Задачи на разностное сравнение
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
В материале даны 3 последовательных урока по обучению задачам на разностное сравнение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok.docx | 22.6 КБ |
2_urok_.docx | 15.11 КБ |
3_urok_.docx | 320.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Корнилова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Устьинская СОШ
Математика – 1 класс
Раздел: Числа от 1 до 10. Число 0.
Сложение и вычитание.
Тема: Задачи на разностное сравнение.
Название номинации: «Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий»
Авторы учебников и печатных тетрадей: В.Г.ДорофеевТ.Н.МираковаТ.Б.Бука Москва «Просвещение» 2012
Формируемые УУД:
Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе, воспитывать интерес к урокам математики, осознавать его значение; бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; развивать навыки сотрудничества: освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; развивать элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.
Регулятивные: Понимать поставленную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, используя математическую терминологию.
Познавательные: Ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.
Коммуникативные: Принимать участие в работе парами и группами; воспринимать различные точки зрения; использовать простые речевые средства; Контролировать свои действия в классе; включаться в диалог со сверстниками и учителем; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками; совместно со сверстниками определять задачу групповой работы; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться , если на ошибки указывают другие.
Задачи на разностное сравнение
Урок 1
Тема урока: Задачи на разностное сравнение
Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи урока:
Учить решать задачи на разностное сравнение.
Развивать умение работать в группе, оценивать свои результаты.
Учить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Воспитывать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию учения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная
Оборудование урока:алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Актуализация знаний:
Устный счёт.
1) - Счёт до 20 вперёд и обратно.
- Счёт от 9 до 16; от 10 до 3.
– Покажите число, следующее за числом 12 (13).
– Покажите число предыдущее числу 18 (19).
-Какое число стоит слева от 13 на 2 единицы? (11)
- Какое число стоит справа от 9 на 3 единицы? (12)
- Какое число стоит между 3 и 5, 18 и 20? (4, 19)
- Назовите соседей числа 15 (14, 16)
2) - Послушайте внимательно мою задачу. Что в ней неправильно?
«С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень несколько машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?» (Не хватает данных)
- Исправьте условие и решите задачу.
«С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень 5 машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?»
3) Задание № 5 на стр. 12
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь
3. Самоопределение деятельности
Практическая работа:
- Положите на парту 5 кружков, а под ними 4 квадрата.
- Как узнать, чего больше? Чего меньше? На сколько?
- Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько кружков больше, чем квадратов? (Надо убрать столько кружков, сколько квадратов ).
- Каким действием будем решать эту задачу?
4. Постановка учебной задачи.
- Два разных ученика решили эту задачу по-разному.
Один решил так: 5 – 4
Другой решил так: 4 – 5
- Объясните, кто прав?
Чем будем заниматься на уроке? (Решать задачи на сравнение, то есть определять, на сколько одно число больше или меньше другого)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
Выстраивается алгоритм действия.
- Прочитайте правило по учебнику на стр. 11
6. Первичное закрепление.
Выполнение задания 1 на стр.11
VI7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 2,3 с. 24 в тетради на печатной основе
Физпауза
Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйтесь, ну-ка, ну-ка!
Распремляясь, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Голова устала тоже?
Так давайте ей поможем.
Вправо-влево, раз и два –
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули все слегка.
8. Вторичное закрепление
а) Работа в группах. №2 -1группа , №3 -2 группа с иллюстрированием задач с помощью наборного материала (квадратов, кружков, треугольников и д.р.)
б) Выполнение задания №4 с включением выражений «на сколько больше, на сколько меньше» в активную речь учащихся.
в) № 4 с. 25 тетрадь на печатной основе
№ 4, с.112 учебника
9. Рефлексия.
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Мне захотелось…
- На какой ступеньке лесенки вы хотели бы сейчас стоять?
- Ничего не понял на уроке
- Всё понятно
- Хочу знать больше
Предварительный просмотр:
Задачи на разностное сравнение
Урок 2
Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.
Задачи:
Закрепить правило разностного сравнения чисел.
Учить решать задачи на разностное сравнение.
Закреплять навык счёта в пределах 10
Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная
Оборудование:алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Доброе утро, друзья! Нашей встрече рада я. А вы?
2. Устный счёт
1)Работа с веером цифр. Покажите ответ.
-Уменьшите 7 на 6 .
- Сложите числа 1 и 5.
- 6 минус 4.
- Найдите сумму чисел 3 и 6.
- Увеличьте 3 на 3 .
- Первое слагаемое 2 второе 7. Найдите сумму.
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Вычислите разность.
- На сколько 1 меньше 8?
2) Задания 7, 8 стр.14
2. Сообщение темы урока
- Сегодня нас будут интересовать задачи на нахождение разницы.
- Мы потренировали наш ум, потренируем мышцы.
Физкультминутка:
Шли по крыше 3 кота, 3 кота Василия,
Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.
И сказали 3 кота: «Красота! Красота!»
3. Актуализация знаний
- Кто помнит, с каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?
(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее.)
- Продолжите моё предложение: «Чтобы сравнить два числа, надо из …(большего числа вычесть меньшее)
4. Закрепление правила.Работа в парах
-Составьте в парах задачу на разностное сравнение и предложите способ её решения. Один из пары рассказывает условие задачи, другой – её решение. Остальные ребята проверяют правильность решения сигнальными карточками.
5. Работа над новым материалом.
- Обратимся к № 1 на странице 13. Прочитайте вопросы. Рассмотрим верхний рисунок и верхнюю схему:
- Что обозначает 5 на схеме? (целое - мячики)
- Что обозначает 4? (часть – кубики)
- Что неизвестно? (часть – разница)
- Как найти часть? (из целого вычесть известную часть, из 5-4=1)
- Каким действием можно узнать, на сколько одно число меньше другого?
