Урок математики в 1 классе по теме "Связь суммы со слагаемыми"("Школа России")
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Метцлер  Жанна Борисовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse_umk_shkola_rossii.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

                       Урок математики в 1 классе УМК «Школа России»

Тема: Связь между суммой и слагаемыми.

(1 класс)

Цель урока: познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.

Задачи урока:

  • Формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.
  • Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.
  • Развивать навыки счета в пределах 10.
  • Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
  • Продолжать формировать умение работать в парах.
  • Развивать действия самоконтроля.
  • Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.
  • Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.
  • Использовать элементы ССО (абстрагирование).

Планируемые результаты:

 - учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;

- учатся решать задачи изученных видов;

 - учатся использовать речь для регуляции своего действия;

- учатся выполнять задачи творческого и поискового характера;

 - учатся контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: игровизоры, веры с цифрами,карточки с названием компонентов сложения, карточки с правилом, демонстрационный счётный материал, презентация  для устного счёта.

                                    Ход урока

Актуализация

Послушайте задачи в стихах. Запишите решение на игровизоре. Результат  вычисления не записывайте.

- На кустике перед забором                                      

6 ярко-красных помидоров

Потом 4 оторвались

Сколько на кусте осталось?   (6 – 4 )

- Цапля по воде шагала                                                    

Лягушат себе искала

Двое спрятались в траве

Шестеро под кочкой.

 Сколько лягушат всего?

Только быстро, точно!     (2 + 6 )

- Жил в реке один налим                                                      

5 ершей дружили с ним

Сколько рыбок, сосчитай7

Быстро-быстро, не зевай!              (1 + 5 )      

- У пенёчков 5 грибочков.                                                        

И под ёлкой 3,

Сколько будет всех грибочков?

Ну-ка, говори!                (5 +3)            

(Записываю на доске в столбик выражения:   6 – 4

                                                                             2 + 6

                                                                             1 + 5

                                                                             5 + 3 )

Рассмотрите столбик числовых выражений, найдите лишнее.   (6 – 4 )

Почему? ( на вычитание)

Вычислите и его результат покажите на веере. (2)

Что можете сказать об оставшихся выражениях? Что в них общего? ( они на сложение)

Назовите компоненты первого выражения на сложение. ( 2 – 1 слагаемое, 6 – 2 слагаемое)

Вычислите значение суммы. Покажите на веере.  (8)

Сравните компоненты второго выражения на сложение. Что можете о них сказать ? ( 1 меньше 5 )

Вычислите это выражение. (6 ) Каким правилом пользовались? ( удобнее к большему числу прибавлять большее)

А какое свойство сложения позволяет применить это правило? ( От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

Прочитайте последнее выражение . Как ещё можно прочитать по другому? Вычислите. (8)

Я сотру последнее выражение. Посмотрите на значения оставшихся выражений, Сравните и назовите их в порядке увеличения. ( 2   6    8)

Составьте равенство из этих чисел, используя знак + ( 2 + 6 = 8 )

Получение нового знания

Назовите компоненты  данного выражения. (2 -1 слагаемое, 6 – 2 слагаемое, 8 – сумма )

Нарисуйте на игровизоре такое количество треугольников, которое обозначено 1 слагаемым. ( 1 ученик на наборном полотне у доски выкладывает треугольники)

Справа от треугольников нарисуйте такое количество кружков, которое обозначено 2 слагаемым. ( 1 ученик работает у доски)

Сколько всего фигур нарисовали? (8)

Сколько треугольников? (2) Сколько кругов? (6) Сколько всего фигур?

Каким равенством это записали? (2 + 6 =8 )

Сотрите треугольники. (с  наборного полотна убираю 2 треугольника)

Сколько было фигур сначала? (8)  Сколько осталось? (6)

Как получили 6? (8 – 2 = 6 )

Снова дорисуйте 2 треугольника.  (на наборное полотно возвращаю 2 треугольника )

Сколько фигур всего? (8)

 Сотрите 6 кружочков. ( С наборного полотна убираю 6 кружочков)

Сколько фигур осталось? (2 треугольника)  Как получили 2? ( 8 – 6 = 2 )

Прочитайте первое равенство.  Назовите компоненты.

