Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение » (Урок составлен на основе государственной программы по УМК «Перспектива» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова )
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Гафиатуллина Рушания Ахатовна

Пояснительная записка к уроку

Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение » (Урок составлен на основе государственной программы по УМК «Перспектива» авторы  Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова )  имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения(УУД).

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

Познавательные УУД:совместный выбор оснований и критериев для решения задач на разностное сравнение ; создание алгоритма решения задач на разностное сравнение

Регулятивные УУД: вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками

Коммуникативные УУД:учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, принимают участие в работе парами

Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
 

На уроке используются приѐмы проблемного обучения: столкновение разных мнений учеников, подводящий и побуждающий к действию диалог, исследовательские методы под руководством учителя. Организуется групповая и самостоятельная работы с самопроверкой и самооценкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гафиатуллина Рушания Ахатовна

учитель начальных классов

МБОУ татарская гимназия № 14 имени Хади Атласи

Бугульминского муниципального района РТ

Пояснительная записка к уроку

Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение » (Урок составлен на основе государственной программы по УМК «Перспектива» авторы  Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова )  имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения(УУД).

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

Познавательные УУД:совместный выбор оснований и критериев для решения задач на разностное сравнение ; создание алгоритма решения задач на разностное сравнение

Регулятивные УУД: вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками

Коммуникативные УУД:учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, принимают участие в работе парами

Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.

На уроке используются приѐмы проблемного обучения: столкновение разных мнений учеников, подводящий и побуждающий к действию диалог, исследовательские методы под руководством учителя. Организуется групповая и самостоятельная работы с самопроверкой и самооценкой.

Тема: Задачи на разностное сравнение.

Тип урока: введение нового знания: урок усвоения новых знаний

Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Предметная цель урока:познакомить с решением задач на разностное сравнение;

учить составлять краткое условие задач этого типа

Метапредметные:

Познавательные УУД:совместный выбор оснований и критериев для решения задач на разностное сравнение ; создание алгоритма решения задач на разностное сравнение

Регулятивные УУД: вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками

Коммуникативные УУД:учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, принимают участие в работе парами

Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Методы и формы обучения: фронтальная, парная, групповая

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для учащихся, конверты с фигурами, мультимедиа, «карта успеха» для каждого учащегося, смайлики.

Ход урока:

1.Организационный момент

Слайд 1-  «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

а)– Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Проверяем, мой дружок,

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки?

– Проверили? Всё на месте?

-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

б )  Мотивация к учебной деятельности

-А кто любит делать открытия и сам узнавать что-то новое?

-Сегодня у вас появится такая возможность!

Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

-Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания!

А чтобы урок был удачным – мы будем внимательны, активны и точны!

2.Актуализация знаний.

а) Математический диктант (ответы запишите в карточках под пунктом 1)

-7 увеличить на 2

-8 уменьшить на 3

-6+4

-7-4

-3 да 1

-6 без 2

-чему равна сумма 7 и 3

-чему равна разность 7 и 3

-5 увеличить на 4

- к 5 прибавили 4?

- из 8 вычесть 4?

б) Самостоятельная работа

- Используя данные знания, решите примеры, записав ответ (Примеры в карточке под пунктом 2)

в) Самопроверка и самооценка

-Проверьте правильность ответов

 (Эталон на слайде 2 и 3 )

Слайд2

1.М.д  

9

5

10

3

4

4

10

4

9

4

Слайд3.

2. Решите примеры

1+3+5= 9                5+0-1=4                        4-4+3=3

3+4-2=5                8+2-4=6                        5+0+1=6

-Оцените себя. Нарисуйте смайлик.

-Кому удалось решить примеры без ошибок?

-Кто испытал затруднения?

-Где пригодится умение правильно считать? (в магазине, делая покупки; при решении задач)

3. Постановка учебной задачи .

1)Начнем мы с вами с наблюдения и практической работы(конверты с фигурами у пары)

-Достаньте из конверта 5 квадратиков и три 3 овала.

