«Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему
Цель: найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитания многозначных чисел.
Задачи: - создать условия для самостоятельного открытия правила
письменного сложения многозначных чисел;
- формирование умения воспроизводить полученные знания
в практической работе;
- создавать условия для применения алгоритма в изменённой
ситуации (при решении задач);
- создавать ситуации для повышения познавательной активности
учащихся;
- создать ситуацию рефлексии;
- содействовать развития логического мышления, внимания,
умения строить высказывания с использованием
математической терминологии;
- создавать условия для воспитания интереса к истории своей
страны, чувства патриотизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»
Цель: найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитания многозначных чисел.
Задачи: - создать условия для самостоятельного открытия правила
письменного сложения многозначных чисел;
- формирование умения воспроизводить полученные знания
в практической работе;
- создавать условия для применения алгоритма в изменённой
ситуации (при решении задач);
- создавать ситуации для повышения познавательной активности
учащихся;
- создать ситуацию рефлексии;
- содействовать развития логического мышления, внимания,
умения строить высказывания с использованием
математической терминологии;
- создавать условия для воспитания интереса к истории своей
страны, чувства патриотизма.
Ход урока.
- Организационный этап. Слайд 2
- Откройте тетради, запишем число, Классная работа.
Слайд 3
Поезжай за моря – океаны.
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая заводы,
И шумят, расцветая поля…
рус. поэт Михаил Исаковский.
- О какой стране упоминает автор? А как называется регион, в котором мы живем?
- На уроке предстоит много работы: узнаем статистические и географические сведения, интересные научные факты о нашем регионе.
2. Устный счёт.
*** Регионы – соседи Ставропольского края.
- Сделаем разминку ума. На столах лежат карточки с выражениями. Возьмите любые две одинакового цвета и найдите их значение. Значение напишите справа.
- Объединитесь по цвету карточек в группы. Вспомним правила работы в группах:
Слайд 4
Работа в группах.
- Расположите ответы в порядке возрастания. Прочитайте, какое слово получилось.
Д | 18 000+5 000 |
А | 100 000-75 000 |
Г | 17 000+14 000 |
Е | 35 ⋅1 000 |
С | 24 000∙2 |
Т | 38 000+12 000 |
А | 510 000 : 10 |
Н | 90 000-37 000 |
К | 48 000-40 000 |
РА | 24 000 ⋅ 2 |
С | 83 000+7 000 |
НО | 97 000 – 6 000 |
ДА | 90 000+3 000 |
Р | 95 ⋅ 1 000 |
СК | 1 000 000 :10 |
ИЙ | 100 000+3 000 |
К | 7 000∙2 |
А | 5 000+13 000 |
Л | 40 000-11 000 |
М | 36 000+8 000 |
Ы | 60 000-15 000 |
К | 90 000-31 000 |
И | 600 000:10 |
Я | 71 ⋅ 1 000 |
Р | 21 000-10 000 |
О | 5 000+13 000 |
С | 19 000+11 000 |
ТО | 72 000-12 000 |
В | 710 000 : 10 |
С | 76 ⋅ 1 000 |
КА | 90 000 – 4 000 |
Я | 45 000∙2 |
- Проверим, какие слова получились? Что они означают?
- Правильно, эти регионы – соседи нашего края. Поместим названия регионов на карту, ориентируясь по цветным знакам.
- Посмотрите на карту, какие еще регионы граничат со Ставропольским краем?
Слайд 5
*** Города Ставропольского края.
1) Чтение и запись многозначных чисел.
Повторение разрядов и классов.
Слайд 6
- Запишите в тетрадь числа, в которых: (По одному пишут у доски)
1) 1 ед. кл. тысяч, 777 ед. кл.единиц;
2) 1 т., 7с., 8 д., 2 ед.
3) 1 ед. кл. тысяч, 780 ед. кл.единиц;
7) 1 ед. 4 разряда, 8 ед. 3 разряда, 7 ед. 2разряда; 8 ед. 1разряда.
(По одному пишут у доски)
1777, 1782, 1780, 1878.
- Что могут означать эти числа?
- Это года образования городов Ставропольского края.
