Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности (2 мин.) Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Задачи: - проверить готовность к уроку; - создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.
| - Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую вас на уроке математики. А теперь, ребята, все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям. И садитесь по местам. Слайд 1. - Посмотрите на солнышко. Какое настроение оно у вас вызывает? (Солнечное, радостное, приятное…) - Я рада, что у нас отличное настроение. - Что напоминает данное изображение? (Часы.) - Верно. А вместо времени они указывают… (Действия.) - Зачитайте, какие действия. (Начинаю, разминаюсь, пробую, тренируюсь, применяю, открываю, подвожу итог, проверяю.) - Догадались, почему сегодня я предлагаю вам пройти именно этим маршрутом? (Это марш- рут ученика на уроке открытия нового знания, значит, мы будем открывать что-то новое.) - Правильно ли выстроен маршрут? (Нет.) Далее организует фронтальную проверку. По ходу ответов учитель выстраивает верный маршрут: начинаю, разминаюсь, пробую, открываю, тренируюсь, проверяю, применяю, подвожу итог. Слайд 2, анимация 1. - Тогда начинаем (Слайд 2, анимация 2). Вы точно знаете, как открывать новое знание, значит, и сегодня, несомненно, справитесь! - Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, вы будете работать с радостью и желанием. - Итак, мы начинаем. | Приветствуют учителя, гостей. Включаются в учебную деятельность. Обсуждение. Участвуют в диалоге.
| Личностные: самоопределение. |
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин.) Цель: 1) повторить смысл дроби, умение читать и записывать дроби; 2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; 3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование; 4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения. | - Какой следующий шаг на Солнечных часах вы будете выполнять? (Разминаюсь.) Слайд 4, анимация 1 Фронтальная работа: Слайд 5 А) Длина дороги равна 20 км. Заасфальтировано 2/5 дороги. Сколько км заасфальтировано? (8 км) Слайд 6 Б) Автобус проехал 12 км, что составило 2/3 всего пути. Какова длина всего пути? (18 км) Слайд 7 В) Туристам нужно пройти путь 5 км. Они прошли 2км. Какую часть пути они прошли? (2/5) - Какое число лишнее? (2\5 - дробь, а остальные натуральные числа) - Как называется и что обозначает нижнее число дроби? (Знаменатель, на сколько частей разделили целое) - Как называется и что обозначает верхнее число дроби? (Числитель, сколько частей взяли из целого) | Участвуют в выполнении заданий.
Решают задачи с опорой на наглядность (презентация), поочередно проговаривая правило нахождения части числа и числа по части. Коллективно проговаривают правило. 3 человека работают индивидуально на карточках.
| Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Личностные: самоопределение, мотивационная работа на результат в исполнительской деятельности. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок. |
III.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (5 мин.) Цель: определение места и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, формулировка совместно с учащимися проблемы, цели и задач урока. Задачи: - организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем); - определить и сформулировать проблему; - создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока);
| - Что я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие.) Слайд 8, анимация 1 Учитель открывает Слайд 9 и предлагает выполнить задание. - Выполнять задание вы будете, работая в паре. - Разбить дроби на группы и записать в тетрадь. 5/8, 2/3, 1/6, 10/9, 7/7, 4/4, 8/15, 20/20, 5/2, 9/4. - Что получилось? - Что заметили? Прокомментируйте своё действие. - Чем похожи дроби в первой группе? (Числитель меньше знаменателя) - Что интересного заметили во второй группе? (Числитель равен знаменателю) - Чем интересна третья группа? (Числитель больше знаменателя) Слайд 10. - Разве такое возможно!? (Предположения учеников) - Давайте дадим характеристику каждой дроби. Посмотрите внимательно, как выглядит числитель каждой дроби по отношению к знаменателю? - Какую группу на ваш взгляд можно присоединить к одной из двух других, так, чтобы получилось 2 группы. (Выслушиваются разные ответы детей) - Какое задание вы должны были выполнить? - Почему вы не смогли выполнить задание или обосновать полученный результат? - Итак, кратко определим, в каком месте возникло затруднение. (При обосновании ответа.) - А я принесла вам на урок три работы, выполненные с помощью аппликации. Сейчас вы на них посмотрите, и скажите, какая из аппликаций выполнена правильно, а какие - нет? - Почему эти 2 неправильно? (Дети замечают, что снеговики напоминают дроби, записанные на доске, и делят их на 2 группы) - Как можно назвать эти 2 группы дробей? (Правильные и неправильные) Слайд 11. - Как бы вы сформулировали тему урока? - А цель урока? - Слова – опоры помогут вам сформулировать цель. Познакомиться с понятием… Определить отличия… - Верно. Посмотрите, мы переходим к следующему шагу маршрута «Открываю» Слайд 12. - Все открытые нами знания мы занесём в таблицу. | Разбивают дроби по группам, работая в паре. Обсуждение. Участвуют в диалоге. Дети называют тему урока и предполагают цели. Цель: - познакомиться с понятием неправильная дробь; - определить отличие правильной дроби от неправильной.
