Урок-путешествие по математике "Решение задач на движение" (4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предлагается урок-путешествие по математике в 4 классе по теме "Решение задач на движение" с закреплением предметных навыков, овладения предметными умениями.
Основные цели: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий, знакомство учащихся с историей путешествий и историей изобретений транспортных средств.
Учащиеся научатся использовать приобретённые навыки для умения решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; овладеют навыками наглядного представления данных в разной форме, умениями применять формулы для решения задач на движение; приобретут опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_dvizhenie_4_klass.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Задачи на все виды движения
Предмет: математика
Класс: 4
Тип урока: урок-путешествие с закреплением предметных навыков, овладения предметными умениями.
Основные цели: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Планируемые результаты:
Предметные:
- использование приобретённых навыков для умения решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;
- овладение навыками наглядного представления данных в разной форме, овладение умениями применять формулы для решения задач на движение;
- приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-совершенствовать умения чтения чертежа, выполнение чертежа, используя чертежные инструменты;
Личностные:
- у обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
- совершенствовать умения организовывать собственную деятельность, определять пос-ледовательность операций по изготовлению изделия;
- расширить представление учащихся о некоторых изобретениях человечества, видах транспорта, великих мореплавателях и изобретателях.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-формировать учебную задачу урока; контролировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректировать свои действия;
- принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
- слушать и вступать в диалог, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Познавательные универсальные учебные действия:
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-формулировать познавательную цель; выделять необходимую информацию, анализировать, сравнивать; создавать проблемы решения и алгоритм деятельности;
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- формулировать проблемы, анализировать объекты с целью выделения признаков, самостоятельно достраивать с изменением конструкции, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- слушать и понимать партнера, не создавать конфликтов в спорных ситуациях.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.
Оборудование: карточки для групповой и парной работы, презентация, экран, компьютер, проектор.
Дидактические материалы: 1. Математика. Учебник для 4 кл. В 2ч.\ М. И.Моро, М.А.Бантова. М.: Просвещение, 2014 г.
2. Методическое пособие к учебнику «Моя математика 4 класс» : пособие для учителя \ Е. Демидова, С.Ф. Козлова, А.П. Тонких. -М.: Баласс, 2014.\
3. Моро М.И. , Вапняр Н.Ф.Карточки с математическими заданиями и играми: 4 кл.: Для четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
На уроке используются следующие методы: групповой и парной работы, словесный, наглядный, проблемно-поисковый, метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод), самостоятельная работа.
Ход урока
- Орг.момент (Слайд 1)
Учитель: Добрый день. Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Сегодня мы будем оправимся с вами в необычное путешествие, поэтому дружба и взаимопомощь будут нашими помощниками.
- Актуализация знаний. (Слайд 2)
Учитель: Как человек на протяжении веков открывал мир? (Путешествовал)
У.: Какими видами транспорта пользовался, чтобы оказаться в самых отдаленных уголках земного шара? (лошади, верблюды, корабли, воздушные шары, автомобили и пр. ответы)
Чтобы водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Нам нужна наука эта –
А – риф – ме – ти – ка!
У.: Когда путешественник на своем пути сталкивается с трудными ситуациями, ему помогает смекалка и юмор. Попробуйте и вы перед путешествием преодолеть первое испытание - на смекалку.
Задачи-шутки:
- Мой приятель шел,
Пятак нашел.
Двое пойдем,
Сколько найдем? (Ничего)
- Первый Назар шёл на базар,
Второй Назар с базара.
Какой Назар купил товар,
Какой шёл без товара? (1-й без товара, 2-й с товаром)
- Электропоезд едет с востока на запад. Набрав скорость, поезд делает 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч.
В какую сторону относит дым поезда? (у электропоезда нет дыма) - Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)
- Математическая разминка. Устный счет.
№ 1. Работа в группах.
У.: Много загадок нужно доведется разгадать путешественникам. Вот одна из них.
Расшифруйте и отгадайте загадку (Слайд 3)
Каждой группе раздаются карточки с заданием, расшифровав слова, складывается фраза.
У.: Перед тем, как приступить к работе повторим правила работы в группе.
