Открытый урок по математике 3 класс. Табличное умножение и деление. Решение задач.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Открытый урок по математике 3 класс. Табличное умножение и деление. Решение задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по математике 3 класс. Табличное умножение и деление. Решение задач. | 36.63 КБ |
Презентация к уроку | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике.
Тема: Табличное умножение и деление. Решение задач.
Пояснительная записка к уроку:
Цели урока: Образовательные.
Создать условия для:
- Закрепления знаний таблицы умножения и деления изученных таблиц.
- Закрепления умений решать простые и составные задачи изученных видов: на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц;
- Формирования опыта в математическом анализе текстов задач.
- Закрепления умений распознавать периметр и площадь квадрата и прямоугольника.
- Активизации мыслительной деятельности.
Развивающие.
Создать условия для:
- Развития внимания памяти.
- Развития отдельных логических операций: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
- Для активизации познавательной, творческой активности учащихся.
Воспитательные.
Создать условия для:
- Воспитания дружелюбия, взаимопомощи.
- Воспитания интереса к предмету.
Тип урока: Закрепление.
Наглядность и оборудование:
Оборудование: Классная доска, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: Мультимедийная презентация.
Раздаточный материал: 1. Карточки с заданием
2. Лист для фиксации выполненных заданий
3. Картинка снеговика с записью домашнего задания.
ХОД УРОКА:
Этапы урока и дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические комментарии |
1.Орг. Момент. Создание доверительной атмосферы, снижение тревожности |
Я желаю вам хорошего настроения и активной работы на уроке. | Происходит эмоциональный контакт. Дети обмениваются положительными эмоциями. | Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования к уроку. |
2.Мобилизующий этап. 1). Мотивационный компонент Эмоциональный подъем. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников | -Ребята, сегодня я нашла на столе письмо. Оно адресовано нашему классу. Давайте прочтем письмо: «Здравствуйте, ребята! Скоро я приду к вам в гости. Когда снежок покроет землю и будут морозы. А пока у вас жарко и я могу растаять. Чтобы вы не скучали, я подготовил для вас сложные задания. Постарайтесь их выполнить.» Снеговик. На слайде появляется Снеговик. (слайд № 1) Ребята, справимся со всеми заданиями? - Вы готовы? - А что нам поможет справиться с заданиями? - Нашими помощниками будут знания, умения и старания. | Учащиеся слушают заинтересованно. - Да! - Наши знания, умения по математике. Взаимопомощь, дружба. | Активизация познавательного интереса у учащихся |
2) Определение темы и постановка целей урока. Создание условий для: -актуализации полученных знаний; -для формирования умения ставить цели урока. | - Давайте предположим о чем могут быть задания? -Назовите тему нашего урока. На слайде записана тема (слайд № 2) -Скажите, правильны ли наши предположения -Это урок повторения или будем изучать новую тему? -Поставьте от данной темы цели – чему мы будем учиться? -На уроке нашими помощниками будут такие арифметические знаки – как «умножение и деление» и конечно таблица умножения и деления | Ученики высказывают свои предположения: -Так как мы закончили изучение таблицы умножения, то будем ее повторять, решать примеры на табличное умножение и деление. Решать задачи на умножение и деление: на увеличение и уменьшение в несколько раз, на сравнение… Находить периметр… -Закрепление. Табличное умножение и деление. Решение задач. -Да -Урок повторения -Повторим таблицу умножения и деления -Закреплять умение решать задачи на умножение и деление изученных видов: на увеличение и уменьшение в несколько раз | Целеполагание |
3. Планирование деятельности учащимися Создание условий для ознакомления учащихся с организацией их учебной деятельности в ходе урока. | -Ребята, работать будем по плану. Ознакомьтесь со схематическим планом и скажите – какая нам предстоит работа на уроке. Схематический план. На каждом этапе будете оценивать свою работу и делать выводы: что я умею, что у меня хорошо получается; что у меня еще не совсем получается, чему я должен еще научиться. - Запишите в тетради число, классная работа. | Ученики знакомятся с планом работы на уроке и пошагово проговаривают вслух: 1) а) Устный счет. б)Решение логических задач
Физкультминутка 3)Решение примеров на знание таблицы умножения и деления 4) Решение геометрических задач 5) Работа с составными задачами 6) Самостоятельная работа -Физкультминутка Оценивание своей работы. Учащиеся осмысливают. Ученики делают запись в тетради | Планирование учащимися своей деятельности Развитие рефлексивных способностей |
