Дидактический материал по математике. Природные достопримечательности России.
проект по математике (3 класс) на тему
В работе представлен проект "Природные достопримечательности России" в форме дидактического материала по математике "Сложение и вычитание трёхзначных чисел".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1prirodnye_dostoprimechatelnosti_rossii_2.docx | 189.33 КБ |
proekt_chalova_k.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО МАТЕМАТИКЕ «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» Тема: Природные достопримечательности России в числовых выражениях Выполнил: ученик3 а класса МБОУ «СОШ № 8» Чалов Константин Руководитель: Новикова Н.В. Ханты-Мансийск 2017 год |
Я люблю решать математические задачи и примеры и предположил, что это можно сделать интересным и для моих одноклассников. Например, не только находить ответы с помощью математических действий, но и изучать историю и географию нашей страны, а также физические явления. Я зашифровал название достопримечательности. Каждому примеру на сложение и вычитание трехзначных чисел соответствует буква, которая находится в названии. Решаем примеры, находим ответы, и вставляем нужные буквы в клетки. Потом ищем достопримечательность на карте России.
В создании работы мне помогали: мой учитель Новикова Наталья Владимировна, мама - Чалова Наталья Юрьевна, папа - Чалов Андрей Петрович, сестра - Чалова Юлия.
На границе кавказских республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия находится самая высокая точка России и Европы . Этот знаменитый «пятитысячник» не спутать ни с одним с другим. Его вершина состоит из двух пиков примерно равной высоты. В последний раз вулкан напоминал о себе достаточно давно – около 50 г н.э., но, тем не менее, наблюдения за нынешним состоянием говорят, что он «не спит». И действительно, горячие массы до сих пор сохраняются в недрах и «подогревают» горячие источники «Нарзаны» с температурой + 52 и + 60 градусов), обильно насыщенные углекислым газом и минеральными солями. А сквозь трещины просачивается запах сернистых газов. В глубинах вулкана зарождаются и насыщаются многие знаменитые источники лечебных курортов Пятигорска, Кисловодска, и всего района Минеральных Вод. О каком вулкане идет речь?
л | 923-21 |
б | 807-473 |
С | 978-529 |
у | 961-850 |
р | 176+396 |
э | 982+120 |
ь | 238+157 |
1102 | 902 | 395 | 334 | 572 | 111 | 449 |
Это визитная карточка Урала. Когда-то 400 миллионов лет назад здесь были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жар постепенно разрушали горы, и, в первую очередь, слабые породы. Твердые сохранились до наших дней, а мягкие были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром. Всего таких объектов – 7, высота их от 30 до 42 м. Они имеют причудливые очертания. В зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. Неудивительно, что в прошлые времена манси(вогулы) – коренное население Югры обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Мань-Пупу-Нёр было величайшим грехом. В связи с их загадочным происхождением местное население создавало различные легенды об их появлении. По преданию, эти каменные изваяния были некогда семью великанами – самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но на вершине Мань-Пупу-Нёр их вожак увидел перед собой священную вогульскую гору Ялпинг-Нёр. В ужасе отбросил он свой бубен, и все его спутники окаменели от страха. Как называется эта достопримечательность?
В | 308+94 |
Я | 754-278 |
О | 212+662 |
888-495 | |
Л | 923-21 |
С | 978-529 |
А | 254+93 |
И | 719-179 |
Н | 888-875 |
Ы | 891-688 |
Т | 256+728 |
Б | 807-473 |
Р | 176+396 |
449 | 984 | 874 | 902 | 334 | 203 |
402 | 203 | 402 | 393 | 984 | 572 | 540 | 402 | 347 | 13 | 540 | 476 |
Это озеро находится почти в центре огромного материка Евразия. Оно окружено со всех сторон высокими хребтами и раскинулось на 636 км длины и до 80 км ширины. В озеро впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает единственная река – Ангара. Ни одно из озер мира не сравнится с ним по глубине, чистоте и запасам пресной воды, уникальности и разнообразию природного мира. Возраст озера исчисляется в пределах 25 – 30 млн лет. Что позволяет отнести его к одним из самых древних на земле. До сих пор не установлено точное происхождение названия озера: народы, населяющие берега озера в далеком прошлом, давали ему каждый свои имена: китайцы именовали его «Бэйхай» - северное море, монголы – «Тэнгис», бурят-монголы – «Байгаал-далай» – большой водоем. Эвенки называли его «Ламу», море, и именно это название употребляли первые русские землепроходцы Сибири. Уже в 17 веке, после выхода на берег озера первого русского отряда в 1643 году русские перешли на бурят-монгольское название «Байгаал». Но произношение было немного переиначено («г» стали произносить как более твердое и привычное для русского языка «к»), и так в итоге было окончательно сложено актуальное и по сегодняшний день название озера. Какое?
Л | 923+21 |
А | 254+93 |
К | 198-99 |
Б | 807-473 |
Й | 538+236 |
334 | 347 | 774 | 99 | 347 | 944 |
Много удивительных объектов находится на Камчатке, но ни один из них не может сравниться по своей уникальности с этим бесспорным Чудом Света. Оно - одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственное в Евразии, расположенное на Камчатке в Кроноцком государственном заповеднике. У слияния рек Гейзерная и Шумная на территории около 2 кв.км находится около 20 крупных гейзеров и множество источников, периодически выбрасывающих фонтаны почти кипящей воды или горячего пара. Этот объект был открыт в 1941 году. Всего здесь насчитывается более 40 гейзеров. Каждый из них имеет определенный режим и извергается в свойственном только ему ритме, но все они действуют с точностью часового механизма. Как называется эта природная достопримечательность?