1 группа. 70 ∙ 10 – 3 ∙ 90 (ш) 360 : 4 : 15 ∙ 50 (е) 42 – 320 : 80 ∙ 4 (к) (900 – 90) : 9 – 7 ∙ 5 (о) 168 : 8 ∙ 6 : (72 : 24) (ё) (180 : 18 + 620) : 7 ∙ 5 (р) (210 : 6 + 7) : 6 ∙ (28 : 4) (й) | 2 группа. (89 + 51) : 7 ∙ 9 – 53 (в) (100 : 25 ∙ 60 – 42) : 2 (ь) 96 ∙ 10 : 6 + 80 – 50 (а) (88 : 22 + 60 : 5) ∙ 8 (д) (560 : 7 ∙ 8 + 80) : 9 (н) 200 – 210 : (58 + 12) ∙ 50 (и) (210 : 6 + 7) : 6 ∙ (28 : 4) (й) |
127 | 50 | 128 | 250 | 80 | 26 | 450 | 190 | 49 | 128 | 190 | 80 | 250 | |||
в | и | д | е | н | к | р | а | й | , | н | о | н | е |
128 | 55 | 49 | 128 | 42 | 430 | 99 |
д | о | й | д | е | ш | ь |
У.: В древности люди считали, что горизонт – это край земли. Но постепенно, самые любопытные заметили, что это не так. (Слайд 4) Так, в 1468-1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хождение за три моря». Это было первое в русской литературе описание поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.
№ 2. Парная работа
У.: Отправимся и мы с вами тихим ходом, как Афанасий Никитин, гужевым транспортом по земле, т. е. на лошадях или верблюдах.
Ребята, я вам предлагаю поработать в парах. Каждая пара получает маршрутные карты с вопросами, на которые нужно ответить, чтобы продолжить путешествие. Правильный ответ выберите и подчеркните.
Работайте по плану:
1. Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?
2. Записать единицы длины этих величин.
3. Вспомнить и записать формулы
(Таблица у каждой пары и на доске).
1 вариант.
1) Какой буквой обозначается скорость? (v t S)
2) В каких единицах измеряется скорость? (км с м км/ч ч м/мин см м/с мин)
3) Закончите предложение: «Чтобы найти скорость, нужно ….»
- расстояние разделить на время
- скорость умножить на время
- расстояние разделить на скорость
2 вариант.
1) Какой буквой обозначается время? (v t S)
2) В каких единицах измеряется время? (км с м км/ч ч м/мин см м/с мин)
3) Закончите предложение: «Чтобы найти время, нужно ….»
- расстояние разделить на время
- скорость умножить на время
- расстояние разделить на скорость
3 вариант.
1) Какой буквой обозначается расстояние? (v t S)
2) В каких единицах измеряется расстояние? (км с м км/ч ч м/мин см м/с мин)
3) Закончите предложение: «Чтобы найти расстояние, нужно ….»
- расстояние разделить на время
- скорость умножить на время
- расстояние разделить на скорость
№ 3. Фронтальная работа. (Слайд 5)
Заполните таблицу
Скорость | Время | Расстояние |
15 км/ч | ? (3 ч) | 45 км |
? (30 км/ч) | 9 ч | 270 км |
45 км/ч | 4 ч | ? 180 км |
? 50 км/ч | 1 сут | 1200 км |
У.: Молодцы! С первыми испытаниями мы справились достойно. Вперед к новым приключениям!
- Применение знаний и умений в новой ситуации.
№1. Задача на движение в противоположных направлениях.
Дойдя до берегов океана путешественники решили продолжить свой путь уже по воде. Для этого использовали корабли. Благодаря этому были открыты новые континенты и острова.
(Слайд 6). Вы знаете, как зовут этого мореплавателя? (Христофор Колумб)
В 1492 году испанский мореплаватель Христофор Колумб достиг берегов Америки. Следующий этап нашего путешествия – морской.
Задача 1. (Слайд 7) Два корабля плывут в противоположных направлениях со скоростью 25 км/ч и 32 км/ч. Сколько времени должно потребоваться, чтобы корабли оказались на расстоянии 228 км?
