Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Задачи программы
Главные принципы реализации программы
Методы обучения
Основные направления и содержание деятельности
Направления деятельности
Контроль и учет знаний и умений воспитанников
Планируемые результаты освоения учебного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 69.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 156
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
МБОУ СОШ № 156
г. Новосибирск, ул. Гоголя, 35-а, тел. 224-75-29, E-mail: sсh_156_nsk@nios.ru
ПРИНЯТО Протокол заседания кафедры Начального образования От «29» августа 2016 года №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Воробьёва И.В./ «29» августа 2016 года |
Рабочая программа
учебного курса
для уровня начального общего образования
Нормативный срок освоения 1 года
Составитель: Благодарова Е.А., учитель начальных классов |
Новосибирск 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» разработана на основе следующих документов и материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Минобрнауки Росии от 06.10.2009г. №373 (в ред. приказом Минобрнауки Росии от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576).
Программа курса «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности и правлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьникам возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Общий курс рассчитан на 1 год по математическому направлению.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.
Задачи программы:
- выявление одаренных обучающихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Главные принципы реализации программы.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения. Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся: кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия. Обучение в группе означает, что дети учатся: обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Основные направления и содержание деятельности.
Программа по математике рассчитана на 34 часа. В соответствии с программными требованиями по математике все задания у 3-классников охватывают вопросы нумерации в пределах 1000. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует обучающихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.
Предполагаемые результаты:
Занятия в должны помочь учащимся:
3 класс Личностные результаты | Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений. |
Метапредметные результаты | |
Познавательные УУД | Умение видеть и воспринимать причинно- следственные связи в окружающей жизни, использовать математические знания для описания окружающих предметов. |
Регулятивные УУД | Умение определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение применять математические знания для решения учебных задач. |
Коммуникативные УУД | Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и втупать в диалог, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя), договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
ИКТ-компетенция | Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. Использование безопасных для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичных приёмов работы с компьютером и другими средствами ИКТ. |
Работа с текстом | Формирование у обучающихся умения учиться, искать информацию и извлекать из неё необходимые знания. |
Основы проектной деятельности | Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно – продуктивную деятельность. |
Предметные результаты | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления.
|
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Содержание занятий в 3 классе
- Математика – царица наук.
- Как люди научились считать.
- Интересные приемы устного счёта.
- Решение занимательных задач в стихах.
- Упражнения с многозначными числами .
- Учимся отгадывать ребусы.
- Числа-великаны. Коллективный счёт.
- Упражнения с многозначными числами.
- Решение ребусов и логических задач.
- Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Загадки - смекалки.
- Игра «Знай свой разряд».
- Обратные задачи.
- Практикум «Подумай и реши.
- Задачи с изменением вопроса.
- Проектная деятельность «Газета любознательных»
- Решение нестандартных задач.
- Решение олимпиадных задач.
- Решение задач международной игры «Кенгуру»
- Математические горки.
- Наглядная алгебра.
- Решение логических задач.
- Игра «У кого какая цифра»
- Знакомьтесь: Архимед!
- Задачи с многовариантными решениями.
- Знакомьтесь: Пифагор!
- Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
- Задачи с многовариантными решениями.