4. Основной этап. Работа по теме урока. 1) Устный счет. Задание «Выбели нужный арифметический знак» Создание условий для: -закрепления умения правильно выбирать арифметический знак в решении задачи, опираясь на предлоги «в», «на»; -развития психических процессов (внимания, слуховой памяти, мышления)
3) Проверка прочности знаний. Решение задач. |
Арифметический диктант а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36) б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54) в) Найдите частное 35 и 7. (5) г) Произведение двух чисел равно 24, первый множитель - 8. Найдите второй множитель. (3) д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32) е) Уменьшите 50 на 34. (16) Решение логической задачи: Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками. - Предложите, как будем рассуждать. (Здесь удобно использовать таблицу) Работа в группе. Решение задач на листочках. Вы читаете задачу , определяете – каким действием решается эта задача, и вписываете в кружочек соответствующий знак. -Ну, а пред тем, как начать , давайте откроем гостям наш маленький секрет – какие знаки прячет предлог «на», а какие «в»? 1.Сыну 8 лет. Отец в 4 раза старше сына. Сколько лет отцу? 2.Высота дома 12 метров, а береза на 3 метра ниже. Какова высота березы? 3.На полке 16 книг, а на столе 4. Во сколько раз меньше книг на столе, чем на полке? 4.В школьном саду росли деревья: 8 яблонь и 14 груш. Сколько всего деревьев росло в школьном саду? 5. Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внуку? 6. Ручка стоит 7 рублей. Сколько стоят 5 таких же ручек? 7.В деревне 28 деревянных домов, а каменных 15 домов. На сколько каменных домов менье, чем деревянных? -Оцените свою работу. Сделайте вывод по выполнению этого задания. Научились ли ставить нужный знак по предлогу «на» и «в» | Дети обращаются к схематическому плану и говорят: -С устного счета. Дети меняются тетрадями. Взаимопроверка по эталону. (В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть либо 1- е, либо 3 - е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали 3 место. Таня заняла не 1 место, и не 3 место, значит – 2 место. Остаётся 1-е место для Арины. Учащиеся вспоминают и комментируют: «на» >, то «+»; «на» <, то «-»; «на» сколько < >, то «-» «в» >, то «*»; «в» <то «:»; «во» сколько раз < >, то «:» . Делают вывод о своем умении выбирать нужный знак для решения задачи | Актуализация полученных знаний |
3) Решение проблемной ситуации. Создание условий для: -активизации мыслительной деятельности; -развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях; -развития умений подбирать и решать пример по аналогии 5. Физкультминутка. Создание условий для: -развития произвольного внимания, быстроты реакции, снятия мышечного напряжения | Ребята, решите задачу. У Вити 16 машинок, а у Васи в 2 раза больше. Сколько машинок у Васи? -А кто смог найти значение этого числового выражения? -А как вы решили этот пример 16*2? -Найдите еще способ, как можно было еще решить пример. Можете посовещаться со своим соседом. -Итак, какой выход вы нашли? Поделитесь своими открытиями? -Таким образом, не знакомясь еще с внетабличным умножением, можно было решить этот пример. Мы открыли два способа. На слайде появляются все способы (слайд № 4) Учитель комментирует: 1 способ: замена умножения сложением: 16+16=32 2 способ: замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых:
-А теперь придумайте свой подобный пример и решите его, выбрав любой из этих двух способов: замена сложением, либо замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. -А теперь проверьте друг друга. - Оцените свою работу на данном этапе | Ученики высказываются: -это внетабличное умножение, а мы еще не умеем решать такие примеры. Решившие пример дети, поднимают руки. -Умножение заменили сложением: 16+16=32 Учащиеся в паре совещаются, предлагают свои варианты друг другу, делают запись в тетради. Ученики делятся своими открытиями: -Можно было воспользоваться табличным умножением и число 16 заменить суммой разрядных слагаемых несколькими способами: 1.(10+6)*2=10*2+6*2=32 2.(8+8)*2=8*2+8*2=32 3.(9+7)*2=9*2+7*2=32 Учащиеся следят по слайду Ученики придумывают свой подобный пример и, выбирая любой способ, решают пример. Взаимопроверка: -Дети, напротив выполненного задания, на полях ставят: -, -+, +. И делают для себя вывод | Обнаружение области своего незнания, поиск выхода из ситуации. Поисковая деятельность. Организация самостоятельного поиска разных способов решения Свобода выбора способа решения Развитие рефлексивных способностей. |