Й | 736+163 | Д | 341+375 |
И | 428+363 | В | 490-357 |
А | 548+391 | Л | 123+111 |
Р | 489-195 | З | 290+382 |
Е | 576+161 | О | 228+382 |
Г | 464-424 | Н | 997-215 |
716 | 610 | 234 | 791 | 782 | 939 |
40 | 737 | 899 | 672 | 737 | 294 | 610 | 133 |
На правом берегу реки Чулышман находится урочище, название которого переводится как «Белая осыпь». Это скопление крупных глыб и обломков прочных скальных пород, образующихся в результате выветривания на пологих склонах и у их подножий. Именно здесь, в ущелье Карасу, находятся каменные грибы, которые появились в результате вымывания неоднородных горных пород. Шляпки «грибов» образованы плотными породами, а «ножки» - более рыхлыми, которые быстрее «шляпок» подвергались разрушению, в основном, водой, стекающей со склонов. В результате этого неравномерного разрушения образовались гигантские фигуры, весьма напоминающие грибы. Высота этих грибов колеблется от 1 до 7 метров. Диаметр «шляпки» может достигать 2 метров. Стоят «грибы» десятки, иной раз сотни лет, но с течением времени часть из них окончательно разрушается и исчезает. При этом появляется новое поколение этих изумительных творений природы. Самое удивительное, что грибы продолжают расти!. Как называется это урочище?
М | 807-260 |
У | 717-87 |
А | 650-529 |
Р | 179+50 |
К | 384+407 |
121 | 791 | 791 | 630 | 229 | 630 | 547 |
Это одна из удивительных и загадочных рек мира, которая простирается на 440 км – получила свое название от слова Елю-Эне, что на маньчжурском языке означает «Большая река». Она начинается от Байкальского хребта и впадает в Северный Ледовитый океан. Одно из загадочных мест на берегу реки – это «Каменный лес».. Удивительные каменные башни, расположенные приблизительно в 60 км от города Якутск, высотой более чем в 150 метров простираются вдоль реки приблизительно на расстояние в 80 км. Эти столбы были открыты в 17-м столетии и являются удивительным свидетельством развития Земли на протяжении миллионов лет. Здесь были найдены многочисленные окаменелости древнейших организмов, останки мамонтов, бизонов, носорогов и многих других животных. Как называется река?
Н | 302-95 |
Е | 457+133 |
О | 213+672 |
Л | 383-85 |
К | 184+715 |
А | 52+377 |
298 | 590 | 207 | 429 |
Эта пещера находится недалеко от населенного пункта Орда Пермского края и считается самой большой подводной гипсовой пещерой в России, которая полностью заполнена водой. Длина пещеры 4600 м. Внутри пещеры сформировались необыкновенные подземные дворцы и огромное количество лабиринтов. Вода продолжает в ней свою работу и сейчас: на стенках образуется минеральные «щетки», растут прозрачные кристаллы гипса, а холодно зимой в залах горного дворца вырастают ледяные сталактиты и сталагмиты. К сожалению, обычный турист не сможет попасть в эту пещеру, туда попадают только опытные дайверы и спелеологи. Назовите имя пещеры.
П | 661+139 | И | 273+103 |
О | 311-24 | А | 402+421 |
С | 198+119 | Щ | 285-186 |
Е | 385-197 | Р | 576+240 |
К | 847-576 | Я | 793-595 |
Д | 247-50 | Н | 519-204 |
287 | 816 | 197 | 376 | 315 | 317 | 271 | 823 | 198 |
800 | 188 | 99 | 188 | 816 | 823 |
В Забайкалье в 40 км от ледников Кодара, окруженные снежными горами и безграничным морем Тайги, раскинулась песчаная дюна длиной в 10 км и шириной в 5 км, местами достигающая высоту в 30 м. Ландшафт здесь просто удивителен и почти похож на реальную пустыню. Больше нигде в Тундре нет такого количества песка, а особо необычный вид эти дюны принимают на фоне заснеженных гор и ледников.. Вместо верблюдов здесь по пескам ходят караваны северных оленей, о горы вокруг укрыты снегом даже в течение лета. 100 тыс. лет назад, раньше здесь располагалось озеро, и кругом была вода. Со временем климат менялся , вода отступила и ветер сделал свое дело. О какой достопримечательности идет речь?
