Практико-ориентированные задачи на уроках математики
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
«Практико-ориентированные задачи на уроках математики»
« Математике должно учить еще с той целью,
чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
Н.И. Лобачевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практико-ориентированные задачи на уроках математики | 44.07 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
«Практико-ориентированные задачи на уроках математики»
« Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни». Н.И. Лобачевский Открытый урок математики в 3 классе «А» «Один день из жизни семьи»
Цели урока:
— научиться решать некоторые задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.
— опровергнуть мнение, что не всем нужно учиться математике;
— доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Ход урока.
I. Организационный этап. Сообщение темы и цели урока. - Здравствуйте ребята. Сейчас у нас с вами урок математики. Название урока «Один день из жизни семьи». Как вы думаете, почему урок математики, а вдруг название урока «Один день из жизни семьи»?
Учитель: Как часто приходится слышать: «Зачем мне учить математику? Я серьезно занимаюсь спортом, музыкой, рисую, пою, фотографирую, строгаю, выпиливаю и т. д. и т. п. Я не собираюсь становиться математиком или физиком, программистом или инженером-конструктором. А кто-то из девочек, глядя на своих мам, скажет, что будет домохозяйкой…
Цель нашего урока: опровергнуть или подтвердить мнение о том, что не всем нужно учиться математике.
II. Решение задач. Учитель: Я вам предлагаю рассмотреть один день из жизни семьи, состоящей из пяти человек: бабушки, мамы, папы и двух детей: старшего брата Александра и его сестры Дарьи.
Я вас познакомлю с жизненными задачами, которые предлагаю вам решить.
Существует мнение, что большинство жизненных задач решаются математически. Согласны ли вы с ним? (учащиеся высказывают свое мнение)
Какая задача вызвала у вас наибольший интерес?
Задача № 1: Утром мама решила сварить манную кашу, состоящую из трёх порций. Как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления двух порций манной каши, если для одной порции надо 45 г. крупы, 5 г. масла и 5 г. сахара.
Используя данные таблицы, ответь, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления двух порций манной каши, если для одной порции надо 45 г. крупы, 5 г. масла и 5 г. сахара.
Название продукта | Масса в граммах | |
в 1 столовой ложке | в 1 чайной ложке | |
сахар песок | 25 | 20 |
овсяные хлопья | 15 | 5 |
масло сливочное (растопленное) | 20 | 5 |
Название продукта | Масса в граммах | |
кол-во столовых ложек для трёх порций | кол-во чайных ложек для трёх порций | |
сахар песок | ||
овсяные хлопья | ||
масло сливочное (растопленное) |
Инструмент проверки:
- Таблица заполнена верно – 3 балла
- Верно подсчитана общая масса – 1 балл
- Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл
- Максимальная сумма баллов – 5 баллов.
Задача № 2: Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и попросила сходить в магазин.
Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.
Источник информации: справка
Наименование продукта | Цена |
горошек | 65 руб |
картофель | 40 руб |
лук | 24 руб |
майонез (250 гр.) | 35 руб |
яйца (1 десяток) | 40 руб |
огурцы | 68 руб |
Бланк для выполнения задания:
Наименование продукта | Цена | Количество | Стоимость |
горошек | |||
картофель | |||
лук | |||
майонез | |||
яйца | |||
огурцы |
Общая стоимость: __________________
Инструмент проверки:
- Таблица заполнена верно – 3 балла
- Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл
- Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл
- Максимальная сумма баллов – 5 баллов.
Задача № 3. Даша отправила SMS-сообщения к 8 марта своим 26 подругам. Стоимость одного SMS-сообщения 1 рубль 20 копеек. Перед отправкой сообщений у Ани оставалось 50 рублей. Сколько рублей останется у Ани после отправки всех сообщений? Решение:
1 руб. 20 коп. = 120 копеек 50 рублей = 5000 копеек
1) 120 * 26 = 3120 копеек - стоимость 26 SMS-сообщений
3) 5000 – 3120 =1880 копеек = 18 руб. 80 коп. - останется у Ани
Ответ: 18 руб. 80 коп.
