Тема урока: «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик»
план-конспект урока по математике на тему

                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_trehznachnyh_chisel_v_stolbik.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Тема урока: «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик».
Тип урока: Введение нового знания.
Цель урока: Создать условия для изучения, усвоения и последующего  применения  алгоритма письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: донести свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
    зрения;
  • Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения,  учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
    нужна для решения учебной задачи в один шаг,  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты, делать выводы на основе обобщения умозаключений.  

Предметные (образовательные):  создать условия для формирования у учащихся знаний об алгоритмах письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чисел.
Личностные (воспитательные): создать условия для развития у учащихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, мультимедиа.
Оформление доски:

Презентация

Решение задач

План урока:

Этап урока

Регламент

1

Орг.момент

9.00 - 9.01

2

Актуализация знаний

9.02 - 0.06

3

Постановка учебной задачи

9.07 - 9.08

4

Открытие нового знания

9.09 - 9.14

5

Первичное закрепление

9.30 - 9.35

6

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

9.36 - 9.46

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение

9.47 - 9.54

8

Итог урока

10.00

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие универсальных учебных действий

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент): 1-2 минуты.

Цель: мотивировать к учебной деятельности на уроке через связь с предыдущими уроками; эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия, способствовать развитию внимания

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок  математики  проведу я, Юлия Сергеевна.

- Дадим себе установку на урок (дети произносят хором):

- Будем открывать новые знания, стараться выполнять все задания правильно и красиво.

Личностные

  1. Актуализация знаний: 4-5 минут

Цель: повторить разряды чисел, место и значение цифры в числе

- На доске:

7, 5, 0
5, 7, 2

- Составьте из цифр трехзначные числа так, чтобы цифры не повторялись.

- 705, 750, 507, 570

- 257, 275, 527, 572, 725, 752

Познавательные
Предметные

- Что обозначает цифра 2?

- Какой разряд она указывает?
- Из каких разрядов состоят трехзначные числа?

- 257 - два обозначает разряд сотен;

- 527 - два обозначает разряд десятков;

- 752 – два обозначает разряд единиц

- Единиц, десятков и сотен

Коммуникативные

Познавательные

 № 1, с.58

- Откройте тетради. Отступите от предыдущей работы 4 клеточки вниз, запишите дату и классная работа.

420 + 80 = __

500 – 60 =___

380 + 50 =___

- Как можно назвать числа в выражениях?

- Почему они являются круглые?

- Как вычисляются данные выражения?  

- Пишем их вычисления в тетради подробно с комментированием.

 - Саша иди к доске. Дети пишем в тетради 420 + 80, Саша продолжай

420 + 80 = __

500 – 60 =___

380 + 50 =___

Вывод:

- Как вычисляли?
- Какие привила нам помогли?

- Круглые

- Так как все числа в выражениях оканчиваются нулем

- Это устное вычисление

Раскладываю на разрядные слагаемые 420 + 80 = (400сот. + 20дес.) +80дес. = 400сот. + (20дес.+ 80дес.) = 400сот. + 100сот. = 500

Раскладываю на разрядные слагаемые  500 – 60 = (400сот. + 100сот.) – 60дес. = 400сот. + (100сот. – 60дес.) = 400сот. + 40дес. = 440

Раскладываю на удобные слагаемые  380 + 50 = (300сот. + 80дес.) + 50дес. = 300сот. + (80дес. + 50дес.) =  300сот. + (100сот. + 30дес.) = (300сот. + 100сот.) + 30дес. = 400сот. + 30дес. = 430

- Устное вычисление
- Сочетательное свойство; правила десятки прибавляю к десяткам, сотни к сотням

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

426 + 231 =___

678 – 345 =___

Вывод:

- Сумма разрядных единиц < десяти

- Из разрядных единиц уменьшаемое > разрядных единиц вычитаемого.

426 + 231= (400 + 20 + 6) + (200 + 30 + 1) = 400 + 200 + 20 + 30 + 6 + 1 = 40дес. + 20дес. + 2дес. +3дес. + 6ед.  +1ед = 65дес. + 7ед.= 650ед. + 7ед.= 657ед.

678 -345= (6сот. - 3сот.) + (7д.- 4д.) + (8ед.-5ед.) = 3сот.+ 3дес. + 3 ед. = 333

Познавательные

  1.  Постановка учебной задачи
    Цель:
    выявить и зафиксировать место и причину затруднения: письменное сложение трехзначных чисел; согласовать цель и тему урока

- Найдите сумму устно.
- Что интересного заметили?

- Кто заметил, что сумма разрядный единиц будет  > десяти?
- Можем сложить устно, удобно?

576 + 295 =___

- Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками; складываем единицы: 6+ 5 = 11 единиц; 11 ед. – это 1д. 1ед.; так как в каждом разряде пишется всего одна цифра, пишем под единицами 1, а 1 десяток надписываем над десятками (над цифрой 7) и запоминаем; теперь складываем десятки: 7 + 9 = 17, так как мы запоминали один десяток, мы прибавляем к 17д. еще 1д.: 17д + 1д. = 18десятков. Складываем сотни: 5сот. + 2сот. = 7сот, так как мы запоминали одну сотню, мы прибавляем 7сот. еще 1сот.: 7сот. + 1сот. = 8сот. Пишем под сотнями 8. Читаем результат: 871

Регулятивные

Коммуникативные

Коммуникативные

624 – 246 =___

- Если трудно сложить трехзначные числа, то действия выполняются в столбик так же, как при сложении и вычитании двухзначных чисел.

- Скажите, какая тема нашего урока?

- Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; вычитаем единицы: 4 - 6, мы не можем вычесть из 4 единицы 6 единиц, поэтому из разряда десятков у уменьшаемого мы берем 1д; ставим над цифрой 2 точку для того, чтобы не забыть, что мы взяли 1д. из уменьшаемого; складываем 4д. и 1ед.- это 14ед., теперь вычитаем единицы из единиц: 14-6=8, пишем под единицами восемь, вычитаем десятки, помним, что в уменьшаемом теперь 11д.: 11д.-4д.=7д. Вычитаем сотни: 5сот.-2сот.=3сот. Пишем под сотнями 3. Читаем результат: 378

- Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик

Коммуникативные

Регулятивные

  1.  Открытие нового знания

Цель: изучить алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик

- Откройте страницу учебника 58, найдите задание №2. Витя уже решил  такого вида примеры столбиком.

- Объясните, как Витя складывал числа первого столбика, опираясь на алгоритм справа.
Алгоритм: 

  1. Записываем числа в столбик
  2. Прибавляем единицы
  3. Прибавляем десятки
  4. Прибавляем сотни
  5. Читаем ответ

          1

          31

       +  19

          50

- Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками; складываем единицы: 1 + 9 = 10 единиц; 10 ед. – это 1д. 0ед.; так как в каждом разряде пишется всего одна цифра, пишем под единицами 0, а 1 десяток надписываем над десятками (над цифрой 3) и запоминаем; теперь складываем десятки: 3 + 1 = 4, так как мы запоминали один десяток, мы прибавляем к 4  д. еще 1д.: 4д + 1д. = 5десятков, читаем результат: 50

Коммуникативные

Предметные

- Дополните объяснения Вити для второго столбика.
- Саша выходи к доске. Остальные в тетради пишем:

          1

        531

       +  19

        550

- Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками; складываем единицы: 1 + 9 = 10 единиц; 10 ед. – это 1д. 0ед.; так как в каждом разряде пишется всего одна цифра, пишем под единицами 0, а 1 десяток надписываем над десятками (над цифрой 3) и запоминаем; теперь складываем десятки: 3 + 1 = 4, так как мы запоминали один десяток, мы прибавляем к 4д. еще 1д.: 4д + 1д. = 5десятков. Складываем сотни. Пишем 5 под сотнями. Читаем результат: 550

Коммуникативные

Предметные

- Для третьего столбика дополните объяснения Вити, как он складывал числа.

          1

        531

       +219

        750

Вывод (хором):
Алгоритм:

  1. Записываем числа в столбик
  2. Прибавляем единицы
  3. Прибавляем десятки
  4. Прибавляем сотни
  5. Читаем ответ

- Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками; складываем единицы: 1+ 9 = 10 единиц; 10 ед. – это 1д. 0ед.; так как в каждом разряде пишется всего одна цифра, пишем под единицами 0, а 1 десяток надписываем над десятками (над цифрой 3) и запоминаем; теперь складываем десятки: 3 + 1 = 4, так как мы запоминали один десяток, мы прибавляем к 4д. еще 1д.: 4д + 1д. = 5десятков. Складываем сотни: 5сот. + 2сот. = 7сот. Пишем под сотнями 7. Читаем результат: 750

Коммуникативные

Предметные

Посмотрите на задание №3.
- Что в нем особенного?

     *                            *                             *

     31             531               531

   -  19           -     19              -219

     12              512              312

- Вместо знака сложения (плюса) стоит знак вычитание (минус)

- Объясните, как Костя вычитал числа первого столбика.

     *                                                        

     31                            

   -  19                        

     12                          

- Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; вычитаем единицы: 1 - 9, мы не можем вычесть из 1 единицы 9 единиц, поэтому из разряда десятков у уменьшаемого мы берем 1д; ставим над цифрой 3 точку для того, чтобы не забыть, что мы взяли 1д. из уменьшаемого; складываем 1д. и 1ед.- это 11 ед., теперь вычитаем единицы из единиц: 11 – 9 = 2, пишем под единицами два, вычитаем десятки, помним, что в уменьшаемом теперь 2д.: 2д. - 1д. = 1д. Читаем результат: 12

Коммуникативные

Предметные

- Теперь дополните объяснения Кости для второго столбика.
- Маша выходи к доске. Остальные в тетради пишем:

       *                                                        

   531                            

   -  19                        

   512                          

- Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; вычитаем единицы: 1-9, мы не можем вычесть из 1 единицы 9 единиц, поэтому из разряда десятков у уменьшаемого мы берем 1д; ставим над цифрой 3 точку для того, чтобы не забыть, что мы взяли 1д. из уменьшаемого; складываем 1д. и 1ед.- это 11 ед., теперь вычитаем единицы из единиц: 11 – 9 = 2, пишем под единицами два, вычитаем десятки, помним, что в уменьшаемом теперь 2д.: 2д.-1д.=1д. Вычитаем сотни. Пишем под сотнями 5. Читаем результат: 512

Коммуникативные

Предметные

- И дополните объяснения Кости для третьего столбика.

       *                                                        

   531                            

  -219                        

   312                          

- Кто запомнил рассуждения?
Алгоритм:

  1. Записываем числа в столбик
  2. Вычитаем единицы
  3. Вычитаем десятки
  4. Вычитаем сотни
  5. Читаем ответ

- Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; вычитаем единицы: 1-9, мы не можем вычесть из 1 единицы 9 единиц, поэтому из разряда десятков у уменьшаемого мы берем 1д; ставим над цифрой 3 точку для того, чтобы не забыть что мы взяли 1д. из уменьшаемого; складываем 1д. и 1ед.- это 11 ед., теперь вычитаем единицы из единиц: 11-9=2, пишем под единицами два, вычитаем десятки, помним что в уменьшаемом теперь 2д.: 2д.-1д.=1д. Вычитаем сотни: 5сот.-2сот.=3сот. Пишем под сотнями 3. Читаем результат: 312

Коммуникативные

Предметные

Проведение физминутки:

- Ребята, проведем физминутку.

- Отойдите друг от друга на безопасное расстояние.

- Делайте вместе со мной.

Раз — согнуться-разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головой три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть

(Выполняем движения по тексту.)

  1. Первичное закрепление
    Цель:
    проверка умения решать математические выражения используя алгоритм сложения и вычитания; проговаривание алгоритма в процессе решения

- Страница 59 №4.  