А | 706-341 |
Е | 566+59 |
С | 514-186 |
П | 671-580 |
Ч | 300+484 |
К | 260+55 |
Р | 214+295 |
И | 820-25 |
784 | 365 | 509 | 328 | 315 | 795 | 625 |
91 | 625 | 328 | 315 | 795 |
В якутском фольклоре есть сказание о том, что однажды, пролетая в зимнюю стужу над Якутией, бог обморозил руки и выронил мешок с драгоценными камнями. Они рассыпались по горам, долинам рек и тундре. Но долгое время золото и алмазы, которыми так богата Якутия, оставались недоступны. История знаменитого алмазного карьера началась в 1955 году, когда геологи обнаружили на западе Якутии, у устья реки Ирелях, кимберлиты-алмазосодержащие породы. Двумя годами позже в этом месте был заложен карьер и вырос рабочий поселок. Именно здесь впервые в нашей стране началась промышленная добыча алмазов. В 2001 году карьер стал слишком глубок и опасен для рабочих. Добычу алмазов открытым способом было решено прекратить. Сегодня она ведется шахтным методом. Сам же карьер теперь преобразован в местную достопримечательность. Над ним установлены смотровая площадка и памятный знак. Сегодня он достигает 525 м в глубину и 1200 м в диаметр. О каком поселке находится этот карьер?
Н | 977-781 |
И | 690-183 |
Ы | 801-703 |
М | 838+72 |
Р | 288+185 |
А | 445-378 |
Й | 116+202 |
К | 901-889 |
910 | 507 | 473 | 196 | 98 | 318 |
Многие путешественники предпочитают смотреть не исторические памятники, а изучать природные явления. На картинке - одно из самых удивительных на нашей планете. В России посмотреть его можно на Кольском полуострове, в Мурманске и других городах, расположенных рядом с Кольским полуостровом. Для этого нужна ясная морозная ночь, высокая солнечная активность и, конечно же, везение. Это потрясающее по красоте, захватывающее дух зрелище. Оно может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Что это?
В | 978-824 |
Е | 305+455 |
О | 473+19 |
Р | 159+637 |
С | 285-250 |
И | 347-334 |
Н | 281-219 |
Я | 165+478 |
35 | 760 | 154 | 760 | 796 | 62 | 492 | 760 |
35 | 13 | 643 | 62 | 13 | 760 |
Это памятник природы в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах. Высота имеет две вершины, напоминающие двугорбого верблюда. Юго-восточная вершина (высотой 885 м) – остроконечная, северо-западная (высотой 803 м) – имеет форму усеченного конуса с кратерообразной выемкой. На горе произрастает лесная, луговая и степная растительность. Вершины покрыты кустарниковыми лугами с шиповником и таволгой. Из редких растений встречаются: разные виды ковыля, пион узколистный, горицвет весенний, а также много ценных лекарственных растений. Как называется эта гора?
В | 910-540 | Ю | 603+45 |
Г | 372+546 | О | 908-118 |
Л | 662-306 | Р | 567-277 |
Д | 404-67 | А | 338+174 |
Е | 442+496 | Б | 246+646 |
370 | 938 | 290 | 892 | 356 | 648 | 337 |
918 | 790 | 290 | 512 |
Это одно из самых больших болот в мире, расположено оно в Западной Сибири, в междуречье Оби и Иртыша, на территории Васюганской равнины, находящейся большей частью в пределах Томской области, и малыми частями – Новосибирской и Омской областей и Ханты-Мансийском АО. Площадь болот 53 тыс. км - для сравнения площадь Швейцарии – 41 тыс. км. Болота возникли около 10 тыс. лет назад и с тех пор постоянно увеличиваются – 75% их современной площади было заболочено менее 500 лет назад. Это не только основной источник пресной воды в регионе, но и хранилище полезных ископаемых, островок нетронутой дикой природы. Важнейшая функция болота – очищение атмосферы, за что его называют гигантским естественным фильтром. Болотный торф поглощает токсичные вещества и насыщает воздух кислородом. На болоте сохранилась уникальная флора и фауна, здесь можно встретить редкие и исчезающие виды растений и животных. Например, северного оленя, белую куропатку, беркута, а также норку, выдру, росомаху и многих других. На болотных кочках растут ценные лекарственные растения и ягоды, клюква, голубика, морошка. Назовите это болото.
Л | 913-614 | К | 570+174 |
А | 530+154 | Т | 338+339 |
Н | 340+43 | С | 775-518 |
О | 527+33 | Е | 628+23 |
В | 611-362 | М | 678-423 |
И | 704-271 | Ю | 738-72 |
Г | 184+113 | Б | 926-281 |
249 | 684 | 257 | 666 | 297 | 684 | 383 | 257 | 744 | 433 | 651 |
645 | 560 | 299 | 560 | 677 | 684 |
Это озеро находится вАхтубинском районе Астраханской области, практически на границе с республикой Калмыкия. Оно – одно из самых соленых озер мира, его соленость достигает – 300 промилле, примерно столько же, как у широко известного Мертвого моря в Израиле. Озеро представляет собой своеобразное углубление на вершине соленой горы. Питание его происходит главным образом за счет источников. Многочисленные ключи впадают в озеро, принося в течение суток в озеро более 2,5 тыс. тонн солей. На побережье имеются залежи лечебных глин. В июне-августе на озеро стекаются туристы, которые купаются в соленой воде и принимают грязевые ванны. Найдите значение выражений и узнайте название озера.