- Разберём нижний рисунок и нижнюю схему:
Аналогичный разбор.
6. Первичное закрепление.
Попробуем решить задачу №2 на стр. 13 под цифрой 1).
- Прочитайте задачу хором.
- Сколько вопросов в задаче? (два)
- Что надо узнать в задаче? (разность)
-Попробуем на доске изобразить задачу схематически.(Учитель совместно с учениками изображает задачу схематически.)
- Какое правило нам потребуется?
- Запишите самостоятельно решение и ответ. (5-3=2 (р.))
- Проверьте с доски. Ответили ли мы на вопросы задачи?
- Обратите внимание перед нами стояло 2 вопроса, а решение мы записали одно. Почему? (решение подходит для ответа на 2 вопроса, так как, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее)
Подобный разбор задач под цифрами 2) и 3)
7 Выполнение заданий в тетради на печатной основе
№4 и №5 на стр. 26 решить самостоятельно по вариантам
Физкультминутка.
Стали мы учениками, соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья:
Руки вверх, руки вниз, на носочки поднялись.
То присели, то нагнулись и, конечно, улыбнулись.
А потом мы умывались, аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь, в школу к знаниям стремясь.
7. Повторение ранее изученного материала.
Выполнение заданий № 4 стр. 14 устно, №,5.стр.14 письменно из учебника
№3 стр.26 и №6 стр.27 в печатной тетради.
Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Где нам пригодятся полученные знания?
Предварительный просмотр:
Задачи на разностное сравнение
Урок 3
Цель урока: Закрепление умение решать простые задачи на разностное сравнение.
Задачи:
Продолжать учить решать задачи на сравнение
Закреплять навыки счёта в пределах 10.
Развивать навыки контроля и взаимоконтроля.
Учить оценивать результаты своей работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповная.
Оборудование: Полоски бумаги для составления схем, карточки с задачами, схемы решения задач.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Устный счёт.
Задачи в стихах
1) На подстилке 2 птенца,
Два пушистых близнеца.
И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. 2+5=7
2) 5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат.
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10
3)На берёзе 3 синички
Продавали рукавички.
Прилетело ещё 5,
Сколько будут продавать? 3+5=8
4)5 малышек-медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? 5-1=4
5)Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
6 – под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно! 2+6=8
Игра «Найди закономерность»
1,3.5,7…
10, 9,7,6,4…
Установите закономерность и продолжите числовые ряды.
3. Физкультминутка
«ПРЫГ-СКОК»
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай веселей, дружок.
Ножки вместе,
Ножки врозь.
Упражненье удалось!
(В конце хлопаем в ладоши)
4.Самоопределение к деятельности
-Решите задачу:
В кружок бальных танцев ходили 8 девочек и 6 мальчиков. На сколько девочек больше, чем мальчиков?
- Как ответить на вопрос задачи? Какое действие надо выполнить?
- Какие задачи мы сегодня будем решать?
5. Работа по теме урока. Работа в группах.
Обучающиеся делятся на несколько групп.
а) Упражнение « Живая природа».
Каждая группа получает комплект карточек «Живая природа» с задачами на разностное сравнение.
- Впишите вместо пропусков подходящие слова: «больше», «меньше», «выше», «ниже», «медленнее», «быстрее», «тяжелее», «легче», «короче», «длиннее», «ниже», «выше».
- Решите задачи, последовательно отвечая на каждый вопрос.
После выполнения заданий результаты обсуждаются и рассуждаются.
Составление схемы решения задач на разностное сравнение.
- Давайте составим карточку – помогайку для решения данного вида задач.
Детям раздаются полоски бумаги для составления схемы. Ученики под руководством учителя составляют схемы.
Упражнение в парах «Сортировка»
Каждая пара получает комплект карточек «Больше – меньше», состоящий из трёх блоков задач с общим сюжетом, и по три схемы: на разностное сравнение, на увеличение и на уменьшение на несколько единиц.
- Определите, какую схему надо использовать к при решении каждой из задач, и поместить карточку под соответствующей схемой.
После выполнения упражнения необходимо проверить, как «рассортированы» задачи, и отметить пары, выполнивших задание правильно.
Физкультминутка.
«Это тоже я могу».
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
Задание «Восстанови задачу»
Учитель вывешивает на доску плакат, на котором дано описание сюжета к задаче и приведены две схемы.
- Глядя на схемы, составьте условия двух задач.
Обсуждаются варианты составленных задач.
Рефлексия.
Поведение итогов работы в группах. Выделение самой активной группы.
- Какие задачи решали на уроке?
- Как найти разницу?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кого из одноклассников вы хотели бы поблагодарить за активную работу на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задачи на разностное сравнение
представлена презентация для урока математики в 1 классе по теме Задачи на разностное сравнение....
Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение
Урок в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон...
Разработка к уроку математика. 1 класс. Решение задач. Задачи на разностное сравнение.
Данная работа содержит конспект урока математики в 1 классе и презентацию к нему на тему "Решение задач. Задачи на разностное сравнение. "...
Презентация к уроку математики. Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс
Эта презентация разработана учителем начальных классов Ольшанской Екатериной Сергеевной. Презентация к уроку математики на тему "Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс" по программе Школ...
3 класс. Карточки. Задачи на разностное сравнение и кратное сравнение.
индивидуальные задания...
Задачи, раскрывающие смысл отношений больше на и меньше на (задачи на разностное сравнение) 1-2 кл
задачи...
Решение задач. Задачи на разностное сравнение.
Предметные:- правильно выполнять сложение и вычитание с использованием таблицы в пределах 10;-наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи;- решать математические выражения.- срав...