6. Решение примеров Создание условий для: -закрепления знаний таблицы умножения и деления, название компонентов -актуализации полученных знаний -формирования умения пользоваться математическим языком. | -А сейчас мы проверим, как вы усвоили таблицу умножения и деления, знаете ли названия компонентов, как по-разному можно прочитать выражение. На слайде появляется снеговик, который ликует, что знает таблицу (слайд № 5) Оцените свою работу. Сделайте вывод о знании таблицы умножения и деления. | 7*2= 6*4= 8*4= 9*5= 16:8= 45:9= 15:3= 18:2= 3*8= 36:4= 9*3= 4*7= Ученики на полях оценивают свою работу. Делают вывод о своем знании таблицы умножения и деления. | Формирование умения работать по плану. Переключение внимания на другой вид деятельности Развитие аудиального канала восприятия информации Поддержание познавательного интереса. Организация поиска разных вариантов чтения примера. Развитие рефлексивных способностей. |
7. Работа с геометрическим материалом. Создание условий для: -формирования умений распознавать периметр и площадь квадрата и прямоугольника; -развития умения применять полученные знания о P в новых ситуациях | -Какая нам предстоит сейчас работа? На доске вешаются две геометрические фигуры: квадрат со стороной 5 см и прямоугольник со сторонами 4 см и 7 см I вариант – находит P квадрата II вариант – находит P прямоугольника -У некоторых учащихся на партах «помогайки» -Как будем выполнять эту работу? -А теперь проверим. - Оцените свою работу на этом этапе и сделайте вывод об умении находить периметр и площадь фигур. | Дети обращаются к схематическому плану и говорят: -Предстоит работа с геометрическим материалом Самостоятельная работа Слабоуспешные ученики при выполнении задания пользуются «помогайками». Ученики называют и объясняют: 5*4 – это периметр Ученики называют и объясняют: (4+7)*2 – это периметр Дети оценивают и ставят нужный знак на полях и делают вывод об умении вычислять Р. | Работа по вариантам. Активизация мыслительной деятельности Умение строить рассуждение. Контроль учащимися правильности выполнения задания и контроль ответов своих одноклассников. Развитие рефлексивных способностей |
8.Работа с составными арифметическими задачами. | -На каком этапе мы сейчас находимся? -Чем будем заниматься на этом этапе? | -Работать с составными задачами | Умение работать по плану |
1) Задание «Подбери к краткой записи правильное решение» (работа в паре) Создание условий для: -активизации мыслительной деятельности; -формирования общих умений работы с текстовыми задачами; -закрепление умений решать задачи изученных видов: на уменьшение (увеличение) в несколько раз и на несколько единиц; на кратное сравнение; -формирования умений подбирать правильное решение к задаче; -формирования умения рассуждать и обосновывать свой выбор. | -Итак, первое задание. На слайде появляется краткая запись задачи и разные варианты решения этой задачи (слайд № 6)
на ? см
18+9=27 18-16=2 3. 18:2=9 4. 18:2=9 18-9=9 18:9=2 -Перед вами краткая запись. Составьте по ней задачу. -Послушайте задание к этой задаче: Вам нужно к этой краткой записи выбрать из предложенных решений правильное решение и записать в тетрадь. -Как будете выполнять задание? -Проанализируйте в паре каждое решение и выберите верное. -К какому мнению вы пришли? Поделитесь. На слайде выделяется правильная запись | Желающий составляет задачу, остальные проверяют правильность. Ученики слушают задание. -В паре. Учащиеся в паре анализируют каждое решение и соотносят с краткой записью, выбирают правильное и оформляют задачу в тетрадь. Дети рассуждают: подойдет третья запись и доказывают. | Развитие визуального канала восприятия информации Организация частично-поисковой деятельности. Сравнительный анализ решений задачи. Стимулирование учащихся к самостоятельному поиску правильного решения. |
2) Задание. «Измени текст задачи, чтобы подошло решение». Создание условий для: -формирования опыта в математическом анализе текстов задач; -формирования умений использовать полученные знания по работе с текстовыми задачами в новых ситуациях; -формирования умения строить рассуждения. | -Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 1 запись? -Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 2 запись? -Что нужно изменить в задаче, чтобы к ней подошла 4 запись? | Учащиеся анализируют каждое решение и в соответствии меняют условие или вопрос в тексте задачи и рассуждают вслух: -Нужно изменить вопрос: «Какова масса яблок в этих двух ящиках?» -Нужно в условии предлог «в» изменить на предлог «на». -Нужно изменить вопрос: «Во сколько раз…» | Организация частично-поисковой деятельности. Изменение текста задачи в соответствии с данным решением. |
9. Работа по учебнику. Создание условий для: -закрепления умений решать уравнения. | С.69 № 22 I вариант – 1 уравнение II вариант – 2 уравнение | Самостоятельная работа. Проверка. Оценивание. Ученики на полях оценивают свою работу. Делают вывод о своем умении работать с уравнениями | Работа по вариантам. Умение анализировать решение уравнения. Развитие концентрации внимания. Контроль учащимися правильности выполнения задания и контроль ответов своих одноклассников. Развитие рефлексивных способностей |
10 .Подведение итогов. Создание условий: -для развития творческих способностей учащихся; -для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности | -Ребята, к какому этапу мы подошли? -Какая предстоит работа на этом этапе? -Ребята, мы справились с заданиями снеговика? На слайде появляется снеговик (слайд № 7) - Почему нам удалось выполнить все задания ? - И конечно на уроке верной помощницей была…? -Посмотрите на схематический план и скажите – все ли задания выполнили? -На каком этапе вам было интересно работать? -На каком этапе возникли затруднения, не все получилось? Над чем предстоит еще работать? - Какие открытия вы сделали для себя сегодня? -Какие знания, при обретенные на этом уроке и на предыдущих уроках, вам пригодятся в дальнейшем? -Посмотрите на оценки, которые вы выставляли на полях за каждое задание. -Оцените свою работу на уроке, насколько вы справились с заданиями. -Кто доволен своей работой на уроке? -Кто из учеников работал особенно активно? -Чьи пары довольны своей работой? | -К последнему -Подведение итогов и оценивание своей работы - Снеговик. -Да! -Мы помогали друг другу справляться с заданиями. И конечно знания, умения и наши старания помогли нам. - Таблица умножения. Дети обращаются к схематическому плану: -Все задания выполнены. Дети делятся своими впечатлениями, мыслями. Учащиеся высказывают свое мнение | Поддержание познавательного интереса Воспитательный момент. Формирование дружелюбия, желание оказывать помощь, поддержку. Привитие познавательного интереса к предмету. Развитие творческих способностей. Рефлексивная деятельность. Интеллектуальная и сенсорная рефлексия. |
11. Домашнее задание Создание условия для: -развития и закрепления полученных знаний учащихся. | -Молодцы, ребята, вы работали хорошо. Снеговик вам предлагает домашнее задание. Каждому ребенку выдается карточка, где изображен снеговик, с обратной стороны записано задание разного уровня сложности. | Ученики слушают задание и задают уточняющие вопросы. | Задание творческого характера. Дифференцированный подход. Активизация познавательного интереса. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Тема урока: Табличное умножение и деление. Решение задач.
План 1. Устный счет 2. Решение задач (работа в команде) 3. Решение примеров на знание таблицы умножения и деления 4. Решение геометрических задач 5. Работа с составными задачами 6. Самостоятельная работа 7. Подведение итогов
10 ноября Классная работа
Устный счет 36 54 5 3 32 16
Логическая задача Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечетное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками. 1место 2место 3место Таня Арина Валя
Решите задачу У Вити 16 машинок, а у Васи в 2 раза больше. Сколько машинок у Васи? 16+16=32 (10+6) * 2= 32 (8+8) * 2= 32 (9+7) * 2= 32
Геометрическая задача Вариант 1 Вариант 2
Проверка решения Вариант 1 Вариант 2 Р=3*4= 12(см) Р=(6+2)*2=16(см) Р=12 см Р=16 см
Работа с составными задачами I — 18 см на ? см II - ?, в 2 р. < 1. 18:2=9 2. 18-2=16 18+9=27 18-16=2 3. 18:2=9 4. 18:2=9 18-9=9 18:9=2
Самостоятельная работа Стр. 47 1 ряд — 1 уравнение 2 ряд — 2 уравнение 3 ряд — 3 уравнение
Проверка 23+х=31 k-17=33 45-a=9 x=31-23 k=33+17 a=45-9 x=8 k=50 a=36 23+8=31 50-17=33 45-36=9 31=31 33=33 9=9
Подведение итогов Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике по теме: Табличное умножение и деление. Решение задач.
Открытый урок по математике УМК" школа России" 3 класс по фгос с презентацией...
Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Закрепление табличного умножения и деления. Решение задач."
Участие в конкурсе "Его величество Урок"....
Открытый урок по математике "Табличное умножение и деление. Решение задач".
Открытый урок для 3 класса...
Урок математики. 3 класс. УМК "Перспектива".Числа от 0 до 100. Сложение и вычитание. Умножение и деление изученных случаев табличного умножения и деления. Решение задач.
Цель: проверить знания и умения, полученные при изучении раздела «Сложение и вычитание», закреплять умения решать задачи изученных видов, повторение изученных случаев табличного умножения ...
Открытый урок по математике. Закрепление табличного умножения и деления. (с элементами ПДД)
Закрепление знаний таблицы умножения на 2, 3 и соответствующих случаев деления. Решение задач на основе знаний таблиц умножения и деления....
Открытый урок по математике" Закрепление табличного умножения и деления"
Открытый урок по математике в 3 классе...
Открытый урок математики в 3классе.Табличное умножение и деление. Решение задач.
Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению табличного умножения и деления чисел 2-9, понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые; создать условия для реализац...