Урок математики ПНШ 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Дятлова Надежда Анатольевна

Урок по теме:"Измеряй и сравнивай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_uroka_po_matematike.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

   И Урок математики по теме «Измеряй и сравнивай»  

1 класс  УМК  «Перспективная начальная школа»

 

Цель урока:  учить измерять и сравнивать длину предметов разными способами; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы

Планируемые результаты:

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному мате¬риалу и способам решения новой частной задачи

Метапредметные результаты:

- принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по заданному алгоритму;

- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий: выполнять задания с использованием материальных объектов (рисунков, схем);

- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;

Предметные результаты: обучаемый научится измерять и сравнивать длину   опосредованно (с помощью посредника-мерки);

Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие.

- Начинаем урок математики.

- Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку математики? Молодцы.

- Итак, начинаем урок.

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

2

Сообщение темы урока. Постановка цели урока

- Откройте содержание учебника и определите тему нашего урока.

Прочитайте её.

-Откройте учебник на нужной странице.

-На какой странице ты открыл учебник?

- Рассмотрите разворот учебника, еще раз прочитайте тему урока, внимательно изучите условные обозначения, попробуйте определить, чему вы  должны  научиться сегодня на уроке? Сформулируем цели.

Поставить на доске знак цели.

-Рассмотрите знаки- помощники в учебнике, как будете работать на уроке?

Дети читают тему урока по содержанию учебника

«Измеряй и сравнивай»

Открывают учебник на стр. 16

Исследуют разворот учебника

Формулируют цель урока:

  1. Узнать каким способом можно сравнить предметы по длине, измерить длину предмета.
  2. Открыть как измеряли предметы в старину
  3. Научиться измерять и сравнивать предметы

Будем думать, работать в тетради, с учебником, в тетради на печатной основе, рассказывать, работать в парах

3.

Актуализация знаний

- Маша и Миша тоже учились сравнивать предметы по длине.

- На уроке им понадобятся  цветные карандаши. Нам известно, что карандаш Маши длиннее, а Миши короче.

- Какой карандаш Маши, а какой Миши? Посоветуйтесь в паре.

Как узнать? Что вы делали?

- Как можно сравнить предметы по длине? 

-Какой способ вы использовали?

- Продолжаем работу на странице 10 учебника.

- Прочитайте задание № 1 учебника

- Что объединяет полоски, что у них общего?

-Что вы должны сделать?

(В каждой паре полосок найди ту, которая длиннее).

- А что такое пара ? Это сколько? Покажите мне пару предметов?

-А теперь внимательно рассмотрим рисунок. Сколько пар полосок? Как расположены?

- В какой паре легче увидеть какая полоска короче , а какая длиннее? Посоветуйтесь в паре.

-Какие полоски слева?

-Почему вы это сразу определили, что вам помогло это определить?

-Какой способ вы сейчас использовали, чтобы провести сравнение?

- Сравните по длине вторую пару полосок.

- Кто может сказать, какая полоска длиннее? А почему так мало рук?

- Какие полоски труднее сравнить по длине: расположенные слева или справа? Почему?

- Что делать в таком случае?

У детей на парте лежат  рисунки двух карандашей почти одинаковой длины.

 Заслушиваем мнения детей. Выбирают  наиболее точный: прикладывают карандаши  друг к другу так, чтобы один из концов совпал (2ученика показывают у доски).

Способ наложения  ( на доску)

Дети читают задание №1.

Цвет, они жёлтые

Это два предмета.

Дети приводят примеры пары предметов (рук, ног, ушей, глаз и т.д)

Две слева, две справа.

Дети работают в паре.

Верхняя короткая, нижняя длинная.

Если полоски от одной линии нарисованы, то сразу видно какая длиннее

на глаз (на доску)

Дети пробуют объяснить, почему во втором случае полоски сравнить труднее (во втором случае концы полосок не совпадают).

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического  учебного материала

- Прочитайте задание №2 на странице 10

-Почему в учебнике проводят  сравнение предметов по клетчатой бумаге?

-Что вы видите на рисунках ?

- Где вы видели гвоздь и шуруп?

Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.

- Сколько клеточек по длине занимает гвоздь? Запишите в тетрадь (9)

- Сколько клеточек по длине занимает шуруп? Запишите в тетрадь(8).  

- Что вы можете сказать о этих предметах?

- Какую мерку вы использовали, чтобы измерить гвоздь и шуруп?

Полученные числа – это результат измерения предметов с помощью клеточки-меры.

-Какой вывод мы с вами можем сделать?

 Сделайте запись в тетради

-Сравните работу с соседом, если ваши записи одинаковы, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

- Прочитайте вывод, который сделан в учебнике. Совпал ли он с нашим?

