«Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Берест Елена Алексеевна

 Цель:      найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитания многозначных чисел.

 

Задачи:          - создать условия для самостоятельного открытия  правила

                          письменного  сложения многозначных     чисел;

                        - формирование умения воспроизводить  полученные знания

                           в практической работе;

                        - создавать условия для применения  алгоритма в изменённой

                           ситуации (при решении задач);

                        - создавать ситуации для повышения познавательной активности

                          учащихся;

                        - создать ситуацию рефлексии;

                        - содействовать развития логического мышления, внимания,

                          умения строить высказывания с использованием

                          математической терминологии;

                        - создавать условия для воспитания интереса к истории своей

                          страны, чувства патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Открытый урок по математике «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»

 Цель:      найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитания многозначных чисел.

Задачи:          - создать условия для самостоятельного открытия  правила

                          письменного  сложения многозначных     чисел;

                        - формирование умения воспроизводить  полученные знания

                           в практической работе;

                        - создавать условия для применения  алгоритма в изменённой

                           ситуации (при решении задач);

                        - создавать ситуации для повышения познавательной активности

                          учащихся;

                        - создать ситуацию рефлексии;

                        - содействовать развития логического мышления, внимания,

                          умения строить высказывания с использованием

                          математической терминологии;

                        - создавать условия для воспитания интереса к истории своей

                          страны, чувства патриотизма.

                                                  Ход урока.

  1. Организационный этап.         Слайд 2

- Откройте тетради, запишем число, Классная работа.

Слайд 3

                                  Поезжай за моря – океаны.

                                  Надо всею землёй пролети:

                                  Есть на свете различные страны,

                                  Но такой, как у нас не найти.

                                  Глубоки наши светлые воды,

                                  Широка и привольна земля,

                                  И гремят, не смолкая заводы,

                                  И шумят, расцветая поля…

                                                                          рус. поэт  Михаил Исаковский.

- О какой стране упоминает автор? А как называется  регион, в котором мы живем?

 - На уроке предстоит  много работы: узнаем статистические и географические сведения, интересные научные факты о нашем регионе.

       2. Устный счёт.

  *** Регионы – соседи Ставропольского края.

- Сделаем разминку ума. На столах лежат карточки с выражениями. Возьмите любые две одинакового цвета и найдите их значение. Значение напишите справа.  

- Объединитесь по цвету карточек в группы. Вспомним правила работы в группах:

Слайд 4

Работа в группах.  

- Расположите ответы в  порядке возрастания. Прочитайте, какое слово получилось.

Д

18 000+5 000

А

100 000-75 000

Г

17 000+14 000

Е

35 1 000

С

24 000∙2

Т

38 000+12 000

А

510 000 : 10

Н

90 000-37 000

К

48 000-40 000

РА

24 000  2

С

83 000+7 000

НО

97 000 – 6 000

ДА

90 000+3 000

Р

95  1 000

СК

1 000 000 :10

ИЙ

100 000+3 000

   

К

7 000∙2

А

5 000+13 000

Л

40 000-11 000

М

36 000+8 000

Ы

60 000-15 000

К

90 000-31 000

И

600 000:10

Я

71  1 000

Р

21 000-10 000

О

5 000+13 000

С

19 000+11 000

ТО

72 000-12 000

В

710 000 : 10

С

76  1 000

КА

90 000 – 4 000

Я

45 000∙2

- Проверим, какие слова получились? Что они означают?      

 - Правильно, эти регионы – соседи нашего края. Поместим названия регионов  на карту, ориентируясь по цветным знакам.

- Посмотрите на карту, какие еще регионы граничат со Ставропольским краем?

Слайд 5

***  Города Ставропольского края.

1) Чтение и запись многозначных чисел.

     Повторение разрядов и классов.

Слайд 6

 - Запишите в тетрадь числа, в которых: (По одному пишут у доски)

1) 1 ед. кл. тысяч, 777 ед. кл.единиц;

2) 1 т., 7с., 8 д., 2 ед.

3)  1 ед. кл. тысяч, 780 ед. кл.единиц;

7) 1 ед. 4 разряда, 8 ед. 3 разряда, 7 ед. 2разряда; 8 ед. 1разряда.

(По одному пишут у доски)

              1777, 1782, 1780, 1878.

 - Что могут означать эти числа?

 - Это года образования  городов Ставропольского края.