- Математический КВН
Учебно-тематическое планирование на 3 класс
Раздел Тема | Сроки | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | ||
Личностные | Метапредметные (УУД, работа с текстом) | Предметные | |||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | I неделя сентября | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. | Создавать к тексту задачи вспомогательные модели в виде схем, схематического рисунка краткой записи. | Устный счёт |
2. Как люди научились считать | II неделя сентября | Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения. | Слушать высказывания других, принимать другую точку зрения. | Строить отрезок натурального ряда в пределах 100; выполнять операции сложения и вычитания с натуральными числами второго десятка на основе понятия «разрядные слагаемые». | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» |
3. Интересные приемы устного счёта. | III неделя сентября | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Осознанно строить речевые высказывания в устной форме. | Иметь представление о решении занимательных задач на перекладывание палочек и прохождении математических лабиринтов; | Устный счёт |
4. Решение занимательных задач в стихах. | IV неделя сентября | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | Давать ответ на вопрос задачи на основе оценки информации, заданной с помощью отрезков (прообраза линейной диаграммы | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач |
5. Упражнения с многозначными числами. | I неделя октября | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | Выполнять сложение и вычитание двузначных чисел «с переходом через разряд», где результатом сложения является двузначное число второго десятка, на основе знания табличных случаев | |
6. Учимся отгадывать ребусы. | II неделя октября
| Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. | Решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; уметь объяснить, как получен результат заданного математического ребуса | Составление математических ребусов |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | III неделя октября | В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | Решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание). | Решение теста -кроссворда |
8. Упражнения с многозначными числами | IV неделя октября | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Заполнять магические квадраты 3х3; проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот. | Работа с алгоритмом |
9. Решение ребусов и логических задач. | II неделя ноября
| Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | Решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание). | Самостоятельная работа Мини-олимпиада |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | III неделя ноября | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | Иметь представление о решении занимательных задач на перекладывание палочек и прохождении математических лабиринтов и разрезании и составлении фигур. | Составление схем, диаграмм |
11. Загадки- смекалки. | IV неделя ноября | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100. | Составление загадок, требующих математического решения |
12. Игра «Знай свой разряд». | I неделя декабря | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. | Определять причины явлений, событий. | Использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа. | Работа с таблицей разрядов |
13. Обратные задачи. | II неделя декабря | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. | Создавать к тексту задачи вспомогательные модели в виде схем, схематического рисунка краткой записи. | Работа в группах «Найди пару» |
14. Практикум «Подумай и реши». | III неделя декабря | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки. | Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами |
15.Задачи с изменением вопроса. | IV неделя декабря | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | Отличать заведомо ложные высказывания. Правильно употреблять термины «есть», «существует», «некоторые»; | Инсценирования задач |
16. «Газета любознательных». | V неделя декабря | В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. | Группировать факты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи. | Проектная деятельность |
17.Решение нестандартных задач. | III неделя января | Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | Соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью. | Решение задач на установление причинно-следственных отношений |
18.Решение олимпиадных задач. | IV неделя января | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач. | Решение заданий повышенной трудности |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | V неделя января | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов | Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения | Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки. | Решение заданий повышенной трудности |
20. Школьная олимпиада | I неделя февраля | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи. | Решение заданий повышенной трудности |
21. Игра «Работа над ошибками» | II неделя февраля | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уров.) | Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный. Прогнозировать результат вычислений. | Работа над ошибками олимпиадных заданий |
22.Математические горки. | III неделяфевраля | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия | Решение задач на преобразование неравенств |
23. Наглядная алгебра. | IV неделяфевраля | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения | Работа в группах: инсценирование |
24.Решение логических задач. | I неделя марта | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. | Определять причины явлений, событий. | Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. | Схематическое изображение задач |
25.Игра «У кого какая цифра» | II неделя марта | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | Использовать вспомогательные модели для решения задачи. | Творческая работа |
26.Знакомьтесь: Архимед! | III неделя марта | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | Осознанно строить речевые высказывания в устной форме. | Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде презентации | Работа с энциклопедиями и справочной литературой |
27.Задачи с многовариантными решениями. | IV неделямарта | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Применять знания и способы действий в измененных условиях | Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия. | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения |
28.Знакомьтесь: Пифагор! | I неделя апреля | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов | Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения | Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений. | Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» |
29.Задачи с многовариантными решениями. | II неделя апреля | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей. | Работа в парах по решению задач |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | III неделя апреля | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | Описывать явления и события с использованием буквенных выражений, уравнений и неравенств. | Составление знаковых систем |
31.Задачи с многовариантными решениями. | IV неделя апреля | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи. | Индивидуальная работа |
32.Математический КВН | II неделя мая | Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи. | Работа в группах |
33. Защита проектов по математике | III неделя мая | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | |
34. Круглый стол «Подведем итоги» | IV неделя мая | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. | Определять причины явлений, событий. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
ИТОГО: 34 ч
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Волкова С И, Моро М И « Для тех кто любит математику» тетрадь 3 класс М., Просвещение 2013
6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002г
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
8. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
10. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
11. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
12. Холодова О. Юным умникам и умницам. 3 класс. М.: «Рост книга», 2014
13. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика"
Данная программа расчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор....
Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"
Программа разработана с целью проведения занятий внеурочной деятельности....
Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"
Материал по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика". 3 класс....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс
Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс....