Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа по математике. 2 класс. УМК "Гармония". Разработана для учащегося с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_2_klass_domashnee_obuchenie.doc | 374.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Директор ________ /Старцева Л.А./ Зам. директора по УВР______________ Руководитель ШМО______________
«_____»______________ 2014 г. «_____»______________2014 г . «_____»______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – математика (домашнее обучение)
Класс – 2-б
Учебный год - 2014-2015
Учитель – Ивашура Елена Витальевна
Количество часов в неделю – 5 ч
Количество часов всего -170 ч (на 34 учебные недели)
Пояснительная записка
Программа по курсу «Математика»для учащегося 2 класса Габриэльянца Артёма составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов на основе авторской программы Н.Б. Истоминой.
Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями ( личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную:
- на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 – 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.
- на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
- на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять(пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.
Общая характеристика учебного предмета
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики , лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Например, формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников и связано с изучением программного содержания. Первые представления о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, , а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке),графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создает дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части,, отношения «больше на…», «меньше на…»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?» в их различных интерпретациях.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).
Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.
В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что – нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.
В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.
Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Помимо этого в первом и во втором классах калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков. Например, проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор. Это является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления и активизирует память учащихся
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения. Содержание разделов 1- 7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.
Процесс усвоения математики так же, как и другие предметные курсы в начальной школе органически включает в себя информационное направление . как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности ( анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что оказывает положительное влияние на формирование УУД. При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5-6 классах.
Овладение элементами компьютерной грамотности целесообразно начинать со второго класса, используя при этом компьютер как средство оптимизации процесса обучения математике Например,: для электронного тестирования, для работы с интерактивной доской, для получения информации ( под руководством учителя), для выполнения математических заданий, для формирования навыков работы с электронной почтой и др. Углублённое изучение логической, алгоритмической линий и компьютерного моделирования целесообразно вынести на внеурочную деятельность. При этом необходимо учитывать оснащённость школы компьютерами, а также пожелания учеников и их родителей.
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.
Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.
Технология обучения решению текстовых задач арифметическим способом, нашедшая отражение в учебнике, включает шесть этапов: 1)подготовительный, 2) задачи на сложение и вычитание, 3) смысл действия умножения, отношение «больше в…,4) задачи на сложение, вычитание, умножение, 5) смысл действия деления, отношения «меньше в…», кратного сравнения, 6) решение арифметических задач на все четыре арифметических действия ( в том числе задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы), купли – продажи (цена товара, количество товара, стоимость), задачи на время (начало, конец, продолжительность события).
Основная цель данной технологии - формирование общего умения решать текстовые задачи. При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций, то есть речь идёт не только о формировании предметных математических умений, но и о формировании УУД. Для приобретения этого опыта деятельность учащихся направляется специальными вопросами и заданиями, при выполнении которых они учатся сравнивать тексты задач, составлять вопросы к данному условию, выбирать схемы, соответствующие задаче, выбирать из данных выражений те, которые являются решением задачи, выбирать условия к данному вопросу, изменять текст задачи в соответствии с данным решением, формулировать вопрос к задаче в соответствии с данной схемой. и др.
В результате использования данной технологии большая часть детей овладевают умением самостоятельно решать задачи в 2 -3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико-синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решения арифметических задач по действиям и выражением, при этом учащиеся испытывают интерес к каждой новой задаче и выражают готовность и желание к решению более сложных текстовых задач ( в том числе логических, комбинаторных, геометрических).
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 5 часа в неделю, всего 170 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
- Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
- Математическое знание – это особый способ коммуникации:
- наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
- участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний;
- использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.
- Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
- Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Результаты освоения предмета «Математика» учениками 2 класса
В результате изучения курса математики по данной программе у учеников 2 класса будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
-Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить логическое рассуждение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты ученика 2 класса
Числа и величины
Ученик научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 1000;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними .
Арифметические действия
Ученик научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1):
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Ученик научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия);
• находить разные способы решения задач
• Решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Ученик научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Работа с информацией
Ученик научится:
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся второго года обучения
Учащиеся 2 класса должны
Первый уровень
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания). Разрядный состав двузначных и трёхзначных чисел и соотношения между разрядными единицами. | Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000. Складывать и вычитать в пределах 100 и в пределах 1000 для случаев, сводимых к действиям в пределах 100. |
Названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность). | Распознавать и чертить эти геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник. |
Единицы длины ( сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними. | Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. Определять время по часам. |
Структуру задачи (условие, вопрос). | Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы. |
Определение умножения. Названия компонентов и результата умножения. Таблицу умножения однозначных чисел ( с числами 9 и 8). | Читать числовые равенства на умножение. Соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями. Интерпретировать понятие «увеличить в …» на различных моделях (предметно, вербальной, схематической и символической) |
Переместительное свойство умножения. | Использовать переместительное св-во при вычислениях и для сравнения выражений. |
Второй уровень
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Последовательность чисел от 0 до 100. Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). | Читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100. Находить сумму и разность чисел в пределах 100. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. |
Содержание программы 2 класса соответствует тематическому принципу. Последовательность изучения тем, нашедшая отражение в учебнике, позволяет органически включить в каждую следующую тему ранее пройденный материал и тем самым выстроить знания, умения и навыки в определённую систему.
Учебно-тематический план по математике во 2 классе (1-4)
№ п\п |
Название темы | Кол –во часов |
1. | Повторение пройденного 1 класса | 16 |
2. | Двузначные числа. Сложение. Вычитание. | 28 |
3. | Задача | 13 |
4. | Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. | 5 |
5. | Двузначные числа. Сложение. Вычитание. | 34 |
6. | Трехзначные числа | 23 |
7. | Смысл умножения. Таблица умножения с числами 9 и 8. | 25 |
8. | Величины. Единицы времени. | 3 |
9. | Геометрические фигуры: плоские и объёмные. Окружность. Круг. Шар. Сфера. | 8 |
10 | Проверь себя! Чему ты научился в 1 и во 2 классах? | 15 |
Итого за год: | 170 |
Планирование контроля
Плановые контрольные работы (количество часов): 6
№ п/п | № урока | Дата | Тематическое планирование к/р |
6 | сентябрь | Входной контроль | |
34 | октябрь | Контрольная работа за 1 четверть | |
79 | декабрь | Контрольная работа за 1 полугодие | |
102 | март | Контрольная работа за 3 четверть | |
129 | май | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | |
169 | май | Итоговая контрольная работа |
Самостоятельные работы:
№ п/п | № урока | Дата | Тематическое планирование с/р |
11 | сентябрь | «Повторение изученного в 1 классе» | |
19 | сентябрь | «Сложение и вычитание двузначного и однозначного числа» | |
30 | октябрь | «Сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20» | |
60 | ноябрь | «Решение задач» | |
81 | декабрь | «Решение задач» | |
92 | январь | «Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд» | |
97 | январь | «Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд» | |
117 | март | «Чтение и запись трехзначных чисел» | |
154 | апрель | «Сложение и вычитание трехзначных чисел» |
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы:
- способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой:
- способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;
- способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Основной формой работы с учащимися является урок. Методы обучения, используемые на уроке, направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирования интереса к предмету. На уроке математики используются следующие методы обучения: словесные (беседа, сообщение),
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.), практические, метод проблемного обучения, методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций), методы контроля и самоконтроля (устный и письменный опросы, индивидуальный и фронтальный опросы)
Формы работы на уроках: коллективное составление плана предстоящей деятельности; самостоятельная организация деятельности; работа в паре;
работа в микрогруппе; конструирование и моделирование.
Здоровьесберегающий компонент. Ежедневно на уроках математики используются физминутки, гимнастика для глаз, различные формы проведения устного счета, беседы по ТБ:
- «Организация рабочего места»,
- «Техника безопасности при работе с циркулем»
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта.
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям.
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих не снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); 0 ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Нормы оценок за письменные контрольные работы по математике.
- За контрольную работу ставятся отметки:
«5» («отлично») — за работу, в которой нет ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; работа написана аккуратно, четко, и в соответствии с требованиями каллиграфии письма. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление.
«4» («хорошо») — за работу, в которой допущено 1 — 2 ошибки или 4 — б недочетов по текущему учебному материалу, использование нерациональных приемов решения учебной задачи; работа написана аккуратно;
«3» («удовлетворительно») — за работу, в которой допущено 3 — 5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются отклонения от норм каллиграфии. Допускается 1 исправление любого характера.
«2» - за работу, в которой допущено более 5-7 ошибок, работа написана неряшливо.