- Подглядывая в объяснения Вити, найдем значение выражений первого и второго столбика
- Коля, выходи к доске. Остальные в тетради пишем:

  1. 304 + 58 =
  2. 160 – 32 =
  3. 423 – 106 =
  4. 226  +35 =

Вывод (хором):
Алгоритм: (сложения)

  1. Записываем числа в столбик
  2. Прибавляем единицы
  3. Прибавляем десятки
  4. Прибавляем сотни
  5. Читаем ответ

Алгоритм (вычитания):

  1. Записываем числа в столбик
  2. Вычитаем единицы
  3. Вычитаем десятки
  4. Вычитаем сотни
  5. Читаем ответ

- Решают примеры, самостоятельно используя алгоритмы

Коммуникативные

Предметные

Регулятивные

  1.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:  проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

- Решите примеры самостоятельно в тетради, используя алгоритм сложения и вычитания чисел в столбик.

  1. 215 + 67
  2. 256 - 237

Проверка:

- Назовите сумму числа 253 и 317

- У кого другой ответ? Как ты рассуждал?

У кого есть ошибки, исправьте их

 Ребят, которые допустили ошибку, я тоже могу похвалить. Ведь вы сами нашли свою ошибку и знаете над, чем вам ещё нужно поработать.

Вывод (хором):
Алгоритм: (сложения)

  1. Записываем числа в столбик
  2. Прибавляем единицы
  3. Прибавляем десятки
  4. Прибавляем сотни
  5. Читаем ответ

Алгоритм (вычитания):

  1. Записываем числа в столбик
  2. Вычитаем единицы
  3. Вычитаем десятки
  4. Вычитаем сотни
  5. Читаем ответ

- Слушают, и проверяют свои ошибки

Коммуникативные

Предметные

Регулятивные

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: применения новых знаний при выполнении упражнений, в которых новое знание используется с ранее изученными.

- Прочитайте  задание  №5 на странице 59 под буквой А.

Прочитайте условие задачи, так, чтобы определить значение буквы a и b.

- Что нам нужно найти в данной задаче?

- Сделаем схему, которую мы будем использовать при решении задачи. Начертите отрезок 10 сантиметров.

- Сколько было книг изначально? Обозначим буквой а

- А сколько выдали? Как это можно записать? Обозначим b*30

- Чтобы нам найти оставшееся количество книг нам необходимо  с вами…

- Подставим  вместо буквенных выражений числа и решим данную задачу

А = 75; Б = 1

- В классной библиотеке было А книг. Витя и Костя выдали 30 ученикам по Б книг

- Сколько книг осталось в классной библиотеке

Коммуникативные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися  своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Скажите, какую цель мы сегодня ставили на уроке?

- Достигли ли мы цель в полном объеме? Каким образом?

-Ребята, вы оцениваете свою деятельность на уроке?
- Какую оценку вы бы себе поставили?

- Откройте свои дневники. Запишите домашнее задание, оно записано на доске

- Изучить алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик, а также уметь применять данный алгоритм при решении математических выражений

- Решали математические выражения, используя  алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел.

Личностные

Предметные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел "

конспект урока  "Сложение и вычитание трехзначных чисел "  для урока математики во 3 классе...

Открытый урок. "Сложение и вычитание трехзначных чисел."

Данный материал поможет закрепить изученные случаи сложения и вычитания трехзначных чисел. Повторить способы проверки сложения и вычитания. Проверить сформированность навыков сложения и вычитания трех...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «алгоритмы сложения и вычитания трехзначных чисел.»

Технологическая карта урокаПредмет: математика Класс: 3 «а» Тема: «Приёмы письменных вычислений»Цели деятельности учителя- познакомить с приёмами письменных выч...

УМК "Перспектива" конспект урока математики 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел

Цели деятельности учителя:- формирование умения складывать и вычитать смешанные числа; Планируемые результаты:Предметные:уметь складывать и вычитать смешанные числа;знать алгоритм выполнения дейс...

Презентация к уроку математики по теме «Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел»

Презентация к уроку математики по теме «Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел». УМК «Школа России». 3 класс....

Конспект урока математики 2 класса. Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Цель: создание условий для знакомства со случаями сложения и вычитания двузначных чисел. Задачи:Образовательная: познакомить учащихся с записью сложения и вычитания двузначных чисел в столбик; ра...