Слайд 7
1777 г. - Ставрополь
1782 г. - Благодарный
1780 г. - Пятигорск
1878 г. - Минеральные Воды
- У городов, как и людей, есть возраст. На территории нашего края есть города постарше, а также есть молодые. Как узнать возраст города?
- Сосчитаем, сколько лет этим городам, работаем в группах.
Карточки:
Узнай возраст города: Ставрополя 2017 – 1777= | Узнай возраст города: Пятигорска 2017 – 1780= |
Узнай возраст города: Минеральных Вод 2017 – 1878= | Узнай возраст города: Благодарного 2017 – 1782 =
|
- Назовите возраст городов.
Ставрополю – 240 лет
Пятигорску – 237 лет Благодарному - 235 лет
Минеральным Водам – 139 лет
Слайд 8
- Какой из этих городов старше? Самый молодой?
3. Постановка целей урока.
* Население Ставропольского края.
- На территории Ставропольского края проживают люди различных национальностей: русские, армяне , украинцы, даргинцы, греки, ногайцы, цыгане, туркмены, турки …
- Самый большой по численности населения - это город Ставрополь. В этом городе проживает 433 677 человек. Второе место занимает город Пятигорск – 145 836 человек.
- Округлим числа до сотен и сосчитаем сколько всего человек проживает в этих двух городах? Каким действием это узнаем? Сосчитаем устно.( Карточки с числами – на доске.
433 677≈433 700
145 836≈145 800
Слайд 9
500 000
400 000 + 100 000 = 500 000 70 000
570 000 -------------------
570 000
30 000 + 40 000 = 70 000 8 000
578 000 -------------------
578 000
3 000 + 5 000 = 8 000 1 500
579 500 человек
700 + 800 = 1 500
- Быстро ли мы нашли сумму этих чисел? Почему? Да и число получилось приближенное.
- Что же делать, чтобы назвать точную сумму?
- Сформулируйте цель нашего урока.
Цель урока: найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел.
4. «Открытие» нового знания.
- Есть ли в вашем арсенале знаний такие, которые помогают производить вычисления более быстрым путём?
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел.
- Повторим алгоритм письменного сложения многозначных чисел.
Слайд 10
- Перенесите этот приём на многозначные числа.
Решаем тот же пример в столбик с объяснением у доски.
433 677
145 836
579 513
5. Первичное закрепление.
*** Работа по учебнику.
- Проверим, правильный ли способ мы нашли по учебнику: стр. 14, правило.
- Пользуясь правилом, узнаем на сколько больше человек проживает в г. Ставрополе, чем в Пятигорске.
433 677
145 836
287 841
- Решим примеры №2:
1 гр - 1 пример; 2 гр - 2 пример; 3 гр - 3 пример; 4 гр - 4 пример.
Каждый решает самостоятельно.
- Группы, поменяйтесь местами и проверьте, как ребята справились с заданием.
***
- В википедии найдите сведения, где находится Ставропольский край: в Европе или Азии?
После выступлений Слайд 11
- Площадь нашего края в 260 раз меньше всей площади России.. Много это или мало? Сколько это квадратных километров?
- Узнать площадь Ставропольского края можно путём сложения площадей районов. Всего в крае 26 районов. На столах каждой группы имеются таблицы с указанием названий районов и их площадей. Найдите сумму их площадей.
Каждая группа находит общую площадь двух частей:
1 | Александровский | 8 986 |
2 | Андроповский | |
3 | Апанасенковский | |
4 | Арзгирский | 9 057 |
5 | Благодарненский | |
6 | Будённовский | |
7 | Георгиевский | 5 649 |
8 | Грачёвский | |
9 | Изобильненский | |
10 | Ипатовский | 7 785 |
11 | Кировский | |
12 | Кочубеевский | |
13 | Красногвардейский | 12 107 |
14 | Курский | |
15 | Левокумский | |
16 | Минераловодский | |
17 | Нефтекумский | 7 536 |
18 | Новоалександровский | |
19 | Новоселецкий | |
20 | Петровский | 6 877 |
21 | Предгорный | |
22 | Советский | |
23 | Степновский | 8 248 |
24 | Труновский | |
25 | Туркменский | |
26 | Шпаковский | |
- Ответственный выходит к доске и прикрепляет маркером написанный ответ.