Слайд 7

                                  1777 г. -  Ставрополь

                                  1782 г. -   Благодарный

                                  1780 г.  -   Пятигорск

                                  1878 г. -   Минеральные Воды

 - У городов, как и людей, есть возраст. На территории нашего края есть города постарше, а также есть  молодые. Как узнать возраст города?

 - Сосчитаем, сколько лет этим городам, работаем в группах.

Карточки:

Узнай возраст города:

Ставрополя   2017 – 1777=

Узнай возраст города:

Пятигорска  2017 – 1780=

Узнай возраст города:

 Минеральных Вод 2017 – 1878=

Узнай возраст города:

Благодарного 2017 – 1782 =

 

- Назовите возраст городов.

Ставрополю – 240 лет                

 Пятигорску – 237 лет       Благодарному -  235 лет

 Минеральным Водам – 139 лет

Слайд 8

 - Какой из этих городов старше? Самый молодой?

 3. Постановка целей урока.

* Население Ставропольского края.

    - На территории Ставропольского края проживают люди различных национальностей: русские, армяне , украинцы, даргинцы, греки, ногайцы, цыгане, туркмены, турки …

    - Самый большой по численности населения  - это город Ставрополь. В этом городе проживает 433 677 человек.  Второе место занимает город Пятигорск –  145 836 человек.

- Округлим числа до сотен  и сосчитаем сколько всего человек проживает в этих двух городах? Каким действием это узнаем?  Сосчитаем устно.( Карточки с числами – на доске.

433 677433 700

145 836145 800

Слайд 9

                                                                           500 000

   400 000 + 100 000 =    500 000                        70 000             

                                                                                 570 000                                                   -------------------

                                                                           570 000                                                  

   30 000 + 40 000 =  70 000                                  8 000

                                                                                 578 000                                                   -------------------

                                                                            578 000

   3 000  +  5 000 = 8 000                                        1 500           

                                                                            579 500    человек                                          

    700   +   800 = 1 500                                                                

    - Быстро ли мы нашли сумму этих чисел? Почему? Да и число получилось приближенное.

    - Что же делать, чтобы назвать точную сумму?

- Сформулируйте цель нашего урока.

      Цель урока:  найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел.

4. «Открытие»  нового  знания.

- Есть ли в вашем арсенале знаний такие, которые помогают производить вычисления более быстрым путём?

                                 Письменное сложение и вычитание  многозначных чисел.

- Повторим алгоритм  письменного сложения многозначных чисел.

Слайд 10

 - Перенесите этот приём на многозначные числа.

            Решаем тот же пример в столбик с объяснением у доски.

433 677

145 836

579 513

5. Первичное  закрепление.

*** Работа по учебнику.

- Проверим, правильный ли способ мы нашли по учебнику: стр.  14, правило.

- Пользуясь правилом, узнаем на сколько больше человек проживает в г. Ставрополе, чем в Пятигорске.

433 677

145 836

287 841

- Решим примеры  №2:

         1 гр  - 1 пример;  2 гр  -  2 пример;  3 гр  - 3 пример; 4 гр  - 4 пример.

 Каждый решает самостоятельно.

- Группы, поменяйтесь местами и проверьте, как ребята справились с заданием.

***

- В википедии найдите сведения, где находится Ставропольский край: в Европе или Азии? 

После выступлений Слайд 11

 

- Площадь нашего края в 260 раз меньше всей площади России.. Много это или мало? Сколько это квадратных километров?

- Узнать площадь Ставропольского края можно путём сложения площадей районов. Всего в крае 26 районов. На столах каждой группы имеются таблицы с указанием названий районов и их площадей. Найдите сумму их площадей.

 Каждая группа  находит общую площадь двух частей:

1

Александровский

8 986

2

Андроповский

3

Апанасенковский

4

Арзгирский

9 057

5

Благодарненский

6

Будённовский

7

Георгиевский

5 649

8

Грачёвский

9

Изобильненский

10

Ипатовский

7 785

11

Кировский

12

Кочубеевский

13

Красногвардейский

12 107

14

Курский

15

Левокумский

16

Минераловодский

17

Нефтекумский

7 536

18

Новоалександровский

19

Новоселецкий

20

Петровский

6 877

21

Предгорный

22

Советский

23

Степновский

8 248

24

Труновский

25

Туркменский

26

Шпаковский

- Ответственный выходит к доске и прикрепляет маркером написанный ответ.