| Познавательные: общеучебные; логические; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение. Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. |
IV.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (5 мин.) Цель: построение проекта выхода из затруднения в пробном учебном действии учащихся и его реализация.
| - Ребята, давайте представим, что к вам должны прийти гости. Вы испекли пироги к их приходу, но не удержались и часть съели. Осталось лишь 7\4 Заштрихуйте оставшуюся часть. (Работа в группах).
- По одному представителю от каждой группы попрошу выйти и прикрепить ответ на доску. - Ребята, посмотрите, ответы получились разные. - Почему задание вызвало затруднение? (Нам раньше не приходилось выполнять такое задание, мы не сталкивались с такими дробями.) - В чём особенность такой дроби? (числитель больше знаменателя) - До этого мы работали с дробями, которые называются правильные, а 7/4 это неправильная дробь. - Какую же цель вы поставите? - Чему же ещё мы должны научиться сегодня на уроке? Научиться работать с неправильными дробями | Работают в группах. Практическая работа. - Разделить 2 равных круга на 4 равные части.
- Запись в тетрадях.
- Вывод.
Отвечают представители от пар.
| Познавательные: общеучебные; группировать, классифицировать материал. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; формировать умение договариваться, находить общее решение; высказывать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач. Личностные: самоопределение, мотивационная работа на результат в исполнительской деятельности. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок. |
V.Реализация построенного проекта (10 мин.) Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия устраняющего причину выявленного затруднения, фиксация нового способа действия в вербальной и знаковой форме; сформировать представление о правильных и неправильных дробях.
Задачи: - организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования); - выбрать вместе с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения; - организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию.
| - Давайте проверим, есть ли верно выполненное задание? - Надо было заштриховать 7\4 - Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое) - Что показывает числитель? ( сколько частей надо взять) - Значит надо разделить целое на 4 части и взять 7. ( Делю на 4 части) - У нас 4 доли, а надо 7 . Где взять ещё 3 ? ( взять второй круг) - Вот я взяла ещё 3 доли от второго круга ( беру шестые доли «ловушка» ) - Вы согласны со мной? - Что неверно? ( надо взять четвертые доли.) - На сколько частей надо второй круг разделить? ( на 4) - Сколько взять от второго круга? ( 3 четвёртые доли) - Итак, вот что у вас должно было получиться. - Какая группа выполнила задание верно? - Сравните числитель и знаменатель дроби 7\4 ( Числитель больше знаменателя) Дробь 7\4 неправильная, значит у неправильной дроби… Продолжите... (Если дети не могут продолжить то вопрос.) - Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель? - Из кругов и полосок на доске составим модель неправильной дроби. Числитель и знаменатель будут из кружков, а дробная черта из полоски. Какой круг у нашей дроби должен быть больше, который обозначает числитель или знаменатель? - Заносим данные в таблицу. Правильные дроби | Неправильные дроби |
|
|
- Сравните неправильную дробь 7\4 с 1? - Она больше или меньше 1? - Почему? Докажите (т к. это 1 целое и ещё часть) - Заносим в таблицу неправильная дробь больше 1. Правильные дроби | Неправильные дроби |
|
> 1 |
