Тема урока: «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик»
план-конспект урока по математике на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
Тема урока: «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик».
Тип урока: Введение нового знания.
Цель урока: Создать условия для изучения, усвоения и последующего применения алгоритма письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: донести свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения;
- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения учебной задачи в один шаг, добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты, делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Предметные (образовательные): создать условия для формирования у учащихся знаний об алгоритмах письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чисел.
Личностные (воспитательные): создать условия для развития у учащихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, мультимедиа.
Оформление доски:
Презентация | Решение задач |
План урока:
№ | Этап урока | Регламент |
1 | Орг.момент | 9.00 - 9.01 |
2 | Актуализация знаний | 9.02 - 0.06 |
3 | Постановка учебной задачи | 9.07 - 9.08 |
4 | Открытие нового знания | 9.09 - 9.14 |
5 | Первичное закрепление | 9.30 - 9.35 |
6 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | 9.36 - 9.46 |
7 | Включение нового знания в систему знаний и повторение | 9.47 - 9.54 |
8 | Итог урока | 10.00 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развитие универсальных учебных действий | |
Цель: мотивировать к учебной деятельности на уроке через связь с предыдущими уроками; эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия, способствовать развитию внимания | |||
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу я, Юлия Сергеевна. - Дадим себе установку на урок (дети произносят хором): | - Будем открывать новые знания, стараться выполнять все задания правильно и красиво. | Личностные | |
Цель: повторить разряды чисел, место и значение цифры в числе | |||
- На доске: 7, 5, 0 - Составьте из цифр трехзначные числа так, чтобы цифры не повторялись. | - 705, 750, 507, 570 - 257, 275, 527, 572, 725, 752 | Познавательные | |
- Что обозначает цифра 2? - Какой разряд она указывает? | - 257 - два обозначает разряд сотен; - 527 - два обозначает разряд десятков; - 752 – два обозначает разряд единиц - Единиц, десятков и сотен | Коммуникативные Познавательные | |
№ 1, с.58 - Откройте тетради. Отступите от предыдущей работы 4 клеточки вниз, запишите дату и классная работа. 420 + 80 = __ 500 – 60 =___ 380 + 50 =___ - Как можно назвать числа в выражениях? - Почему они являются круглые? - Как вычисляются данные выражения? - Пишем их вычисления в тетради подробно с комментированием. - Саша иди к доске. Дети пишем в тетради 420 + 80, Саша продолжай 420 + 80 = __ 500 – 60 =___ 380 + 50 =___ Вывод: - Как вычисляли? | - Круглые - Так как все числа в выражениях оканчиваются нулем - Это устное вычисление Раскладываю на разрядные слагаемые 420 + 80 = (400сот. + 20дес.) +80дес. = 400сот. + (20дес.+ 80дес.) = 400сот. + 100сот. = 500 Раскладываю на разрядные слагаемые 500 – 60 = (400сот. + 100сот.) – 60дес. = 400сот. + (100сот. – 60дес.) = 400сот. + 40дес. = 440 Раскладываю на удобные слагаемые 380 + 50 = (300сот. + 80дес.) + 50дес. = 300сот. + (80дес. + 50дес.) = 300сот. + (100сот. + 30дес.) = (300сот. + 100сот.) + 30дес. = 400сот. + 30дес. = 430 - Устное вычисление | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Коммуникативные Познавательные | |
426 + 231 =___ 678 – 345 =___ Вывод: - Сумма разрядных единиц < десяти - Из разрядных единиц уменьшаемое > разрядных единиц вычитаемого. | 426 + 231= (400 + 20 + 6) + (200 + 30 + 1) = 400 + 200 + 20 + 30 + 6 + 1 = 40дес. + 20дес. + 2дес. +3дес. + 6ед. +1ед = 65дес. + 7ед.= 650ед. + 7ед.= 657ед. 678 -345= (6сот. - 3сот.) + (7д.- 4д.) + (8ед.-5ед.) = 3сот.+ 3дес. + 3 ед. = 333 | Познавательные | |
| |||
- Найдите сумму устно. - Кто заметил, что сумма разрядный единиц будет > десяти? 576 + 295 =___ | - Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками; складываем единицы: 6+ 5 = 11 единиц; 11 ед. – это 1д. 1ед.; так как в каждом разряде пишется всего одна цифра, пишем под единицами 1, а 1 десяток надписываем над десятками (над цифрой 7) и запоминаем; теперь складываем десятки: 7 + 9 = 17, так как мы запоминали один десяток, мы прибавляем к 17д. еще 1д.: 17д + 1д. = 18десятков. Складываем сотни: 5сот. + 2сот. = 7сот, так как мы запоминали одну сотню, мы прибавляем 7сот. еще 1сот.: 7сот. + 1сот. = 8сот. Пишем под сотнями 8. Читаем результат: 871 | Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные | |
624 – 246 =___ - Если трудно сложить трехзначные числа, то действия выполняются в столбик так же, как при сложении и вычитании двухзначных чисел. - Скажите, какая тема нашего урока? | - Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; вычитаем единицы: 4 - 6, мы не можем вычесть из 4 единицы 6 единиц, поэтому из разряда десятков у уменьшаемого мы берем 1д; ставим над цифрой 2 точку для того, чтобы не забыть, что мы взяли 1д. из уменьшаемого; складываем 4д. и 1ед.- это 14ед., теперь вычитаем единицы из единиц: 14-6=8, пишем под единицами восемь, вычитаем десятки, помним, что в уменьшаемом теперь 11д.: 11д.-4д.=7д. Вычитаем сотни: 5сот.-2сот.=3сот. Пишем под сотнями 3. Читаем результат: 378 - Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик | Коммуникативные Регулятивные | |
Цель: изучить алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик | |||
- Откройте страницу учебника 58, найдите задание №2. Витя уже решил такого вида примеры столбиком. - Объясните, как Витя складывал числа первого столбика, опираясь на алгоритм справа.