1 группа | 18 043 |
2 группа | 13 434 |
3 группа | 19 643 |
4 группа | 15 125 |
66 245 |
Слайд 12
- Если сложить эти числа, то получится общая площадь нашего края. Она составляет 66 245 км². Карточка с числом – на доске.
- Округлите число до тысяч.
Слайд 13
- По размерам территория Ставропольского края – не самая маленькая. Есть регионы, большие её по площади (Якутия, Красноярский край), а есть меньшие (Владимирская область, Ивановская).
**** ФИЗКУЛЬТМИНУТКА***
Для глаз: - пройдите глазами по границе нашей страны, следя за флажком на
указке;
- найти Камчатский край, Карелию, Бурятию, Коми, Магаданскую область, Тюменскую область.
- В учебнике в №5 есть задача а). Прочитайте ее. О чем говорится в задаче?
Такое же расстояние и от Благодарного до поселка Мокрая Буйвола. Найдите устно с какой скоростью ехал велосипедист?
- За два часа велосипедист проехал от Благодарного до Мокрой Буйволы 18 км. С какой скоростью он ехал?
6. Решение задач.
- Какие формы земной поверхности встречаются на территории нашего края?
- Вам предстоит выяснить, какую площадь занимает каждая их них.
Слайд 14
Возвышенности занимают 52 800 км², горы – на 48 180 км² меньше , чем возвышенности, а низменности – на 3 960 км² больше, чем горы. Какую площадь занимают низменности Ставропольского края?
Один ученик делает анализ задачи и решение на переносной доске.
Возвышенности - 52 800 км²
Горы - 4 620 км²
Низменности - 8 580 км²
7. Игра «Неизвестное число».
Слайд 15
х + 100 = 500
- Угадайте, какое число я задумала? Как его нашли? Почему?
- Знание этого правила пригодится вам при решении уравнения.
8. Решение уравнения.
- Какие реки протекают на территории Ставропольского края? (Самые крупные реки — Кубань, Кума, Терек, Калаус, Егорлык, Зеленчук и Подкумок)
- В нашем городе? ( Мокрая Буйвола)
- А кто из вас знает длину реки Мокрая Буйвола? Вы узнаете это, правильно решив уравнение.
Слайд 16
Если к длине реки Мокрая Буйвола прибавить разность чисел 3 750 и 2 640, то получим 1 261. Найдите длину реки Мокрая Буйвола.
Слайд 17
х + (3 750 – 2 640) = 1 261
Один ученик выходит к доске и решают совместно.
- Общая длина реки Мокрая Буйвола составляет 151 км.
Слайд 18
9. Итоги урока. Тест.
- Чтобы проверить, как вы усвоили правило письменного сложения и вычитания многозначных чисел, я предлагаю вам выполнить тест.
Слайд 19
У каждого ученика тест лежит на парте.
1. С какого разряда начинаем сложение многозначных чисел?
а) с любого б) с единиц в) с самого большого
2. Какой пример удобнее решить в столбик?
а) 50000+15000 б) 100000+1000 в) 13751+12467
3. В каком примере допущена ошибка в записи?
а) 27175 б) 24012 в) 307307
+ + +
31221 3713 120134
- Проверьте правильность выполнения по образцу (на доске).
Слайд 20
- Кто выполнил тест без ошибок? С одной ошибкой?
10. Рефлексия.
- Проанализируем работу на уроке по вопросам на карточках
- Какие элементы урока, задания, способы деятельности понравились?
- Что получилось?
- Где и почему возникли трудности?
- Как преодолели их?
Слайд 21
- Подойдите к лесенке самооценки и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке, после него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (урок математики, 3 класс)
Данный конспект урока (со здоровье сберегающими технологиями) пригодится учителям, работающим с детьми 3 класса....
«Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел»
Цели:-познакомить учащихся с приёмами письменного сложения и вычитания любых многозначных чисел;-развивать умения выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимост...
Технологическая карта урока Математики "Письменное сложение и вычитание многозначных чисел" 3 класс
Технологическая карта урока с использованием ЭОР...
АЛГОРИТМЫ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.
технологическая карта урока по математике пот теме "Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел."...
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел...
Урок по математике «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»
Цель: найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитани...
"Письменное сложение и вычитание многозначных чисел", 4 класс
Найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитания многозначных чисел....