- Оценивание тестов:
-«отлично» - выполнение на 90% - 100%;
-«хорошо» - выполнение на 70% - 89%;
-«удовлетворительно» - выполнение на 50% - 69%;
-«неудовлетворительно» - выполнение ниже 50%.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения,
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Характеристика отметки:
«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительно: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов
по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения
материала;
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие б ошибок по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Список литературы
Основная литература для учащихся:
- Истомина Н.Б. Математика, 2 класс - учебник. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Истомина Н.Б. Тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений № 1, 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Истомина Н.Б. Контрольные работы по математике. 2 класс. - Тула: ООО Издательство «Родничок»: М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2012.
- Истомина Н.Б., Малыхина В.В. Учимся решать задачи. Тетрадь по математике для 2 класса. М.: Линка – Пресс, 2012.
- Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь по математике для учащихся 2 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Истомина Н.Б. Тестовые задания по математике. 2 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Дополнительная литература для учащихся
1.Т.В.Ушакова «Учимся считать быстро» - Издат. Дом «Литера», 2012.
2.О.В.Узорова «Устный счёт и математические диктанты»- М., АСТ: Апрель, 2012.
3. В.Н. Погодин. Математические разминки. 2 класс: Тренировочная тетрадь. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Дидактические карточки-задания по математике 1 класс/Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. – Тула: ООО Издательство «Родничок»: М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2011.
Основная литература для учителя
1. Н.Б.Истомина «Математика», учебник, Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012.
2. Н.Б.Истомина тетрадь на печатной основе (1, 2ч), Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012.
3. Н.Б.Истомина тетрадь «Учимся решать задачи», Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012.
4. Н.Б.Истомина тетрадь «Учимся решать комбинаторные задачи», Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012.
5. Н.Б.Истомина тетрадь «Тестовые задания», Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012.
6. Н.Б.Истомина, Г.Г.Шмырёва тетрадь «Контрольные работы», Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012.
7. Н.Б.Истомина. Уроки математики: 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителей. - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012.
Дополнительная литература для учителя
1.Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам математики». – Волгоград, 2010.
2.И.Г.Сухин «Занимательные материалы по математике» - Москва, 2011.
3.П.У.Байрамукова «Через сказку в мир математики» - Москва, 2010.
4.О.А.Степанова «Дидактические игры на уроках математики» - Москва, 2011.
5.Н.Б.Истомина «110 задач с сюжетами из сказок» - Москва,.
6.С.А.Есенина «Как быстро научить вашего ребёнка считать» - М.,
7.Т.В.Ушакова «Учимся считать быстро» - Издат. Дом «Литера»,
8.О.В.Узорова «Устный счёт и математические диктанты»- М., АСТ: Апрель,
Терминологический словарь
Число́ — абстракция, используемая для количественной характеристики объектов. Возникнув ещё в первобытном обществе из потребностей счёта, понятие числа изменялось и обогащалось и превратилось в важнейшее математическое понятие. Письменными знаками (символами) для записи чисел служат цифры.
Сложение (прибавление) — одна из основных операций (действий) в разных разделах математики, позволяющая объединить два объекта (в простейшем случае — два числа). Более строго сложение — бинарная операция, определённая на некотором множестве, элементы которого мы будем называть числами, при которой двум числовым аргументам (слагаемым) a и b сопоставляется итог (сумма), обычно обозначаемый с помощью знака «плюс»: a+b.
Вычита́ние (убавление) — одно из четырёх арифметических действий; операция, обратная сложению. Обозначается знаком минус «−». В выражении x - y (читается «икс минус игрек») элемент x называется уменьшаемым, элемент y называется вычитаемым, а результат вычитания называется разностью x и y.
Круглым называется число, которое делится на 10, 100, 1000 и так далее, без остатка. Можно так же круглое число определить как число, которое имеет один и более нулей в правой части числа. Слева может быть любое число, а справа один или более нулей.
Задача - упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами OA и OB ( стороны угла ), исходящими из одной точки O ( вершина угла ).
Градусная система измерения углов. Здесь единицей измерения является градус ( его обозначение ° ) – это поворот луча на 1 / 360 полного оборота. Таким образом, полный оборот луча равен 360º. Один градус делится на 60 минут ( обозначение ‘ ); одна минута – соответственно на 60 секунд ( обозначение “ ). Угол в 90° называется прямым; угол, меньший, чем 90°, называется острым; угол, больший, чем 90°, называется тупым.
