Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата | Оценивание/формы контроля |
I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности |
- проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; - создает эмоциональный настрой на работу на уроке;
| - настраиваются на предстоящую работу в классе; - оценивают готовность к уроку;
| Рифмованное начало урока Давайте, ребята, учиться считать, Чтобы скорей математиком стать. Ему по плечу любая работа, Но прежде разучим правила счёта. Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идёт…
| Самооценка готовности к уроку: - готовность к уроку учебных принадлежностей; – правильность и аккуратность расположения предметов на парте; - удобная, правильная посадка за партой; - включение в ритм урока.
|
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
- выявляет знания учащихся по данной теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению; - обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания»;
|
- объясняют критерии выбора; проводят анализ карточек и классификацию по общему признаку
- объясняют критерии выбора;
- проводят группировку по общему признаку
| Разминка - Работа с карточками на передней стене класса. Работают только глаза: Право верх и тд
-Какая из карточек лишняя? ( круг; синий цвет; двузначное число)
- С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке? (Разностное сравнение чисел) Табличка на доску! На доске 77-50 23+9 17> 13 30+4 56-3 30-4 51+4 28<30 15+5 38-6 72=72 40+50 93-60 50-2
1.-Из данных записей выпишите только те, которые, по вашему мнению, соответствуют этой теме. Приготовьтесь обосновать свой выбор
(77-50 56-3 30-4 38-6 93-60 50-2) 2. –На какие 3 группы можно разделить все эти разности? (-вычитание круглого десятка из двузначного числа; -вычитание однозначного числа из круглого десятка; -вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через десяток)
-Выберите и подчеркните одной чертой только разности, в которых вычитается круглый десяток из двузначного числа. Выполните действие. Двумя чертами разности, в которых однозначное число вычитается числа из круглого десятка, Выполните действие. -Какая группа осталась без обозначений? ( вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через десяток). Найдите значение этих выражений.
3. Игра «Вопрос-ответ» 1 вариант. -Вам предстоит выбрать того, кому вы будете задавать свой вопрос. Выберите одно из равенств, записанных в тетради и задайте вопрос на сравнение. ( -На сколько 77 больше 50? -77 > 50 на 27) -Какие слова вы использовали в вопросе? (на сколько больше, на сколько меньше) Табличка на доску!
-Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? ( Из большего вычесть меньшее) Табличка на доску! 2 вариант. - Продолжим игру, используя карточки на передней стене. (КАК УЗНАЛ?) |
- фронтальный опрос - выяснение готовности класса к изучению нового материала
|
III.Самоопределение к деятельности, постановка цели |
создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач;
|
- ставят цель деятельности -пытаются ответить на данный вопрос, опираясь на полученные знания
|
- - Работа с «Содержанием» учебника, определение темы урока.
-Постановка целей урока -Помогут ли нам уже полученные знания предыдущего урока?
(узнали, что такое разностное сравнение чисел, как его записывать) |
Оценка умений определять и формулировать проблему урока: - поставлена цель деятельности; .
|
IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) |
|
- накладывают одну ленту на другую;
- делают вывод
| - Слайд № 1
- Для изготовления поделки отрезали 12 см красной ленты и 8 см синей ленты. Какова длина двух полосок?
- Для изготовления поделки от синей ленты длиной 12 см отрезали полоску 8 см. Сколько см лент осталось?
- Для изготовления поделки отрезали 12 см красной ленты и 8 см синей ленты. На сколько синяя лента короче красной?
-Из данных текстов выберите только задачу, которая, по вашему мнению, могла бы соответствовать нашей сегодняшней теме. (Для изготовления поделки отрезали 12 см красной ленты и 8 см синей ленты. На сколько красная лента длиннее синей?) -Что помогло вам сделать выбор? ( Слова в требовании) Табличка на доску! 3. -Перед вами 2 полоски .Проверьте, соответствую ли их длины нашей задаче. Какой инструмент нам понадобится? (линейка) -Возьмите полоски в руки. Что мы можем с ними сделать, чтобы узнать на сколько одна полоска короче другой? Предложите свой способ. ( наложением) 1способ. -Наложите одну полоску на другую, лишнюю часть которой отличаются длины полосок, отрежьте и измерьте ее длину. -Что нам показывает эта полоска? -Ответьте на вопрос задачи. 2 способ. (А можем ли без ножниц ответить на этот вопрос?) -Что мы знаем о полосках из условия задачи? (одна 12 см, другая 8 см) -Какое действие можно выполнить с данными числами, чтобы выполнить задание? ( вычитание, из большего вычесть меньшее) Табличка на доску! - Вычтите из большего меньшее число. Сделайте в тетради соответствующую запись (12-8=4(см) -Как вы думаете, какой вид задачи мы сейчас решили? ( задача на разностное сравнение) -Как вы догадались? (слова в требовании, способ решения) ВЫВОД: -Как распознать задачу на разностное сравнение чисел? (В требовании будут слова «На сколько больше или меньше») -Как решаются такие задачи? (из большего вычесть меньшее) | Оценка умений составлять план действий, выбирать способ действий;
|
ФИЗМИНУТКА |
- организует построение проекта выхода из затруднений |
- читают задание, отвечают на вопросы
| -Миша составил задачу к нашему сегодняшнему уроку. Слайд № 2 В красной коробке лежит 20 конфет, а в синей 15. Где конфет больше?
