Открытый урок по математике "Площадь прямоугольника" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Саая Стелла Эрес-ооловна

 

ТЕМА:  Площадь прямоугольника

ЦЕЛИ: - познакомить с формулой пощади прямоугольника;

              - закреплять умение решать задачи изученных видов;

              - развивать умение работать самостоятельно и в парах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

              - учащиеся научатся вычислять площадь прямоугольника по формуле;

- решать задачи изученных видов;

- пользоваться таблицей умножения и деления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности;

- слушать других и принимать иную точку зрения.

Ход урока

 

1.     Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Добрый день все, кто присутствует на нашем уроке.

- Начнем наш урок со стихотворения.

- ОТКРЫЛИ ТЕТРАДИ. Сегодня, какое число? ЗАПИСАЛИ ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА.

2. Актуализация знаний

1.Устный счёт.

- Математический диктант (один ученик у доски, а другие самостоятельно)

Делимое 49, делитель 7, найти частное.(7)

Сколько раз по 6 содержится в 30?  30:6=5раз

Во сколько раз 32 больше чем 4?32:4=8раз больше

Частное чисел 20 и 5? 4

Чему равно произведение чисел 6 и 7? 42

На сколько нужно разделить 28, чтоб получилось4?28:4=7

2.ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ».

Я показываю число и называю числа, которые есть в ответах таблицы умножения с указанным числом. Если ответ назван правильно, то вы показываете зеленый карандаш, если нет – то красный.

 

4

 

7

                  21, 32, 25, 49, 56                        16, 21, 36, 27, 28

 

 

 

3.Постановка учебной задачи

 

 

СЕГОДНЯ К НАМ В ГОСТИ ПРИШЕЛ ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ.

 

- ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ. (значит сегодня на уроке мы будем заниматься изучением геометрии).

 

-НАШ КАРАНДАШ ПРИВЕЛ С СОБОЙ ДРУЗЕЙ. ЧТО ЭТО ЗА ФИГУРЫ?

(Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

 

- ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, А КАК МЫ С ВАМИ СРАВНИВАЛИ ПЛОЩАДИ ДАННЫХ ФИГУР МЕЖДУ СОБОЙ?

(путем наложения одной фигуры на другую)

- НАШ КАРАНДАШ ПРИГОТОВИЛ ОДНО ЗАДАНИЕ

 (1,3,4)

 

- КАК НАЙТИ ПЕРИМЕТР ПРЯМОУГОЛЬНИКА?

(Чтобы найти периметр четырёхугольника, нужно сложить длины всех сторон или сложить длину и ширину и умножить на 2).

 

Найдите периметр прямоугольника, если его длина равна 6 см, а ширина 4 см

 

 -  Периметр прямоугольника равен двадцати сантиметрам.

 

4. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- ЗНАЕМ, ЧТО кроме периметра у геометрической фигуры  можно найти площадь.

-  ученикам из нашего класса я давала задание узнать лексическое значение слова «ПЛОЩАДЬ».

 

 Итак, Аслан, какое значение слова ты нашел?

(площадь это незастроенное место, от которого обычно расходятся улицы в разные стороны).

Айыран, какое значение слова площадь ты нашел?

(площадь это специально оборудованный участок земли, отведенный для определенной цели, например спортивная, детская или строительная площадка)

 

- А я тоже заглянула в любимый толковый словарь Владимира Ивановича Даля и нашла еще одно определение слова площадь. (Женя)

- КАКОЕ ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОДХОДИТ БЛИЖЕ К ТЕМЕ НАШЕГО УРОКА? (Определение Владимира Даля)

5. Открытие нового знания

- В каких единицах измеряется площадь фигур?

(Площадь фигуры измеряется в квадратных сантиметрах).

- Что такое квадратный сантиметр?

(Квадрат со стороной 1 см принято называть квадратным сантиметром.)

 

- ПЕРИМЕТР НАШЛИ, ДАВАЙТЕ НАЙДЕМ  ПЛОЩАДЬ ЭТОГО ПРЯМОУГОЛЬНИКА.

- Что значит найти площадь прямоугольника?

(Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно фигуру разделить на квадратные сантиметры).

-Длина прямоугольника  6 см. Значит, 

по длине в одном ряду укладывается 6 квадратов  со стороной 1 см.

Площадь такого ряда 6  квадратных сантиметров.

- Значит,  ширина  равна ЧЕТЫРЕМ сантиметрам. По ширине укладывается 4 квадрата со стороной 1 см. Площадь такого ряда 4 квадратных сантиметра.

- Чтобы узнать площадь данного прямоугольника, нужно

6 квадратов умножить на 4 квадрата получится 24 квадрата площадью        1 см2

Таким образом площадь прямоугольника будет равна 24  см2

- прочитайте правило в рамке стр 60.

