Проблемно- диалоговое обучение на уроке математики.
материал по теме

Грунтова Наталья Владимировна

Проблемно- диалоговое обучение на уроке математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1 слайд) Проблемно-диалоговое обучение на уроках математики.

(2слайд) «Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний».

С.Л.Рубинштейн

         Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.

(3 слайд)                 Проблемно-диалоговое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.

      (4 слайд)  Достоинства проблемного обучения заключается в том, что оно вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Ведь развивает и формирует ученика не только знание, но и метод его приобретения. Поэтому учителю необходимо привлечь обучающихся к непосредственному участию в решении учебной проблемы, повысить познавательный интерес.

     (5 слайд)  Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
       Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.

В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.

Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.

 Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

(6 слайд) На уроке математики используется два метода:

Постановка проблемы.

Поиск решения проблемы.

Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

(7 слайд) Тема урока: Выражения со скобками.

Сравните выражения.

2+5*3=21

2+5*3=17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок,  выражение принимает вид:

(8 слайд)      (2+5)*3=21

2+5*3=17

(9 слайд) Тема урока: Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

14+23=                            52+16=                             36+18=

Найдите значение выражений.

Ребята вы смогли выполнить задание?

Каких примеров не решили?

Почему возникло затруднение?

Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением». Далее, приступаем к поиску решения, каждый выдвигает свою гипотезу.

 Как, можно найти значение выражения? (дети выполняют решение)

Опираясь на свои наблюдения выводим алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

 

При обучении математике на решение задач отводится большая часть учебного времени.  Проблемные текстовые задачи ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое ученик намерен преодолеть.

 При работе над задачами я  стараюсь использовать разные типы задач:

 (10 слайд)   •   Задачи   без вопроса: « В парке 32 берёзы, а остальные сосны…»    

«У белочки 7 орехов, а грибов в  5 раз больше…»

     При решении таких задач перед учеником стоит проблема. Какой задать к задаче вопрос? Ведь в зависимости от поставленного вопроса будет меняться решение задачи.

(11 слайд) •       Задачи с недостающими данными:

«В классе 29 мальчиков и девочек. Сколько в классе девочек?»

«На  тарелке 5 яблок. 3 груш, остальные  мандарины. Сколько мандаринов на тарелке?»

(12 слайд) •       Задачи с излишними данными:

«У белочки в дупле 25 грибов, 23 орешка  и  17 шишек. На сколько больше у белочки грибов, чем шишек?»

При изучении геометрического материала.

(13 слайд) Тема урока: Сравнение отрезков. Сантиметр.

Рис.3. Изображение отрезков с расположением концов на разных уровнях..jpg

На доске начерчены отрезки. Узнайте, какой отрезок длиннее.

Концы отрезков находятся не на одном уровне. Возникает проблема для учащихся, как в этом случае сравнить отрезки по длине. ( учащиеся предлагают разные варианты) Далее учитель сообщает, что ученые-математики договорились измерить измерять длину небольших предметов с помощью одной определенной мерки-сантиметра.(демонстрируется модель сантиметра)

(14 слайд) Тема урока: Прямоугольник.

Какие фигуры вы видите?

Определите все ли углы у этих фигур прямые?

С помощью чего мы можем это сделать? (угольника)

(учащиеся устанавливают, что у фигур 1,2,3-нет прямых углов, у4 фигуры два прямых угла, а у 5,6,7,8 фигуры все углы прямые.

Как мы назовем, фигуру,  у которой все углы прямые? (прямоугольник)

Что вы узнали о прямоугольнике?

Как видим, учащиеся становятся очевидцами возникновения проблем, участниками их постановки и решения. Существенное увеличение времени на подготовку к уроку оправдано возрастающим интересом учащихся к предмету.

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемно-диалоговое обучение на уроках математики. Грунтова Наталья Владимировна учитель начальных классов МБОУ ООШ №7 г. Белово

Слайд 2

«Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний». С.Л.Рубинштейн

Слайд 3

Проблемно-диалоговое обучение- это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.

Слайд 4

Достоинства проблемного обучения: вооружает школьников методами познания окружающей действительности; развивает умения и навыки целесообразного наблюдения: воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей; прививает вкус к доступной исследовательской работе.

Слайд 6

МЕТОДЫ: Постановка проблемы Поиск решения проблемы

Слайд 7

2+5*3=21 2+5*3=17

Слайд 8

(2+5)*3=21 2+5*3=17

Слайд 9

14+23= 52+16= 36+18=

Слайд 10

Задачи без вопроса: «В парке 32 березы, а остальные сосны….»

Слайд 11

Задачи с недостающими данными: «В классе 29 мальчиков и девочек. Сколько в классе девочек?»

Слайд 12

Задачи с излишними данными: «У белочки в дупле 25 грибов, 23 орешка и 17 шишек. На сколько больше у белочки грибов, чем шишек?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалоговое обучение в начальной школе.

Использование приёмов проблемно-диалогового обучения в начальной школе. Выступление на педсовете....

Статья. Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе.

Курсовая работа по теме "Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе".  В работе приведены фрагменты уроков. УМК "Школа 2100"....

Мастер -класс по теме : Технология проблемно-диалогового обучения

презентация выступление по слайдамзадания для групп итоговый тест оценка мастер- класса...

Умножение круглых чисел. Конспект урока математики 2 класс (технология проблемно-диалогового обучения).

Программа "Школа 2100", учебник Л.Г.Петерсон 2 класс.  Умножение круглых чисел. В конспекте представлена технология проблемно-диалогового обучения....

Реализация проблемно - диалогического обучения на уроках математики в начальных классах

В данной статье раскрывается сущность проблемно-диалогического обучения и на примере урока математики показывается как можно осуществлять данную технологию в начальных классах....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня...

"Проблемно - диалоговое обучение на уроках литературного чтения"

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, го...