Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_zanimatelnaya_matematika.docx | 43.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Директор ________ /Старцева Л.А./ Зам. директора по УВР______________ Руководитель ШМО______________
«_____»______________ 2016г. «_____»______________2016 г . «_____»______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – элективный курс «Занимательная математика»
Класс – 3
Учебный год - 2016-2017
Учитель – Ивашура Елена Витальевна
Количество часов в неделю – 1 ч
Количество часов всего -34 ч (34 учебные недели)
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по математике, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Изучение элективного курса «Занимательная математика» направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Раздел II. Общая характеристика курса «Занимательная математика»
Изучение курса «Занимательная математика» определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
—формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
—развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
—формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
—формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
—развитие познавательных способностей;
—воспитание стремления к расширению математических знаний;
—формирование критичности мышления;
—развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира,
усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
В содержание программы входят следующие разделы «Ребусы», «Нестандартные задачи», «Головоломки».
Раздел III. Место курса «Занимательная математика» в учебном плане
Курс «Занимательная математика» включен в программу внеурочной деятельности и дополняет обязательную предметную область «Математика и информатика», которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение занимательной математики в 3 классе отводится 34 часа ( 1 раз в неделю).
Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания курса «Занимательная математика»
- основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусств и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Раздел V. Личностные, метапредметные результаты освоения программы курса «Занимательная математика»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированость универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Планируемые личностные результаты
Виды УУД | Выпускник научится | Выпускник получит возможность для формирования |
Личностные | • внутренняя позиция школьника на уровне | • внутренней позиции обучающегося на уровне |
(сформированость | положительного отношения к школе, ориентации на | положительного отношения к образовательному |
внутренней позиция | содержательные моменты школьной действительности и | учреждению, понимания необходимости учения, |
обучающегося, | принятия образца «хорошего ученика»; | выраженного в преобладании учебно-познавательных |
адекватной мотивации | • широкая мотивационная основа учебной деятельности, | мотивов и предпочтении социального способа оценки |
учебной деятельности, | включающая социальные, учебно-познавательные и | знаний; |
включая учебные и | внешние мотивы; | • выраженной устойчивой учебно-познавательной |
познавательные | • учебно-познавательный интерес к новому учебному | мотивации учения; |
мотивы, ориентация на | материалу и способам решения новой задачи; | • устойчивого учебно-познавательного интереса к |
моральные нормы и их | • ориентация на понимание причин успеха в учебной | новым общим способам решения задач; |
выполнение, | деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль | • адекватного понимания причин |
способность к | результата, на анализ соответствия результатов | успешности/неуспешности учебной деятельности; |
моральной | требованиям конкретной задачи, на понимание | • положительной адекватной дифференцированной |
децентрации) | предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и | самооценки на основе критерия успешности |
других людей; | реализации социальной роли «хорошего ученика»; | |
• способность к самооценке на основе критериев | • компетентности в реализации основ гражданской | |
успешности учебной деятельности; | идентичности в поступках и деятельности; | |
• основы гражданской идентичности личности в форме | • морального сознания на конвенциональном уровне, | |
осознания «Я» как гражданина России, чувства | способности к решению моральных дилемм на основе | |
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и | учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их | |
историю, осознание ответственности человека за общее | мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении | |
благополучие, осознание своей этнической | моральным нормам и этическим требованиям; | |
принадлежности; | • установки на здоровый образ жизни и реализации её | |
• ориентация в нравственном содержании и смысле как | в реальном поведении и поступках; | |
собственных поступков, так и поступков окружающих | • эмпатии как осознанного понимания чувств других | |
людей; | людей и сопереживания им, выражающихся в | |
• знание основных моральных норм и ориентация на их | поступках, направленных на помощь и обеспечение | |
выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения | благополучия |
Планируемые метапредметные результаты
Раздел VI. Содержание курса «Занимательная математика»
В содержание программы входят следующие разделы «Ребусы», «Нестандартные задачи», «Головоломки».
Ребусы
Буквенные ребусы и ключи для их разгадывания Рисуночные ребусы. «Математические дорожки» и «Числовые коврики». Цифры в буквах. Ребусы с ключевыми словами. Ребусы с квадратиками, ребусы цифровые. Числовые ребусы, использующие операции сложения и вычитания. Числовые ребусы, использующие операции умножения и деления. Правила дешифровки числового ребуса. Разгадывание и составление ребусов – слов, предложений, текстов.
Нестандартные задачи»
Комбинаторные задачи. «Поиск девятого», «Задачи о переправах», «Сообрази и посчитай», «Волшебное зеркало мага» (Обобщение задачи о колпаках), «Где же, правда?» (Задачи о лгунах), «Установим соответствие между элементами различных множеств – решим задачу», «Упорядочим множество – решим задачу», «Можно ли обыграть противника , а если можно, то, как это сделать?», «Определите победителя турнира».
Головоломки
Числовые головоломки. Буквенное лото. Головоломки на разрезание. Игровые головоломки. Квадраты с «чёрными дырами». Экспресс – лабиринт. Лабиринт – алфавит. Головоломки с домино. Занимательные квадраты. Сквэрворды
Раздел VIII. Описание материально-технического обеспечения элективного курса «Занимательная математика»
Материально-техническое обеспечение включает в себя дидактическое и методическое обеспечение программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах 2-4.
Дидактическое и методическое обеспечение | |
Таблица 2 | |
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько | Айзенк Г. Проверьте свои способности. – Рига: Виеда. 2010 |
З.Б. Учимся решать комбинаторные | Зак А. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. – М.: НПО |
задачи. Тетрадь по математике для | «Перспектива», 2011. |
учащихся 1 (2,3,4)класса. – Смоленск: | А.З. Зак. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие |
Ассоциация XXI век, 2010. | для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2008г. |
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. – М.: Илекса. 2010. | |
Зак А. З. Развитие интеллектуальных | Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики во втором классе. – М.: Илекса. 2010. |
способностей у детей 9 лет. Задания для | Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе. – М.: Илекса. 2010. |
самостоятельной работы детей. | Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвёртом классе. – М.: Илекса. |
(Ксерокопии) | 2014. |
Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. – СПб: Лань, МИК, 2011 | |
Зак А. З. Путешествие в Сообразилию или | Математика 2-4 классы: олимпиадные задания. Вып.1 /Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: |
как помочь ребёнку стать смышленым. | Учитель, 2011. |
Поиск девятого. Игра на поиск | Мочалов Л.П. Головоломки: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит», 2009 |
закономерностей для детей 6-10 лет | Перельман Я.И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. - М.: Астрель: |
(Ксерокопии) | АСТ: Хранитель, 2009 |
Соколовская С.М. Словарь в ребусах и загадках. Учебное пособие по русскому языку для | |
учащихся 1-4 классов и учителей. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2012. | |
Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега, | |
2011 | |
Сухих И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. – М.: АСТ: Астрель, 2008. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г
Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....
Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования , Примерной программы на...
Рабочая программа кружка по математике "Лучший математик"
Рабочая программа кружка по математике"Лучший математик"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...