Задача 4. Семья, из четырех человек, в мае месяце планирует поездку из г. Губкинский в г. Санкт-Петербург. Можно ехать поездом, а можно - на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 5700 рублей. Автомобиль расходует за весь путь 400 литров бензина, а цена бензина - 38 рублей за литр. Сколько рублей будет стоить самая дешевая поездка для этой семьи?
1) 5700 * 4 = 22 800 (рублей) – стоимость билетов на поезде 2) 400 * 38 = 15 200 рублей – стоимость расхода бензина на машине вывод: поездка на поезде обойдётся
Задача № 5.
В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 36 рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на 200 рублей?
1)200 : 36 = 5 шоколадок (сдача 20 копеек) + 2 шоколадки по акции. Итого: 7 шоколадок.
III. Выводы по итогам решения задач
Учитель: - Скажите, решая повседневные задачи вместе с членами этой семьи, мы хоть раз задумывались, какая профессия у мамы или у папы, какой профессией овладевает Аня, кем в будущем хочет стать Витя?
Ученики: - Нет.
Учитель: - Так какой вывод можно сделать?
Ученики: - В повседневной жизни любой человек, любой профессии решает математические задачи. Он ходит в магазин, рассчитывает свой бюджет, оплачивает счета, выбирает тариф интернета, телефонной сети, рассчитывает выгодные покупки, планирует, участвует в ремонте, строительстве, и т.д.
Подведение итогов.
Современная притча «Нельзя научить всему»
У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:
— Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили?
— Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.
От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок.
После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.
— Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом.
— Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!
— Но этому вы меня не учили, — сказал ученик.
— Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.
Мастер: Уважаемые коллеги! В завершение нашей работы я хочу, чтобы каждый из вас нашел свое место на дереве Знаний.
Хорошая притча.
Вокруг много хороших уроков, школ, тренингов. Есть и хорошие учителя, которым мы верим.
Но каждый для себя решает сам — учиться и постигать или просто проплывать по течению мимо всех возможностей, которые могли бы открыть новые горизонты в жизни.
Если ничего не хочется, ничего не нужно, то и лучшие учителя не научат ничему, как бы ни старались.
А если захочешь достигнуть своих горизонтов, то обучаясь у хороших учителей, можно научиться тому, что они и сами не знают.
Каждый из нас ведь идет именно к своей цели, видит свои горизонты и идет своей дорогой. Даже если это давно проложенная дорога, но ведь шаги по ней каждый делает сам.
Как вы себе представляете, что такое задача? (Если посмотреть любую задачу, то она представляет собой вопрос, на который нужно найти ответ, опираясь на условие).
Что значит решить задачу? (Решить задачу – это значит найти решение или доказать, что задача не имеет решения).
Ребята, с чем я вас сейчас познакомила? С задачами, которые встречаются у нас в жизни. С жизненными задачами.
Практико-ориентированные задания позволяют применять логическое мышление, создают условия для того, чтобы обучающиеся оценили смысл и значение приобретённых знаний.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель нашего урока: опровергнуть или подтвердить мнение о том, что всем нужно учиться математике.
Задача 1. Утром мама решила сварить овсяную кашу , состоящую из двух порций. Для одной порции надо 45 г. крупы, 5 г. масла и 5 г. сахара. Используя данные таблицы, ответь, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления двух порций овсяной каши. Название продукта Масса в граммах в 1 столовой ложке в 1 чайной ложке сахар песок 25 10 овсяные хлопья 15 5 масло сливочное (растопленное) 20 5
Название продукта Масса в граммах кол-во столовых ложек для двух порций кол-во чайных ложек для двух порций сахар песок овсяные хлопья масло сливочное (растопленное) Инструмент проверки: Таблица заполнена верно – 3 балла Верно подсчитана общая масса – 1 балл Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл Максимальная сумма баллов – 5 баллов.