-Чего больше? На сколько больше?

-Чего меньше? На сколько меньше?

-Проверим правильность ответов. Для проверки будем убирать сразу по одному квадрату и одному овалу.

-Сколько осталось квадратов (2), овалов (0)

-Как же мы получили в ответе два? Что мы сделали? ( из 5 убрали (вычли) 3=2)

5-3=2

-Мы сравнили два числа 5 и 3 и узнали, что 5>3 на сколько? (на 2) и 3 <5 на сколько (на 2)

2) Создание проблемной ситуации.

-Сравните, пожалуйста, таким же способом столы и стулья  в классе

-Возможно ли это? (да, но занимает много времени)

- Попробуем сравнить 200 квадратиков и 160 овалов

 -Возможно ли это? (нет; нет такого количества квадратов и овалов, а даже если бы мы имели такое количество выкладывать и сравнивать таким способом очень долго)

-Перед нами возникла  проблема. Как поступить, когда нужно сравнивать большие числа? (вывести правило, как без помощи квадратов и овалов можно сравнить числа)

-Кто догадался, что мы сделали для того, чтобы сравнить числа 5 и 3 (из 5(большего числа) вычли 2 (меньшее число))

-Итак, сформулируйте правило

Слайд 4 - Чтобы  узнать, на сколько меньше или больше число, надо из большего числа вычесть меньшее

4. Физминутка. ( Гимнастика для глаз . ) Слайд 5.

5 .Первичное закрепление

-Попробуем применить наши новые знания на практике

Работа с учебником ( стр.11 )

1) Сравни пары множеств по количеству элементов.

-Где больше элементов? Где меньше? На сколько больше? На сколько меньше?

- Каким действием это можно узнать? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

6. Открытие нового знания .Слайд 6.

-Составьте задачу по данной схеме на сколько >  <

Катя- 8г

                       На ? > На ?<

Аня- 10г.

-Расскажите свою задачу соседу по парте.

-Знаем ли мы данную схему, используя которую мы можем составить и решить задачу?

-Получается, перед нами возникла проблема (Поняли, что не знаем и сами должны найти способ)

-Некоторые дети попытались сами составить задачу, но не у всех это получилось

-Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? (научиться составлять и решать задачи по новой схеме)

 - Ещё раз расскажите задачу.

Слайд 7 (на слайде текст задачи )

Катя нашла 8 грибов, а Аня – 10.На сколько больше грибов нашла Аня?

На сколько меньше грибов нашла Катя?

-Что можно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи (составление алгоритма)

Сравнить, вспомнив правило  (Чтобы узнать, на сколько больше или меньше число, надо из большего вычесть меньшее)

- Запишем решение задачи в карточках  (под пунктом 3)

Катя- 8г

                       На ? > На ?<

Аня- 10г.

10-8= на 2(г)

Ответ: На 2 гриба  больше нашла Аня.

На2 гриба меньше нашла Катя.

7.Самостоятельное составление задачи с вопросами: «На сколько больше, меньше?»

Вернемся к схеме при составлении задачи, по которой у нас возникли проблемы

на сколько > <

                На ? > На ?<  

 

-Кто сможет составить задачу, зная правило, которое мы вывели на уроке?

Возможные варианты задач

8. Физминутка (мультимедиа «Суперфизминутка»)  

Слайд 8

9. Самостоятельная работа с самопроверкой  

Слайд 9

-Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь проверим, как хорошо усвоили новое знание

-Решите две задачи, выбрав правильный ответ и закрасив красным цветом кружок. (Задачи и возможные варианты ответов даны в карточках под пунктом 4 ).

1) У Толи 3 марки и 7 конвертов. На сколько больше конвертов, чем марок? 

7-3 = на 4 (м) больше конвертов, чем марок

7+3= на 10 (м) больше конвертов, чем марок

2) В саду росло 9 яблонь и 6 груш. На сколько меньше груш, чем яблонь?