- Что такое 6 см? (6 см – это длина прямоугольника)                  

- Что такое 4 см? (4 см – это ширина прямоугольника)

Площадь будем записывать заглавной латинской буквой  S . Длину латинской a. Ширину - b.

Давайте запишем формулу площади прямоугольника.      

Физминутка

6. Закрепление изученного материала

НАШ КАРАНДАШ ПРИГОТОВИЛ ВАМ ЕЩЕ ОДНО ЗАДАНИЕ

- открыли учебники с.60

- № 1 с.60. устно

- как найти площадь прямоугольника КМОА? (Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно фигуру разделить на квадратные сантиметры.  6*2=12см. кв.)- сколько квадратных сантиметрах?

-найдите площадь прямоугольника DCNL? (2*3=6 см.кв)

- Сделайте вывод: как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину или ширину умножить на длину)

- № 3 с.60 устно

- как найти площадь прямоугольника? (правило)

- чему равна длина прямоугольника?    9 см

- чему равна ширина прямоугольника?  2 см

- Вычислите площадь прямоугольника? ( 9*2=18см.кв)

-какие еще прямоугольники имеют такую же площадь? (со сторонами 1 см и 18 см, 3 см и 6 см)

- Задача 6 с.61

- Читаем задачу. Аганак читай. О чем говорится в этом задаче?

-  Что принимаем заimageединицу в этой задаче? (Массу одной банки)

- заполните таблицу.

Масса одной банки

Количество банок

Общая масса банок

? (одинаковая)

4 шт

20 кг

? шт

30 кг

 

Решение 1) 20:4=5 кг – в одной банке    2) 30:5=6 банок

Ответ : потребуется 6 банок

  Рабочая тетрадь № 98 с 39

              

7. Закрепление изученного материала

- Веселый карандаш приготовил еще одно задание.

 Людям  каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)

Предлагаю вам побыть в роли строителей. Постройте дом, пользуясь математическими знаниями. (Дети из цветного картона строят у доски дом, работа в парах по карточкам)

А) Кто знает, с чего начинается строительство дома? (Со строительства фундамента – 1 группа)

Задача.

Длина прямоугольника 8см, а ширина в 2 раза меньше. Чему равна площадь прямоугольника? (32 см2).

Б) Следующий этап в строительстве дома. (возведение стен – 2 группа)

-  Выразить в указанных единицах измерения

2 дм 4 см = …см                  78 см = …дм …см

5 см 6мм = … мм                 39 дм = …м …дм

В) Следующий этап в строительстве дома. (возведение крыши – 3 группа)

-  Какой формы крыша?  (Треугольной)

- Найти периметр треугольника - крыши.

Г) В доме должны быть окна. (Окна – 4 группа)

- Какую форму имеет окно (квадратную)

-  Найдите площадь окна, если сторона квадрата 2 см.

Доп-но: - Почему вы площадь квадрата нашли таким же способом? (квадрат – это прямоугольник с равными сторонами)

-Какая должна быть формула? (S = а * а)

- Что вы скажите о множителях? (одинаковые)

- Д)  Возведем печь. (печь – 5 группа)

- Какую форму имеет печная труба? (прямоугольную)

- Найдите площадь печной трубы, если ширина 3 см, а длина1 см.

Е) Сделаем ворота. 6 группа

 – Увеличить в 7 раз

4, 30 ,6, 11, 9.

Ж)Откуда мы заходим в дом? Дверь. 7 группа

Найдите периметр прямоугольника, если ширина 4 см, а длина 6 см.

Дом построен! Пригодятся ли математические знания строителям? - Дом построили из дерева, это деревянный дом.

- Можно ли рубить деревья в лесу? (нет, нельзя)

- без разрешения лесного хозяйства рубить деревья нельзя! В лесном хозяйстве работают лесники.

-  Поэтому, чтобы беречь, защитить, охранять, природу этот год объявлен годом Экологии.

8. Итог урока

У кого из вас возникло желание быть строителем?

- Как вычислить площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину или ширину умножить на длину)

- Какие латинские буквы используются при вычислении площади прямоугольника?

9. Рефлексия

-если вы считаете, что усвоили новую тему, поднимите зеленый карандаш

- если вы считаете, что не до конца поняли новый материал, поднимите желтый карандаш

- если вы считаете, что не поняли новую тему, поднимите красный карандаш            

 -Молодцы! Спасибо вам , что хорошо работали на уроке. Закончим наш урок стихотворением.