             слагаемое                        слагаемое             сумма

                    2              +                      6             =           8

Как из первого равенства получили второе равенство? Попробуйте рассказать с названием компонентов.  ( Из суммы вычли 1 слагаемое, получили 2 слагаемое)

             сумма                                слагаемое                         слагаемое

                 8                      -                       2                 =                   6

Как из первого равенства получили третье равенство? ( Из суммы вычли второе слагаемое получили первое слагаемое )

         сумма                                 слагаемое                              слагаемое

            8                  -                          6                      =                       2

Подумайте, что можно сказать о сумме и слагаемых? Попробуйте сделать вывод.   ( Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое. ) 

Сверим с выводом на экране. Слайд 5.

Это правило, которое учёные математики применяют в математике. Мы тоже будем применять его на уроках.

                       Ф И З М И Н У Т К А

Применение нового знания

Применим новое знание. Откройте учебник на стр. 24. Найдите №1

Рассмотрите верхний рисунок. Что изображено? Прочитайте  равенство справа от рисунка с использованием названий компонентов.

Рассмотрите второй рисунок.  Что изменилось? Прочитайте  равенство справа от рисунка с использованием слов сумма, слагаемые.

 Рассмотрите третий рисунок. Что теперь изменилось? Прочитайте выражение справа с использованием слов сумма, слагаемые.

Какое правило вы  здесь применили?  ( Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое. ) 

Теперь поработаем в парах. Закончите предложение  в №3 на стр. 24, применив новое правило. Один ученик заканчивает первое предложение, сосед – второе предложение и т.д. Как только пара заканчивает работу – поднимаем руки соединённые вместе. Затем одна из пар будет вслух отчитываться.  Потом мы сверим с экраном.

Если 6 + 3 = 9 , то 9 – 6

Если 7 + 2 = 9, то 9 – 7 =…

Если  8  + 2 = 10, то 10 – 8 = …

Какое правило  применяли, выполняя данное задание?

Откройте рабочую тетрадь на стр. 10. № 2.

Рассмотрите первый рисунок и прочитайте  равенства с использованием названий компонентов. Как получили второе и третье равенства из первого.

 Теперь самостоятельно закончите второй и третий рисунки и допишите равенства.  Эту работу выполним по вариантам – 1 вариант – второй рисунок, 2 вариант – третий рисунок.

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения работы. Исправьте карандашом ошибки, если они есть.

Теперь сверьте работу с доской. (На обратной стороне доски образец правильно выполненного задания)

2 + 6 = 8                   3 + 4 = 7 

8 – 2 = 6                   7 – 3 = 4

8 – 6 = 2                   7 – 4 = 3

Поставьте знак + если всё верно.

Рефлексия

 Какие новые знания получили на уроке? Что вызвало затруднения? Теперь оцените свою работу на уроке,  и на игровизоре нарисуйте рожицу – если считаете, что вы сегодня поработали хорошо и всё вам было понятно, все задания вы выполняли без ошибок  - нарисуйте улыбку, если в чём-то не совсем хорошо  разобрались или допускали ошибки – прямой ротик, если допускали много ошибок и что-то прослушали – уголки ротика нарисуйте вниз.

 Домашнее задание.

 Вы получаете новое правило на карточках. Ваша задача – дома выучить его и уметь применить.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"

Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...

Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"

Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: Порядок выполнения действий. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  закрепление  умения  правильно расставлять порядок  действий  и  находить  значения  выражений; формирование  умения...

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: Деление на 2. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: составление таблицы деления с числом 2; решение простых задач на деление; развитие навыков устного счета.Планируемые результаты:Предметные:знать: как решаются текстовые зада...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: Приемы устных вычислений. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений устных вычислений: устного умножения и деления, знакомство и повторение приемов устных вычислений.Планируемые результаты:Предметные:знать: десятичный сос...

Конспект урока математики (4 класс). Тема: «Сравнение многозначных чисел». УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: обучение сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; совершенствование устных и письменных вычислительных навыков; развитие логического мышления.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: "Деление на 2". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения.Задачи урокаДидактические:формирование знаний о таблич...