Пособие по математике для обучающихся 2 класса ( повторение изученного материала за год)
учебно-методический материал по математике (2 класс) по теме
Справочный материал по математике для обучающихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_2_klass_konets_goda.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
Теоретический материал для повторения изученного
2 класс (конец года)
I Изучение чисел
1) Что такое однозначные числа?
(Это числа, которые состоят из 1 цифры. 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
2) Что такое двузначные числа?
(Это числа, которые состоят из 2 цифр: 10,11,12 ……. 99)
3) Что такое трехзначные числа?
(Это числа, которые состоят из 3 цифр: 100,101,102 ……. 999)
4) Как образуются трехзначные числа? (С помощью единиц - 99+1=100, 100+1=101, 300+6=306 и с помощью десятков – 90+10=100, 200+30=230, 400+50=450)
5) Какие числа являются четными?
(Четные числа – это числа, которые делятся на 2 и заканчиваются на 0,2,4,6,8)
6) Какие числа являются нечетными?
(Нечетные числа – это числа, которые не делятся на 2 и заканчиваются на 1, 3, 5, 7, 9)
7) Назовите счетные единицы (Единицы – 1,2,3,4 …9; десятки – 10,20,30,40 … 90; сотни – 100,200,300,400 … 900)
8) Назовите разряды чисел.
(Единицы, десятки, сотни)
9) Где в числе стоят единицы, десятки, сотни?
(Единицы стоят на первом месте справа, десятки - на втором месте справа, сотни – на третьем месте справа)
10) Как расположить числа в порядке увеличения (возрастания)?
(Надо начинать с самого меньшего числа)
11) Как расположить числа в порядке уменьшения (убывания)?
(Надо начинать с самого большого числа)
12)Что вы можете сказать о числе 0?
(0 – это ненатуральное число)
13) Назовите свойства натурального ряда чисел.
(Натуральный ряд чисел:
а) начинается с 1;
б) бесконечен;
в) каждое следующее число на 1 больше предыдущего)
14) Назовите характеристики отрезка натурального ряда чисел
(Отрезок натурального ряда чисел:
а) имеет начало (число);
б) имеет конец (число);
в) каждое следующее число на 1 больше предыдущего)
15) Назовите характеристики луча натурального ряда чисел
(Луч натурального ряда чисел:
а) имеет начало (число);
б) бесконечен;
в) каждое следующее число на 1 больше предыдущего.)
16) Назовите знаки сравнения:
(> больше
< меньше
= равно)
17) Что такое равенство?
(Равенство – это:
а) 2 числа, соединенные знаком « = », 5=5;
б) 2 выражения, соединенные знаком «=», 5+1=3+3;
в) число и выражение, соединенные знаком « = », 7=4+3,
8+2=10)
18) Что такое неравенство?
(Неравенство – это:
а) 2 числа, соединенные знаками « > » или « < », 5>2, 3<7;
б) 2 выражения, соединенные знаками «>» или «<» 4+2>1+3;
в) число и выражение, соединенные знаками «>» или «<», 5>2+2,
3+5<10)
19) Какими могут быть равенства и неравенства?
(Равенства и неравенства могут быть верными и неверными)
20) Какие слагаемые называются разрядными? (Если слагаемые показывают, сколько единиц каждого разряда в значении суммы, то это разрядные слагаемые)
21) Арабские цифры – 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 …
Римские цифры - I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X
II Изучение действий
- Какие вам известны арифметические действия? (Сложение, вычитание, умножение, деление)
- Какие знаки действий вы знаете? (Плюс +, минус -, знак умножения х, знак деления : )
- Как называются числа при сложении?
4 +2 =6
1 слагаемое 2 слагаемое значение суммы
сумма
4) Как называются числа при вычитании?
8 -3 =5
уменьшаемое вычитаемое значение
разности
разность
- Как называются числа при умножении?
2 х 4 = 8
1 множитель 2 множитель значение
произведения
произведение
- Как называются числа при делении?