9-6= на3 (г) меньше груш, чем яблонь

9-6=на 3  (г) яблонь больше, чем груш

-Проверьте правильность ответов Сравните свои ответы и оцените себя

-Кто получил два плюса за решение задач? У кого вызвали затруднения эти задачи?

.

 10. Работа в тетради (стр. 24-25).

 1) Каких треугольников больше: зелёных или красных? На сколько больше? Каких треугольников меньше? На сколько меньше? Выполни задание по образцу.

2) В парке посадили 3 берёзы, 7 лип и 8 елей. На сколько лип больше, чем берёз? На сколько берёз меньше, чем елей? На сколько елей больше, чем лип?

11 .Рефлексия

-Какую цель мы ставили сегодня?

-Достигли ли мы ее?

-Чему мы еще учились?

Оцените смайликом, как для вас прошел сегодняшний урок.(Улыбка – удачно.

Ровные губки – было трудно, но я справился. Опущенные уголки губ – мне нужна помощь.)

-Благодаря чему мы добились хороших результатов на уроке? (Благодаря плану работы, вашему желанию, вниманию. Ведь давно известно, что хорошо того учить, кто хочет все знать).

-Спасибо за урок. Урок окончен.

Приложение 1.

Карточка ученика ____________________

1.М.д  

2. Решите примеры

1+3+5=                5+0-1=                        4-4+3=

3+4-2=                8+2-4=                        5+0+1=

3. Решите задачу.

Катя нашла 8 грибов, а Аня – 10.

-На сколько больше грибов нашла Аня?

-На сколько меньше грибов нашла Катя?

Катя-8г

                       На ? > На ?<

Аня10г.

______________________

Ответ: на __ гриба больше

            на __ гриба  меньше

4.Самостоятельная работа.

1) У Толи 3 марки и 7 конвертов. На сколько больше конвертов, чем марок? 

7-3 = на 4 (м) больше конвертов, чем марок

7+3= на 10 (м) больше конвертов, чем марок

2) В саду росло 9 яблонь и 6 груш. На сколько меньше груш, чем яблонь?

9-6= на3 (г) меньше груш, чем яблонь

9-6=на 3  (г) яблонь больше, чем груш

Приложение 2.

Использованная литература:

  1. Суперфизминутка. Интернет – ресурс  http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E.
  2.  Электронная физминутка для глаз. «Посмотри вокруг»Автор: Земзюлина Л.В.ГУ Песчанская СОШ № 2. Ребята!Берегите зрение!  http://nsportal.ru/ 
  3. Учебник математики   УМК «Перспектива» авторы  Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова – 2 часть.
  4.  Рабочая тетрадь по математике УМК «Перспектива» авторы  Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова – 2 часть.
  5. Методическое пособие к учебнику МАТЕМАТИКА1 класс. Г. В. Дорофеев
    Т. Н. Миракова. Пособие для учителя. Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».

Урок математики был проведён в 1  классе по образовательной системе «Школа 2000». Данный урок является уроком повторения по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на групп...

Математика. 1 класс. Урок 61. Задача на разностное сравнение - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_61_zadacha_na_raznostnoe_sravnenie/2012-12-23-154  Урок 61. Задача на разностное сравнение В презентации отобр...

Урок математики в 1 классе. Тема урока: «Задачи на сравнение» Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР) и индивидуально-дифференцированного подхода.

Кластер («гроздь») – выделение основных смысловых частей текста и схематическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно р...

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз...

Разработка к уроку математика. 1 класс. Решение задач. Задачи на разностное сравнение.

Данная работа содержит конспект урока математики в 1 классе и презентацию к нему на тему "Решение задач. Задачи на разностное сравнение. "...

Урок математики в 1 классе Тема: Задачи на сравнение. Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Тема: Задачи на сравнение.Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Цель:§  Продолжать формировать способность к решению простых задач на разностные сравнения чисел.§  Познакомить с ...

Презентация к уроку математики в 1 классе " Решение задач на разностное сравнение чисел. Закрепление."

Презентация создана для урока математики в 1 классе " В гостях у пчелки Майи"....