- Какая дробь называется неправильной? Вывод: Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя и дробь больше 1 - А сейчас решим задачу. - Группа туристов прошла до привала 3\5 , а после привала ещё 2\5 пути. - Отметим на числовом луче путь. _0______________1___ - На сколько частей разделим целое? - Какое значение соответствует 1 делению? 1\5 - Второму делению 2\5, третьему 3\5. отметим путь до привала дугой. - После привала они прошли ещё 2\5. Отметьте точку, куда прибыли туристы. - Какая дробь соответствует 1? (5\5) Здесь у туристов конечная остановка. - Дробь 5\5 это правильная или неправильная дробь? ( Кто считает, что правильная, поднимите руки). - А кто считает, что неправильная? - Будем рассуждать. - Что выражают дроби? (части единиц) - А эта дробь выражает часть? (нет) - А что она выражает? Она выражает целое число - Значит она какая? Правильная или неправильная? Сделайте вывод. ( значит она неправильная) - Что можно сказать о числителе и знаменателе этой неправильной дроби? ( ч = з) - Значит могут быть неправильные дроби у которых… продолжите ( ч = з) - Эта дробь больше или меньше 1 ( она =1) - Составим опорный конспект Правильные дроби | Неправильные дроби |
| > 1 = 1 |
- Расскажите, что узнали о неправильных дробях? Вывод: У неправильной дроби числитель больше или равен знаменателю, а дробь больше или равна 1. - Покажите на числовом луче где расположены неправильные дроби? ( правее 1 ) - Составим опорный конспект для правильной дроби. - У правильной дроби, что будет больше числитель или знаменатель - Расскажите о правильной дроби. Вывод: У правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1. Правильные дроби | Неправильные дроби |
< 1
|
= 1 > 1 |
- Какому математическому действию соответствует дробная черта? (делению) - Распространяется ли это правило на неправильные дроби? ( да, распространяется) - Попробуйте это доказать по лучу (5 / 5 =1) 5:5 =1 Вывод: Итак, как следует рассматривать черту в неправильных дробях? ( как знак деления.) - Что вы узнали о правильных и неправильных дробях? (У правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1. У неправильной дроби числитель больше или равен 1. Сама дробь больше или равна 1) - Правильные ли мы сделали выводы? - Откройте стр. 14 . Давайте прочитаем правило в учебнике. - Правильные выводы мы сделали? ( да) Этот этап урока подошёл к концу. Пришла пора немного отдохнуть. |
Проверяют свою работу.
Выстраивают модель неправильной дроби, фиксируют данные в таблице.
Решают задачу.
Работают с числовым лучом.
Рассказывают, что узнали о неправильной дроби с опорой на модель.
Составляют модель правильной дроби, рассказывают о ней.
Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике на стр. 14.
| Познавательные: общеучебные; группировать, классифицировать материал, сравнивать результат и делать выводы. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; формировать умение договариваться, находить общее решение; высказывать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач. Личностные: самоопределение, мотивационная работа на результат в исполнительской деятельности. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
|
Физкультминутка (2 мин.) | Слайд 13. Вы на славу потрудились, И немного утомились Дружно встать нам всем пора Начинается игра! Игра «Будь внимателен» с использованием понятий правильных и неправильных дробей. - Я буду показывать на дробь, а вы будете выполнять - Если дробь правильная - наклоны в стороны. - Если дробь неправильная - хлопок - Если равна единице - топаем ногами 2/5, 7/7, 4/7, 7/4, 5/8, 8/8, 15/8, 9/24 0- ловушка | Выполняют упражнения под музыку, одновременно применяя знания на практике. | Познавательные осуществлять анализ материала с выявлением существенных признаков. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия. |
VI.Первичное закрепление (7 мин.) Цель: зафиксировать понятия «правильная» и «неправильная» дроби» во внешней речи. Задачи: -организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации); - установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - повторить и закрепить ранее изученное на уроке. | - Мы перешли к следующему шагу наших Солнечных часов (Слайд 12, анимация 2). - Какой важный шаг урока будет дальше? (Нужно провести тест-драйв нового знания. Понять, как им пользоваться, учиться его применять.) Работа по учебнику а) Стр 13 № 2 С комментированием - Где в жизни нам пригодятся эти знания? - Зачем мы изучаем эту тему?