10 : 2 = 5
делимое делитель значение
частного
частное
- Что такое выражение? (Выражение – это запись, в которой есть числа и знаки действий, но нет знаков сравнения, 3+6, 4-2 )
- Какие законы сложения вам известны? (Переместительный и сочетательный)
- Сформулируйте переместительный закон сложения (Если слагаемые поменять местами, то значение суммы не изменится, 4+5=9 и 5+4=9)
- В чем суть сочетательного закона сложения?
Для быстрого счета
(В скобках сочетаем:
а) либо удобные слагаемые
9+4=9+(1+3)=(9+1)+3=10+3=13;
б) либо единицы
34+3=30+(4+3)=30+7=37;
66+4=60+(6+4)=60+10=70;
37+8=30+(7+8)=30+15=45;
в) либо десятки 34+30=(30+30)+4=60+4=64;
г) либо десятки и единицы
24+35=(20+30)+(4+5)=50+9=59
46+39=(40+30)+(6+9)=70+15=85
54+26=(50+20)+(6+4)=70+10=80
- Сформулируйте свойство сложения с 0. (Если одно слагаемое равно 0, то значение суммы равно другому слагаемому, 5+0=5)
- Сформулируйте свойство вычитания с 0. (Если вычитаемое равно 0, то значение разности, равно уменьшаемому, 8-0=8)
- Сформулируйте другие свойства вычитания
а) Вычитание числа из суммы
48-3=(40+8)-3=40+(8-3)=40+5=45
48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8=18
30-6=(20+10)-6=20+(10-6)=20+4=24
92-8=(80+12)-8=80+(12-8)=80+4=84
б) Вычитание суммы из числа
40-23=40-(20+3)=(40-20)-3=20-3=17
в) Вычитание суммы из суммы
68-32=(60+8)-(30+2)=(60-30)+(8-2)=30+4=34
57-29=(40+17)-(20+9)=(40-20)+(17-9)=20+8=28
13) Сформулируйте свойства умножения
(а) Переместительное. Если множители поменять местами, значение произведения не изменится.
4*5=20 и 5*4=20
б) Если любое натуральное число умножить на 1, то получится это же число, 5х1=5
в) Если 1 умножить на любое натуральное число, то получится это же число, 1х7=7
г) Если любое натуральное число умножить на 0, то получится 0, 8х0=0
д) Если 0 умножить на любое натуральное число, то получится 0, 0х9=0)
14) Сформулируйте свойства деления
(а) Если любое натуральное число разделить на 1, то получится это же число, 6:1=6
б) Если 0 разделить на любое натуральное число, то получится 0, 0:10=0)
- Назовите обратные действия (Сложение и вычитание, 4+5=9
9-4=5
9-5=4.
Умножение и деление 2х3=6
6:2=3
6:3=2)
- На какие группы делятся выражения? (На простые (одно действие) и сложные (2 и более действий)
- Назовите действия I ступени. (Сложение и вычитание)
- Назовите действия II ступени (Умножение и деление)
- В каком порядке следует выполнять действия в сложном выражении?
(а) Действия в скобках (слева направо);
б) действия II ступени (слева направо);
в) действия I ступени (слева направо) )
III Изучение элементов алгебры
- Что такое уравнение?
(Уравнение – это равенство, в котором есть одно неизвестное число)
- Что значит решить уравнение (найти корень уравнения)?
(Решить уравнение- это найти неизвестное число, чтобы равенство было верным)
- Как найти первое слагаемое? (Чтобы найти 1 слагаемое, нужно из значения суммы вычесть 2 слагаемое).
- Как найти 2 слагаемое? ( Чтобы найти второе слагаемое, нужно из значения суммы вычесть 1 слагаемое).
- Как найти уменьшаемое? (Чтобы найти уменьшаемое – самое большое число при вычитании, нужно к значению разности прибавить вычитаемое)
- Как найти вычитаемое?
(Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть значение разности)
- Как найти 1 множитель?
(Чтобы найти 1 множитель, надо значение произведения разделить на 2 множитель)
- Как найти 2 множитель?
(Чтобы найти 2 множитель, надо значение произведения разделить на 1 множитель)
- Как найти делимое?
(Чтобы найти делимое – самое большое число при делении, надо делитель умножить на значение частного)
- Как найти делитель?
(Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на значение частного)
- Решение уравнения с объяснением
1 строка х+5=8
В этом уравнении неизвестно 1 слагаемое
2 строка х=8-5
Чтобы найти 1 слагаемое, нужно из значения суммы – «8» вычесть 2 слагаемое – «5»
3 строка х=3
Это корень уравнения
4 строка 3+5=8
Проверяю. Смотрю на 1 строку. Вместо х подставляю 3.
5 строка 8=8
Сравниваю левую и правую части. 3 плюс 5 – равно 8 и справа тоже 8.
Значит уравнение решено правильно.
IV Величины и их измерение
- Назовите известные вам величины (Длина, масса, вместимость, время)
- Назовите единицы измерения длины (миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м))
- Соотношения между единицами длины
( 1 м =100 см =10 дм
1 дм =10 см =100 мм
1 см =10 мм)
- Назовите единицы измерения массы (Грамм (г), килограмм (кг) центнер (ц), тонна (т) )
- Назовите единицы измерения вместимости (Литр (л) )
- Назовите единицы измерения времени (Секунда (сек), минута (мин), час (ч), сутки (сут), неделя, месяц, год)
- Соотношения между единицами времени
( 1 мин=60 секунд
1 час=60 минут
1 сутки=24 часа
1 неделя=7суток
1 месяц=28,29,30,31 день
1 год=12 месяцев 365,366 суток)
V Изучение элементов геометрии
1) Что вы знаете о прямой?
(Прямая не имеет ни начала ни конца ______________________)
2)Что вы знаете о луче? (Луч имеет начало, но не имеет конца,
)
3) Что вы знаете об отрезке? (Отрезок имеет начало и конец )
- Что вы можете сказать о прямых, лучах и отрезках? (Они пересекаются)
- Какие линии бывают в математике? (Прямые, кривые, ломаные)
- Какими могут быть кривые и ломанные? (Замкнутыми и незамкнутыми)
- Из чего состоит ломаная? (Ломаная состоит из звеньев, углов и вершин)
вершина
звено- угол
- Как найти длину ломаной?
(Чтобы найти длину ломаной, нужно сложить длины всех ее звеньев)
- Что такое угол?
(Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.)
- Какие бывают углы? (Углы бывают прямые, острые и тупые)
- С помощью какого инструмента это можно определить? ( С помощью угольника)
- Какой угол называется прямым? (Если 2 стороны угла совпадают с двумя сторонами угольника, то угол прямой)
- Какой угол называется острым? (Если одна сторона угла совпадает с одной стороной угольника, а вторая сторона угла заходит вовнутрь угольника, то угол острый)
- Какой угол называется тупым? (Если одна сторона угла совпадает с одной стороной угольника, а вторая сторона угла выходит за пределы угольника, то угол тупой)
- Назовите известные вам многоугольники. (Квадрат, прямоугольник, трапеция, параллелограмм, ромб, треугольник, пятиугольник и т.д.)
квадрат
прямоугольник
трапеция
параллелограмм
Ромб
пятиугольник
треугольник
- Что такое треугольник? (Это геометрическая фигура, которая состоит из трех углов, трех вершин, трех сторон)
- На какие группы делятся треугольники по углам?
(Треугольники классифицируются по углам на прямоугольные, остроугольные и тупоугольные)
- Какой треугольник называется прямоугольным?
(Треугольник, у которого 1 угол прямой, называется прямоугольным.)
- Какой треугольник называется тупоугольным?
(Треугольник, у которого 1 угол тупой, называется тупоугольным.)
- Какой треугольник называется остроугольным?
(Треугольник, у которого все углы острые, называется остроугольным.)
21) На какие группы делятся треугольники по отношению сторон?
(Треугольники классифицируются по отношению сторон на: равнобедренные, равносторонние и разносторонние.)
- Какие треугольники называются равнобедренными?
(Равнобедренные треугольники имеют две равные стороны.)
- Какие треугольники называются равносторонними?
(У равностороннего треугольники все стороны равны.)
- Какие треугольники называются разносторонними?
