Программа Математика 3 класс школа России
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по математике разработана на основе требований ФГОС начального общего образования в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программы М.И. Моро «Математика», которая обеспечена учебником «Математика 3 класс», 2013 г., автор М.И. Моро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе требований ФГОС начального общего образования в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программы М.И. Моро «Математика», которая обеспечена учебником «Математика 3 класс», 2013 г., автор М.И. Моро.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №5» на 2016-2017 учебный год на изучение данной программы выделено 136 часов.
Изучение курса «Математика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика».
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа – диалог, полилог;
- работа в парах;
- индивидуальная работа;
- нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), урок-соревнование.
Используемые методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- метод стимулирования интереса к учению;
- метод самоконтроля;
- метод самостоятельной деятельности учащихся:
Используемые технологии:
- игровые технологии;
- технология создания ситуации успеха на уроке;
- личностно-ориентированные;
- здоровьесберегающие;
- ИКТ.
С целью достижения качества образовательного процесса согласно ФГОС в 2012 году кабинет укомплектован учебно- лабораторным оборудованием.
Способы и средства проверки и оценки результатов обучения по курсу
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
- Комплексная работа по итогам обучения
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Сроки проведения контрольных работ
В начале учебного года в 3-х классах проводятся входные контрольные работы – для фиксации первоначального результата (сентябрь).
Итоговые контрольные работы по математике проводятся:
в конце 1 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (октябрь);
в конце 2 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (декабрь);
в конце 3 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (март);
в конце года – для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования (апрель – май).
Форма проведения контрольных работ
Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по математике.
Содержание контрольных работ
- Тексты контрольных работ составляются
- начало учебного года с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
- конец 1, 2 и 3 четверти с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
- конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования.
Четверть | Контрольные работы | Административный контроль | Комплексная срезовая работа | Проекты |
I четверть | 2 | 1 | 1 | |
II четверть | 1 | |||
III четверть | 3 | 1 | ||
IV четверть | 2 | 1 | 1 | |
Всего за год | 8 | 2 | 1 | 2 |
Сроки реализации
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
- Основное содержание программы
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Разделы тематического планирования
Тема | Количество часов |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 10 |
Сложение и вычитание. | 54 |
Внетабличное умножение и деление | 27 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация | 11 |
Сложение и вычитание | 10 |
Умножение и деление | 16 |
Итоговое повторение | 8 |
Итого | 136 |
- Требования к планируемым результатам изучения программы
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
--Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Планируемые результаты к концу третьего класса
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел до 1000;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления – на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр прямоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
4. Календарно-тематическое планирование. Математика.
Учебник «Математика» М.И. Моро (4 ч в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (10 ч.) | ||||
1 | Повторение. Нумерация чисел. Сложение и вычитание | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера. | 01.09 | |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток | 04.09 | ||
3 | Выражения с переменной | 05.09 | ||
4-5 | Решение уравнений | 06.09 08.09 | ||
6 | Обозначение геометрических фигур буквами | 11.09 | ||
7 | Закрепление пройденного. Решение задач | 12.09 | ||
8 | Странички для любознательных | 13.09 | ||
9 | Входная контрольная работа №1 | 15.09 | ||
10 | Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились | 18.09 | ||
Сложение и вычитание. (54 ч.) | ||||
11 | Связь умножения и сложения | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы. | 19.09 | |
12 | Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа | 20.09 | ||
13 | Таблица умножения и деления на 2 и 3 | 22.09 | ||
14 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | 25.09 | ||
15 | Решение задач с понятиями масса и количество | 26.09 | ||
16-17 | Порядок выполнения действий | 27.09 29.09 | ||