Запишите решение задачи в тетрадь. (у 1-2 учащихся проверяется правильность решения задачи.) Проверьте решение (на экране появляется решение задачи). Поднимите руку, кто правильно решил задачу. Молодцы! Двигаемся дальше!
№2. Задача на встречное движение.
Дальше мы продолжим своё путешествие на поезде.
Мысль о применении пара для нужд транспорта возникла еще в XVII в. Вначале пытались приспособить паровые двигатели к обыкновенным повозкам или телегам. Паровые повозки были рассчитаны на движение по прямой дороге без рельсов. Первый пароход, так назывались первые паровозы, построил в 1763 г. Французский инженер Коньо. (Слайд 8). Эта машина работала всего 12-15 минут. Сейчас же по рельсам к разным городам всего мира спешат высокоскоростные поезда.
Задача 2. Из пунктов А и В, расстояние между которыми 660 км, выехали одновременно навстречу друг другу пассажирский и товарный поезда. Скорость пассажирского поезда 140 км/ч, а товарного 80 км/ч. Через какое время произойдет встреча этих поездов?
Запишите решение задачи в тетрадь (проверяется решение задачи у 1-2 учащихся). Поменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность решения. Один ученик объясняет решение задачи.
Перед дальнейшим путешествием нам нужно остановиться и отдохнуть.
- Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре…
Вот так славно освежились,
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной рукой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем, как дельфин.
Качаясь на волне,
Плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.
У.: Продолжаем наше путешествие.
Недавно мировое автомобилестроение отметило свое 130-летие. (Слайд 9) 29 января 1886 г. инженер Карл Фридрих Бенц получил первый патент на экипаж с газовым мотором. Серийное производство «самобегающих» трехколесных колясок началось с 1893 года.
№3. Задача на движение вдогонку (Слайд 10).
Решение задачи записывается на доске.
Из двух пунктов, удаленных друг от друга на расстоянии 300 км, одновременно выехали в одном направлении автобус и автомобиль. Скорость автобуса 40 км/ч, а автомобиля 60 км/ч. Через какое время автомобиль догонит автобус?
№4. Задача на движение вдогонку.
Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы будем путешествовать дальше (Слайд 11)
Конь железный у меня.
Нет уздечки у коня,
Нет копыт, и гривы нет.
Это мой ….. (велосипед)
Да, правильно, мы садимся на велосипеды.
Мальчик и мужчина выехали из одной и той же деревни в одно и то же время и пое-хали в город по одной и той же дороге. Скорость движения мужчины 20 км/ч, а ско-рость мальчика на 2 км/ч меньше. Найдите расстояние между ними через 4 часа пос-ле начала движения.
Решение задачи выполняется самостоятельно в тетрадях.
Учитель выборочно проверяет тетради с выполненной задачей.
- Рефлексия с опорой на жизненный опыт (Слайд 12).
У.: Наше путешествие подошло к концу. Поднимите руку, кому наше путешествие понравилось. Кому необходимо понимать и уметь решать задачи на движение?
А теперь продолжите фразы:
- Я узнал новое …
- Я научился …
- Самое трудное на уроке для меня было…
- Меня порадовало …
Поставьте на полях в тетради себе оценку за работу на уроке.
- Информация по выполнению домашнего задания.
Ваше домашнее будет творческим. Придумайте свои 3-4 задачи на движение, героями которых будут сказочные герои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по математике «Полет в космос» (3 класс)
Урок-путешествие по математике «Полет в космос» (3 класс)Тема: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИЕМОВ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ПРЕДЕЛАХ 100»Тип урока: урок закрепления знанийЗадачи: 1. ...
Урок-путешествие с Колобком по математике в 1 классе."Число 10". Школа 2100. ФГОС.
На уроке дети, путешествуя вместе с Колобком, показывают УУД, приобретённые в теме "Число 10". К уроку прилагается презентация на mimiostudio, но она не загружается на минисаййт. Ищите её на...
урок-путешествие "Решение примеров и задач в пределах 100"
Тема: «Решение примеров и задач».Цель: Закрепление...
Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс
Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...
Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.
Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или к 8 марта....
Конспект открытого урока-путешествия по литературе для проведения в 1 классе "Путешествие в страну Чукоккола"
Конспект открытого урока по литературе....
Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса».
Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса»....