Название продукта Масса в граммах кол-во столовых ложек для двух порций кол-во чайных ложек для двух порций сахар песок 1 овсяные хлопья 6 масло сливочное (растопленное) 2 Название продукта Масса в граммах в 1 столовой ложке в 1 чайной ложке сахар песок 25 10 овсяные хлопья 15 5 масло сливочное (растопленное) 20 5
Задача № 2. Сын захотел помочь маме приготовить салат «Оливье», но надо купить необходимые ингредиенты. Мама дала 500 рублей и попросила сходить в магазин. Перед вами таблица с наименованием продуктов. Рядом указана их цена Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза. Источник информации: справка . Наименование продукта Цена горошек 65 рублей картофель 1 кг 40 рублей лук 1 кг 24 рублей майонез (250 гр.) 35 рублей яйца (1 десяток) 40 рублей огурцы 68 рублей
Бланк для выполнения задания: Наименование продукта Цена Количество Стоимость горошек картофель лук майонез (250 гр.) яйца (1 десяток) огурцы Общая стоимость: __________________ Инструмент проверки: Таблица заполнена верно – 3 балла Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл Максимальная сумма баллов – 5 баллов.
Бланк для выполнения задания: Наименование продукта Цена Количество Стоимость горошек 65 рублей 1 банка картофель 40 рублей 2 кг лук 24 рублей полкилограмма майонез 35 рублей 250 грамм яйца 40 рублей 1 десяток огурцы 68 рублей 1 банка Общая стоимость : _________________
Задача № 3. Девочка отправила SMS -сообщения к 8 марта своим 26 подругам. Стоимость одного SMS -сообщения 1 рубль 20 копеек. Перед отправкой сообщений у девочки оставалось 50 рублей. Сколько рублей останется у неё после отправки всех сообщений? Проходя мимо «Салона сотовой связи», дочь увидела объявление о снижении стоимости SMS -сообщений в предпраздничные и праздничные дни.
Задача 4. Семья, из четырех человек, планирует поездку из г. Губкинский в Санкт-Петербург. Можно ехать поездом, а можно - на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 5700 рублей. Автомобиль расходует 400 литров бензина за весь путь, а цена бензина - 38 рублей за литр. Сколько рублей будет стоить самая дешевая поездка для этой семьи?
Задача № 4. В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 36 рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на 200 рублей? Бабушка зашла в супермаркет «Магнит», чтобы купить что-нибудь к чаю.
Задача № 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? Утром мама, провожая сына, дала ей деньги и попросила зайти после школы в аптеку и купить лекарство для бабушки, а когда пойдет играть, разрешила купить на сдачу сок себе и друзьям.
Пакетик сока стоит 14 рублей 50 копеек. Какое наибольшее число пакетиков сока можно купить на 100 рублей? (Хватит ли денег Даше, если она захочет купить сок себе и угостить пятерых друзей; если «да», то сколько денег у него останется?) Задача № 2.
После завтрака мама , провожая сына, дала ему деньги и попросила зайти после школы в аптеку и купить лекарство для бабушки, а когда пойдет играть, разрешила купить на сдачу сок себе и друзьям.
Задача № 6. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов? Папа, который в это время был в отпуске, решил сделать маме сюрприз и купил 42 рулона обоев для ремонта .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательский проект учащихся "Экологические задачи на уроках математики".
Математические задачи экологической направленности могут использоваться при интегриривании экологии, окружающего мира и математики....
экологические задачи для уроков математики в начальной школе
В данной разработке представлены математические задачи на экологическую тему, которые можно использовать на уроках в начальной школе....
Решение логических задач на уроках математики
Выступление на МО начальных классов...
Задачи для уроков математики в 3 классе, обучающемся по УМК "Перспективная начальная школа".
Работая с 3 классом по новой программе, я обнаружила, что дети плохо решают задачи, потому что за условием конкретной задачи не видели ее материала и практического применения. То есть им было абсолютн...
Приемы решения задач и работы с задачей на уроках математике по системе Н.Б.Истоминой.
Статья. Можно использовать как доклад - выступление на МО....
Презентация к уроку Решение комбинаторных задач на уроках математики
Презентация на тему "Решение комбинаторных задач на уроках математики "...
Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)
Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...