Угольник - чертёжный, инструмент для построения углов. Изготовляют У. из дерева, пластмассы, реже из металла. Наиболее распространены треугольные У. с углами 30°, 60° и 90° либо 45°, 45° и 90°. Одна из сторон У. обычно выполняется в виде линейки с нанесёнными на ней делениями (мм и см).
Многоугольник - замкнутая ломаная линия. Подробнее, М. — линия, которая получается, если взять n любых точек A1, A2, ..., An и соединить прямолинейным отрезком каждую из них с последующей, а последнюю — с первой (см. рис. 1, а). Точки A1, A2, ..., An называются вершинами М., а отрезки A1A2, А2А3, ..., An-1An, AnA1 — его сторонами. Далее рассматриваются только плоские М. (т. е. предполагается, что М. лежит в одной плоскости). М. может сам себя пересекать, причём точки самопересечения могут не быть его вершинами.
Прямоугольник - четырёхугольник, у которого все углы прямые. П. является параллелограммом.
Квадрат - [латин. quadratus — четырехугольный] - Равносторонний прямоугольник.
Рулетка - (франц. roulette, буквально — колесико, от rouler — кaтать) - инструмент для измерения длин в виде металлической или полотняной (лакированной) ленты с делениями, сворачиваемой в рулон в футляре. Известна Р., снабженная уровнем и отвесом (применяется при разметке корпуса судна).
Сантиметр - (от санти... и метр), единица длины, равная 0,01 м. Обозначения: русское см, международное cm. В СГС системе единиц — основная единица длины.
Дециметр - десятая часть метра, обозначается дм.
Умножение — это арифметическое действие, при котором одно число умножается на другое. Действие умножение является одним из четырех основных арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление).
Деление - математическое действие, посредством которого определяется, сколько раз одно количество содержится в другом. От деления делимого на делитель получается частное.
Произведение - в математике, результат умножения.
Множитель - в действии умножения - число, которое показывает, сколько раз нужно повторить слагаемым какое-нибудь другое число (множимое), чтобы получить произведение.
Год — единица измерения времени, связанная с обращением Земли вокруг Солнца.
Календарный год в григорианском и юлианском календарях равен 12 месяцам (365 суток в невисокосные годы и 366 суток в високосные годы).
Неде́ля (калька с греческого греч. άπρακτος — «не-делающий», «не-дельный») — единица времени, большая, чем день, и меньшая месяца. Семидневное устройство недели подчеркивается русским словом седми́ца (семь дней).
Су́тки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси.Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём.Сутки делятся на 24 часа (1440 минут, 86400 секунд) и состоят из дня, вечера, утра и ночи. Календарные сутки составляют недели, месяцы.
Секу́нда (обозначение: с, s) — единица измерения времени, одна из основных единиц СИ и СГС. Одна секунда — это интервал времени, равный 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного (квантового) состояния атома цезия-133 в покое при 0 К при отсутствии возмущения внешними полями.
Минута (обозначение: мин, min) — единица измерения времени. По современному определению, минута равна 60 секундам (1/60 часа или 1/1440 суток). Минута не является единицей СИ, но её использование допускается совместно с СИ.
Круг — геометрическое место точек плоскости, расстояние от которых до данной точки не больше, чем заданное ненулевое. Если точка, находясь внутри окружности, имеет равное расстояние до любой точки, находящейся на окружности данного круга, то такая точка называется центром круга, а расстояние — радиусом круга.
Граница круга — окружность.
Лине́йка — простейший измерительный геометрический инструмент, представляющий собой пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые деления, кратные единице измерения длины (сантиметр, дюйм), которые используются для измерения расстояний. Линейки обычно производят из пластика или дерева, реже из металлов.
Ци́ркуль (от лат. circulus — круг, окружность) — инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей.
Обычно циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля иглы на обеих ножках.