- Какой еще способ сравнения предметов мы нашли? 

Дети читают задание

Все клетки в тетради одинаковые.

(гвоздь и шуруп)

Практическая работа: считают клетки, которые занимает гвоздь; которые занимает шуруп

9 клеточек длина гвоздя,

 

8 клеточек длина шурупа.

(мерка-клеточка)

Так как 9>8, то длина гвоздя больше, чем длина шурупа.

Записывают: 9>8

Читают вывод

С помощью клеточки-мерки

(на доску)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

-А где в жизни вам приходилось измерять и сравнивать предметы по длине?

- Да, в жизни нам часто приходится измерять и сравнивать различные предметы. Прежде, чем мы тоже поупражняемся в измерениях, угадайте, что находится в этом мешке?

Отгадайте загадку:

Его пинают,

А он не плачет!

Его бросают –

Назад скачет.

- Кто узнал, какой это мяч?

- Многие ребята любят играть в футбол. Во время игры часто приходится делать ворота из подручных средств (камней, палочек и т.д.), но при этом должно быть выполнено одно обязательное условие: ворота должны быть одинаковой ширины.

- Почему?

- Найдите задание №3.

- Внимательно прочитайте задание, рассмотрите рисунки и расскажите, что делает Миша (Миша предложил измерить ширину ворот шагами).

- А какой способ измерения предложила Маша (Маша предложила измерить ее с помощью палки)? (обратить внимание, как прикладывать палку)

- Какой способ измерения более точный? Почему?

-Для того, чтобы точнее ответить на этот вопрос давайте посмотрим одну ситуацию.

Просмотр мультфильма «33 попугая»

- А почему в попугаях удав длиннее?

-А УДАВ стал действительно длиннее, когда его измеряли в попугаях?

-А сейчас мы таким же способом, как Миша измерим ширину нашего класса.

- Сколько шагов сделал Никита?

- А сейчас по этой же дорожке пройдет Аркаша. Сколько шагов у  Аркаши?

- Как же так? Почему разные результаты?

-Сегодня утром  я измерила ширину нашего класса, как Маша, с помощью вот этой палочки. Я измерила ширину класса несколько раз. Как вы думаете, разные или одинаковые результаты у меня получились? Почему?

- Сделайте  вывод, почему способ измерения Маши более точный?

- С помощью какой мерки еще можно более точно  измерить и сравнить длину предметов?

Дети приводят примеры своего жизненного опыта

Мяч

Футбольный мяч

Дети объясняют.

Дети читают задание и рассказывают, что делают Маша и Миша.

Шаги разные

(записать результат на доске)

Длина палки не менялась

(Машин способ более точный, так как длина палки не меняется, а длина шага может изменяться).

Мерка -палка (на доску)

6

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

7

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

- Мы отдохнули, и смело переходим к 4 заданию.

- Как будем работать?

-Кого вы видите на рисунке ? Почему он так одет?

- В старину люди измеряли длину разными мерками, и эти мерки имели свои названия

- Посмотрите, с помощью чего люди измеряли в старину длину предметов и расстояния?

-Как мальчик измеряет дерево? +СЛАЙД

- Как измеряет стрекозу ?

-Такая мерка называлась ВЕРШОК. (+СЛАЙД)

-Где вы слышали это слово?

СЛАЙД   «ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА»

-Посмотрите на мальчика, который держит мерку- палочку, эта мерка называлась «ЛОКОТЬ» (+СЛАЙД)

-Мальчик, который развёл пальцы руки, это расстояние от кончика большого пальца до кончика указательного- это «ПЯДЬ» (+СЛАЙД)

СЛАЙД  «СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ»

-Как вы это понимаете?

-Мальчик, который раскинул руки, показывая какой размах крыльев у орла –эта мера называлась «САЖЕНЬ» (+СЛАЙД)

СЛАЙД  «КОСАЯ САЖЕНЬ В ПЛЕЧАХ»

Косая сажень в плечах - это от кончиков пальцев поднятой руки вверх до пальцев ног

Практическая работа

- Попробуйте измерить длину нарисованной полоски с помощью большого вершка пальца руки.

- Как это можно сделать?

- Сколько раз в длине полоски укладывается длина большого пальца?

Запишите результат в тетради.

- Найдите внизу вопрос-размышление для пары. Прочитайте вопросы.

 -Сравните свой результат с результатом соседа по парте. У кого результаты отличаются? Почему?

-Как вы думаете, были ли старинные мерки измерения длины точными?

- Маша и Миша тоже выполняли это задание.

