Урок математики в 1 классе по теме "Связь суммы со слагаемыми"("Школа России")
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе УМК «Школа России»
Тема: Связь между суммой и слагаемыми.
(1 класс)
Цель урока: познакомить с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.
Задачи урока:
- Формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.
- Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.
- Развивать навыки счета в пределах 10.
- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
- Продолжать формировать умение работать в парах.
- Развивать действия самоконтроля.
- Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.
- Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.
- Использовать элементы ССО (абстрагирование).
Планируемые результаты:
- учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
- учатся решать задачи изученных видов;
- учатся использовать речь для регуляции своего действия;
- учатся выполнять задачи творческого и поискового характера;
- учатся контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: игровизоры, веры с цифрами,карточки с названием компонентов сложения, карточки с правилом, демонстрационный счётный материал, презентация для устного счёта.
Ход урока
Актуализация
Послушайте задачи в стихах. Запишите решение на игровизоре. Результат вычисления не записывайте.
- На кустике перед забором
6 ярко-красных помидоров
Потом 4 оторвались
Сколько на кусте осталось? (6 – 4 )
- Цапля по воде шагала
Лягушат себе искала
Двое спрятались в траве
Шестеро под кочкой.
Сколько лягушат всего?
Только быстро, точно! (2 + 6 )
- Жил в реке один налим
5 ершей дружили с ним
Сколько рыбок, сосчитай7
Быстро-быстро, не зевай! (1 + 5 )
- У пенёчков 5 грибочков.
И под ёлкой 3,
Сколько будет всех грибочков?
Ну-ка, говори! (5 +3)
(Записываю на доске в столбик выражения: 6 – 4
2 + 6
1 + 5
5 + 3 )
Рассмотрите столбик числовых выражений, найдите лишнее. (6 – 4 )
Почему? ( на вычитание)
Вычислите и его результат покажите на веере. (2)
Что можете сказать об оставшихся выражениях? Что в них общего? ( они на сложение)
Назовите компоненты первого выражения на сложение. ( 2 – 1 слагаемое, 6 – 2 слагаемое)
Вычислите значение суммы. Покажите на веере. (8)
Сравните компоненты второго выражения на сложение. Что можете о них сказать ? ( 1 меньше 5 )
Вычислите это выражение. (6 ) Каким правилом пользовались? ( удобнее к большему числу прибавлять большее)
А какое свойство сложения позволяет применить это правило? ( От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Прочитайте последнее выражение . Как ещё можно прочитать по другому? Вычислите. (8)
Я сотру последнее выражение. Посмотрите на значения оставшихся выражений, Сравните и назовите их в порядке увеличения. ( 2 6 8)
Составьте равенство из этих чисел, используя знак + ( 2 + 6 = 8 )
Получение нового знания
Назовите компоненты данного выражения. (2 -1 слагаемое, 6 – 2 слагаемое, 8 – сумма )
Нарисуйте на игровизоре такое количество треугольников, которое обозначено 1 слагаемым. ( 1 ученик на наборном полотне у доски выкладывает треугольники)
Справа от треугольников нарисуйте такое количество кружков, которое обозначено 2 слагаемым. ( 1 ученик работает у доски)
Сколько всего фигур нарисовали? (8)
Сколько треугольников? (2) Сколько кругов? (6) Сколько всего фигур?
Каким равенством это записали? (2 + 6 =8 )
Сотрите треугольники. (с наборного полотна убираю 2 треугольника)
Сколько было фигур сначала? (8) Сколько осталось? (6)
Как получили 6? (8 – 2 = 6 )
Снова дорисуйте 2 треугольника. (на наборное полотно возвращаю 2 треугольника )
Сколько фигур всего? (8)
Сотрите 6 кружочков. ( С наборного полотна убираю 6 кружочков)
Сколько фигур осталось? (2 треугольника) Как получили 2? ( 8 – 6 = 2 )
Прочитайте первое равенство. Назовите компоненты.