№ | Название раздела, темы | стр.учеб | дата | корректировка | ||||||||
Повторение материала 1 класса (16 ч) | ||||||||||||
Знать:-табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10-названия разрядных слагаемых;-отличие числа и цифры; -состав чисел в пределах 10;-единицы длины и их соотношение;-название компонентов и результатов действий сложения и вычитания; Уметь:- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100;-складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода в другой разряд; -увеличивать и уменьшать число на несколько десятков и единиц;-строить сумму и разность отрезков;-сравнение длины отрезков. УУД: Личностные:- адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; Регулятивные:- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: общеучебные: - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;- устанавливать причинно-следственные связи;- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; логические - построение логической цепи рассуждений.- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Коммуникативные:- задавать вопросы;- использовать речь для регуляции своего действия.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия | ||||||||||||
1 | Число и цифра. Состав однозначных чисел. | 1 | 1-4 | |||||||||
2 | Единицы длины. Сложение и вычитание без перехода через разряд. | 1 | 5-11 | |||||||||
3-4 | Название компонентов и результатов сложения и вычитания. | 2 | 12-16 | |||||||||
5 | Моделирование. Логические рассуждения. | 1 | 17-23 | |||||||||
6-7 | Действия с величинами. | 2 | 24-31 | |||||||||
8 | Входная контрольная работа | |||||||||||
9 | Анализ и работа над ошибками.Схема. | 32-37 | ||||||||||
10 | Числовой луч. Схема. | 38-46 | ||||||||||
11-12 | Сравнение длин отрезков. Схема. | 47-55, 56-63 | ||||||||||
13-14 | Классификация. Сравнение величин. | 64-69 | ||||||||||
15 | Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в 1 классе» | |||||||||||
16 | Анализ и работа над ошибками. | |||||||||||
Двузначные числа. Сложение. Вычитание. (28ч) Знать:-правило прибавления и вычитания по частям; -прием «заимствования» десятка-состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания);-сочетательное свойство сложения Уметь:-измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины; -выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;-читать несложные готовые таблицы;-выполнять сложение и вычитание, используя таблицу;-выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. УУД: Личностные:- адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; Регулятивные:- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.Познавательные:общеучебные:-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;- устанавливать причинно-следственные связи;- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;логические - построение логической цепи рассуждений.- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;Коммуникативные:- задавать вопросы;- использовать речь для регуляции своего действия.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. | ||||||||||||
17 | Дополнение двузначных чисел до «круглых» десятков. | 1 | 70-79 | |||||||||
18 | Сложение и вычитание величин. | 1 | 80-86 | |||||||||
19 | Вычитание однозначных чисел из «круглых» десятков. | 1 | 87-93 | |||||||||
20 | Подготовка к решению задач. Схемы. | 1 | 94-100 | |||||||||
21 | Схема. Сравнение величин. | 1 | 101-108 | |||||||||
22 | Комбинаторные и логические задачи. | 1 | 109-111 | |||||||||
23-24 | Сложение и вычитание чисел с переходом в другой разряд. | 2 | 112-120 | |||||||||
25 | Состав числа 11. Моделирование. | 1 | 121-128 | |||||||||
26 | Состав числа 11 и соответствующие случаи вычитания. | 1 | 129-134 | |||||||||
27-28 | Взаимосвязь компонентов и результата сложения. | 2 | 135-143 | |||||||||
29-30 | Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания. | 2 | 144-149, 150-156 | |||||||||
31-32 | Состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания. | 2 | 157-164, 165-170 | |||||||||
33-34-35 | Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания. | 3 | 171-177, 178 -184, 185-194 | |||||||||
36 | Состав числа 15 и соответствующие случаи вычитания. | 1 | 195-201 | |||||||||
37-38 | Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания. | 2 | 211-221 | |||||||||
39 | Контрольная работа по теме:«Сложение и вычитание в пределах 20». | 1 | ||||||||||
40 | Анализ и работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
41-42 | Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. | 2 | 222-225 | |||||||||
43-44 | Сочетательное свойство сложения. Скобки. | 2 | 226-228 | |||||||||
