Урок по математике для 1 класса "Свойства вычитания"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
https://intolimp.org/publication/konspiekt-uroka-svoistva-vychitaniia-1-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka.html
План-конспект урока «Свойства вычитания».
Предмет: математика
Класс: 1
Тип урока: урок "открытия нового" (технология деятельностного метода)
Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика» ч. II к УМК «Начальная школа XXI век»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации(свойства вычитания), содействовать развитию умений решать арифметические задачи.
Задачи:
Образовательные: направить действия учащихся на выведение правила о невозможности перестановки чисел при вычитании, способствовать формированию умений выполнять вычитание двух однозначных чисел по правилу: из меньшего числа нельзя вычесть большее. Совершенствовать умение решать задачи.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе.
Методы обучения: системно-деятельностный метод.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ресурсы: В. Н. Рудницкая «Математика ч.2», Е. Э. Кочурова Рабочая тетрадь № 3 к учебнику
Структура и ход урока
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
I.Самоопределение к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. |
Начинается урок Садитесь. Вспомним правила поведения ученика на уроке. 2. Великий математик Джордж Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - А чтобы узнать что-то новое, мы должны?...(вспомнить то, что уже знаем). - А для чего нам пригодятся наши знания? (Чтобы открыть новое.) Сегодня весь урок с нами будет мудрый филин. Он хочет посмотреть чему вы научились за это время, а так же помочь в затруднительных ситуациях. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в деятельности. (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений решать математические выражения, задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | Выполняют задание. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | Устный счет: Индивидуальная работа: У доски работают 3 человека с «вычислительными машинами» +1 -2 -1 4… 9... 3… 5… 2… 4… 6… 7… 5… 2… 4… 8… 1… 5… 6… Фронтальная работа: 1. Арифметический диктант (дети показывают результаты с помощью «ромашек» с цифрами) - Какое число при счете следует за числом 7? - Покажи соседей числа 1, 4, 6 - Покажи число, следующее за числом 2. - Какое число меньше на 1 числа 5? - Увеличь 7 на 1 и еще раз на один - Увеличь 6 на 1 - Уменьши 9 на 1 и еще раз на 1 2. Решение задач: - Было 15 грибов. Все грибы пожарили и съели. Сколько грибов осталось? - Придумать задачу по рисунку, чтобы в ответе получилось число 0 - Закончи предложение: Если из какого-нибудь числа вычесть это же число, то… Проверка индивидуальной работы. 3. Сколько фигур изображено?(6). На какие группы можно разделить данные фигуры (плоские и объёмные). Какие фигуры попадут в группу «плоские фигуры»? Какие в группу «объёмные»? Фигур какой группы больше? На сколько? Как узнали? (составили пары и узнали, скольким фигурам пары не хватило) У нас появились числа 2 и 4 . Придумайте задачу с этими числами и фигурами. Фиксация индивидуального затруднения. У вас на партах лежат листочки. На них я написала все возможные математические выражения с этими числами. Выполните вычисления. 2+4= 4×2= 2-4= 2×4= 4+2= 4:2= 4-2= | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
III. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. - организовать составление совместного плана действий; | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | - Поднимите руку те, кто решил все примеры. - Где возникло затруднение? (не смогли решить пример 2-4). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, можно ли переставлять числа при вычитании). Наметим наш план действий: 1. Попробуем выполнить задание: составим модель с линейки. 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднений (открытие). (10 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - определить средства. | С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | -Назовите примеры на сложение (2+4 и 4+2) - Что значит прибавить число? - Какой секрет мы знаем про сложение чисел? (складывать числа можно в любом порядке) Назовите примеры на вычитание (4-2 и 2-4) - Что значит вычесть число? - Какую цель поставим? (узнать, можно ли переставлять числа при вычитании, и из меньшего числа вычитать большее). | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
Физкультминутка для глаз | ||||
- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. | Предлагаю провести исследование. Согласны? -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением) Работа в группах. Каждая группа получает карточки с числами. Все получают план работы и образец рассуждений 1.Составьте два примера на вычитание. 2. Выполните вычисления с помощью линейки.. 3. Сделайте вывод. 4. Подготовься к ответу по плану Образец рассуждений У нас получились примеры…. Мы заметили, что …(из меньшего числа нельзя вычесть большее) -Наш вывод… (Числа при вычитании переставлять нельзя. Из меньшего числа нельзя вычесть большее.) Проверим правильность нашего вывода по учебнику с.17 | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Учебник с. 18 №7-8 Алгоритм рассуждения: 1-2= 1) определяю, какие числа даны 2) сравниваю числа 3) смотрю, какое из чисел (меньшее или большее) стоит на первом месте 4) применяю правило | Уметь вычитать числа, используя правило. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Самостоятельная работа с самопроверкой Тетрадь №4, 5 с.12-13; №9 с.14 Проверка выполненных заданий. Алгоритм самопроверки. - У меня всё правильно? - У меня есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина? | Уметь вычитать числа, используя правило. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VII.Включение в систему знаний и повторение (5 мин) Цели: - организовать включение в систему знаний и повторение в игровой форме. | Слушают учителя и объясняют свою точку зрения | Игра «Лесная школа»: учитель читает задачи в стихотворной форме . | 1-й ряд-зайки,2-й-мишки;3-й лисята.Дети внимательно слушают задачи, думают, отвечают. Выигрывает тот ряд, с которого было дано большее количество правильных ответов. | Коммуникативные (умение слушать, понимать других, объяснять свою точку зрения) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. | - мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? Расскажите, чему научились на уроке. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Задачи:
- образовательные: формировать умение решать примеры вида 26+2, 26-2, 26+10, 26-10; закреплять умения учащихся считать устно в пределах 100, читать и записывать цифрами двузначные числа; закреплять у учащихся знание результатов табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, восприятие, пространственные представления;
- воспитательные: воспитывать интерес к математике, стремление преодолевать трудности, желание заниматься математикой, формировать готовность и способность к саморазвитию.
- Задачи:
- Образовательные: формируем умения
- – определять суффикс при разборе слова по составу;
- – определять ударение;
- – сформулировать правило;
- – анализировать правило написанное в учебнике;
- – составить алгоритм действий данного правила;
- – выполнить задание на данное правило по эталону.
- Воспитательные:
- – воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, готовности помочь в трудной ситуации;
- – формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.
- Развивающие: развить умения
- – ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
- – самостоятельно планировать пути достижения поставленной цели,
- – осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- – классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
- – строить логические рассуждение, умозаключение (делать выводы).
- Тип урока: открытие новых знаний.
- Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: учебник, тетрадь.
Задачи:
Образовательные
- формировать представление о способе умножения двузначного числа на однозначное; умение умножать двузначные числа на однозначные;
Развивающие
– развивать умение планировать свою деятельность, самостоятельно решать проблемные ситуации, оценивать результаты деятельности;
Воспитательные
– воспитывать желание выражать свое мнение и позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 1 класс . Вычитание с переходом через десяток.
Показать разные приемы вычитания....
Открытый урок по математике "Сложение и вычитание многозначных чисел" Повторение пройденного" 4 класс по программе УМК "Планета знаний"
Открытый урок по математике для 4 классов по программе УМК "Планета знаний" на тему: "Сложение и вычитание многозначных чисел" Повторение и закрепление пройденного в форме деловой игры с применением И...
Урок по математике «Сложение и вычитание вида 26±2; 26±10. Решение задач»
Краткое содержание работыЦели: создать условия для:• формирования умения складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100;•...
Конспект урока по математике "Сложение и вычитание двузначных чисел"
Конспект открытого урока с презентацией...
Открытый урок по математике. "Сложение и вычитание в пределах 100. Закрепление" 2 класс
Центральной в интегрированном курсе математики во 2 классе (авторы М.И. Моро, М.А. Бантова) является тема «Сложение и вычитание в пределах 100». Данный урок является обобщающим по этой тем...
Конспект урока по математике«Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 -456, 57001 – 18032»
«Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 -456, 57001 – 18032» Конспект урока по математике для 4 класса, по учебнику М.И. Моро...
Открытый урок по математике "Сложение и вычитание трехзначных чисел"
Урок с применением здоровьесберегающих технологий. Весь материал урока способствует сохранению как физического, так и психического здоровья детей, повышает интерес обучающихся к получению знаний, сохр...