слагаемое слагаемое сумма
2 + 6 = 8
Как из первого равенства получили второе равенство? Попробуйте рассказать с названием компонентов. ( Из суммы вычли 1 слагаемое, получили 2 слагаемое)
сумма слагаемое слагаемое
8 - 2 = 6
Как из первого равенства получили третье равенство? ( Из суммы вычли второе слагаемое получили первое слагаемое )
сумма слагаемое слагаемое
8 - 6 = 2
Подумайте, что можно сказать о сумме и слагаемых? Попробуйте сделать вывод. ( Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое. )
Сверим с выводом на экране. Слайд 5.
Это правило, которое учёные математики применяют в математике. Мы тоже будем применять его на уроках.
Ф И З М И Н У Т К А
Применение нового знания
Применим новое знание. Откройте учебник на стр. 24. Найдите №1
Рассмотрите верхний рисунок. Что изображено? Прочитайте равенство справа от рисунка с использованием названий компонентов.
Рассмотрите второй рисунок. Что изменилось? Прочитайте равенство справа от рисунка с использованием слов сумма, слагаемые.
Рассмотрите третий рисунок. Что теперь изменилось? Прочитайте выражение справа с использованием слов сумма, слагаемые.
Какое правило вы здесь применили? ( Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое. )
Теперь поработаем в парах. Закончите предложение в №3 на стр. 24, применив новое правило. Один ученик заканчивает первое предложение, сосед – второе предложение и т.д. Как только пара заканчивает работу – поднимаем руки соединённые вместе. Затем одна из пар будет вслух отчитываться. Потом мы сверим с экраном.
Если 6 + 3 = 9 , то 9 – 6
Если 7 + 2 = 9, то 9 – 7 =…
Если 8 + 2 = 10, то 10 – 8 = …
Какое правило применяли, выполняя данное задание?
Откройте рабочую тетрадь на стр. 10. № 2.
Рассмотрите первый рисунок и прочитайте равенства с использованием названий компонентов. Как получили второе и третье равенства из первого.
Теперь самостоятельно закончите второй и третий рисунки и допишите равенства. Эту работу выполним по вариантам – 1 вариант – второй рисунок, 2 вариант – третий рисунок.
Обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения работы. Исправьте карандашом ошибки, если они есть.
Теперь сверьте работу с доской. (На обратной стороне доски образец правильно выполненного задания)
2 + 6 = 8 3 + 4 = 7
8 – 2 = 6 7 – 3 = 4
8 – 6 = 2 7 – 4 = 3
Поставьте знак + если всё верно.
Рефлексия
Какие новые знания получили на уроке? Что вызвало затруднения? Теперь оцените свою работу на уроке, и на игровизоре нарисуйте рожицу – если считаете, что вы сегодня поработали хорошо и всё вам было понятно, все задания вы выполняли без ошибок - нарисуйте улыбку, если в чём-то не совсем хорошо разобрались или допускали ошибки – прямой ротик, если допускали много ошибок и что-то прослушали – уголки ротика нарисуйте вниз.
Домашнее задание.
Вы получаете новое правило на карточках. Ваша задача – дома выучить его и уметь применить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"
Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...
Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"
Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...
Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: Порядок выполнения действий. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепление умения правильно расставлять порядок действий и находить значения выражений; формирование умения...
Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: Деление на 2. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: составление таблицы деления с числом 2; решение простых задач на деление; развитие навыков устного счета.Планируемые результаты:Предметные:знать: как решаются текстовые зада...
Конспект урока математики (3 класс). Тема: Приемы устных вычислений. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений устных вычислений: устного умножения и деления, знакомство и повторение приемов устных вычислений.Планируемые результаты:Предметные:знать: десятичный сос...
Конспект урока математики (4 класс). Тема: «Сравнение многозначных чисел». УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: обучение сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; совершенствование устных и письменных вычислительных навыков; развитие логического мышления.Планируемые резуль...
Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: "Деление на 2". УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения.Задачи урокаДидактические:формирование знаний о таблич...