10. Домашнее задание

Пример № 5 с.61

Задача 6 с.61

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploshchad_pryamougolnika.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Эрги-Барлык»

Площадь прямоугольника

3 класс

    Саая Стелла Эрес-ооловна

Учитель начальных классов,стаж- 7 лет








ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА
(учебник, с. 60–61; рабочая тетрадь, с. 38–39;)

Цель деятельности
учителя

Способствовать развитию умений находить площадь прямоугольника в практической деятельности, выполнять чертеж квадрата заданных размеров, делить квадрат на квадратные сантиметры, вычислять площадь фигуры,
составлять равенства

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить площадь прямоуголь-
ника (на практической основе), выполнять чертеж фигуры заданных размеров, делить квадрат на квадратные
сантиметры, вычислять площадь фигуры, составлять равенства, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: научатся представлять значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический. 

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Правило вычисления площади прямоугольника; длина, ширина фигуры


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоц., псих
и мот. под-
готовка
к усвоению изуч. материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята!

- Добрый день все, кто присутствует на нашем уроке.

- Начнем наш урок со стихотворения.

- ОТКРЫЛИ ТЕТРАДИ. Сегодня, какое число? ЗАПИСАЛИ ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабо-
чего места

II. Актуализация знаний

1. Целеполагание.

- Математический диктант (один ученик у доски, а другие самостоятельно)

Делимое 49, делитель 7, найти частное.(7)

Сколько раз по 6 содержится в 30?  30:6=5раз

Во сколько раз 32 больше чем 4?32:4=8раз больше

Частное чисел 20 и 5? 4

Чему равно произведение чисел 6 и 7? 42

На сколько нужно разделить 28, чтоб получилось4?28:4=7

2.ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ».

Я показываю число и называю числа, которые есть в ответах таблицы умножения с указанным числом. Если ответ назван правильно, то вы показываете зеленый карандаш, если нет – то красный.

        21, 32, 25, 49, 56      

Показывают выполненную домашнюю работу.

Фронтальная, индивидуальная

П – осмысленно читают тексты математического содержания
в соответствии с поставленными целями
и задачами; извлекают необходимую информацию из текстов; используют зна-ково-символические

Устные ответы,
наблюдения учителя, выполненные задания

2. Устный счет

                   16, 21, 36, 27, 28  

Формулируют тему, цель урока.

Выполняют задания

 3.Постановка учебной задачи

4. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕГОДНЯ К НАМ В ГОСТИ ПРИШЕЛ ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ.

- ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

-НАШ КАРАНДАШ ПРИВЕЛ С СОБОЙ ДРУЗЕЙ. ЧТО ЭТО ЗА ФИГУРЫ?

(Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

- ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, А КАК МЫ С ВАМИ СРАВНИВАЛИ ПЛОЩАДИ ДАННЫХ ФИГУР МЕЖДУ СОБОЙ?

- НАШ КАРАНДАШ ПРИГОТОВИЛ ОДНО ЗАДАНИЕ

 (1,3,4)

- КАК НАЙТИ ПЕРИМЕТР ПРЯМОУГОЛЬНИКА?

- Найдите периметр прямоугольника, если его длина равна 6 см, а ширина 4 см

 -  Периметр прямоугольника равен двадцати сантиметрам.

-(значит сегодня на уроке мы будем заниматься изучением геометрии).

- (путем наложения одной фигуры на другую)

Чтобы найти периметр четырёхугольника, нужно сложить длины всех сторон или сложить длину и ширину и умножить на 2.

средства, математи-ческие термины, символы и знаки.

Р – находят способ
решения учебной
задачи и выполняют учебные действия
в устной и письменной форме.

К – принимают участие в обсуждении
математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием

ЗНАЕМ, ЧТО кроме периметра у геометрической фигуры  можно найти площадь.

-  ученикам из нашего класса я давала задание узнать лексическое значение слова «ПЛОЩАДЬ».

 - Итак, Аслан, какое значение слова ты нашел?

Айыран, какое значение слова площадь ты нашел?

(площадь это специально оборудованный участок земли, отведенный для определенной цели, например спортивная, детская или строительная площадка)

- А я тоже заглянула в любимый толковый словарь Владимира Ивановича Даля и нашла еще одно определение слова площадь.

- КАКОЕ ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОДХОДИТ БЛИЖЕ К ТЕМЕ НАШЕГО УРОКА? (Определение Владимира Даля)

(площадь это незастроенное место, от которого обычно расходятся улицы в разные стороны).

III. Изучение нового материала

- В каких единицах измеряется площадь фигур?

- Что такое квадратный сантиметр?

(Квадрат со стороной 1 см принято называть квадратным сантиметром.)

- ПЕРИМЕТР НАШЛИ, ДАВАЙТЕ НАЙДЕМ  ПЛОЩАДЬ ЭТОГО ПРЯМОУГОЛЬНИКА.

- Что значит найти площадь прямоугольника?

(Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно фигуру разделить на квадратные сантиметры).

-Длина прямоугольника  6 см. Значит,  

по длине в одном ряду укладывается 6 квадратов  со стороной 1 см.

