Математика 3 класс. Умножение многозначного числа на однозначное.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Тимохина Марина Владимировна
Формирование способности учащихся к новому способу действия: умножение трехзначного числа  на  однозначное.
.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тема урока: «Умножение  многозначного числа на однозначное» 

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: умножение трехзначного числа  на  однозначное

Задачи:

  • формировать умения выполнять умножение трехзначного числа на однозначное;
  • развивать вычислительные навыки, умения анализировать, логически мыслить, обогащать математическую речь;
  • воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, группе.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные:

  • осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
  • самооценка на основе критерия успешности

- коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения

 - познавательные:

  • извлечение необходимой информации из заданий
  • постановка и формулирование проблемы
  • определение основной и второстепенной информации
  • выдвижение гипотез и их обоснование

- регулятивные:

  • самоорганизация и организация своего рабочего места
  • осуществление самоконтроля
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, умение прогнозировать

Оборудование и технические средства обучения:  мультимедийное оборудование, компьютеры.

Наглядные пособия: карточки с числами, карточки с выражениями, названия свойств умножения.

Ключевые слова: слагаемое, сумма, множитель, произведение, разрядные слагаемые, сочетательное свойство умножения, алгоритм.

Рабочие материалы для учащихся:  оценочный лист для каждого учащегося.

I.Мотивация к учебной деятельности.

 

Математика – это одна из самых важных и древних наук. Слово «математика» пришло из древнегреческого языка.  Мантейн – это значит учиться, приобретать знания.

  Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, память. Недаром её называют гимнастикой ума.

А девизом нашего урока буду такие слова: 
Думать – коллективно! 
Решать – оперативно! 
Отвечать – доказательно! 
Работать – старательно! 
И открытия нас ждут обязательно!

А какие именно нас ждут открытия, вы догадайтесь сами.     На партах у каждого из вас лежит листок самооценки, вы помните, как с ним работать. (если уверен в знаниях по данному вопросу - ставит +; сомневается - ставит + -; не уверен - ставит минус).

Лист самооценки:

Вид задания

Выполнение задания

Сумма разрядных слагаемых.

 

Умножения круглых чисел.

Умножения двухзначных чисел на однозначное.

 

Умножения  трехзначных чисел на однозначное.

Решение задачи. № 14

 

Решение задачи. № 15

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи (частично поисковая, творческая деятельность учащихся)

 - С чего мы начнем нашу работу? (С повторения пройденного материала.)

- Запишете первую цифру сегодняшнего числа (2).

- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня (1).

- Рядом запишите последнюю цифру текущего года (7).

- Какое число у вас получилось?(217)

- Что вы о нем можете сказать? ( Оно натуральное, не круглое, стоит на 217 месте в ряду натуральных чисел, ему предшествует число 216, за ним стоит число 218. Сумму цифр этого числа 10. Оно трехзначное. В нем 2 сотни, 3 десятка, 4 единицы.)

- Запишите самостоятельно другие трехзначные числа, используя эти цифры. Цифры в записи числа не должны повторяться. (217, 172, 721, 712, )

- Чем похожи все эти числа? (Они трехзначные.)

- Что означает цифра 7 в подчеркнутых числах? (В числе 712 – сотни, в числе 172 – десятки, в числе 217 – единицы.)

- Отчего это зависит? (От места, которое цифра занимает в записи числа.)

- Представьте число 217  в виде суммы разрядных слагаемых.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

- Какие умения мы использовали при выполнении этого задания? (Раскладывать трехзначные числа на сумму разрядных слагаемых.)

-Где нам могут пригодиться эти умения?(При решении примеров, для удобства вычислений.)

- Посмотрите на доску.

40*4                 50*10        34*2        

12*5                 156*4        234*2

123*3                26*3          16*10

- На какие группы можно разбить данные выражения?( умножения круглых десятков; некруглых трехзначных чисел)

50*10             34*2           123*3                

16*10             12*5           234*2        

40*4               26*3           156*4    

 - Пример какого столбика мы сможем решить легко и быстро? Почему?( Первого столбика. Мы умеем умножать круглые трехзначные числа)

- Запишете в тетрадь ответы примеров первого столбика.