|
-Маша утверждает, что Миша выполнил задание неправильно. Кто прав? (изменение вопроса) -Ответьте на вопрос задачи, запишите решение (20-15=5(к.)
-Чем обычно мы заканчиваем решение задачи? ( записью ответа)
-Повторите вопрос нашей задачи. Дайте на нее ответ.
-Как нам надо записать ответ к задаче, чтобы он соответствовал вопросу? (на 5 конфет больше.)
-Подчеркните слова, которые отличают этот ответ, от ответов других видов задач, изученных ранее. (на … больше) Табличка на доску! -Какие же знания о задачах на разностное сравнение мы добавили еще? |
|
VI Первичное закрепление |
-организует работу в парах, -обеспечивает контроль за выполнением задания; - организует проверку задания;
| -работают парами.
-представляют результат работы в парах; | 1. Работа в паре -Рассмотрите карточки, подчеркните главные слова и числа. -Посоветуйтесь и определите, какая их кратких записей будет к задаче на разностное сравнение. Обоснуйте свой выбор. Миша нашел 5 белых грибов, а Маша -7. На сколько больше белых грибов нашла Маша, чем Миша?
Миша- 5г. Миша – 5г. ? Миша – 5г ? Маша – 7г. Маша – 7г. Маша- 7г. Всего-? Было-? Миша-5г. Маша – 7г. |
-Почему в краткой записи к задаче на разностное сравнение чисел используют знак такой стрелки? Что хотят этим показать?
Табличка на доску!
-Что надо сделать, чтобы решить такую задачу? Запишите решение и ответ
| - оценка умений выбирать оптимальный вариант для решения проблемы; фиксировать его в языке вербально и знаково; работать парами, представлять результаты работы.
|
VII Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону (образцу) |
- организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний; -организует самопроверку по эталону; -организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
-называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,
-самостоятельно выбирают задачу по уровню сложности задания, заполняют схему, записывают решение.
| -Какие знания о задачах нового вида мы уже имеем? ( Слова в вопросе, способ краткой записи, способ записи ответа, выполнение решения) -Закончите высказывание: Слайд №3 ☻Признаком задачи на разностное сравнение является… ☻Чтобы решить такую задачу, надо…☻В ответе задачи запишу слова…
|
-Поднимите синюю карточку те, кто по итогу урока может уверенно сказать, что узнает среди других задач, задачу на разностное сравнение, сможет составить краткую запись, записать решение и ответ?
-Желтую карточку те, у кого еще остались вопросы, и нужна будет поддержка при работе с задачей. -Красную карточку то, кто не сможет справиться с такими задачами. 2 вида карточек по выбору В корзине лежит 12 яблок, а в коробке – 15. На сколько яблок в корзине меньше, чем в коробке?
Выбери главные слова и числа. Сделай краткую запись, Реши задачу. Запиши ответ.
______________________________ ____________________________________________ ______________________________
_____________________________ ______________________________________________
|
В пруду плавало 10 гусей и 8 уток. На сколько гусей было больше, чем уток? Гусей – 10 Уток – 8 на …больше? Реши задачу и запиши ответ __________________________ _____________________________________________ |
На доску: Подсказка 2 Проверка решения по эталону на доске | - самоконтроль, самооценка; - самопроверка ; - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
|
VIII Рефлексия учебной деятельности (итог урока) |
- организует рефлексию и самооценку учащихся; - устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока; - подводит итог урока, | - осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; - соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
| – Какую цель ставили? Достигли цели? -Продолжите одно из высказываний: -Сегодня я узнал…. -Теперь я знаю… -Я понял… | - оценка и самооценка работы учащихся на уроке;
- рефлексия деятельности |