Урок-путешествие по математике "Решение задач на движение" (4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Кулаева Ирина Евгеньевна

Предлагается урок-путешествие по математике в 4 классе по теме "Решение задач на движение" с закреплением предметных навыков, овладения предметными умениями.

Основные цели: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий, знакомство учащихся с историей путешествий и историей изобретений транспортных средств.

Учащиеся научатся использовать приобретённые навыки для умения решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; овладеют навыками наглядного представления данных в разной форме,  умениями  применять формулы для решения задач на движение; приобретут опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_dvizhenie_4_klass.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Задачи на все виды движения

Предмет: математика

Класс: 4

Тип урока: урок-путешествие с закреплением предметных навыков, овладения предметными умениями.

Основные цели: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Планируемые результаты:

Предметные:

- использование приобретённых навыков для умения решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;

- овладение навыками наглядного представления данных в разной форме, овладение  умениями  применять формулы для решения задач на движение;

- приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

-совершенствовать умения чтения чертежа, выполнение чертежа, используя чертежные инструменты;

Личностные:

- у обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

- совершенствовать умения организовывать собственную деятельность, определять пос-ледовательность операций по изготовлению изделия;

- расширить представление учащихся о некоторых изобретениях человечества, видах транспорта, великих мореплавателях и изобретателях.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-формировать  учебную задачу урока; контролировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректировать  свои действия;

- принимать активное участие в групповой и коллективной работе;

- слушать и вступать в диалог, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать  необходимость нового знания.

Познавательные универсальные учебные действия:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-формулировать  познавательную цель; выделять необходимую информацию, анализировать, сравнивать; создавать  проблемы решения и алгоритм деятельности;          

уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 - формулировать проблемы, анализировать объекты с целью выделения признаков, самостоятельно достраивать с изменением конструкции, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;

-  допускать существование различных точек зрения;

- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

- слушать и понимать  партнера, не создавать  конфликтов в спорных ситуациях.

- адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.

Оборудование: карточки для групповой и парной работы, презентация, экран, компьютер, проектор.

Дидактические материалы:  1. Математика. Учебник для 4 кл. В 2ч.\ М. И.Моро, М.А.Бантова. М.: Просвещение, 2014 г.

2. Методическое пособие к учебнику «Моя математика 4 класс» : пособие для учителя \   Е. Демидова, С.Ф. Козлова, А.П. Тонких. -М.: Баласс, 2014.\

3. Моро М.И. , Вапняр Н.Ф.Карточки с математическими заданиями и играми: 4 кл.: Для четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

На уроке используются следующие методы: групповой и парной работы, словесный, наглядный, проблемно-поисковый, метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод), самостоятельная работа.

Ход урока

  1. Орг.момент (Слайд 1)

Учитель: Добрый день. Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Сегодня мы будем оправимся с вами в необычное путешествие, поэтому дружба и взаимопомощь будут нашими помощниками.

  1. Актуализация знаний. (Слайд 2)

Учитель: Как человек на протяжении веков открывал мир? (Путешествовал)

У.: Какими видами транспорта пользовался, чтобы оказаться в самых отдаленных уголках земного шара? (лошади, верблюды, корабли, воздушные шары, автомобили и пр. ответы)

Чтобы водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Нам нужна наука эта –

А – риф – ме – ти – ка!

У.: Когда путешественник на своем пути сталкивается с трудными ситуациями, ему помогает смекалка и юмор. Попробуйте и вы перед путешествием преодолеть первое испытание - на смекалку.

Задачи-шутки:

  1. Мой приятель шел,

Пятак нашел.

Двое пойдем,

      Сколько найдем? (Ничего)

  1. Первый Назар шёл на базар,

      Второй Назар с базара.

      Какой Назар купил товар,

      Какой шёл без товара? (1-й без товара, 2-й с товаром)

  1. Электропоезд едет с востока на запад. Набрав скорость, поезд делает 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. 
    В какую сторону относит дым поезда?
    (у электропоезда нет дыма)
  2. Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)

  1. Математическая разминка. Устный счет.

№ 1. Работа в группах.

У.: Много загадок нужно доведется разгадать путешественникам. Вот одна из них.

Расшифруйте и отгадайте загадку (Слайд 3)

Каждой группе раздаются карточки с заданием, расшифровав слова, складывается фраза.