К | 364+322 |
А | 453+283 |
Н | 121+301 |
Б | 609-289 |
У | 497-364 |
С | 988-463 |
Ч | 553-294 |
320 | 736 | 525 | 686 | 133 | 422 | 259 | 736 | 686 |
Вообще этот цветок имеет достаточно широкое распространение. Растет на юге Японии, на полуостровах Индостан и Индокитай, на острове Шри-Ланка, в Австралии и Китае. Но не каждый знает, что он растет на территории России. В дельте реки Волги в июле – августе! Цветок по праву считается истинным чудом и украшением природы. Это огромные, чуть не в метрах диаметром, круглые, кожистые листья, темно-зеленые, с синеватым, словно восковым налетом сверху, серовато-зеленые снизу. А над ними, на высоких и крепких стеблях, поднимаются сотни изумительных цветов разнообразных оттенков: от ярко-розового до совершенно белого. Тонкий, нежный аромат, напоминающий запах миндаля. Описать всю красоту зарослей невозможно. Это нужно увидеть самому. Этот цветок занесен в Красную книгу. Как он называется? Реши примеры и узнай.
Р | 553-294 | О | 887+22 |
К | 859-384 | Н | 191-152 |
Л | 14+596 | С | 112+465 |
А | 396-285 | Х | 244-178 |
И | 176+740 | Й | 439+54 |
Т | 948-162 | М | 746-716 |
111 | 577 | 786 | 259 | 111 | 66 | 111 | 39 | 577 | 475 | 916 | 493 |
610 | 909 | 786 | 909 | 577 |
На берегу реки Сылвы, в старинном городе Кунгуре, в недрах Ледяной горы, спрятана эта жемчужина Урала - ледяная пещера. Это подлинное национальное достояние, седьмая в мире по протяженности среди гипсовых пещер, и пожалуй, первая по красоте.. По определению ученых, возраст пещеры 10 -12 тыс. лет. За это время в результате многочисленных обвалов своды большинства гротов приобрели куполообразную форму. Пещера имеет 48 гротов. Для туристов проходить можно по Большому или по Малому кругу. В большинстве гротов температура около 0 градусов. Есть некоторые гроты, температура которых даже летом остается минусовой. Особую красоту придают пещере озёра, воды которых соединяются с водами реки Сылвы. Всего пещера насчитывает 70 озёр. Как называется эта пещера?
К | 90+197 | С | 947-719 |
П | 902-485 | Н | 937+16 |
А | 66+446 | Е | 871-523 |
Г | 484-33 | У | 165+472 |
Д | 559+222 | Р | 670-257 |
Щ | 504-427 | О | 69+752 |
Я | 491+188 | Л | 771-769 |
287 | 637 | 953 | 451 | 637 | 413 | 228 | 287 | 512 | 679 |
2 | 348 | 781 | 679 | 953 | 512 | 679 |
417 | 348 | 77 | 348 | 413 | 512 |
Есть в Республике Марий Эл прекрасный уголок, в народе называемый Марийской Швейцарией. Это – озеро, по-марийски именуемое Мушылйер.Свое название озеро получило от своей круглой формы. Цвет его – морской волны. По одной из версий водоем возник 20 тыс. лет назад – еще в ледниковый период! Местные жители говорят, что насыщенный цвет озера в зависимости от погоды меняется от темно-сине-зеленого до светло-изумрудного. Одна из легенд говорит о том, что в старые времена ехал по этим местам свадебный кортеж. Не заметили веселившиеся люди, что земля затряслась и провалилась на их пути. Ушли в глубину вековые деревья. Весь свадебный кортеж канул в пучину озера, возникшего на месте глубокого провала. До сих пор, по преданиям, ночью иногда можно услышать над озером тихий звук свадебных песен и перезвон колокольчиков. Вычисли значения выражений и узнаешь название озера.
М | 29+554 | С | 317-121 |
Г | 964-495 | Й | 98+390 |
А | 382-15 | Р | 805-259 |
К | 855-262 | Л | 246+440 |
О | 307+470 | З | 317-39 |
583 | 777 | 546 | 196 | 593 | 777 | 488 |
469 | 686 | 367 | 278 |
На этом участке суши в Балтийском море, в пределах которой расположен одноименный национальный парк, представляет собой длинный (98 км) и узкий песчаный полуостров, вытянутый с юго-запада на северо-восток от Зеленограда Калининградской области до литовского города Клайпеда. Это самая длинная в мире песчаная пересыпь. Название косы происходит от названия древних племен. Эту полосу суши также называют птичий мост. По нему проходит древний миграционный путь птиц (150 видов) из северных районов Европы в южные районы Европы и Северную Африку. На небольшой площади собрано столько видов деревьев, многие из которых в большинстве районов Земли давно остались в далеком прошлом, что это путешествие может без сомнений назвать путешествием не только в пространстве, но и во времени. Как называется эта природная достопримечательность?
А | 188+756 | Я | 98+263 |
У | 436-186 | Р | 757-353 |
С | 131+180 | О | 21+396 |
К | 832-422 | Ш | 262-62 |
410 | 250 | 404 | 200 | 311 | 410 | 944 | 361 |
410 | 417 | 311 | 944 |
На Куршской косе на участке площадью примерно в один квадратный километр растут посаженные в 80-х годах прошлого века сосны. Большая часть деревьев причудливо изогнута, а некоторые в нижней части даже «окручены» в петлю. Никаких логических объяснений этому явлению не существует. Растущие рядом деревья, посаженные в тот же период, имеют самый обычный вид.Понять феномен необычного леса пробовали многие ученые, гипотезы выдвигались самые разные. Предполагалось, что причиной могут являться природные факторы, генетические особенности, воздействие вирусов ли вредителей, и даже особая космическая энергетика данного места. Похожее место под названием «Лес Троллей» есть в Дании, и он также находится на побережье Балтийского моря. А какое название получил лес на Куршской косе?
