа.1- презентация о технологической карте, в которой отражены цели создания технологической карты,что она собой представляет, и...