18 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | 02.10 | ||
19 | Таблица умножения и деления с числом 4 | 03.10 | ||
20 | Закрепление изученного | 04.10 | ||
21-22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 06.10 09.10 | ||
23 | Решение задач | 10.10 | ||
24 | Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | 11.10 | ||
25 | Анализ контрольной работы. Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 13.10 | ||
26 | Таблица умножения и деления с числом 5 | 16.10 | ||
27-28 | Задачи на кратное сравнение | 17.10 18.10 | ||
29 | Решение задач | 20.10 | ||
30 | Таблица умножения и деления с числом 6 | 23.10 | ||
31-32 | Решение задач | 24.10 25.10 | ||
33 | Таблица умножения и деления с числом 7 | 27.10 | ||
34 | Что узнали. Чему научились | 07.11 | ||
35 | Странички для любознательных. Проект: «Математические сказки» | 08.11 | ||
36-37 | Площадь. Сравнение площадей фигур | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующих случаев деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 и на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по ее доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи – расчеты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | 09.11 11.11 | |
38 | Квадратный сантиметр | 14.11 | ||
39 | Площадь прямоугольника | 15.11 | ||
40 | Контрольная работа №3 по теме «Табличное умножение и деление» | 16.11 | ||
41 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 8 | 18.11 | ||
42 | Закрепление изученного | 21.11 | ||
43 | Решение задач | 22.11 | ||
44 | Таблица умножения и деления с числом 9 | 23.11 | ||
45 | Квадратный дециметр | 25.11 | ||
46 | Таблица умножения. Закрепление | 28.11 | ||
47 | Закрепление изученного | 29.11 | ||
48 | Квадратный метр | 30.11 | ||
49 | Закрепление изученного | 02.12 | ||
50 | Странички для любознательных. | 05.12 | ||
51. | Что узнали. Чему научились | 06.12 | ||
52 | Умножение на 1 | 07.12 | ||
53 | Умножение на 0 | 09.12 | ||
54 | Случаи деления вида: а: а, а:1, 0: а | 12.12 | ||
55 | Закрепление изученного | 13.12 | ||
56 | Контрольная работа №4 за II четверть | 14.12 | ||
57 | Анализ контрольной работы. Доли | 16.12 | ||
58 | Окружность. Круг. | 19.12 | ||
59 | Диаметр окружности (круга) | 20.12 | ||
60 | Окружность | 21.12 | ||
61 | Решение задач | 23.12 | ||
62 | Единицы времени: год, месяц, сутки | 09.01 | ||
63 | Странички для любознательных. | 10.01 | ||
64 | Что узнали. Чему научились | 13.01 | ||
Внетабличное умножение и деление. (27 ч.) | ||||
65 | Умножение и деление круглых чисел | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножения и деления. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результат. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотношения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не…, то», «если не…, то не..»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | 16.01 | |
66 | Деление вида 80:20 | 17.01 | ||
67 | Умножение суммы на число | 18.01 | ||
68-69 | Умножение двузначного числа на однозначное | 20.01 23.01 | ||
70 | Решение задач. Закрепление изученного | 24.01 | ||
71-72 | Деление суммы на число | 25.01 7.01 | ||
73 | Деление двузначного числа на однозначное | 30.01 | ||
74 | Делимое, делитель. Проверка деления | 31.01 | ||
75 | Деление вида 87 ׃ 29 | 01.02 | ||
76 | Проверка умножения | 03.02 | ||
77 | Решение уравнений | 06.02 | ||
78-79 | Закрепление изученного. | 07.02 08.02 | ||
80 | Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление двузначного числа на однозначное» | 10.02 | ||
81 | Анализ контрольной работы. | 13.02 | ||
82-83 | Деление с остатком | 14.02 15.02 | ||
84 | Деление с остатком методом подбора | 17.02 | ||
85 | Решение задач на деление с остатком | 20.02 | ||
86 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. Проверка деления с остатком | 21.02 | ||
87-88 | Странички для любознательных. | 22.02 24.02 | ||
89 | Что узнали. Чему научились | 27.02 | ||
90 | Контрольная работа №6 по теме «Внетабличное умножение и деление» | 28.02 | ||
91 | Анализ контрольной работы. Проект: «Задачи-расчёты» | 01.03 | ||
Числа от 1 до 1000. Нумерация (11 ч.) | ||||
92 | Образование и название трёхзначных чисел | Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | 03.03 | |
93 | Запись трёхзначных чисел | 06.03 | ||
94. | Письменная нумерация в пределах 1000. | 07.03 | ||
95 | Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 | 10.03 | ||
96 | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 13.03 | ||
97 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений | 14.03 | ||
98 | Сравнение трёхзначных чисел | 15.03 | ||
99 | Единицы массы. Грамм | 17.03 | ||
100 | Странички для любознательных. | 20.03 | ||
101 | Контрольная работа №7 по теме «Нумерация в пределах 1000» | 21.03 | ||
102 | Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились | 22.03 | ||
Сложение и вычитание (10 ч.) | ||||