С | 78+781 | Ю | 317+295 |
А | 918-826 | Н | 553-309 |
Е | 39+890 | Й | 877+98 |
И | 914-871 | Л | 904-417 |
Т | 59+217 | Ц | 140+570 |
У | 551-502 | Щ | 375-89 |
276 | 92 | 244 | 710 | 49 | 612 | 286 | 43 | 975 |
487 | 929 | 859 |
На земном шаре есть места с наиболее низкими зарегистрированными температурами. В Восточной Антарктиде это Российская станция «Восток». 21 июля 1983 года там было зарегистрировано -89,2 градусов, что, без учета дополнительных факторов, является самой низкой температурой воздуха на поверхности Земли. А в Якутии есть целых два уникальных города: Верхоянск с абсолютным минимумом температуры -68 градусов и Оймякон, где даже в период потепления (в 1933) наблюдалась температура-68 градусов , в более холодные годы она может по расчетам упасть до -71 градуса. Как называется такая природная достопримечательность?
С | 54+937 |
П | 396-251 |
Л | 352+175 |
А | 606-299 |
Д | 403+549 |
О | 615-385 |
Ю | 244+633 |
Х | 801-652 |
145 | 230 | 527 | 877 | 991 |
149 | 230 | 527 | 230 | 952 | 307 |
Этот вулкан расположен в южной части Восточного хребта, к северу от Петропавловска – Камчатного, в междуречье рек Авачи и Налычева. Основание вулкана – остатки древнего вулкана, много тысячелетий назад разрушенного колоссальным взрывом. Абсолютная высота вулкана составляет 2741 м над уровнем моря. Нижние склоны вулкана покрыты кедровыми и берёзовыми лесами, а в верхней части – ледники и снежники. У подножья расположена вулканологическая станция Института вулканологии Дальневосточного отделения РАН. С 1737 года известно около 15 извержений разной силы и типа. Последнее извержение в 1991 было незначительным. В 2001 году здесь была вновь отмечена активизация, и произошёл небольшой пепловый выброс. Реши примеры и узнай, как называется вулкан.
В | 801-652 |
С | 128+401 |
А | 786-721 |
И | 312+242 |
К | 928-27 |
Ч | 165+683 |
Й | 375-374 |
Н | 411+478 |
65 | 149 | 65 | 848 | 554 | 889 | 529 | 901 | 554 | 1 |
Этот вулкан – современный и активный, расположен в Восточном хребте Камчатки в 20 км от берега Тихого океана. Максимальная высота 1560 м над уровнем моря. Постройка вулкана представляет собой вулканический хребет протяженность 3 км. В настоящее время активный кратер вулкана заполнен кислым горячим озером(оз. Троицкого), обнаруженным и впервые описанным в 1946 г. Озеро округлой формы с диаметром порядка 500-600 м и площадью более 200 тысяч м2. Максимальной глубины озера, замеренные в разные годы, различны: от 117 до 140 м. Существуют предположения, что кислотное озеро возникло сравнительно недавно в результате извержения, произошедшие незаметно для людей. Сегодня вулкан – одно из чудес камчатской природы, и тот, кто сумел достичь его подножия, просто обязан подняться на кромку кратера. Какое имя у этого чуда света?
Й | 881-557 | Ы | 534-204 |
М | 592+40 | Ч | 717+261 |
Л | 958-614 | Е | 920-846 |
И | 66+548 | К | 690-309 |
С | 606-521 | Я | 126+753 |
А | 101+721 | Р | 727-44 |
632 | 822 | 344 | 330 | 324 |
85 | 74 | 632 | 879 | 978 | 614 | 381 |
Это самое северное и одно из самых древних в мире плато вулканического происхождение. Расположено южнее полуострова Таймыр и восточней самого крупного заполярного города – Норильск. Основная часть простирается с севера на юг на 650 км в южной части Таймырского полуострова, охватывает более 250 тысяч квадратных километров. Многочисленные реки и ручьи образуют высочайшие и красивейшие водопады в России. В этих местах расположена самая высокая на Средне – Сибирском плоскогорье гора Камень – 1701 метр. На плато насчитывается около 9 тысяч озёр, многие из которых поражают своей глубиной, например Хантайское – до 520 метров. Озеро Лама, расположено в восточной стороне называют «Заполярной Швейцарией». Плато расположено в субарктическом поясе, в зоне тундр, лесотундр и редколесий. Его название?