(У разностороннего треугольника все стороны имеют разную длину)
- Что такое квадрат? (Это геометрическая фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые)
- Что такое ромб? (Ромб – это четырехугольник, у которого все стороны равны)
- Что такое прямоугольник? (Прямоугольник – это четырехугольник у которого противоположные стороны равны и все углы прямые)
- Латинский алфавит
Aa (а) Ee (е) Kk (ка) Mm ( эм) Oo (о) Bb (бе) Cc (це) Hh (аш) Nn (эн) P p (пэ) Xx (икс) Yy (игрек) Zz (зет)
- Что можно сказать о точках А и О?
А
О
(Точка А лежит на прямой, точка О лежит вне прямой)
- Назовите известные вам объемные фигуры (Шар, конус, пирамида, цилиндр, призма)
- Какие термины существуют в применении к объемным фигурам? (Грань, ребро, основание)
- Что такое периметр (Р)?
(Это сумма длин всех сторон геометрической фигуры)
- Как найти периметр квадрата?
(Р□=а+а+а+а=ах4)
А
- Как найти периметр прямоугольника?
(Р = а+в+а+в=ах2+вх2 )
а
в
35) Как найти периметр равностороннего треугольника?
(Р∆ =а +а +а = а х 3)
а
- Как найти периметр равнобедренного треугольника?
(Р∆ =а +а +в = а х2 + в)
а а
в
- Как найти периметр разностороннего треугольника?
(Р∆ =а +в+с )
с
а
в
VI Решение задач
- Из чего состоит задача? (Задача состоит из условия, вопроса, решения, пояснения и ответа)
- Что такое условие задачи? (Условие задачи – это то, что известно в задаче)
- Что такое вопрос задачи? (Вопрос задачи – это то, что в задаче неизвестно)
- Что такое данные и искомые задачи? (Данные – известные числа в задаче; искомое – число, которое нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи)
- Какие задачи называются простыми, а какие составными? (Простые задачи решаются одним действием, а составные – в два и более действий)
- Какие типы простых задач вы знаете?
а) Задача на нахождение суммы.
Решается сложением, так как в задаче что-то или кто-то объединяются.
Задача.
В вазе 3 гвоздики и 4 розы. Сколько цветов в вазе?
Г. – 3
? ц.
Р. – 4
3+4=7 (ц.) – в вазе.
Ответ: 7 цветов.
б) Задача на нахождение остатка.
Решается вычитанием, так как кто-то или что-то улетает, убегает, вянет, желтеет, съедают, дарят и чего-то или кого-то становится меньше.
Задача.
В магазине было 10 велосипедов. 3 велосипеда продали. Сколько велосипедов осталось в магазине?
Б. – 10 в.
П. – 3 в.
Ос. - ? в.
10-3=7 (в.) – осталось в магазине.
Ответ: 7 велосипедов.
в) Задача на увеличение на несколько единиц.
Решается сложением. Чтобы увеличить число на несколько единиц, нужно выполнить сложение.
Задача.
У Зины -6 марок, а у Маши – на 3 марки больше. Сколько марок у Маши?
З. – 6м.
М. - ? м., на 3 м.б.
6+3=9 (м.) – у Маши.
Ответ: 9 марок.
г) Задача на уменьшение на несколько единиц.
Решается вычитанием. Чтобы уменьшить число на несколько единиц, нужно выполнить вычитание.
Задача.
У дома росло – 5 берез, а у школы – на 2 березы меньше. Сколько берез росло у школы?
У д. – 5 б.
У ш. - ? б., на 2 б. м.
5-2=3 (б.) – росло у школы.
Ответ: 3 березы.
д) Задача на нахождение неизвестного слагаемого.
Решается вычитанием.
Задача.
У наседки 7 цыплят. Из них 3 цыпленка черных, а остальные – желтые. Сколько желтых цыплят у наседки?
Ч. – 3 ц.
7ц.
Ж.. - ? ц.
7-3=4 (ц.) – желтых.
Ответ: 4 цыпленка.
е) Задача на нахождение неизвестного вычитаемого.
Решается вычитанием.
Задача.
На полянке играло 7 зайчат. Когда несколько зайчат убежало, осталось 3 зайчонка. Сколько зайчат убежало?
Иг. - 7 з.
Уб. - ? з.
Ос. – 3 з.
7-3=4 (з.) – убежало.