Прочитайте на стр. 11, что сказала Маша

(Маша сказала, что удобнее сравнивать длины, если использовать одинаковую мерку).

- Как вы думаете, она права?

- Как вы думаете, существуют ли такие одинаковые мерки?

-Это нам предстоит выяснить на следующем уроке.

(в парах)

Так одевались дети в старину.

большим пальцем, локтем, обхватом рук, расстоянием между кончиками большого и указательного пальца.

Обхватом рук.

Большим пальцем.

Это маленький ростик

Это очень умный


Значит могучий человек.

Дети предлагают различные варианты.

Записывают свои результаты

Пальцы разные

Дети читают.

Дети высказывают свою точку зрения.

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

-А сейчас мы продолжим работать в тетради для самостоятельных работ на странице 22.

- Прочитайте задание №3. (Нарисуй синюю полоску длиной 5 клеток, а красную – длиннее синей. Сколько клеток в красной полоске?)

-Есть ли у кого-то вопросы по заданию? Выполните его.  

- Кто понял задание, выполняет его самостоятельно.

- Какая длина синей полоски?

- А сколько клеток в красной полоске?

- Кто прав? Почему?

- Какое условие должно быть выполнено? (красная полоска длиннее синей).

Дети читают.

(в случае затруднения выполнения задания, выяснить, какие моменты непонятны, побуждая учеников сформулировать свои вопросы к учителю).

Самостоятельное выполнение задания

Дети проговаривают свои варианты.

Дети объясняют.

9

Рефлексия деятельности

- Какую цель ставили в начале урока?

-Какие способы измерения длины мы нашли? Что выяснили?

- Как считаете, мы достигли поставленной цели?

(снять знак цели с доски).

- Что было трудно на уроке?

- Что нового узнали для себя на уроке?

- Какое задание понравилось больше других?

Если вы со всеми заданиями справились, то нарисуйте зелёный кружочек на полях.

-Если у вас были затруднения- то жёлтый.

- Если было все трудно - красный.

- Спасибо за работу на уроке.

Дети еще раз проговаривают цели

(измерять длину предметов,

сравнивать предметы по длине).

Дети повторяют, как на уроке они сравнивали предметы по длине.

Тема урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр

     Цель урока: учить измерять длину отрезков в сантиметрах, строить отрезки разной  

    длины; развивать умение пользоваться чертежными инструментами.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие.

- Начинаем урок математики.

- Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку математики? А ваш сосед по парте?   Молодцы.

- Итак, начинаем урок.

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

2

Актуализация знаний

- Посмотрите на доску. Рассмотрите геометрические фигуры (на доске начерчены отрезки разной длины, но на глаз это трудно определить). Что у них общего? Докажите

(это отрезки, часть прямой линии, имеют концы).

- А чем они различаются?

Как можно сравнить эти отрезки по длине?

- Можем проверить на глаз, наложением? - Для этого нам нужно выбрать мерку, с помощью которого мы будем измерять длину отрезков.

- Кто догадался, какая будет тема нашего урока?

Дети сравнивают геометрические фигуры.

Дети предлагают свои варианты.

Дети высказывают свои предположения

3.

Сообщение темы урока. Постановка цели урока

Тема урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр.

- Откройте учебник на странице 12.

- Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух (1 ученик).

- Мы будем открывать новое знание? Или мы будем повторять то, что уже знаем?

- Рассмотрите разворот учебника, какие вопросы у вас появились? Поставить на доске знак вопроса.

-Внимательно изучите условные обозначения, попробуйте определить цели нашего урока (узнать, что такое сантиметр,  измерять длину предметов в сантиметрах, пользоваться линейкой, чертить отрезки).

Дети читают.

Дети высказывают свое мнение.

Дети задают вопросы.

Дети изучают условные обозначения, рассматривают рисунки, предлагают различные варианты.

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического  учебного материала

- Кто из вас знает, каким инструментом мы можем измерить длину? (линейкой)

- Миша тоже решил познакомиться с этим инструментом. Прочитайте задание №1 на странице 12.

- Какой вопрос задал Миша? («Маша, зачем на линейке сделаны какие-то черточки и написаны числа?» - спросил Миша).

- Что ему ответила Маша? («С помощью линейки можно чертить отрезки и измерять их длину.

Расстояние между соседними большими делениями на линейках одинаковое.  Его называют сантиметром», - сказала Маша).

- Посмотрите, как принято сокращенно записать 1см.

- Найдите это расстояние на своей линейке, покажите друг другу.

- А как измерить в сантиметрах длину карандаша?

- Как это объяснила Маша? Прочитайте.