Задача. Формирование умения читать задачу. Структура задачи.13ч Знать: -структуру задачи (условие, вопрос);-понятия «данное», «искомое» Уметь:-анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи,-дополнять условие задачи, записывать решение и ответ-решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы;-переформулировать текст задачи в более простой;-решать простые и составные задачи с опорой на схемы таблицы, краткие записи и другие модели. УУД: Личностные:- устойчивый познавательный интерес кновым общим способам решения задач;- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; Регулятивные:- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Познавательные: общеучебные: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;логические -установление закономерностей;- совершенствование умения сравнивать.Коммуникативные:- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь | ||||||||||||
45-46 | Задача, её структура. | 2 | 229-230 | |||||||||
47 | Анализ и сравнение текстов задач. | 1 | 231-233 | |||||||||
48 | Анализ решения задачи. Дополнение условия задачи. | 11 | 234-239 | |||||||||
49 | Постановка вопросов к условию. Выбор схемы к данному условию задачи. | 1 | 240-244 | |||||||||
50-51 | Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. | 2 | 245-250 | |||||||||
52-53 | Построение схемы по данному условию задачи. | 2 | 251-257 | |||||||||
54-55 | Объяснение выражений, записанных по условию задачи. | 2 | 258-263 | |||||||||
56 | Контрольная работа по теме «Решение задач» | 1 | ||||||||||
57 | Анализ и работа над ошибками. Решение задач. | 1 | ||||||||||
Угол. Многоугольник. Прямоугольник и квадрат. 5ч. Знать:-понятия «многоугольник», «прямоугольник», «квадрат»;-свойства прямоугольника и квадрата Уметь:-соотносить два понятия: «прямоугольник», «квадрат»;-распознавать и изображать на чертеже прямоугольник и квадрат УУД:Личностные:-умение слушать и слышать собеседника, -обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Регулятивные:- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: общеучебные:-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (многоугольник, прямоугольник, квадрат);-выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (квадрат,прямоугольник) с помощью линейки, угольника;логические:- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;Коммуникативные:-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | ||||||||||||
58-59 | Прямой угол. Обозначение угла. Острые и тупые углы. | 2 | 264-268 | |||||||||
60 | Многоугольник. Периметр многоугольника | 1 | 268-272 | |||||||||
61 | Прямоугольник и квадрат. | 1 | 273-281 | |||||||||
62 | Решение задач. | 1 | ||||||||||
Двузначные числа. Сложение и вычитание.34 ч Знать:-правило прибавления и вычитания по частям; -прием «заимствования» десятка;-структуру задачи (условие, вопрос); Уметь:-выполнять поразрядное вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд;-выполнять прием поразрядного сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд -решать простые и составные задачи арифметическим способом;-анализировать решение задачи;-подбирать схемы по данному решению;-решать задачи разными способами. УУД:Личностные: -внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;Регулятивные:- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные:общеучебные: - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;- устанавливать аналогии;- владеть общим приемом решения задач.- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;логические:-установление закономерностей;-совершенствование умения сравнивать.-находить разные способы решения задач. Коммуникативные:- выражать в речи свои мысли и действия;- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;- задавать вопросы; | ||||||||||||
63 | Группировка слагаемых. Сочетательное свойство сложения. | 1 | 282-288 | |||||||||
64 | Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. | 1 | 289-292 | |||||||||
65-66 | Закрепление приёма сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. | 2 | 293-300 | |||||||||
67 | Решение задач. Моделирование. | 1 | 301-309 | |||||||||
68 | Обобщение по теме: «Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд». | 1 | 310-316 | |||||||||
69 | Контрольная работа по теме:«Сложение двузначных чисел». | 1 | ||||||||||
70 | Анализ и работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
71-72 | Вычитание суммы из числа. | 2 | 317-322 | |||||||||
73 | Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. | 1 | 323-329 | |||||||||
74 | Сравнение текстов задач. Поиск закономерности в записи ряда чисел. | 1 | 330-334 | |||||||||
75 | Закономерности в записи ряда чисел. Постановка вопросов к данному условию | 1 | 335-340 | |||||||||
76-77 | Решение задач. | 2 | 341-347 | |||||||||
78-79 | Решение задач разными способами. | 2 | 348-353, 354-358 | |||||||||
80 | Устные вычисления. Решение задач разными способами. | 1 | Часть 2 1-8 | |||||||||
81 | Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Периметр прямоугольника | 1 | 9-14 | |||||||||
82-83 | Решение задач разными способами. Выбор схемы | 2 | 15-20 | |||||||||
84 | Построение схемы к задаче. Дополнение текста задачи | 1 | 21-28 | |||||||||
85 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 | 29-34 | |||||||||
86 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Закрепление. | 1 | 35-38 | |||||||||
87 | Решение задач. Построение схемы. | 1 | 39-44 | |||||||||