Ответ: 4 зайчонка.
ж) Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого.
Решается сложением.
Задача.
Ася прополола 3 грядки. Ей осталось прополоть ещё 4 грядки. Сколько грядок надо прополоть Асе?
Н.п. - ? г.
П. - 3 г.
Ос.п.- 4г.
4+3=7 (г.) - надо прополоть Асе.
Ответ: 7 грядок.
з) Задача на разностное сравнение.
Решается вычитанием. Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
Задача.
На лугу паслось 9 лошадей и 2 козы. На сколько больше паслось на лугу лошадей, чем коз?
Л. – 9 з.
на ? л. >
К. – 2 з.
9-2=7 (л.)
Ответ: на 7 лошадей больше, чем коз.
и) Задача на увеличение числа в несколько раз.
Решается умножением. Чтобы увеличить число в несколько раз, нужно выполнить умножение.
Задача.
В саду работали 8 девочек, а мальчиков в 2 раза больше. Сколько мальчиков работали в саду?
Д. – 8ч.
М. -?ч., в 2 р. б.
8 х 2 = 16 (м.) – работали в саду.
Ответ: 16 мальчиков.
к) Задача на уменьшение числа в несколько раз.
Решается делением. Чтобы уменьшить число в несколько раз, нужно выполнить деление.
Задача.
Бабушка испекла 20 пончиков, а ватрушек в 4 раза меньше. Сколько ватрушек испекла бабушка?
П. - 20 шт.
В. - ? шт., в 4 р. м.
20 : 4 = 5 (в.) – испекла бабушка.
Ответ : 5 ватрушек.
л) Задача на кратное сравнение.
Решается делением.
Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
Задача.
Антон нашел 6 сыроежек и 18 лисичек. Во сколько раз больше нашел Антон лисичек, чем сыроежек?
С. – 6 г.
во ? р.>
Л. – 18г.
18 :6 = 3 (р.)
Ответ: в 3 раза больше лисичек нашел Антон.
м) Задача на умножение.
Решается умножением, так как в задаче кто-то или что-то повторяются.
Задача.
Три рыбака поймали по 5 рыбок каждый. Сколько всего рыбок поймали рыбаки?
5 х 3 =15 (р.) поймали рыбаки.
Ответ: 15 рыбок.
н) Задача на деление на равные части.
Решается делением.
Задача.
12 персиков раздали 6 девочкам поровну. Сколько персиков получила каждая девочка?
12 : 6 = 2 (п.) – получила каждая девочка.
Ответ: 2 персика.
о) Задача на деление по содержанию.
Решается делением.
Задача.
9 пуговиц пришили на шубы по 3 пуговицы на каждую. Сколько было шуб?
9:3=3 (ш.) – было.
Ответ: 3 шубы.
- Какие выделяют задачи среди простых и составных?
а) С недостающими данными (их следует дополнить);
б) обратные задачи:
Было - ? Было - □ Было - □
Взяли - □ Взяли - ? Взяли - □
Осталось - □ Осталось - □ Осталось - ?
в ) задачи в косвенной форме
(У Иры – 5 конфет, что на 3 конфеты больше, чем у Светы. Сколько конфет у Светы?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе "Повторение изученного материала по теме «Глагол»
Урок спроектирован с точки зрения системно - деятельностного подхода. Запись урока в виде технологической карты....
Тест № 2 по русскому языку. 4 класс. Повторение изученного материала в 3 классе..
Программа "Школа-2100". Цель: развитие орфографической зоркости....
Тест № 3 по русскому языку. 4 класс. Повторение изученного материала.
Программа "Школа-2100". Цель: развитие орфографической зоркости....
Пособие по русскому языку для обучающихся 1 класса ( повторение изученного материала за год)
Теоретический материал для повторения изученного по русскому языку для обучающихся 1 класса ( конец года)...
Пособие по русскому языку для 2 класса ( повторение изученного материала за год)
Теоретический материал для повторения изученного по русскому языку во 2 классе...
Пособие по математике для обучающихся 1 класса ( повторение изученного материала за год)
Теоретический материал для повторения изученного в 1 классе....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Повторение изученного материала"
повторение изученного материала...