Проблемно- диалоговое обучение на уроке математики.
материал по теме
Проблемно- диалоговое обучение на уроке математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемно- диалоговое обучение на уроке математики. | 72 КБ |
Презентация | 1020 КБ |
Предварительный просмотр:
(1 слайд) Проблемно-диалоговое обучение на уроках математики.
(2слайд) «Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний».
С.Л.Рубинштейн
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.
(3 слайд) Проблемно-диалоговое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
(4 слайд) Достоинства проблемного обучения заключается в том, что оно вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Ведь развивает и формирует ученика не только знание, но и метод его приобретения. Поэтому учителю необходимо привлечь обучающихся к непосредственному участию в решении учебной проблемы, повысить познавательный интерес.
(5 слайд) Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.
В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.
Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
(6 слайд) На уроке математики используется два метода:
Постановка проблемы.
Поиск решения проблемы.
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
(7 слайд) Тема урока: Выражения со скобками.
Сравните выражения.
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, выражение принимает вид:
(8 слайд) (2+5)*3=21
2+5*3=17
(9 слайд) Тема урока: Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.
14+23= 52+16= 36+18=
Найдите значение выражений.
Ребята вы смогли выполнить задание?
Каких примеров не решили?
Почему возникло затруднение?
Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением». Далее, приступаем к поиску решения, каждый выдвигает свою гипотезу.
Как, можно найти значение выражения? (дети выполняют решение)
Опираясь на свои наблюдения выводим алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
При обучении математике на решение задач отводится большая часть учебного времени. Проблемные текстовые задачи ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое ученик намерен преодолеть.
При работе над задачами я стараюсь использовать разные типы задач:
(10 слайд) • Задачи без вопроса: « В парке 32 берёзы, а остальные сосны…»
«У белочки 7 орехов, а грибов в 5 раз больше…»
При решении таких задач перед учеником стоит проблема. Какой задать к задаче вопрос? Ведь в зависимости от поставленного вопроса будет меняться решение задачи.
(11 слайд) • Задачи с недостающими данными:
«В классе 29 мальчиков и девочек. Сколько в классе девочек?»
«На тарелке 5 яблок. 3 груш, остальные мандарины. Сколько мандаринов на тарелке?»
(12 слайд) • Задачи с излишними данными:
«У белочки в дупле 25 грибов, 23 орешка и 17 шишек. На сколько больше у белочки грибов, чем шишек?»
При изучении геометрического материала.
(13 слайд) Тема урока: Сравнение отрезков. Сантиметр.
На доске начерчены отрезки. Узнайте, какой отрезок длиннее.
Концы отрезков находятся не на одном уровне. Возникает проблема для учащихся, как в этом случае сравнить отрезки по длине. ( учащиеся предлагают разные варианты) Далее учитель сообщает, что ученые-математики договорились измерить измерять длину небольших предметов с помощью одной определенной мерки-сантиметра.(демонстрируется модель сантиметра)
(14 слайд) Тема урока: Прямоугольник.
Какие фигуры вы видите?
Определите все ли углы у этих фигур прямые?
С помощью чего мы можем это сделать? (угольника)
(учащиеся устанавливают, что у фигур 1,2,3-нет прямых углов, у4 фигуры два прямых угла, а у 5,6,7,8 фигуры все углы прямые.
Как мы назовем, фигуру, у которой все углы прямые? (прямоугольник)
Что вы узнали о прямоугольнике?
Как видим, учащиеся становятся очевидцами возникновения проблем, участниками их постановки и решения. Существенное увеличение времени на подготовку к уроку оправдано возрастающим интересом учащихся к предмету.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний». С.Л.Рубинштейн
Проблемно-диалоговое обучение- это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Достоинства проблемного обучения: вооружает школьников методами познания окружающей действительности; развивает умения и навыки целесообразного наблюдения: воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей; прививает вкус к доступной исследовательской работе.
МЕТОДЫ: Постановка проблемы Поиск решения проблемы
2+5*3=21 2+5*3=17
(2+5)*3=21 2+5*3=17
14+23= 52+16= 36+18=
Задачи без вопроса: «В парке 32 березы, а остальные сосны….»
Задачи с недостающими данными: «В классе 29 мальчиков и девочек. Сколько в классе девочек?»
Задачи с излишними данными: «У белочки в дупле 25 грибов, 23 орешка и 17 шишек. На сколько больше у белочки грибов, чем шишек?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалоговое обучение в начальной школе.
Использование приёмов проблемно-диалогового обучения в начальной школе. Выступление на педсовете....
Статья. Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе.
Курсовая работа по теме "Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе". В работе приведены фрагменты уроков. УМК "Школа 2100"....
Мастер -класс по теме : Технология проблемно-диалогового обучения
презентация выступление по слайдамзадания для групп итоговый тест оценка мастер- класса...
Умножение круглых чисел. Конспект урока математики 2 класс (технология проблемно-диалогового обучения).
Программа "Школа 2100", учебник Л.Г.Петерсон 2 класс. Умножение круглых чисел. В конспекте представлена технология проблемно-диалогового обучения....
Реализация проблемно - диалогического обучения на уроках математики в начальных классах
В данной статье раскрывается сущность проблемно-диалогического обучения и на примере урока математики показывается как можно осуществлять данную технологию в начальных классах....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня...
"Проблемно - диалоговое обучение на уроках литературного чтения"
В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, го...