О | 688+177 | Р | 694+276 |
Н | 924-306 | П | 631-153 |
Т | 13+797 | И | 34+928 |
А | 381-319 | У | 301-65 |
478 | 236 | 810 | 865 | 970 | 62 | 618 | 62 |
Это высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита. Они были открыты в 20 веке в Карелии, и с тех пор продолжают оставаться важным объектом изучения археологов. По разным источникам возраст оценивается в 5-6 тыс. лет. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 млн фигур, которые сконцентрированы более чем в 20 тыс. участков в 78 странах. Наскальные изображения Карелии находятся в двух местах: На севере, в Беломорском районе и на юго-востоке республики – в Пудожском районе. В Беломорье преобладают изображения лодок с экипажами, показанными в виде столбиков. Загадочных образов почти нет, зато какие развернутые повествовательные сцены охоты на лесных зверей, птиц и морских животных, батальные композиции! Всегда в них присутствует человек. Он идет пешком, на лыжах, плывет в лодке, сражается, охотится, пляшет. Среди Онежских немало загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием рисунков. Как они называются?
Г | 299+527 | Р | 508-207 |
Ф | 527-410 | Е | 314+637 |
И | 161+596 | Л | 530-383 |
П | 939-711 | Т | 54+299 |
О | 295+286 | Ы | 526-364 |
228 | 951 | 353 | 301 | 581 | 826 | 147 | 757 | 117 | 162 |
Уникальный геологический объект расположен на севере Якутии-в Аллаиховском улусе. Открыто в 1970 году. Это единственное место в мире, где в едином пространстве многолетнемерзлых пород сосредоточены останки мамонтов и других животных: шерстистого носорога, древней дикой лошади, бизона, волка, пещерного льва, зайца и росомахи. А недалеко от этого кладбища мамонтов была найдена стоянка людей, живших здесь 12-13 тыс. лет тому назад. Говорят, здесь до сих пор можно встретить живого мохнатого слона. И ученые не могут стопроцентно это отрицать. Реши примеры и узнай, как называется эта достопримечательность.
Щ | 247+404 | Х | 902-804 |
К | 932-691 | В | 793-364 |
Б | 49+765 | А | 984-548 |
Л | 580-230 | Т | 551+99 |
Р | 160+666 | Е | 652-302 |
М | 928-238 | О | 40+209 |
Н | 46+867 | Д | 562-270 |
С | 507-80 | И | 24+102 |
814 | 350 | 826 | 350 | 350 | 350 | 98 | 427 | 241 | 249 | 350 |
241 | 350 | 436 | 292 | 814 | 126 | 651 | 350 |
690 | 436 | 690 | 249 | 913 | 650 | 249 | 429 |
Список литературы
- Бросалина Л.М. Путеводитель для детей. Россия. Москва: Издательство АСТ, 2017. – 159с.
- Герасимова Т.П. , Неклюков Н.П. Учебник по географии за 6 класс, 2005г.
- Глушков А. В. Реки востока России : Путеводитель-справочник
- Дронов В.П., Ром В.Я., Учебник . География России. Население и хозяйство . 9 класс. 2004г.
- Зверева С. В.» В мире солнечного света»
- Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А., Учебник по географии за 7 класс, 2009г.
- Короновский Н.В. Эльбрус — действующий вулкан?
- Куршская коса // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.]
- Семёнов, В. И. В краю вулканов и гейзеров.
- «Якутия». Современный путеводитель
- http://www.magicbaikal.ru – сайт «Магия Байкала»
- https://www.manorama.ru , «Легенды о столбах выветривания»
- http://100чудес.рф/ . Урочище Аккурум, Республика Алтай, Улаганский район
- http://nashural.ru/Ординская пещера
- www.volshebnaya-planeta.ru/чарские-пески/
- http://www.mojgorod.ru/ Мирный
- http://www.esskmv.ru/ сайт города Ессентуки и Кабминвод
Предварительный просмотр:
II городская научно-практическая конференция «Хочу всё знать»
Номинация: «Юные исследователи»
Тема: Природные достопримечательности России в числовых выражениях
Автор: Чалов Константин, ученик 3 а класса, МБОУ «СОШ №8»
Руководитель: Новикова Н.В.
г. Ханты – Мансийск
2017 год
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Природные достопримечательности России | 4 |
2 | Числовые выражения на тему «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» | 4 |
3 | Эксперимент «Столбы выветривания» | 5 |
4 | Результаты работы | 5 |
5 | Выводы | 6 |
6 | Список литературы | 8 |
7 | Приложения | 9 |
Введение
Я люблю решать математические задачи и примеры и предположил, что это можно сделать интересным и для моих одноклассников. Например, не только находить ответы с помощью математических действий, но и изучать историю и географию нашей страны, а также физические явления.
Для начала я собрал сведения о некоторых природных объектах нашей страны. Затем зашифровал их на языке математики и придумал вопросы. На одном из занятий я предложил ребятам узнать достопримечательности по картинкам, но выяснилось, что многие не знают эти природные объекты.
Проблема – Многие ребята моего возраста не знают названия природных достопримечательностей России и их месторасположение.
Тема – Природные достопримечательности России в числовых выражениях.
Актуальность – Обозначенная мною проблема очень актуальна. Многие стремятся узнать достопримечательности мира, любят путешествовать по странам и виртуально, и реально. Однако о своей стране знают очень мало. Причём, я заметил, не только мои сверстники не осведомлены о природных и культурных объектах России, но и взрослые. В своей работе я попробую доказать, что, занимаясь математикой, можно изучать Россию и путешествовать по нашей стране.
Цель – Познакомить сверстников с природными достопримечательностями России, составив дидактический материал по математике по теме – Сложение и вычитание трёхзначных чисел.
Гипотеза – Предположу, что, если составить дидактический материал по математике на тему «Природные достопримечательности России» и прорешать его со сверстниками, то уровень знаний и, соответственно, познавательный интерес и гордость за свою страну у ребят возрастёт.
Задачи:
- Найти теоретический материал по теме «Природные достопримечательности России».
- Подобрать числовые выражения по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
- Составить дидактический материал по математике «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» по теме «Природные достопримечательности России».
- Выяснить значимость данной работы, проведя тест - опрос одноклассников на знание природных достопримечательностей России в начале работы и после того, как сверстники прорешают, составленный мною дидактический материал.
- Показать процесс разрушения гор, на примере одного из семи чудес России – Столбов выветривания, проведя эксперимент.
Объект – Раздел географии, предназначенный для изучения природных объектов России. Раздел математики «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
Предмет – Природные достопримечательности России, числовые выражения на тему «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
Методы – В процессе работы мною были использованы следующие методы: наблюдение, моделирование, эксперимент, сравнение, обобщение.
Природные достопримечательности России
Изучив литературные источники, я остановил свой выбор на 24 объектах, взяв за основу игру «МЕМО» : Эльбрус, Столбы Выветривания, Байкал, Долина гейзеров на Камчатке, Аккурум (каменные грибы), река Лена, Ординская пещера (недалеко от населённого пункта Орда), Чарские пески, пос. Мирный, Северное сияние, Верблюд гора, Васюганские болота, озеро Баскунчак, Астраханский лотос, Кунгурская ледяная пещера, озеро - Морской глаз, Куршская коса, Танцующий лес, Полюс холода, Авачинский вулкан, Малый Семячик, Плато Путорана, Петроглифы, Берелехское кладбище мамонтов.
При изучении литературы я столкнулся с такой проблемой – информация о природных чудесах России встречается разрозненно в научных источниках – учебниках для среднего школьного возраста [2,4,6], географических журналах, энциклопедиях [8], а для детей моего возраста самыми подходящими оказались – игра «Мемо» - Природные чудеса России и «Путеводитель для детей. Россия» [1].
В результате отбора материала получился сборник «Дидактический материал – «Природные достопримечательности России». (Приложение 1)
Далее предстояло подобрать числовые выражения для того, чтобы зашифровать названия объектов.
Числовые выражения на тему «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
При подборе числовых выражений я руководствовался теми случаями сложения и вычитания трёхзначных чисел, что были рассмотрены нами на уроках математики. За основу взял пособие Узоровой «Сложение и вычитание многозначных чисел» и воспользовался способом составления шифров, предложенных Петерсон Л.Г., рассмотренных мною на факультативных занятиях математики.
Я зашифровал название достопримечательностей. Каждому примеру на сложение и вычитание трехзначных чисел соответствует буква, которая находится в названии. Решаем примеры, находим ответы, и вставляем нужные буквы в клетки. Затем ищем достопримечательность на карте России.
Как оказалось, на практике точно определить месторасположение объектов было сложнее всего.
Таким образом возник сборник - Дидактический материал «Природные достопримечательности России в числовых выражениях»
Эксперимент «Столбы выветривания»
На примере одного из семи чудес России – Столбов выветривания - я доказал, как в природе происходит это физическое явление.
Столбы выветривания (еще одно название Мансийские болваны) находятся в республике Коми, на горе Мань-Пупу-Нёр. Выветривание - это процесс разрушения и изменения горных пород в условиях земной поверхности или вблизи неё под влиянием колебаний температуры, химического и механического воздействия атмосферы, воды и организмов. Чтобы показать, как происходит выветривание, поставил опыт.
Нагрел кусочек гранита в пламени спиртовки, затем опустил в холодную воду. Так проделал несколько раз, камень разломился на части. Таким образом, в результате воздействия на горы перепадов температуры, воды и ветра появились эти каменные изваяния.
В давние времена манси – коренное население - Югры поклонялись этим столбам. Кроме того, этот пример дает знания и об истории и культуре коренных малочисленных народов Севера. В связи с загадочным происхождением столбов выветривания местное население создавало различные легенды. Мансийское предание гласит, что эти каменные изваяния были некогда семью великанами – самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но на вершине Мань-Пупу-Нёр их вожак увидел перед собой священную вогульскую гору Ялпинг-Нёр. В ужасе отбросил он свой бубен, и все его спутники окаменели от страха.
Но это всего лишь легенда, я предпочитаю доверять фактам и научным доказательствам.
Об этом эксперименте я рассказал ребятам в классе и показал презентацию (Приложение 2), где все мои манипуляции были отражены на фотографиях. Тем самым не оставив сомнений в подлинности моих высказываний и предположений.
Результаты работы
Чтобы доказать свои предположения о результативности моей работы и её значимости, я составил небольшую таблицу. В ней отражены результаты двух тестов: констатирующего ( на начальном этапе) и контролирующего ( в конце всей работы). В первом тесте – опроснике содержалась иллюстративная информация о природных достопримечательностях России, поскольку просто назвать объекты никому не удалось. Во втором тесте- опроснике было 2 уровня: первый назвать природные чудеса России и по возможности – показать их на карте, второй уровень – по иллюстрации определить название объекта и суметь показать его на карте.
Как видим из таблицы, результаты очень неплохие. Однако следует отметить, что точно показать объекты на карте оказалось довольно сложно. Пришлось обратиться за помощью в ЮНИИИТ к Хамедову В.А. , он нам обещал помочь – составить электронную карту – маршрут, используя возможности института.
Кроме того, в таблице нет таких данных, но у ребят возник интерес к изучению нашей страны и возникли вопросы о местонахождении других природных чудес России.
Тест - опрос | Кол – во чел., определивших название 15-24 объектов | % | Кол – во чел., не определивших название 15-24 объектов | % | |
1 | Констатирующий | 2 | 7 | 27 | 90 |
2 | Контролирующий | 28 | 93 | 3 | 10 |
Заключение
В своей работе я доказал, что, занимаясь математикой, можно изучать Россию и путешествовать по нашей стране.
Поставленная мною цель – Познакомить сверстников с природными достопримечательностями России, составив дидактический материал по математике по теме – Сложение и вычитание трёхзначных чисел, достигнута.
Я предполагал, что, если составить дидактический материал по математике на тему «Природные достопримечательности России» и прорешать его со сверстниками, то уровень знаний и, соответственно, познавательный интерес и гордость за свою страну у ребят возрастёт.
Результаты контролирующего теста – опросника доказали мои предположения.
Для выполнения поставленной цели мною были решены важные задачи:
- Найден теоретический материал по теме «Природные достопримечательности России».
- Подобраны числовые выражения по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
- Составлен дидактический материал по математике «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» на тему - «Природные достопримечательности России».
- Я убедился в значимости данной работы, проведя тест - опрос одноклассников на знание природных достопримечательностей России в начале работы и после того, как сверстники прорешали, составленный мною дидактический материал.
- Мне удалось показать процесс разрушения гор, на примере одного из семи чудес России – Столбов выветривания, проведя эксперимент.
Новизна
Составленный мною дидактический материал в форме игры нигде не использовался ранее и имеет практическую значимость для формирования не только познавательного интереса, но и чёткой гражданской позиции - воспитании духовно-нравственного поколения нашей страны.
Практическая значимость, перспективы
Надеюсь, что данная работа принесёт пользу всем ученикам младшего школьного возраста, дав возможность отработать вычислительные навыки по математике на тему «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» и одновременно познакомиться с природными достопримечательностями России в такой интересной игровой форме.
В работе находится сборник «Культурные достопримечательности России», можно объединить эти два сборника и составить электронный путеводитель для детей по России. Команда ребят, желающих заниматься этим проектом уже готова, в неё вошли ребята не только нашего класса, но и семиклассники.
Благодарность
В создании работы мне помогали: мой учитель - Новикова Наталья Владимировна, мама - Чалова Наталья Юрьевна, провести опыт помог папа - Чалов Андрей Петрович, а сделать презентацию – сестра - Чалова Юлия.
Список литературы
- Бросалина Л.М. Путеводитель для детей. Россия. Москва: Издательство АСТ, 2017. – 159с.
- Герасимова Т.П. , Неклюков Н.П. Учебник по географии за 6 класс, 2005г.
- Глушков А. В. Реки востока России : Путеводитель-справочник
- Дронов В.П., Ром В.Я., Учебник . География России. Население и хозяйство . 9 класс. 2004г.
- Зверева С. В. « В мире солнечного света»
- Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А., Учебник по географии за 7 класс, 2009г.
- Короновский Н.В. Эльбрус — действующий вулкан?
- Куршская коса // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.]
- Семёнов, В. И. В краю вулканов и гейзеров.
- «Якутия». Современный путеводитель
- http://www.magicbaikal.ru – сайт «Магия Байкала»
- https://www.manorama.ru , «Легенды о столбах выветривания»
- http://100чудес.рф/ . Урочище Аккурум, Республика Алтай, Улаганский район
- http://nashural.ru/ Ординская пещера
- www.volshebnaya-planeta.ru/чарские-пески/
- http://www.mojgorod.ru/ Мирный
- http://www.esskmv.ru/ сайт города Ессентуки и Кабминвод
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по математике. Турнир смекалистых.
Этот материал предназначен для учащихся 4-ых классов. Отдельные моменты этого турнира можно использовать для развития логического мышления на уроках математики. А сам турнир предназначен для внеклассн...
Дидактический материал по математике для 3 класса.
Данная разработка поможет учителю проверить качество усвоения изученного материала по учебнику Л.Г. Петерсон 3 класс...
Дидактический материал по математике для 1 класса
Данный материал можно применять на уроках как при закреплении пройденного материала, так и на уроках контроля знаний....
дидактический материал по математике
числа от1 до 100 умножение и деление...
Дидактический материал по математике " Таблицы по математике " 1-4 класс
Наглядные таблицы для уроков и индивидуального пользования ....
Дидактический материал по математике для индивидуальной работы учащихся 1 класса по программе "Школа России"
Дидактичкский материал (тренажер) по математике для индивидуальной работы учащихся 1 класса при изучении состава чисел от 1-5 по программе "Школа России"....
Дидактический материал по математике "Задания для итоговой контрольной работы по математике" (2 класс)
Итоговая контрольная работа...