 У.: Перед тем, как приступить к работе повторим правила работы в группе.

1 группа. 70 ∙ 10 – 3 ∙ 90 (ш)

                 360 : 4 : 15 ∙ 50 (е)

                 42 – 320 : 80 ∙ 4 (к)

                 (900 – 90) : 9 – 7 ∙ 5 (о)

                 168 : 8 ∙ 6 : (72 : 24) (ё)

                 (180 : 18 + 620) : 7 ∙ 5  (р)

                 (210 : 6 + 7) : 6 ∙ (28 : 4) (й)

2 группа. (89 + 51) : 7 ∙ 9 – 53 (в)

                 (100 : 25 ∙ 60 – 42) : 2 (ь) 

                  96 ∙ 10 : 6 + 80 – 50 (а)

                  (88 : 22 + 60 : 5) ∙ 8 (д)

                  (560 : 7 ∙ 8 + 80) : 9 (н)

                  200 – 210 : (58 + 12) ∙ 50 (и)

                  (210 : 6 + 7) : 6 ∙ (28 : 4) (й)

127

50

128

250

80

26

450

190

49

128

190

80

250

в

и

д

е

н

к

р

а

й

,

н

о

н

е

128

55

49

128

42

430

99

д

о

й

д

е

ш

ь

У.: В древности люди считали, что горизонт – это край земли. Но постепенно, самые любопытные заметили, что это не так. (Слайд 4) Так, в 1468-1474 годах  Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии, Индии  и Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хождение за три моря». Это было первое в русской литературе описание поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.

№ 2. Парная работа

У.: Отправимся и мы с вами тихим ходом, как Афанасий Никитин, гужевым транспортом по земле, т. е. на лошадях или верблюдах.

Ребята, я вам предлагаю поработать в парах. Каждая пара получает маршрутные карты с вопросами, на которые нужно ответить, чтобы продолжить путешествие. Правильный ответ выберите и подчеркните. 

Работайте по плану:

1. Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?

2. Записать единицы длины этих величин.

3. Вспомнить и записать формулы

(Таблица у каждой пары и на доске).

1 вариант.

1) Какой буквой обозначается скорость? (v   t   S)

2) В каких единицах измеряется скорость? (км   с   м    км/ч    ч    м/мин    см    м/с    мин)

3) Закончите предложение: «Чтобы найти скорость, нужно ….»

- расстояние разделить на время

- скорость умножить на  время

- расстояние разделить на скорость

2 вариант.

1) Какой буквой обозначается время? (v   t   S)

2) В каких единицах измеряется время? (км   с   м    км/ч    ч    м/мин    см    м/с    мин)

3) Закончите предложение: «Чтобы найти время, нужно ….»

- расстояние разделить на время

- скорость умножить на  время

- расстояние разделить на скорость

3 вариант.

1) Какой буквой обозначается расстояние? (v   t   S)

2) В каких единицах измеряется расстояние? (км   с   м    км/ч    ч    м/мин    см    м/с    мин)

3) Закончите предложение: «Чтобы найти расстояние, нужно ….»

- расстояние разделить на время

- скорость умножить на  время

- расстояние разделить на скорость

№ 3. Фронтальная работа. (Слайд 5)

Заполните таблицу

Скорость

Время

Расстояние

15 км/ч

? (3 ч)

45 км

? (30 км/ч)

9 ч

270 км

45 км/ч

4 ч

? 180 км

? 50 км/ч

1 сут

1200 км

У.: Молодцы! С первыми испытаниями мы справились достойно. Вперед к новым  приключениям!

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

№1. Задача на движение в противоположных направлениях.

Дойдя до берегов океана путешественники решили продолжить свой путь уже по воде. Для этого использовали  корабли. Благодаря  этому были открыты новые континенты и острова.

(Слайд 6). Вы знаете, как зовут этого мореплавателя? (Христофор Колумб)

В 1492 году испанский мореплаватель Христофор Колумб достиг берегов Америки. Следующий этап нашего путешествия – морской.

Задача 1. (Слайд 7) Два корабля плывут в противоположных направлениях  со скоростью 25 км/ч и 32 км/ч. Сколько времени должно потребоваться, чтобы корабли оказались на расстоянии 228 км?