1 31 + 19 50 | - Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками; складываем единицы: 1 + 9 = 10 единиц; 10 ед. – это 1д. 0ед.; так как в каждом разряде пишется всего одна цифра, пишем под единицами 0, а 1 десяток надписываем над десятками (над цифрой 3) и запоминаем; теперь складываем десятки: 3 + 1 = 4, так как мы запоминали один десяток, мы прибавляем к 4 д. еще 1д.: 4д + 1д. = 5десятков, читаем результат: 50 | Коммуникативные Предметные | |
- Дополните объяснения Вити для второго столбика. 1 531 + 19 550 | - Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками; складываем единицы: 1 + 9 = 10 единиц; 10 ед. – это 1д. 0ед.; так как в каждом разряде пишется всего одна цифра, пишем под единицами 0, а 1 десяток надписываем над десятками (над цифрой 3) и запоминаем; теперь складываем десятки: 3 + 1 = 4, так как мы запоминали один десяток, мы прибавляем к 4д. еще 1д.: 4д + 1д. = 5десятков. Складываем сотни. Пишем 5 под сотнями. Читаем результат: 550 | Коммуникативные Предметные | |
- Для третьего столбика дополните объяснения Вити, как он складывал числа. 1 531 +219 750 Вывод (хором):
| - Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками; складываем единицы: 1+ 9 = 10 единиц; 10 ед. – это 1д. 0ед.; так как в каждом разряде пишется всего одна цифра, пишем под единицами 0, а 1 десяток надписываем над десятками (над цифрой 3) и запоминаем; теперь складываем десятки: 3 + 1 = 4, так как мы запоминали один десяток, мы прибавляем к 4д. еще 1д.: 4д + 1д. = 5десятков. Складываем сотни: 5сот. + 2сот. = 7сот. Пишем под сотнями 7. Читаем результат: 750 | Коммуникативные Предметные | |
Посмотрите на задание №3. * * * 31 531 531 - 19 - 19 -219 12 512 312 | - Вместо знака сложения (плюса) стоит знак вычитание (минус) | ||
- Объясните, как Костя вычитал числа первого столбика. * 31 - 19 12 | - Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; вычитаем единицы: 1 - 9, мы не можем вычесть из 1 единицы 9 единиц, поэтому из разряда десятков у уменьшаемого мы берем 1д; ставим над цифрой 3 точку для того, чтобы не забыть, что мы взяли 1д. из уменьшаемого; складываем 1д. и 1ед.- это 11 ед., теперь вычитаем единицы из единиц: 11 – 9 = 2, пишем под единицами два, вычитаем десятки, помним, что в уменьшаемом теперь 2д.: 2д. - 1д. = 1д. Читаем результат: 12 | Коммуникативные Предметные | |
- Теперь дополните объяснения Кости для второго столбика. * 531 - 19 512 | - Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; вычитаем единицы: 1-9, мы не можем вычесть из 1 единицы 9 единиц, поэтому из разряда десятков у уменьшаемого мы берем 1д; ставим над цифрой 3 точку для того, чтобы не забыть, что мы взяли 1д. из уменьшаемого; складываем 1д. и 1ед.- это 11 ед., теперь вычитаем единицы из единиц: 11 – 9 = 2, пишем под единицами два, вычитаем десятки, помним, что в уменьшаемом теперь 2д.: 2д.-1д.=1д. Вычитаем сотни. Пишем под сотнями 5. Читаем результат: 512 | Коммуникативные Предметные | |
- И дополните объяснения Кости для третьего столбика. * 531 -219 312 - Кто запомнил рассуждения?