88-89 | Решение задач разными арифметическими способами. | 2 | 45-48, 49-57 | |||||||||
90 | Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд. | 1 | 58-65 | |||||||||
91 | Устные вычисления. Сравнение текстов задач. | 1 | 66-71 | |||||||||
92-93 | Устные вычисления. Решение задач | 2 | 72-76 | |||||||||
94 | Закрепление. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 | 77-81 | |||||||||
95 | Контрольная работа по теме:« Сложение и вычитание двузначных чисел» | 1 | ||||||||||
96 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
Трёхзначные числа. Сложение и вычитание величин. 23ч Знать: -разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами; -устную и письменную нумерацию трехзначных чисел; -термин «сумма разрядных слагаемых»; -единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними; -правило сложения и вычитания величин Уметь: -читать, записывать и сравнивать трехзначные числа; -выполнять поразрядное сравнение трехзначных чисел; -записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; -складывать и вычитать трехзначные числа; -измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины; -сравнивать величины; -использовать знание зависимости результатов арифметических действий от их компонентов при вычислениях и решении задач; -работать на калькуляторе. УУД: Личностные: -формирование личностных качеств как любознательность, трудолюбие, -способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, -целеустремленность и настойчивость в достижении цели. Регулятивные:- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные: общеучебные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;- осуществлять синтез как составление целого из частей;логические:-выдвижение гипотез и их обоснование;-построение логической цепи рассуждений.Коммуникативные:- выражать в речи свои мысли и действия; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;- задавать вопросы | ||||||||||||
97 | Сотня. Чтение и запись трёхзначных чисел. | 1 | 82-87 | |||||||||
98-99 | Разрядный состав трёхзначных чисел. Решение задач. | 2 | 88-97 | |||||||||
100 | Сравнение, чтение и запись трёхзначных чисел. Решение задач. | 1 | 98-102 | |||||||||
101 | Сравнение трёхзначных чисел | 1 | 103-109 | |||||||||
102 | Решение задач. Построение схемы. | 1 | 110-114 | |||||||||
103-104 | Разрядный состав трёхзначных чисел. | 2 | 115-122 | |||||||||
105 | Неравенства. Десятичный состав трёхзначных чисел. | 1 | 123-132 | |||||||||
106-107 | Чтение и запись трёхзначных чисел, их сравнение. | 2 | 133-139 140-145 | |||||||||
108 | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | 1 | 146-152 | |||||||||
109-110 | Обобщение знаний о разрядном составе трёхзначных чисел. | 2 | ||||||||||
111 | Самостоятельная работа «Разрядный состав трёхзначных чисел» | 1 | ||||||||||
112 | Анализ и работа над ошибками. | 1 | ||||||||||
113 | Сравнение длин. Соотношение единиц длины | 1 | 153-158 | |||||||||
114 | Единица длины – метр. | 1 | 159-166 | |||||||||
115 | Соотношение единиц длины . Решение задач | 1 | 167-170 | |||||||||
116-117 | Решение задач. | 2 | 171-175 | |||||||||
118-119 | Единицы длины. Метр. Решение задач. Закрепление. | 2 | ||||||||||
Смысл умножения. Таблица умножения с числами 9 и8. 25ч Знать: -термин «умножение»; -смысловое значение чисел, образующих произведение -понятие «произведение», «множитель»; -название компонентов действия умножения; -правило умножения числа 0 и 1 на число 0 и 1; -таблицу умножения на 9, 8; -переместительное свойство умножения; -отношение «увеличить в несколько раз» Уметь: -читать и записывать сумму одинаковых слагаемых в виде произведения; -составлять произведение и переходить от него к сумме; -распознавать первый и второй множители в произведении и понимать их смысл; -вычислять значение произведения на основе сложения одинаковых слагаемых; -умножать числа 0 и 1 выполнять умножение на однозначное число; -решать простые задачи действием умножения; -применять переместительное свойство умножения при вычислениях; -увеличивать данную величину в несколько раз; -использовать сравнение величин; --работать на калькуляторе УУД:Личностные: - соотносить результат действия с поставленной целью; - способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные: общеучебные: - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; логические: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: - задавать вопросы;- использовать речь для регуляции своего действия. - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. | ||||||||||||
120-121 | Смысл действия умножения как сложение одинаковых слагаемых. | 2 | 176-178 | |||||||||
122 | Смысл умножения. Название компонентов и результата умножения. | 1 | 179-184 | |||||||||
123 | Замена сложения умножением. Умножение на 1 и на 0 | 1 | 185-188 | |||||||||
124 | Запись суммы в виде произведения. | 1 | 189-195 | |||||||||
125-126 | Решение задач. | 2 | 196-201 | |||||||||
127 | Переместительное свойство умножения | 1 | 202-204 | |||||||||
128 | Табличные случаи умножения вида: 9 х 5, 9 х 6, 9 х 7. | 1 | 205-210 | |||||||||