б) Стр 13 № 3 работа в паре
Слайд 15. Зарядка для глаз
| Выполняют задания в учебнике с комментированием, опираясь на эталон. Проговаривают правило. Один ученик работает у доски, остальные самостоятельно. Самопроверка. Участвуют в диалоге.
Работа в паре. Оценивают свою работу
Выполняют гимнастику для глаз с использованием презентации. | Познавательные: общеучебные; логические; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение. Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль итоговый и пошаговый. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (3 мин.) Цель:тренировать способность находить правильные и неправильные дроби, а так же к самоконтролю и самооценке. Задачи: - рганизовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - оценить уровень усвоения материала, определить затруднения. | - Мы переходим к следующему шагу урока «Применяю» Слайд 16, анимация 1. Разноуровневая работа. - с. 14 №6
В= { 3\14, 7\29 } C= { 28\5, 16\16, 32\11, 48\48} Подчеркните дроби равные 1. - С. 14 №9.
7/100, 25/100, 96/100, 148/100, 750/100… - Какие из этих дробей правильные? Подчеркните. - Какая дробь равна 1? Обведите.
| Выполняют самостоятельно задание по выбранному уровню. Проверка по доске. Слайд 17 – 18. Самооценка. | Познавательные: общеучебные; логические; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение. Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль. |
VIII.Включение в систему знаний и повторение (3 мин.) Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного. Задачи: - тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным; - повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий; - выявить причины ошибок и наметить пути коррекции. | С.15 №10 Самостоятельно
| Выполняют задания в учебнике самостоятельно Взаимопроверка | Познавательные: общеучебные; логические; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Личностные: самоопределение. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль. |
IX.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2 мин.) Цель: 1) зафиксировать достижение поставленных целей; 2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса. Задачи: - установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; -зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - организовать рефлексию и самооценку учащихся; - проанализировать и оценить успешность достижения цели.
| — Мы выполнили всё, что необходимо на уроке. Каким шагом мы закончим урок? (Подвожу итог.) Слайд 19, анимация 1 — Какую цель вы ставили? — Достигли вы цели? — Кому урок принёс радость сегодня? — От кого зависело это чувство? (От нас.) - С какой новой темой познакомились? Мини-тест 1.Правильная дробь а) больше 1 - ра б) меньше 1 - мо в) равна 1 - пи 2.Если в дроби числитель равен знаменателю, то она равна а) 1 - лод б) 2 - ген в) 5 - ваз 3. Дробь будет неправильной, если а) больше 1 – ц б) равна 1– ы в) меньше единицы – ж МО- ЛОД – ЦЫ - Оцените свою работу - Закрасьте 4/4 круга – если поняли всё, связанное со сложением дробей, можете работать сами и объяснить другому. 3/4 круга – если всё поняли, можете работать, пользуясь правилом. 2/4 круга – если поняли, но у вас остались вопросы. - Поднимите круги, кто закрасил 4/4 круга. Молодцы! - Поднимите круги, кто закрасил 3/4 круга. Хорошо! - Поднимите круги, кто закрасил 2/4 круга. Ничего если не всё поняли, на следующем уроке ещё раз повторим. - Сегодня за хорошую работу на уроке получают Отметку «5»… Отметку «4»… Отметку «3» … (оценивание) | Называют тему и цели урока, высказывают мнения о решении данных задач, затруднениях, которые возникли.
Участвуют в обсуждении
Выполняют задания по индивидуальным карточкам, расшифровывают слово «молодцы»
| Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Личностные: самоопределение, мотивационная работа на результат в исполнительской деятельности. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок. |
X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.) Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Запишите домашнее задание. - с.15 №13 с.14 №8.
- Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок! Дополнительно: Игра «Перевёртыши» Я называю дробь, а вы меняете местами числитель и знаменатель и записываете перевёрнутую дробь. 3\5, 6\24, 7\7, 7\9, 2\8, 9\3, 7\2… |
| Личностные: самоопределение. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия. |