1 группа

18 043

2 группа

13 434

3 группа

19 643

4 группа

15 125

66 245

Слайд 12

- Если сложить эти  числа, то получится общая площадь нашего края.  Она составляет 66 245 км².  Карточка с числом – на доске.

-  Округлите число до тысяч.

Слайд 13                      

 - По размерам территория Ставропольского края – не самая маленькая. Есть регионы, большие её по площади (Якутия, Красноярский край), а есть  меньшие (Владимирская область, Ивановская).

                     ****   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА***

Для глаз:   - пройдите глазами по границе нашей страны, следя за флажком на

                     указке;

                  -  найти Камчатский край,  Карелию, Бурятию, Коми, Магаданскую область, Тюменскую область.

- В учебнике в №5 есть задача а). Прочитайте ее. О чем говорится в задаче?

Такое же расстояние и от Благодарного до поселка Мокрая Буйвола. Найдите устно с какой скоростью ехал велосипедист?

- За два часа велосипедист проехал от Благодарного до Мокрой Буйволы 18 км. С какой скоростью он ехал?

   6. Решение  задач.

    - Какие формы земной поверхности встречаются на территории нашего края?

    - Вам предстоит выяснить, какую площадь занимает каждая их них.

Слайд 14

      Возвышенности  занимают   52 800 км²,  горы – на 48 180 км² меньше , чем возвышенности, а низменности – на 3 960 км² больше, чем горы. Какую площадь занимают низменности Ставропольского края?

Один ученик делает анализ задачи и решение на переносной доске.

    Возвышенности   - 52 800 км²

    Горы                       - 4 620 км²

    Низменности         - 8 580 км²

7. Игра «Неизвестное число».

Слайд 15

      х + 100 = 500                        

  - Угадайте, какое число я задумала? Как его нашли? Почему?

 - Знание этого правила пригодится вам при решении уравнения.

8. Решение уравнения.

 - Какие реки протекают на территории Ставропольского края? (Самые крупные реки — Кубань, Кума, Терек, Калаус, Егорлык, Зеленчук и Подкумок)

- В нашем городе? ( Мокрая Буйвола)

- А кто из вас знает длину реки Мокрая Буйвола? Вы узнаете это, правильно решив уравнение.

Слайд 16

    Если к длине реки Мокрая Буйвола прибавить разность чисел 3 750 и 2 640, то получим 1 261. Найдите длину реки Мокрая Буйвола.

Слайд 17

                           х + (3 750 – 2 640) = 1 261

Один ученик выходит к доске и решают совместно.

 - Общая длина реки Мокрая Буйвола составляет 151 км.

   

Слайд 18                   

  9. Итоги урока.     Тест.                                                                  

    - Чтобы проверить, как вы усвоили правило письменного сложения и вычитания многозначных чисел, я предлагаю вам выполнить  тест.

Слайд 19

       У  каждого ученика тест лежит на парте.

           1. С какого разряда начинаем сложение многозначных чисел?

               а) с любого       б) с единиц           в) с самого большого

           2. Какой пример удобнее решить в столбик?

               а) 50000+15000   б) 100000+1000   в) 13751+12467

           3. В каком примере допущена ошибка в записи?

               а) 27175           б) 24012              в)  307307

                 +                        +                           +

                   31221                3713                     120134

    - Проверьте правильность выполнения по образцу (на доске).

Слайд 20

    - Кто выполнил тест без ошибок? С одной ошибкой?

10.   Рефлексия.

    - Проанализируем работу на уроке по вопросам на карточках

  •  Какие элементы урока, задания, способы деятельности понравились?
  • Что получилось?
  • Где и почему возникли трудности?
  • Как преодолели их?

Слайд 21

- Подойдите к лесенке самооценки и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке, после него.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (урок математики, 3 класс)

Данный конспект урока (со здоровье сберегающими технологиями) пригодится учителям, работающим с детьми 3 класса....

«Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел»

Цели:-познакомить учащихся с приёмами письменного сложения и вычитания любых многозначных чисел;-развивать умения выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимост...

АЛГОРИТМЫ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.

технологическая карта урока по математике  пот теме "Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел."...

Письменное сложение и вычитание многозначных чисел

Письменное сложение и вычитание многозначных чисел...

Урок по математике «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел», 4 класс «Школа 2100»

Цель:      найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитани...

"Письменное сложение и вычитание многозначных чисел", 4 класс

Найти приём быстрого (рационального) сложения и вычитания многозначных чисел, создать условия для усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания вычитания многозначных чисел....