(«Прикладываем линейку так: один конец карандаша совмещаем с отметкой 0 на линейке, при этом другой конец карандаша совпадает с отметкой 10. Значит, длина карандаша равна 10см», - объяснила Маша).

- А зачем нам надо знать, как правильно пользоваться линейкой?

- Нам эти знания необходимо применить на практике.

- Прочитайте задание №2 на странице 12.

(Измерь с помощью линейки длину изображенных предметов и запиши эти длины в сантиметрах).

- Что вы сейчас будете делать?

- Вспомните объяснение Маши, еще раз внимательно рассмотрите рисунок, подумайте, как приложить линейку, и приступайте измерениям.

-Результаты измерения надо записать в тетрадь.

Дети отвечают.

Дети читают задание №1.

Дети читают объяснение Маши.

Дети находят расстояние 1см на линейке и показывают друг другу.

Дети читают и находят в учебнике объяснение Маши

Дети высказывают свое мнение.

Дети читают задание №2 и измеряют с помощью линейки длину изображенных предметов.

Дети измеряют длину изображенных предметов  с помощью линейки  и записывают результат измерения в тетрадь.

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

- Молодцы, вы все хорошо измерили и записали результат.

- Теперь мы смело можем приступать к заданию №3.

- Внимательно прочитайте задание.

(Начерти в тетради отрезки длиной 6см и 10см).

- Что мы должны будем начертить в тетради?

- А как это сделать?

Попробуйте объяснить это друг другу. Один в паре пусть объяснит, как начертить отрезок длиной 6см, а сосед по парте расскажет, как начертить отрезок длиной 10см.

- Послушаем объяснение.

- Начертите эти отрезки в тетради. Какой из этих отрезков длиннее? Запишите результат сравнения с помощью знака >.

Дети читают задание.

Дети отвечают.

Дети работают в парах, пытаются объяснить друг другу, как начертить отрезки, берутся за руки и поднимают руки вместе, если они закончили объяснение.

Для того, чтобы начертить отрезки определенной длины, нам нужно поставить точку, совместить точку и линейку с цифрой 0, вторую точку поставить возле цифры 6или 10, соединить эти две точки.

Дети самостоятельно

чертят отрезки и записывают результат сравнения с помощью знака > (10>6).

6

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

- А сейчас мы продолжим нашу работу под девизом

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 - Переходим к 4 заданию.

- Как будем работать?

(в парах)

- Прочитайте задание.  (От ленты нужно отрезать часть длиной 9см).

- Рассмотрите рисунок. Покажи соседу по парте, где нужно сделать разрез.

- Наши знания необходимо опять применить на практике.

- У каждого на парте лежит лента. От нее надо отрезать часть длиной 9см. Не торопитесь, вспомните наш девиз.

- Сравните свой результат с результатом соседа по парте.

- Какой вы отрезали часть длиной 9см?

Дети объясняют, как они понимают смысл пословицы.

Дети рассматривают рисунок, обсуждают  и рассказывают, где надо сделать разрез, используя линейку.

Дети выполняют практическую работу. Дети в парах сравнивают  полученные результаты, поднимают руки вместе, если они пришли к общему мнению и отрезали часть ленты одинаково.

Дети повторяют, как пользоваться линейкой и сделать необходимое отмеривание.

7

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

- А сейчас мы продолжим работать в тетради для самостоятельных работ на странице 18.

- Прочитайте задание №1. (Измерь и запиши длину каждого отрезка).

- Есть ли у кого-то вопросы по заданию?

(в случае затруднения выполнения задания, выяснить, какие моменты непонятны, побуждая учеников сформулировать свои вопросы к учителю).

- Кто понял задание, выполняет его самостоятельно.

- Проверим, как вы измерили и записали длину каждого отрезка.

Задают вопросы.

Дети работают самостоятельно.

1 ученик читает свою запись, остальные проверяют.

8

Рефлексия деятельности

- Какую цель ставили в начале урока?

- Как считаете, мы достигли поставленной цели?

(снять знак цели с доски).

- Что было трудно на уроке?

- Что нового узнали для себя на уроке?

- Какое задание было для вас самым интересным?

- Оцените, как вы чувствовали себя сегодня на уроке.

- Поднимите карточку нужного цвета. (У детей на парте 3 карточки: красного, желтого, и синего цвета).

- Спасибо за работу на уроке. Молодцы.

(оценка работы детей)

Дети еще раз проговаривают цели

(узнать, что такое сантиметр, измерять длину предметов в сантиметрах, пользоваться линейкой, чертить отрезки заданной длины).

Дети поднимают карточку красного цвета, если узнали новое на уроке, желтого, если им было интересно и синего, если было скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...