 - Кто записал. Проверьте по образцу.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

- Запишете в тетрадь ответы примеров второго столбика.

 - Кто записал. Проверьте по образцу.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

- Запишете в тетрадь ответы примеров третьего столбика.

 - Кто записал. Проверьте по образцу.

Проблемная ситуация.

– В чём затруднение? (Не умеем умножать трехзначное  число на однозначное.)

– Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (Умножение трехзначного числа на однозначное)

-Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

(научиться  умножать трехзначное число на однозначное, составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное, применять его при решении примеров и задач.)

- Приступим к поиску решения. Для этого вы поработаете в группах. Каждая группа получает карточку с выражением ….и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы представители групп озвучивают свой вариант решения. (Принимается каждая гипотеза, даже ошибочная.) Карточки помещены на доску.

123*3 = 123 +123+123=

123*3 = (100+20+3)*4= 100*3+20*3+3*3= 300+60+9=

                           

III. Открытие детьми новых знаний.

-Как мы видим, запись решения получается достаточно громоздкая, неудобная, занимает время. Ставлю цель: подумать над более удобной записью.

-Записать пример в столбик. Знак умножения: х.

Второй множитель записывается под разрядом единиц первого множителя. (Объяснения ведет ученик под руководством учителя).

   123

х     3

Комментируется решение примера:

1)        Умножаю ед..                   Пишу под единицами…

2)        Умножаю дес..                 Пишу под десятками…

3)        Умножаю сотни               Пишу под сотнями…

4)        Читаю ответ.

-Давайте порешаем еще несколько примеров с комментированием. (К доске выходят ученики и комментируют решение).

   234                                 156

х     2                              х     4  

               

-Чем отличается решение последнего примера от всех предыдущих.  (С переходом через десяток).

V. Первичное закрепление. Учебник с.59 №13

- Выполните  письменное умножение, используя известный алгоритм .

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

VI.  Работа  над задачами.  

- Попробуем применить новые знания в решении задач.

Учебник с.59  № 14.

1. Чтение задачи

2. О чем говориться в задаче?

3. Изобразить  графически условие задачи?

4. Как ответить на вопрос задачи?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

Учебник с.59  № 15.

1. Чтение задачи

2. О чем говориться в задаче?

3. Сможем  сразу ответить на вопрос задачи?

4. Почему?

5. Составляем план решения задачи.

6. Решение, ответ записываем в тетрадь.  

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

VII. Самостоятельная работа  с проверкой.

Работа с компьютерами. Тест.

VIII. Итог урока.

Какова была тема нашего урока?

Какие цели ставили?

Удалось достичь поставленных целей?

Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?

IX. Домашнее задание.

Учебник с.60  № 16, 17.

-Молодцы! Спасибо за работу.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное" Закрепление .

Тема: Умножение многозначного числа на однозначное. Закрепление.Цели урока:закрепить знания учащихся по теме: умножение на однозначное число, используя и обогащая представления учащихся о родном крае...

Урок по математике в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное" (с краеведческим компонентом)

Урок по математике в 4 классе " Умножение многозначного числа на однозначное " (с краеведческим компонентом)...

Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное" с использованием деятельностного метода обучения

Урок математики представлен на районном семинаре по теме "Роль учителя начальных классовв развитии личности обучающегося на основе формирования УУД, познания и освоения мира"...

Открытый урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное» 2014-2015 уч.г

Урок математики проведен в 4 классе по УМК  "Начальная школа XXI в". Содержание урока соответствует заявленной теме  и поставленным задачам. Материал построен логично и последовате...

Конспект урока по математике: "Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное в столбик"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по математике: "Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное в столбик"(УМК "Школа России) 3 класс...

Урок математики в 4 классе: «Умножение многозначного числа на однозначное число» («Начальная школа 21 века»)

Предмет: МатематикаКласс: 4Автор учебника: В.Н.Рудницкая. «Начальная  школа  21 века»( под ред. Н.Ф.Виноградовой)Тема урока: «Умножение многозначного числа на однозначное ч...

Конспект урока по математике в 3 классе "Умножение многозначного числа на однозначное число столбиком"

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число столбиком...