103 | Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200 | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритм письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – разносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника. | 24.03 | |
104 | Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90 | 03.04 | ||
105 | Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140 | 04.04 | ||
106 | Приемы письменных вычислений | 05.04 | ||
107-108 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел | 07.04 10.04 | ||
109 | Виды треугольников | 11.04 | ||
110 | Странички для любознательных. | 12.04 | ||
111 | Что узнали. Чему научились | 14.04 | ||
112. | Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000» | 17.04 | ||
Умножение и деление (16 ч.) | ||||
113 | Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений | Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. | 18.04 | |
114-115 | Приемы устных вычислений в пределах 1000 | 19.04 21.04 | ||
116 | Виды треугольников | 24.04 | ||
117 | Что узнали. Чему научились | 25.04 | ||
118 | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 26.04 | ||
119 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное | 28.04 | ||
120-121 | Что узнали. Чему научились | 03.05 05.05 | ||
122 | Приемы письменного деления в пределах 1000 | 08.05. | ||
123 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное | 10.05 | ||
124. | Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление» | 12.05 | ||
125 | Анализ контрольной работы. | 15.05 | ||
126 | Проверка деления | 16.05 | ||
127-128 | Странички для любознательных. Знакомство с калькулятором. | 17.05 19.05 | ||
Итоговое повторение (8 ч.) | ||||
129 | Итоговая контрольная работа | 22.05 | ||
130 | Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились | 23.05 | ||
131-136 | Итоговое повторение | 24.05 25.05 |
- Перечень учебно-методического обеспечения
Литература | |||
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | ||
2 | Моро М.И. и др. Математика. Рабочие программы. М.: Просвещение, 2011 | ||
3 | Моро М.И. и др. Математика. Учебник. 3 класс. М.: Просвещение, 2013 | ||
4 | Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. М.: Просвещение, 2013 | ||
5 | Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. М.: Просвещение, 2014 | ||
6 | Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. Методическое пособие. 3 класс. М.: ВАКО, 2014 | ||
7 | Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 3 класс. М.: Просвещение, 2014 | ||
Дидактический материал | |||
1 | Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы. | ||
Оборудование и приборы | |||
1 | Наборы счётных палочек | ||
2 | Наборы муляжей овощей и фруктов. | ||
3 | Набор предметных картинок. | ||
4 | Наборное полотно. | ||
5 | Демонстрационный чертёжный треугольник. | ||
6 | Демонстрационный циркуль. | ||
7 | Палетка | ||
8 | Столы ученические | ||
9 | Стулья | ||
10 | Стеллажи для книг и оборудования | ||
11 | Мебель для проекционного оборудования | ||
12 | Мебель для хранения таблиц и плакатов | ||
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Сокращение | Периодичность использования |
1 | Система тестирования качества знаний | СТКЗ | Итоговый контроль |
2 | Интерактивная доска Interwrite | ИД | Каждый урок |
3 | Проектор Vivitek D791ST | П | Каждый урок |
4 | МФУ KYOCERA | МФУ | |
5 | Акустические колонки TopDevise | АК | Совместно с ПК |
6 | Разветвитель Axiom | ||
7 | Документ камера Gaoke GK -9000A | ДК | 1-2 урока в неделю |
8 | Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки | ||
9 | Компьютер мобильный (ноутбук) педагога | ПК | Каждый урок |
10 | Фотоаппарат Canon | Ф | |
11 | Система организации беспроводной сети D-link DIR-320 | ||
12 | Гарнитура компактная Senmai | Г | |
13 | Мышь оптическая ARCTIC | ||
14 | Практические рекомендации (пособие для учителя) | ||
15 | Компьютер мобильный (ноутбук) обучающихся | ПКУ | 1-2 раза в неделю |
16 | Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова |
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_____________ От «______» ________________201___г. | Согласовано «_____»___________201 г. Заместитель директора по УВР ____________________________ Шлеткова О.С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класс Школа России математика
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы учебн...
рабочие программы 2 класс "Школа России" математика
рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа. Математика. УМК "Школа России"
1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе.В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение...
Рабочая программа 1 класс "Школа России" математика
МАТЕМАТИКАПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...
Рабочие программы, 2 класс, "Школа России". Математика, русский язык
Рабочие программы 2 класс "Школа России" . Математика, русский язык. Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа "Математика" УМК "Школа России" ФГОС
УМК "Школа России" 1-4 класс ФГОС...
программа 1 класс "Школа России" математика
рабочая программа по математике для 1 класса по программе "Школа России"...