129 | Закрепление табличных случаев умножения числа 9. | 1 | 211-217 | |||||||||
130-131 | Табличные случаи умножения вида: 9 х 2, 9 х 3, 9 х 4. | 2 | 218-223, 224-230 | |||||||||
132-133 | Решение задач, используя смысл умножения. | 2 | 231-238 | |||||||||
134 | Увеличить в несколько раз. | 1 | 239-243 | |||||||||
135 | Табличные случаи умножения вида: 8 х 3, 8 х 5, 8 х 7. | 1 | 244-248 | |||||||||
136 | Увеличить в несколько раз. Решение задач. | 1 | 249-253 | |||||||||
137 | Табличные случаи умножения вида: 8 х 2, 8 х 4, 8 х 6, 8 х 8. | 1 | 254-258 | |||||||||
138 | Увеличить в несколько раз. Таблица умножения на 8. Решение задач. | 1 | 259-263 | |||||||||
139-140 | Закрепление.Увеличить в несколько раз. Таблица умножения на 8. Решение задач. | 2 | 264-271 | |||||||||
141 | Контрольная работа по теме: «Умножение. Переместительное свойство умножения» | 1 | ||||||||||
142 | Анализ и работа над ошибками | 1 | 272-278 | |||||||||
143-144 | Устные вычисления. Решение задач | 2 | 279-281 | |||||||||
Величины. Единицы времени. 3ч Знать: -понятие «время», «полдень», «полночь», «циферблат»;-единицы измерения времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними Уметь: -отвечать на вопрос: «Который час?»;-определять время по часам, -пользоваться изученной терминологией УУД: Личностные: - готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; Регулятивные: - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные: общеучебные:- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Логические:- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: - выражать в речи свои мысли и действия;- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет. | ||||||||||||
145 | Единицы времени. Час, минута, секунда. . | 282-284 | ||||||||||
146-147 | Обучение определению времени по часам со стрелками. Решение задач. | 285-292 | ||||||||||
Геометрические фигуры: плоские и объёмные. Окружность . Круг. Шар. Сфера. 8ч Знать: -термины «окружность» и «круг»; -термины «центр окружности» и «радиус окружности» Уметь: -распознавать и изображать на чертеже окружность, радиус и центр окружности; -выполнять построение с помощью циркуля УУД: Личностные: - адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности. Регулятивные:- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; Познавательные:общеучебные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; логические: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности | ||||||||||||
148 | Представление о плоских и объёмных фигурах | 1 | 293-296 | |||||||||
149 | Окружающие предметы и геометрические тела. | 1 | 297-300 | |||||||||
150-151 | Представления о плоских и кривых поверхностях. | 2 | 301-303 | |||||||||
152 | Признаки окружности. Построение окружности. Центр окружности | 1 | 304-306,308 | |||||||||
153 | Представления о круге, шаре и сфере | 1 | 307, 309-311 | |||||||||
154 | Контрольная работа по теме: «Величины и геометрические фигуры» | 1 | ||||||||||
155 | Анализ и работа над ошибками | 1 | ||||||||||
Повторение 15 ч. Знать: -состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20; -разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами; -названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность); -единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними; -единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними. -структуру задачи (условие, вопрос); -названия компонентов и результата умножения; - таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8); -переместительное свойство умножения; Уметь: -читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000; -складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000; -распознавать и чертить геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник; -измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины; -определять время по часам; -решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решениевыражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы; -читать числовые равенства на умножение; -соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями; -интерпретировать понятие «увеличить в...» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической); -использовать переместительное свойство умножения при вычислениях и для сравнения выражений. УУД: Личностные: -внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; - устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач; Регулятивные: - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: общеучебные: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь | ||||||||||||
156-157-158 | Сложение и вычитание с переходом через разряд | |||||||||||
159 | Итоговая контрольная работа за год | |||||||||||
160 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||||||||
161-164 165 | Умножение и деление | |||||||||||
166-167 | Повторение пройденного за год. Величины. | |||||||||||
168-170 | Повторение пройденного за год. Решение задач. | |||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...