Запишите решение задачи в тетрадь. (у 1-2 учащихся проверяется правильность решения задачи.) Проверьте решение (на экране появляется решение задачи). Поднимите руку, кто правильно решил задачу. Молодцы! Двигаемся дальше!

№2. Задача на встречное движение.

Дальше мы продолжим своё путешествие на поезде.

Мысль о применении пара для нужд транспорта возникла еще в XVII в. Вначале пытались приспособить паровые двигатели к обыкновенным повозкам или телегам. Паровые повозки были  рассчитаны  на движение по прямой дороге без рельсов. Первый пароход, так назывались первые паровозы, построил в 1763 г. Французский инженер Коньо. (Слайд 8). Эта машина работала всего 12-15 минут. Сейчас же по рельсам к разным городам всего мира спешат высокоскоростные поезда.

Задача 2. Из пунктов А и В, расстояние между которыми 660 км, выехали одновременно навстречу друг другу пассажирский и товарный поезда. Скорость пассажирского поезда 140 км/ч, а товарного 80 км/ч. Через какое время произойдет встреча этих поездов?

Запишите решение задачи в тетрадь (проверяется решение задачи у 1-2 учащихся). Поменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность решения. Один ученик объясняет решение задачи.

Перед дальнейшим путешествием нам нужно остановиться и отдохнуть.

  1. Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре…

Вот так славно освежились,

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной  рукой – это кроль.

Три, два, один –

Плывем, как дельфин.

Качаясь на волне,

Плывем на спине.

Вышли на берег крутой,

Отряхнулись – и домой.

У.: Продолжаем наше путешествие.

Недавно мировое автомобилестроение отметило свое 130-летие. (Слайд 9) 29 января 1886 г. инженер Карл Фридрих Бенц получил первый патент на экипаж с газовым мотором. Серийное производство «самобегающих» трехколесных колясок началось с 1893 года.

№3. Задача на движение вдогонку (Слайд 10).

Решение задачи записывается на доске.

Из двух пунктов, удаленных друг от друга на расстоянии 300 км, одновременно выехали в одном направлении автобус  и автомобиль. Скорость автобуса 40 км/ч, а автомобиля 60 км/ч. Через какое время автомобиль догонит автобус?

№4. Задача на движение вдогонку.

Отгадайте загадку  и узнаете, на чем мы будем путешествовать дальше (Слайд 11)

Конь железный у меня.

Нет уздечки у коня,

Нет копыт, и гривы нет.

Это мой ….. (велосипед)

Да, правильно, мы садимся на велосипеды.

Мальчик и мужчина выехали из одной и той же деревни в одно и то же время и пое-хали  в город по одной и той же дороге. Скорость движения мужчины 20 км/ч, а ско-рость мальчика на 2 км/ч меньше. Найдите расстояние между ними через 4 часа пос-ле начала движения.

Решение задачи  выполняется самостоятельно в тетрадях.

Учитель выборочно проверяет тетради с выполненной задачей.

  1. Рефлексия с опорой  на жизненный опыт (Слайд 12).

У.: Наше путешествие подошло к  концу. Поднимите  руку, кому наше путешествие понравилось. Кому необходимо понимать и уметь решать задачи на движение?

А теперь продолжите фразы:

- Я узнал новое …

- Я научился …

- Самое трудное на уроке для меня было…

- Меня порадовало …

Поставьте на полях в тетради себе оценку за работу на уроке.

  1. Информация по выполнению домашнего задания. 

Ваше домашнее будет творческим. Придумайте свои 3-4 задачи на движение, героями которых будут сказочные герои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике «Полет в космос» (3 класс)

Урок-путешествие по математике «Полет в космос» (3 класс)Тема: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИЕМОВ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ПРЕДЕЛАХ 100»Тип урока: урок закрепления знанийЗадачи:   1. ...

Урок-путешествие с Колобком по математике в 1 классе."Число 10". Школа 2100. ФГОС.

На уроке дети, путешествуя вместе с Колобком, показывают УУД, приобретённые в теме "Число 10". К уроку прилагается презентация на mimiostudio, но она не загружается на минисаййт. Ищите её на...

урок-путешествие "Решение примеров и задач в пределах 100"

Тема:                     «Решение примеров и задач».Цель:     Закрепление...

Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс

Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...

Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.

Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или  к 8 марта....

Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса».

Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса»....