Площадь такого ряда 6  квадратных сантиметров.

- Значит,  ширина  равна ЧЕТЫРЕМ сантиметрам. По ширине укладывается 4 квадрата со стороной 1 см. Площадь такого ряда 4 квадратных сантиметра.

- Чтобы узнать площадь данного прямоугольника, нужно

6 квадратов умножить на 4 квадрата получится 24 квадрата площадью        1 см2

Таким образом площадь прямоугольника будет равна 24  см2

- прочитайте правило в рамке стр 60.

- Что такое 6 см? (6 см – это длина прямоугольника)                  

- Что такое 4 см? (4 см – это ширина прямоугольника)

Площадь будем записывать заглавной латинской буквой  S . Длину латинской a. Ширину - b.

Давайте запишем формулу площади прямоугольника.      

(Площадь фигуры измеряется в квадратных сантиметрах).

Учащиеся читают еще раз вводную статью
на с. 60 и правило.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

№ 1–3 (под руководством учителя).

Выполняют задания.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

IV. Практическая деятельность

1. Работа
с геометрическим мате-риалом.

 - Веселый карандаш приготовил еще одно задание.

 Людям  каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)

Предлагаю вам побыть в роли строителей. Постройте дом, пользуясь математическими знаниями. (Дети из цветного картона строят у доски дом, работа в парах по карточкам)

А) Кто знает, с чего начинается строительство дома? (Со строительства фундамента – 1 группа)

Задача.

Длина прямоугольника 8см, а ширина в 2 раза меньше. Чему равна площадь прямоугольника? (32 см2).

Б) Следующий этап в строительстве дома. (возведение стен – 2 группа)

-  Выразить в указанных единицах измерения

2 дм 4 см = …см                  78 см = …дм …см

5 см 6мм = … мм                 39 дм = …м …дм

В) Следующий этап в строительстве дома. (возведение крыши – 3 группа)

-  Какой формы крыша?  (Треугольной)

- Найти периметр треугольника - крыши.

Г) В доме должны быть окна. (Окна – 4 группа)

- Какую форму имеет окно (квадратную)

-  Найдите площадь окна, если сторона квадрата 2 см.

Доп-но: - Почему вы площадь квадрата нашли таким же способом? (квадрат – это прямоугольник с равными сторонами)

-Какая должна быть формула? (S = а * а)

- Что вы скажите о множителях? (одинаковые)

- Д)  Возведем печь. (печь – 5 группа)

- Какую форму имеет печная труба? (прямоугольную)

- Найдите площадь печной трубы, если ширина 3 см, а длина1 см.

Е) Сделаем ворота. 6 группа

 – Увеличить в 7 раз

4, 30 ,6, 11, 9.

Ж)Откуда мы заходим в дом? Дверь. 7 группа

Найдите периметр прямоугольника, если ширина 4 см, а длина 6 см.

Дом построен! Пригодятся ли математические знания строителям? - Дом построили из дерева, это деревянный дом.

- Можно ли рубить деревья в лесу?

-  Поэтому, чтобы беречь, защитить, охранять, природу этот год объявлен годом Экологии.

Приходят к выводу, что площадь квадрата находится так же, как и площадь прямоугольника,
достаточно знать только длину его стороны.

- без разрешения лесного хозяйства рубить деревья нельзя! В лесном хозяйстве работают лесники.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
анализ, синтез, срав-нение, обобщение,
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно
строят речевые высказывания.

Устные ответы,
записи
в тет-
ради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Р – осуществляют
контроль, оценку,
волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения ком-
муникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации;

Л – осуществляют смыслообразование

3. Решение задач.

Задача 6 с.61

- Читаем задачу. Аганак читай. О чем говорится в этом задаче?

-  Что принимаем за единицу в этой задаче? (Массу одной банки)

- заполните таблицу.

Записывают в виде таблицы и решают самостоятельно с последующей проверкой

4. Работа
в тетради
на печатной основе.

– В рабочей тетради выполните задания № 98 на с. 39

Выполняют задания


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Итоги урока.

Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– У кого из вас возникло желание быть строителем?

- Как вычислить площадь прямоугольника?

- Какие латинские буквы используются при вычислении площади прямоугольника?

- если вы считаете, что усвоили новую тему, поднимите зеленый карандаш

- если вы считаете, что не до конца поняли новый материал, поднимите желтый карандаш

- если вы считаете, что не поняли новую тему, поднимите красный карандаш            

Отвечают на вопросы

(длину умножить на ширину или ширину умножить на длину)

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VI. Дом.зад

Инструктаж

Пример № 5 с.61

Задача 6 с.61

Задают уточняющие
вопросы

Р – применяют
и сохраняют учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»

Тип урока:  комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "

Создать условия для знакомства  детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...