| - Записываем числа в столбик: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; вычитаем единицы: 1-9, мы не можем вычесть из 1 единицы 9 единиц, поэтому из разряда десятков у уменьшаемого мы берем 1д; ставим над цифрой 3 точку для того, чтобы не забыть что мы взяли 1д. из уменьшаемого; складываем 1д. и 1ед.- это 11 ед., теперь вычитаем единицы из единиц: 11-9=2, пишем под единицами два, вычитаем десятки, помним что в уменьшаемом теперь 2д.: 2д.-1д.=1д. Вычитаем сотни: 5сот.-2сот.=3сот. Пишем под сотнями 3. Читаем результат: 312 | Коммуникативные Предметные | |
Проведение физминутки: - Ребята, проведем физминутку. - Отойдите друг от друга на безопасное расстояние. - Делайте вместе со мной. Раз — согнуться-разогнуться, Два — нагнуться, потянуться, Три — в ладоши три хлопка, Головой три кивка. На четыре — руки шире, Пять, шесть — тихо сесть (Выполняем движения по тексту.) | |||
| |||
- Страница 59 №4. - Подглядывая в объяснения Вити, найдем значение выражений первого и второго столбика
Вывод (хором):
Алгоритм (вычитания):
| - Решают примеры, самостоятельно используя алгоритмы | Коммуникативные Предметные Регулятивные | |
Цель: проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки | |||
- Решите примеры самостоятельно в тетради, используя алгоритм сложения и вычитания чисел в столбик.
Проверка: - Назовите сумму числа 253 и 317 - У кого другой ответ? Как ты рассуждал? У кого есть ошибки, исправьте их Ребят, которые допустили ошибку, я тоже могу похвалить. Ведь вы сами нашли свою ошибку и знаете над, чем вам ещё нужно поработать. Вывод (хором):
Алгоритм (вычитания):
| - Слушают, и проверяют свои ошибки | Коммуникативные Предметные Регулятивные | |
Цель: применения новых знаний при выполнении упражнений, в которых новое знание используется с ранее изученными. | |||
- Прочитайте задание №5 на странице 59 под буквой А. Прочитайте условие задачи, так, чтобы определить значение буквы a и b. - Что нам нужно найти в данной задаче? - Сделаем схему, которую мы будем использовать при решении задачи. Начертите отрезок 10 сантиметров. - Сколько было книг изначально? Обозначим буквой а - А сколько выдали? Как это можно записать? Обозначим b*30 - Чтобы нам найти оставшееся количество книг нам необходимо с вами… - Подставим вместо буквенных выражений числа и решим данную задачу А = 75; Б = 1 | - В классной библиотеке было А книг. Витя и Костя выдали 30 ученикам по Б книг - Сколько книг осталось в классной библиотеке | Коммуникативные Предметные Регулятивные Познавательные | |
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса | |||
- Скажите, какую цель мы сегодня ставили на уроке? - Достигли ли мы цель в полном объеме? Каким образом? -Ребята, вы оцениваете свою деятельность на уроке? - Откройте свои дневники. Запишите домашнее задание, оно записано на доске | - Изучить алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик, а также уметь применять данный алгоритм при решении математических выражений - Решали математические выражения, используя алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел. | Личностные Предметные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел "
конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел " для урока математики во 3 классе...
Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик
Презентация к уроку...
Открытый урок. "Сложение и вычитание трехзначных чисел."
Данный материал поможет закрепить изученные случаи сложения и вычитания трехзначных чисел. Повторить способы проверки сложения и вычитания. Проверить сформированность навыков сложения и вычитания трех...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «алгоритмы сложения и вычитания трехзначных чисел.»
Технологическая карта урокаПредмет: математика Класс: 3 «а» Тема: «Приёмы письменных вычислений»Цели деятельности учителя- познакомить с приёмами письменных выч...
УМК "Перспектива" конспект урока математики 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел
Цели деятельности учителя:- формирование умения складывать и вычитать смешанные числа; Планируемые результаты:Предметные:уметь складывать и вычитать смешанные числа;знать алгоритм выполнения дейс...
Презентация к уроку математики по теме «Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел»
Презентация к уроку математики по теме «Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел». УМК «Школа России». 3 класс....
Конспект урока математики 2 класса. Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел»
Цель: создание условий для знакомства со случаями сложения и вычитания двузначных чисел. Задачи:Образовательная: познакомить учащихся с записью сложения и вычитания двузначных чисел в столбик; ра...